Краткие сюжеты трагедий Шекспира
Как драматург Шекспир начал выступать с 90-х годов XVI века. Исследователи считают, что сначала он обрабатывал уже существовавшие пьесы и лишь затем перешел к созданию своих собственных произведений. Впрочем, многие драмы Шекспира являются оригинальными переделками более древних пьес. Наследие Шекспира составляют 154 сонета, несколько небольших поэм и тридцать семь пьес. Величайшей трагедией Шекспира является «Гамлет» (1601), или «Трагическая история о Гамлете, принце датском» ( «Гамлет»), В этой трагедии отразился исторический парадокс, заключавшийся в том, что эпоха Возрождения, раскрепостившая личность, явилась началом перехода к новому общественному укладу – капиталистическому. Распадение феодальных связей породило величайший расцвет освобожденной мысли и живого искусства. Но на смену феодальному миру шел мир капиталистический, несший новое рабство для народа, новые оковы для мысли.
Гуманисты той эпохи могли только мечтать о счастье человечества, они могли толковать жизнь, но создать это счастье, изменить жизнь они были бессильны. Они создавали утопию. Разлад между мечтой и действительностью порождал в них «гамлетовскую» скорбь. В основе каждой пьесы Шекспира – яркое и значительное событие, раскрываемое в движении от начала до развязки. Каждая сцена, взятая в отдельности, содержит свой драматизм. Герои Шекспира не жертвы обстоятельств, они сами создают обстоятельства, решающие их судьбу.
Они направляют свою волю и душевные силы на определенные цели; выдвижение человека в центр делает менее значительным фактором конкретную обстановку события. Театр Шекспира – театр человека, а фоном для него является как подлинная действительность, так и более или менее вымышленный мир. У Шекспира нет недоговоренностей, невыраженных подтекстов. Ему присуща манера «выворачивать наружу внутреннюю жизнь», и не только ее, – смысл происходящих событий освещается в речах персонажей. Все средства выразительности служат Шекспиру для воплощения комического или трагического в жизни. Он выговаривает все, но вместе с тем возбуждает воображение зрителей и читателей, предоставляя им многое домысливать.
Пьесы Шекспира не сходят с театральных подмостков на протяжении нескольких столетий: огромный поэтический дар Шекспира, бескомпромиссность в постановке и решении им острейших проблем и напряженных нравственных конфликтов не могут устареть. «Душа нашего века, чудо нашей сцены, он принадлежит не одному веку, но всем временам», – писал о Шекспире его младший современник, английский драматург Бен Джонсон.