Войти
Закрыть

Развитие человека

8 Клас , Биология 8 класс Задорожный (новая программа)

 

57. Развитие человека

Прежде чем приступить к изучению процессов развития человека, вспомните, как может происходить развитие у животных. Каким животным присуще развитие с метаморфозом, а каким — без метаморфоза? У каких животных зародыш развивается в теле матери?

Онтогенез и факторы, на него влияющие

Онтогенез — это индивидуальное развитие организма от момента зарождения до естественной смерти или до прекращения существования одноклеточного организма в результате деления.

Термин «онтогенез» был предложен немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. В основе онтогенеза лежит процесс последовательной и необратимой реализации наследственной информации конкретного организма. На реализацию этой информации (и, соответственно, на протекание онтогенеза) может влиять много различных факторов. К ним относят условия окружающей среды, нейрогуморальную и гормональную регуляцию и т. п.

Эмбриональный период развития

Эмбриональный (зародышевый) период длится от момента образования зиготы до рождения ребенка (рис. 57.1). В этот период из одной клетки формируются все ткани и системы органов организма.

Зародышевое развитие человека состоит из нескольких этапов: дробление, образование зародышевых листков и оболочек, образование тканей (гистогенез) и органов (органогенез).

Через четыре-пять дней после оплодотворения однослойный зародыш с полостью внутри попадает в полость матки. После этого он погружается в ее слизистую оболочку и прикрепляется к ней. Этот процесс называется имплантацией.

Рис. 57.1. Эмбриональное развитие

Начинается эмбриональный период внутриутробного развития. Сначала формируются три зародышевые оболочки и три зародышевых листка. Зародышевые оболочки образуются из части клеток зародыша. Во внешней оболочке имеются ворсинки с капиллярами, посредством которых зародыш питается и дышит. Внутренняя оболочка тонкая и прозрачная, она образует пузырь, полость которого заполнена околоплодной жидкостью, защищающей зародыш от механических повреждений. Внешняя и средняя оболочки участвуют в образовании плаценты вместе со слизистой оболочкой матки.

На 10-14-й день после оплодотворения клетки зародыша формируют зародышевые листки, из которых затем образуются все органы и ткани. Начиная с 9-й недели внутриутробного развития и до момента рождения организм называют плодом. Плод имеет свою окружающую среду, состоящую из зародышевых оболочек, околоплодных вод и пуповины — шнурообразного органа, который отходит от плаценты и соединяет плод с материнским организмом.

Постэмбриональный период

Постэмбриональный период — это период жизни человека после рождения (рис. 57.2, с. 200). Его можно разделить на несколько этапов, длительность которых отличается у мужчин и женщин. Кроме того, большое значение имеют наследственность и образ жизни человека. Внешние факторы также могут влиять на продолжительность отдельных этапов онтогенеза.

Таким образом, в жизни человека выделяют следующие возрастные периоды:

Период младенчества (первые 10 дней): происходит перестройка организма, обусловленная адаптацией к жизни вне организма матери. Разрушаются структуры, связанные с обменом веществ через плаценту.

Рис. 57.2. Постэмбриональное развитие мужчин

Грудной период (10 дней — 1 год) характеризуется наиболее высокими в постэмбриональном периоде темпами роста и развития всех систем органов, а также укреплением опорно-двигательного аппарата, формированием большого количества условных рефлексов.

Раннее детство (1-3 года): наблюдаются высокие темпы роста и развития всех систем органов; начало самостоятельных активных движений; переход на питание взрослой пищей; развитие молочных зубов; начало использования речи. В конце периода темпы роста замедляются.

Первое детство (4-7 лет): замедляются темпы роста; происходит активное накопление информации об окружающем мире; формируются умения и навыки, необходимые для самостоятельной жизнедеятельности; развиваются постоянные зубы.

Второе детство (8-12 лет у мальчиков, 8-11 лет у девочек): относительно невысокие темпы роста; продолжается активное накопление информации об окружающем мире и формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности.

Подростковый период (13-16 лет у мужчин, 12-15 лет у девочек): начало периода полового созревания; резкое увеличение темпов роста; существенные гормональные перестройки в организме, начало функционирования половых систем.

Юношеский период (17-21 год у юношей, 16-20 лет у девушек): завершение периода полового созревания; замедление темпов развития и прекращение роста тела, половые системы выходят на нормальный режим функционирования.

Зрелый возраст (первый период — 22-35 лет у мужчин, 21-35 лет у женщин): наиболее продуктивный период жизни; развитие способностей достигает высшего уровня, работа всех систем организма становится наиболее эффективной.

Зрелый возраст (второй период — 36-60 лет у мужчин, 36-55 лет у женщин): очень продуктивный период; достаточно высокие физические возможности наряду с богатым опытом позволяют достигать высоких результатов. В конце периода наблюдается постепенное угасание функций репродуктивной системы.

Преклонный возраст (61-74 года у мужчин, 56-74 года у женщин): состояние организма существенно зависит от особенностей образа жизни, который человек вел в предыдущие периоды. Репродуктивные функции у мужчин продолжают снижаться, у женщин прекращаются вообще.

Старческий возраст (75-90 лет): в организме происходят структурные, функциональные и биохимические изменения, которые в значительной мере ограничивают его возможности.

Долгожительство (более 90 лет): в организме продолжаются структурные, функциональные и биохимические изменения, которые ограничивают его возможности.

Развитие человека состоит из двух основных этапов — эмбрионального и постэмбрионального. Период жизни человека после рождения можно разделить на несколько этапов, длительность которых отличается у мужчин и женщин.

Проверьте свои знания

1. Что такое онтогенез?

2. Какие периоды развития выделяют у человека?

3. Какие процессы происходят во время эмбрионального развития?

4. Зачем нужны зародышевые оболочки?

5. Какие процессы происходят во время постэмбрионального развития?

6. На какие периоды можно разделить жизнь человека?

7. Какие факторы могут влиять на продолжительность периодов жизни человека?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Биология 8 класс Задорожный (новая программа)", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду