Ученые-биологи Украины

9 Клас , Биология 9 класс Задорожный (новая программа)

Ученые-биологи Украины*

* На сайте interactive.ranok.com.ua размещен расширенный справочник с информацией об ученых-биологах Украины и мира.

Алексеева Елена Семеновна (1926—2006)

Выдающийся украинский ученый-селекционер. Работала в области селекции гречихи. Доктор сельскохозяйственных наук, профессор. Заслуженный деятель науки и техники Украины. Награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалями. А. С. Алексеева опубликовала более 350 научных работ, подготовила 27 кандидатов наук и четырех докторов наук. Создала мировую коллекцию генофонда гречихи в Украине. Является основателем научной школы ученых по селекции, семеноводству и технологии выращивания гречихи. При участии А. С. Алексеевой основана Тернопольская научно-производственная система «Гречка», выведены и переданы на сортоиспытания 30 сортов гречихи, 12 из которых районированы.

Вернадский Владимир Иванович (1863—1945)

Украинский естествоиспытатель, основатель геохимии, биогеохимии и радиогеологии, учения о биосфере. Профессор Московского университета, один из основателей и первый президент Украинской академии наук. Организатор Комиссии по изучению вечной мерзлоты, инициатор создания Международной комиссии по определению абсолютного возраста горных пород радиоактивным методом. В своих исследованиях выдвинул проблемы роли организмов в геохимических процессах.

Гершензон Сергей Михайлович (1906—1998)

Известный ученый, доктор биологических наук, профессор, академик НАН Украины, Герой Социалистического Труда. Работал в области генетики. Проводил исследования химического мутагенеза, мобильных генетических элементов, обратной транскрипции. Активно работал в области популяционной и молекулярной генетики. Исследовал механизмы наследственной изменчивости в природных популяциях.

Ковалевский Александр Онуфриевич (1840—1901)

Выдающийся биолог и эмбриолог. Один из основателей эволюционной эмбриологии и физиологии. Был профессором в университетах Казани, Киева, Одессы и Санкт-Петербурга. Основатель (вместе с И. И. Мечниковым) теории зародышевых листков. Один из основателей Севастопольской морской биологической станции. Долгое время (1892-1901) был ее директором.

Липский Владимир Ипполитович (1863—1937)

Выдающийся украинский ученый-флорист, систематик растений, ботанико-географ, член Киевского общества естествоиспытателей. Изучал флору Бессарабии, Кавказа. Одним из первых описал флору Индонезии, Туниса, Алжира и Средней Азии. Открыл и описал четыре новых для науки рода и более 220 видов растений, собрал огромные коллекции для естественных музеев, написал более 100 научных трудов.

Мечников Илья Ильич (1845—1916)

Всемирно известный биолог и патолог, зоолог и эмбриолог, бактериолог и иммунолог, основатель эволюционной эмбриологии и геронтологии, автор теории иммунитета и воспаления. В 1882 г. ученый сделал открытие в области фагоцитоза, за что в 1908 г. получил Нобелевскую премию.

Навашин Сергей Гаврилович (1857—1930)

Ботаник, цитолог и эмбриолог растений, работал в Киевском университете. Заложил основы морфологии хромосом и кариосистематики, открыл в 1898 г. двойное оплодотворение у покрытосеменных растений, создал отечественную школу цитологии и эмбриологии растений.

Палладин Александр Владимирович (1885—1972)

Известный ученый, профессор, академик НАН Украины и АН СССР. Работал в области биохимии. Основатель украинской школы биохимиков. В 1946-1962 гг. — президент АН Украины. Первым начал изучение биохимии нервной системы. Впервые в СССР начал биохимические исследования витаминов. Является основателем ряда научных направлений. Среди них нейрохимия, биохимия питания, сравнительная и эволюционная биохимия, биохимия спорта.

Ремесло Василий Николаевич (1907—1983)

Выдающийся украинский ученый-селекционер. Работал в области селекции пшеницы. Лауреат Ленинской и Государственных премий. Дважды Герой Социалистического Труда. Большой заслугой ученого является разработка и внедрение в селекционную практику метода получения высокоурожайных сортов озимой пшеницы с повышенной устойчивостью к экстремальным условиям. Создал и районировал 20 сортов озимой пшеницы, в том числе известный сорт «Мироновская-808». Автор более 200 научных работ, в том числе 5 монографий.

Симиренко Лев Платонович (1855—1920)

Выдающийся украинский ученый, работавший в области помологии. Член-корреспондент Бельгийского общества садоводов, почетный член Французского национального помологического общества. Автор издания «Помология» в трех томах. Акклиматизировал и вывел новые сорта плодовых деревьев. Автор известного сорта яблони Ренет Симиренко. Создал один из крупнейших в Европе помологических питомников, который включал 900 сортов яблонь, 889 сортов груш, 350 сортов вишни и черешни и другие виды плодовых деревьев.

Черненко Семен Федорович (1877—1974)

Выдающийся украинский ученый-селекционер. Герой Социалистического труда. Автор около 50 научных статей и 2 книг. Вывел более 60 сортов яблонь и 10 сортов груш. Селекцией занимался с 1902 г. Работал в Воздвиженском сельскохозяйственном училище. На территории Украины вывел 16 сортов яблонь и 1 сорт груш. Затем работал в Институте плодово-ягодных культур (г. Козлов, ныне г. Мичуринск).

Шмальгаузен Иван Иванович (1884—1963)

Один из величайших ученых XX века, профессор Петербургского и Киевского университетов. Написал более 200 научных работ по эволюционной морфологии, эмбриологии, экспериментальной биологии, экологии, генетике и теории эволюции, занимался разработкой математических методов биологических исследований, теоретик эволюционного учения. Труды И. И. Шмальгаузена вошли в золотой фонд отечественной и мировой науки.

Юрьев Василий Яковлевич (1879—1962)

Выдающийся украинский ученый-селекционер. Автор около 100 научных публикаций. Занимался вопросами методики и организации селекции, сортоиспытания и наследственности сельскохозяйственных культур. Вывел много сортов озимой и яровой пшеницы, проса, кукурузы и других культур.

Генетический код

Основные свойства генетического кода

1) Каждая аминокислота кодируется последовательностью из трех нуклеотидов, называемой триплетом, или кодоном.

2) Во всех организмах одни и те же аминокислоты кодируются одними и теми же кодонами, то есть код универсален.

3) Код является вырожденным — одна аминокислота кодируется более чем одним триплетом (исключение - метионин и триптофан).

4) Код однозначен — каждый кодон (триплет) кодирует только одну аминокислоту.

5) Код не перекрывается: кодоны считываются один за одним. Например, считывание последовательности АУГГЦАЦГА происходит только таким образом: АУГ/ГЦА/ЦГА. Считывание АУГ/УГГ/ГГЦ или АУГ/ГГЦ/ЦАЦ невозможно.

Даний матеріал відноситься до підручника "Биология 9 класс Задорожный (новая программа)", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)