Войти
Закрыть

Обобщение. Принципы организации и функционирования молекулярного, клеточного и организменного уровней жизни

10 Клас , Биология 10 класс Балан, Вервес, Полищук (уровень стандарта, академический уровень)

 

Обобщение. Принципы организации и функционирования молекулярного, клеточного и организменного уровней жизни

На молекулярном уровне жизни происходят химические процессы и превращения энергии, а также кодируется, сохраняется, изменяется и реализуется наследственная информация. Со взаимодействиями молекул неорганических (вода, соли, неорганические кислоты) и органических (белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты и т. п.) соединений связаны процессы жизнедеятельности организмов, в частности обмен веществ. Средой для нормального функционирования этого уровня служат клетки.

Клеточный уровень организации живой материи характеризуется тем, что в каждой клетке как одноклеточных, так и многоклеточных организмов происходит обмен веществ и превращение энергии, хранение и реализация наследственной информации. Клетки способны к размножению и передаче наследственной информации дочерним клеткам. Одноклеточные организмы всегда развиваются из одной клетки при основных способах размножения - половом и бесполом. Следовательно, клетка является элементарной единицей строения, жизнедеятельности и развития живой материи. Средой существования клеток одноклеточных организмов служит экосистема, многоклеточных — сам организм.

Организменный уровень жизни характеризуется тем, что каждое существо является самостоятельной открытой живой системой, в которой происходят обмен веществ и превращение энергии, хранение и реализация наследственной информации. Большинство многоклеточных организмов имеет органы и системы органов, построенные из разных типов тканей. Организмы способны к размножению и передаче наследственной информации потомкам. Многоклеточные организмы часто развиваются из одной клетки при половом и бесполом размножении. При вегетативном размножении они развиваются из многоклеточных частей материнского организма. Многоклеточным организмам присуще индивидуальное развитие, или онтогенез, который начинается зарождением и заканчивается естественной смертью. Каждый организм относится к определенному биологическому виду и представляет собой самостоятельную единицу, входящую в состав популяции. Средой обитания организмов служит экосистема.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11

СТРОЕНИЕ ТКАНЕЙ РАСТЕНИЙ

Цель: ознакомиться с особенностями строения разных типов тканей растений, обратить внимание на соответствие их строения выполняемым функциям.

Оборудование и материалы: световые микроскопы, постоянные микропрепараты покровной, проводящей, механической, образовательной и основной ткани растений, микрофотографии этих тканей.

Ход работы

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. При малом увеличении микроскопа найдите на препаратах клетки образовательной ткани корня подсолнечника, кукурузы и т. п. Рассмотрите эту ткань при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на особенности строения: относительно тонкие стенки клеток, увеличенные ядра, отсутствие хорошо выраженного межклеточного вещества и т. п.

3. Рассмотрите микропрепарат клеток кожицы листа подсолнечника, кукурузы, лука, элодеи и т. п. Обратите внимание на форму клеток, характер соединения их между собой, строение устьиц.

4. Рассмотрите препарат поперечного среза через стебель многолетнего древесного растения. Обратите внимание на пробку и другие элементы коры, строение луба, ситовидные трубки, камбий, сосуды, сердцевину. Найдите годовые кольца и сердцевинные лучи.

5. Зарисуйте все рассмотренные препараты и сравните увиденное с микрофотографиями.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12

СТРОЕНИЕ ТКАНЕЙ ЖИВОТНЫХ

Цель: ознакомиться с особенностями строения разных типов тканей животных, обратить внимание на соответствие их строения выполняемым функциям.

Оборудование и материалы: световые микроскопы, постоянные микропрепараты эпителиальной, нервной и мышечной тканей, тканей внутренней среды, микрофотографии этих тканей.

Ход работы

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. При малом увеличении микроскопа найдите на микропрепаратах клетки эпителиальной ткани. Рассмотрите эту ткань при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на форму клеток, их взаиморасположение, соотношение клеток и межклеточного вещества.

3. Так же рассмотрите препарат хрящевой, костной и других разновидностей тканей внутренней среды. Обратите внимание на строение межклеточного вещества, в частности на размещение в нем волокон.

4. Рассмотрите препарат нервной ткани спинного или головного мозга, найдите серое вещество, а в нем — нервные клетки. Отметьте характерные особенности строения нервной ткани.

5. Рассмотрите препараты мышечной ткани. Найдите ядра и сократительные волокна.

6. Зарисуйте рассмотренные препараты, сравните увиденное с микрофотографиями каждой из тканей. Найдите особенности строения эпителиальной, нервной, мышечной тканей и тканей внутренней среды.

ТЕСТ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

I. ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ОТВЕТОВ ПРАВИЛЬНЫЙ

1. Отметьте ткани растений, принадлежащие к покровным: а) кожица; б) сосуды; в) ситовидные трубки; г) древесина.

2. Укажите мышцы, способные к произвольным сокращениям: а) неисчерченные в составе стенок кровеносных сосудов; б) исчерченные глотки; в) сердечная; г) неисчерченные в составе стенок кишечника.

3. Назовите ткань, в состав которой входят устьица: а) основная фотосинтезирующая; б) пробка; в) кожица листа; г) образовательная.

4. Отметьте ткань, у которой хорошо развито межклеточное вещество: а) эпителиальная; б) мышечная; в) нервная; г) соединительная.

II. ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ОТВЕТОВ ДВА ПРАВИЛЬНЫХ

1. Назовите клетки, в которых встречаются хлоропласты: а) основной запасающей ткани; б) образовательной ткани; в) устьиц; г) основной фотосинтезирующей ткани.

2. Назовите ткани, клетки которых способны к делению: а) пробка; б) камбий; в) кожица; г) верхушечная меристема.

3. Назовите свойства, присущие эпителиальной ткани: а) межклеточное вещество почти отсутствует; б) межклетники хорошо развиты; в) клетки расположены на базальной мембране; г) клетки имеют длинные и короткие отростки.

4. Укажите ткани, клетки которых способны производить антитела: а) эпителий кожи; б) нервная; в) кровь; г) лимфа.

III. ЗАДАНИЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

Установите соответствие между клетками организмов животных и человека и принадлежащими им тканями.

IV. ВОПРОСЫ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

1. Что общего и отличного в осуществлении нервной и гуморальной регуляции жизненных функций организмов животных?

2. Почему гомеостаз является необходимым условием существования любого организма? Ответ обоснуйте.

3. Что общего и отличного в регуляции жизненных функций организмов животных и растений?

4. Какие органы и системы органов принимают участие в поддержании гомеостаза у животных?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Биология 10 класс Балан, Вервес, Полищук (уровень стандарта, академический уровень)", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація