Войти
Закрыть

Послезародышевое развитие животных

7 Клас , Биология 7 класс Запорожец, Черевань, Воронцова

 

42. Послезародышевое развитие животных

После вылупления из яйца или рождения начинается послезародышевый этап. В это время организм уже может относительно самостоятельно существовать и питаться. Одновременно с развитием происходит рост, у которого имеются свои особенности.

Прямое послезародышевое развитие

Выделяют два типа послезародышевого развития — прямое (без метаморфоза) и непрямое (с метаморфозом).

При прямом послезародышевом развитии рождается или вылупляется организм, похожий на взрослый, хотя значительно меньше его по размерам. Он не может размножаться, его системы работают не так совершенно. Животное растет, развивается, но план его строения и характер питания принципиально не меняются. Этот тип развития характерен для птиц, млекопитающих, змей и др. (рис. 42.1).

Послезародышевое развитие

Рассмотрим этапы послезародышевого развития. После рождения или вылупления и до полового созревания длится период более интенсивного развития и роста.

В это время организм очень уязвим. Чем меньше взрослые животные заботятся о потомстве, тем больше молодняка гибнет. Если родители проявляют заботу о потомстве и оберегают его, шансов на выживание больше.

Рис. 42.1. Филин и уж — животные, которым свойственно прямое послезародышевое развитие

С наступлением половой зрелости животные становятся способными к размножению. Некоторые организмы размножаются периодически несколько раз в течение жизни (щуки, черепахи), а другие — беспрерывно (паразитические черви). Есть и такие, которые размножаются только один раз в жизни, после чего погибают (нерестовые рыбы, угри).

После зрелости наступает старость — закономерный период в жизни животного, когда оно прекращает размножение, становится менее жизнеспособным. Его шансы на выживание уменьшаются.

Смерть — это прекращение существования. Благодаря смерти на планете происходит смена поколений, а следовательно — эволюция. Таким образом, смерть отдельной особи способствует развитию вида.

Непрямое послезародышевое развитие

При непрямом развитии вылупляется или рождается личинка, которая по строению и образу жизни резко отличается от взрослого организма (рис. 42.2). Этот тип развития позволяет уменьшить конкуренцию между животными и их личинками. Например, бабочки питаются нектаром, а их гусеницы — листьями растений; взрослые лягушки поедают насекомых, а головастики питаются растительной пищей. Кроме того, этот тип развития способствует расселению малоподвижных организмов (например, личинки моллюсков обусловливают распространение вида). Непрямое развитие может проявляться в двух основных формах: с полным и неполным превращением.

Непрямое развитие с полным превращением

Развитие с полным превращением происходит тогда, когда есть стадия покоя (куколка) (рис. 42.3, с. 170). Такое развитие характерно для многих насекомых: бабочек, муравьев, пчел, мух, комаров и др.

Рис. 42.2. Жук-олень и жерлянка — животные с непрямым послезародышевым развитием

Рис. 42.3. Схема непрямого послезародышевого развития с полным превращением на примере бабочки

Куколки неподвижны и не способны питаться. На этой стадии формируются органы и системы органов животного.

Непрямое развитие с неполным превращением Развитие с неполным превращением происходит без стадии куколки (рис. 42.4). Яркими примерами такого превращения служит развитие амфибий, стрекоз и др. Самка стрекозы откладывает яйца на водяное растение или на воду. Из яиц развиваются бескрылые личинки с жабрами, которые ведут подводный образ жизни. Их называют наядами. Это хищники, охотящиеся на водяных обитателей. Наяды могут жить под водой несколько лет. Потом они выбираются на водяное растение, их хитиновый панцирь лопается, и оттуда выползает взрослая особь.

Рис. 42.4. Схема непрямого послезародышевого развития с неполным превращением на примере кузнечика

Рис. 42.5. Амбистома (слева) и аксолотль (справа)

Неотения

Неотения — это особый тип развития, когда половым путем может размножаться не только взрослое животное, но и личинка. Земноводные амбистомы похожи на тритонов, имеют конечности. Их личинки не похожи на взрослую особь, как у всех земноводных, и называются аксолотлями (рис. 42.5). Интересно то, что, не завершив процесс развития, аксолотли способны размножаться половым путем.

Запомните самое важное

Послезародышевое развитие начинается с рождения или вылупления, после чего животное еще не является взрослым, т. к. не может размножаться. Взрослым оно считается тогда, когда становится способным к размножению. Это период зрелости, который заканчивается смертью животного.

Послезародышевое развитие происходит двумя основными способами: прямым и непрямым. При прямом развитии рождается организм, похожий на взрослую особь, при непрямом — не похожий.

Проверьте свои знания

1. Чем характеризуется прямое развитие?

2. Чем характеризуется непрямое развитие?

3. Какие периоды прямого развития можно выделить?

4*. Сравните прямое и непрямое развитие, используя конкретные примеры.

5*. Пользуясь материалами параграфа и дополнительными источниками, объясните, почему у разных животных послезародышевое развитие отличается.

Вывод

Вы рассмотрели общие закономерности функционирования животных организмов, научились сравнивать строение животных разных групп как результат адаптации к средам их обитания.

Вы ознакомились с основными свойствами и особенностями животных: питанием, дыханием, выделением, размножением, ростом, развитием. Теперь вы можете не только рассказать о строении и функциях организмов животных различных групп, но и отыскать причинно-следственные связи между ними.

Такие связи можно найти также между особенностями животных и факторами среды обитания. Они формировались в течение эволюции и лежат в основе единства органического мира.

Проверьте свои знания по теме «Процессы жизнедеятельности животных».

Темы для мини-проектов (на выбор)

1. Мастерство маскировки.

2. Как видят животные.

3. Забота о потомстве.

4. Как животные определяют направление движения.

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Биология 7 класс Запорожец, Черевань, Воронцова", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду