Войти
Закрыть

Пищеварение в ротовой полости. Глотание

8 Клас , Биология 8 класс Мищук (новая программа)

 

§ 9. Пищеварение в ротовой полости. Глотание

Вспомните особенности строения зубов у млекопитающих, обусловленные характером пищи. Какие правила гигиены полости рта вам известны из курса «Основы здоровья»?

Подготовленная к употреблению пища поступает в ротовую полость — начало пищеварительного тракта. Именно здесь начинается процесс переваривания пищи — механическая и химическая ее обработка.

Механическая обработка пищи. В ротовой полости (ил. 21) пища анализируется губами и языком. Губы определяют температуру пищи и частично ее консистенцию. Язык анализирует вкусовые качества пищи — кислое, сладкое, соленое или горькое. Язык — это подвижный мышечный орган, покрытый слизистым эпителием, среди клеток которого имеется около 2 000 вкусовых сосочков (рецепторов), обеспечивающих все разнообразие вкусовых ощущений.

В анализе пищи участвуют и зубы. Зубами мы ощущаем температуру и твердость пищевых частиц. Жевательные мышцы двигают нижнюю челюсть относительно верхней, зубы при этом измельчают пищу, язык перемешивает ее со слюной. Перемешивание измельченной пищи в ротовой полости происходит также при участии мышц щек. Слюна размачивает пищу при пережевывании, способствует формированию пищевого комка, облегчает глотание и прохождение пищи в пищеводе. Хорошо пережеванная пища лучше усваивается и способствует сохранению здорового пищеварительного тракта. Измельченная пища лучше продвигается по пищеварительному тракту. Все это способствует быстрому и полному перевариванию, всасыванию и усвоению пищи.

Строение зубов. В течение жизни у человека последовательно развиваются два типа зубов — молочные (20 зубов) и постоянные (32 зуба). Молочные зубы закладываются еще во внутриутробный период, а появляются с 6 месяцев до 2 лет. До 10-12 лет они полностью сменяются постоянными зубами. Последняя пара зубов (так называемые зубы мудрости) появляется в 20-25 лет.

Ил. 25. Строение зуба

Каждый зуб состоит из коронки, шейки и корня (ил. 25). Корнем зуб крепится в челюсти. Часть зуба, выступающая в ротовую полость и контактирующая с пищей, называется коронкой. Суженная часть зуба между коронкой и корнем, находящаяся в десне, называется шейкой. Внутри зуба имеется полость.

Зуб строится из дентина — твердой зубной ткани (содержит 70 % минеральных солей). Толщина слоя дентина в разных частях зуба колеблется в пределах 2-6 мм. Снаружи коронку зуба покрывает эмаль — очень жесткая зубная ткань (содержит 95 % минеральных солей) белого или слегка желтоватого цвета. Она защищает дентин и пульпу от воздействия внешних факторов. Эмаль является самой твердой тканью человеческого организма, которая, разрушившись, не восстанавливается. Вспомните, при каких условиях эмаль может стираться и трескаться.

Корень и шейка зуба покрыты цементом — разновидностью костной ткани. В отличие от кости, он содержит больше фосфата кальция. Благодаря цементу зуб плотно крепится в челюсти. Полость зуба заполнена пульпой — рыхлой соединительной тканью с большим количеством кровеносных сосудов и нервных волокон.

Типы зубов. Человек — существо всеядное, поэтому обладает дифференцированными зубами, приспособленными для выполнения различных функций. В зависимости от функций и анатомической формы зубы делятся на четыре типа: резцы, клыки, малые коренные и большие коренные (ил. 21, 26).

Спереди в верхней и нижней челюстях имеется по 4 плоских резца, функция которых заключается в отрезании кусков пищи.

Резцы имеют долотообразную форму коронки и один корень. Позади резцов находятся клыки, имеющие один корень и коническую форму коронки. Функция клыков — удерживать и разрывать пищу. Позади клыков с каждой стороны имеется по 2 малых и по 3 больших коренных зуба. Коренные зубы обладают холмистой жевательной поверхностью. Малые коренные зубы обеспечивают измельчение пищи. У них один корень (обычно верхний первый малый коренной зуб имеет раздвоенный корень) и округлая форма коронки. Большие коренные зубы обеспечивают растирание пищи. У них кубовидная форма коронки, три (верхние зубы) или два (нижние зубы) корня.

Смыкание верхних резцов с нижними называется прикусом. Если верхние резцы расположены немного впереди по отношению к нижним, это усиливает их режущее действие. Такой прикус считается правильным.

Ил. 26. Типы зубов: 1 — резец; 2 — клык; 3 — малый коренной зуб; 4 — большой коренной зуб

Лабораторное исследование

Тема. Внешнее строение зубов.

Цель: исследовать внешнее строение зуба; определить тип зуба; выявить особенности, по которым можно распознать различные типы зубов; установить и обосновать взаимосвязь между анатомическим типом зуба и выполняемыми им функциями.

Оборудование: набор муляжей или моделей: «Человеческая челюсть», «Зуб», «Типы зубов».

Ход исследования

1. Рассмотрите муляж (модель) зуба. Найдите коронку, корень и шейку зуба. Схематически изобразите в тетради внешнее строение зуба и подпишите его составляющие.

2. Выясните: а) какую форму имеет коронка зуба; б) сколько корней имеет зуб.

3. Определите, к какому типу относится исследуемый зуб.

4. Сравните рассматриваемую модель зуба с ил. 26.

5. Сделайте вывод об особенностях внешнего строения зуба в связи с выполняемыми им функциями.

Заболевания зубов и их профилактика. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 70 % людей нуждаются в лечении зубов. Среди факторов, вызывающих заболевания зубов, выделяют следующие: несоблюдение гигиены зубов и ротовой полости, характер питания, режим жизни, стрессы, неблагоприятная экологическая ситуация. Развитие заболеваний зубов зависит от индивидуальных особенностей организма, состояния иммунитета, наследственности.

Самым распространенным заболеванием зубов является кариес. Он возникает в результате воздействия на эмаль кислот, образующихся при распаде пищи и растворяющих ее минеральные соли. Наиболее опасна молочная кислота, образующаяся в процессе расщепления углеводов. Через поврежденную эмаль повреждается и дентин. В поврежденные зубы проникают микроорганизмы, которые еще больше их разрушают, и, распространяясь по всему организму, могут вызывать инфекционные заболевания. Развитию кариеса способствует также нехватка витаминов (особенно витаминов группы В и витамина D), солей кальция, фосфора, фтора и др. Если в ротовой полости накапливается большое количество бактерий, они могут вызвать воспаление десен — пародонтоз. Несоблюдение гигиенических требований ухода за зубами приводит к тому, что зубной налет становится твердым и превращается в зубной камень, который уже нельзя удалить с помощью зубной щетки.

К основным направлениям профилактики заболеваний зубов относятся: соблюдение здорового образа жизни, рациональное питание, гигиена полости рта.

С правилами гигиены полости рта вы ознакомлены в курсе «Основы здоровья», поэтому кратко остановимся на некоторых основных правилах ухода за зубами. Ведь здоровые зубы — залог хорошей механической обработки пищи, успешного ее дальнейшего переваривания, создания оптимальных условий для работы желудка и кишечника. Здоровые зубы — украшение лица человека.

Как правильно ухаживать за зубами?

  • Чистить зубы утром и вечером.
  • После чистки зубов использовать зубную нить (флосс), а затем — ополаскиватель.
  • Раз в полгода посещать стоматолога.
  • Если возникают определенные проблемы с зубами и деснами, болевые ощущения или отеки, следует немедленно обратиться к стоматологу.

Как выбрать зубную щетку и пасту?

  • Необходимо учитывать состояние полости рта, наличие заболеваний десен, зубного налета, искривленность, скученность зубов, наличие ортодонтических конструкций и т. п.
  • Обращать внимание на основные характеристики современных зубных паст и щеток. Чтобы не ошибиться, лучше обратиться за советом к стоматологу. Он профессионально определит состояние полости рта и поможет подобрать соответствующую зубную пасту и щетку.
  • Зубную щетку следует менять раз в 4-6 месяцев, а при пародонтозе — раз в два месяца.

Что больше всего вредит нашим зубам?

  • Плохая гигиена полости рта, кислая и сладкая пища.
  • Курение, чай в пакетиках, «цветная пища», портящие цвет зубов.

Химическая обработка пищи. Ежедневно у человека образуется около 2 л слюны, выделяемой большими слюнными железами (околоушными, подчелюстными и подъязычными) и значительным количеством мелких щечных желез, находящихся в полости рта (ил. 20). Слюна является смесью секретов всех слюнных желез. Это бесцветная вязкая жидкость, которая имеет слабощелочную реакцию и на 98-99 % состоит из воды. Слюна содержит минеральные и органические вещества, среди которых есть ферменты (амилаза, мальтаза), расщепляющие сложные углеводы (крахмал, гликоген) до простых и частично до глюкозы. Благодаря наличию в слюне белкового слизистого вещества — муцина — происходит формирование пищевого комка. В слюне присутствует вещество лизоцим, обладающее антибактериальными свойствами.

Состав, количество и свойства слюны зависят от характера пищи, состояния организма и т. п. Если употребляется жидкая пища — слюны выделяется меньше. Если пища сухая — количество слюны увеличивается и она становится более жидкой.

Глотание (ил. 27). Сформированный в ротовой полости пищевой комок движениями языка и щек направляется к корню языка. Раздражение рецепторов корня языка сопровождается поднятием мягкого неба, благодаря чему пища не попадает в носовую полость, а сокращением языка проталкивается в глотку. В этот момент происходит закрытие надгортанным хрящом входа в гортань, благодаря чему пища не попадает в дыхательные пути.

Ил. 27. Процесс глотания

После глотания пищевой комок попадает в пищевод, волнообразные движения стенок которого продвигают его в желудок. Между пищеводом и желудком находится сфинктер (мышечное кольцо), который в нормальном состоянии плотно сжат и открывается только при прохождении пищи из пищевода в желудок, а затем снова закрывается, чтобы содержимое желудка не попало в пищевод.

Регуляция слюноотделения и глотания. Слюноотделение регулируется нервной системой. Вследствие раздражения рецепторов языка и слизистой оболочки рта пищей возникают нервные импульсы, которые поступают в центр слюноотделения, находящийся в продолговатом мозге. От него нервные импульсы направляются к слюнным железам, выделяющим слюну. Вид, запах пищи или даже мысль о ней тоже вызывают выделение слюны.

Глотание — это сложный рефлекторный акт, обязательным условием которого является возбуждение рецепторов корня языка. Это возбуждение передается в продолговатый мозг, где находится центр глотания. При глотании происходит задержка дыхания и ускоряется сердцебиение. Человек может влиять на процесс глотания — задерживать или ускорять попадание слюны или пищи на корень языка.

Пищеварение в ротовой полости. Механическая обработка пищи. Строение и функции зубов. Заболевания зубов и их профилактика. Химическая обработка пищи. Слюна. Ферменты слюны. Глотание. Регуляция слюноотделения и глотания

1. В чем заключается механическая обработка пищи? 2. Какие органы ротовой полости участвуют в механической обработке пищи? 3. Каково значение зубов в пищеварении? Из каких частей состоит зуб и из чего он построен? 4. На какие типы в зависимости от их анатомической формы делятся зубы? 5. Какие заболевания зубов являются наиболее распространенными? Почему? 6. Назовите основные направления профилактики заболеваний зубов. 7. Какова роль слюнных желез в химической обработке пищи? 8. Какие ферменты входят в состав слюны? 9. Какие органические вещества расщепляются в ротовой полости? 10. Как происходит процесс глотания? 11. В столовой приготовили салат, в состав которого входил картофель, и приправили его уксусом. Как повлияет на переваривание картофеля в ротовой полости такая приправа? Почему? 12. Почему отсутствие многих зубов приводит к ухудшению пищеварения? 13. Почему рана во рту заживает значительно быстрее, чем рана на поверхности тела? 14. Чтобы убедиться в том, что происходит с углеводами в ротовой полости, проведите простой опыт. Возьмите кусочек черного хлеба. Тщательно пережуйте его и задержите на некоторое время в ротовой полости. Что вы чувствуете? Объясните почему.

Лабораторное исследование

Тема. Действие ферментов слюны на крахмал.

Цель: исследовать влияние ферментов слюны на крахмал; установить и обосновать условия протекания этого процесса.

Вариант 1.

Оборудование и материалы: кусочки накрахмаленного белого полотна, косметические палочки, раствор йода, чашки Петри, пинцеты.

Ход исследования

1. Возьмите два кусочка накрахмаленного белой ткани.

2. Смочив косметическую палочку слюной, на одном из кусочков полотна напишите любую букву или нарисуйте геометрическую фигуру (круг, треугольник, квадрат и т. д.). Позаботьтесь, чтобы ткань была хорошо увлажнена слюной.

3. Увлажненный слюной кусок ткани подержите в руках 5-7 мин, согревая его дыханием.

4. Оба кусочка ткани положите в чашки Петри и нанесите на них несколько капель раствора йода. Что вы наблюдаете? Сравните результаты опытов.

5. Сделайте вывод. О чем свидетельствует изменение окраски?

Вариант 2.

Оборудование и материалы: штатив, 4 пробирки, крахмальный клейстер, хлоридная кислота, лакмус, химический стакан, кубики льда, раствор йода, пипетка, водяная баня, термометр.

Ход исследования

1. Наполните пробирки веществами (по 1 мл) по схеме, как это указано в таблице.

2. Проверьте с помощью лакмусовой бумаги реакцию среды в каждой пробирке. Запишите результаты в соответствующую графу таблицы.

3. Нагрейте воду на водяной бане (до 37 °С) и поставьте туда пробирки №№ 1, 3, 4. В химический стакан налейте холодной воды, положите туда несколько кубиков льда и поместите в нее пробирку № 2.

4. Через 15-20 мин добавьте в каждую пробирку по 2-3 капли раствора йода. Обычно при наличии крахмала раствор меняет свой цвет на фиолетовый. В какой из пробирок цвет отличается от обычного фиолетового? Почему?

5. Сделайте вывод: влияют ли ферменты слюны на крахмал? При каких условиях происходит процесс расщепления?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Биология 8 класс Мищук (новая программа)", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду
 

Template not found: /templates/Red/reklamaundersite.tpl