Войти
Закрыть

Значение знаний о человеке для сохранения его здоровья

8 Клас , https://vchys.com.ua/biology/8-klas/2096-byologyia-8-klass-matiash-novaia-programma.html

 

§ 4. ЗНАЧЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЕГО ЗДОРОВЬЯ

Вспомните из курса основ здоровья, что такое здоровый образ жизни и каково его значение для человека. Какие факторы негативно влияют на здоровье человека? Что такое гомеостаз и адаптация?

Науки, изучающие организм человека. Организм человека как биологическую систему изучают разные науки, преимущественно биологические. Основные из них:

• анатомия человека - изучает форму и строение отдельных органов, их систем и всего организма;

• физиология человека - наука о функциях отдельных органов и их систем, процессы жизнедеятельности организма в целом;

• генетика человека изучает закономерности наследственности и изменчивости;

• биология индивидуального развития изучает закономерности как зародышевого, так и послезародышевого развития человека;

• экология человека изучает связи человека с окружающей средой, его приспособления к изменениям условий окружающей среды, влияние человеческой деятельности на другие организмы и нашу планету в целом.

Биологические знания о деятельности человеческого организма являются основой для медицины и гигиены. Медицина - наука о здоровье человека, причинах его заболеваний, методах диагностики, лечения и их профилактике. Гигиена изучает влияние разных факторов окружающей среды, в том числе социальных (условий труда, быта, уровня культуры и т. п.), на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни.

АКТИВИЗИРУЙТЕ СВОИ ЗНАНИЯ

Вспомните: здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия, высокой работоспособности и социальной активности человека.

Общими показателями здорового организма человека являются его способность приспосабливаться (адаптироваться) к влияниям разнообразных факторов окружающей среды (тепло, холод, влажность и т. п.) и возможность обеспечивать высокую физическую и умственную работоспособность без перенапряжения и нарушения деятельности основных физиологических систем организма.

Если равновесие между организмом и действием факторов окружающей среды нарушается, то он становится неспособным в полной мере поддерживать гомеостаз. Например, недостаток или отсутствие Йода в пище или воде может стать причиной заболеваний щитовидной железы. Паразитические организмы, попав в организм человека, питаются за его счет, нарушая обмен веществ хозяина и т. п.

Что такое болезнь? Понятием болезнь определяют нарушения структурно-функциональных свойств клеток, тканей, органов, систем органов, вследствие чего снижаются приспособительные возможности и работоспособность человека.

Болезней очень много, как и причин, которые к ним приводят. Это в основном вредные привычки, неправильное питание, недостаточная физическая активность, несоблюдение санитарно-гигиенических норм, загрязнение окружающей среды, паразиты и т. п. Возбудителей инфекционных и инвазионных заболеваний могут распространять переносчики, например кровососущие насекомые или клещи (вспомните, какие организмы распространяют возбудителей малярии, клещевого энцефалита, чумы и т. п.).

ЗАПОМНИТЕ! Инфекционными называются заболевания, возбудителями которых являются вирусы, бактерии и грибы, а инвазионными - те, которые вызывают паразитические животные, например гельминты (вспомните, какие животные относятся к гельминтам).

Все мероприятия по здравоохранению человека делятся на лечебные и профилактические. Лечение включает диагностику, то есть определение причины заболевания, само лечение и реабилитацию - восстановление организма во время выздоровления. Важной составляющей лечения является профилактика заболеваний. Это совокупность мер, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний, укрепление здоровья.

Какие существуют методы диагностики состояния органов или организма человека? Вывод об общем состоянии здоровья человека можно сделать на основании ряда исследований: медицинских, биохимических, физических, анатомических, генетических и т. п. Полученные в результате проведенных исследований показатели состояния организма человека сравнивают со средними значениями этих показателей у здоровых людей соответствующего возраста и пола.

Биохимические методы применяют для определения разных показателей химического состава нашего организма: состава крови, пищеварительных соков и т. п. (рис. 23). Например, людям, больным сахарным диабетом, нужно постоянно контролировать уровень глюкозы в крови. Для этого существуют специальные приборы - глюкометры (рис. 24). Продолжительный высокий уровень глюкозы в крови является поводом для немедленного обращения к врачу.

Рис. 23. Современная биохимическая лаборатория

Рис. 24. Глюкометр: прибор для измерения уровня глюкозы в крови

Рис. 25. Тонометр: прибор для измерения артериального давления

Рис. 26. Электрокардиограф и полученные с его помощью показатели деятельности сердца (электрокардиограмма)

Физические методы используются для исследования строения и состояния организма человека в целом и отдельных его органов. Примерами таких методов могут служить: измерение артериального давления, исследования работы сердца (электрокардиография), мозга (электроэнцефалография), рентгенография, ультразвуковая диагностика (УЗД), магнитно-резонансная томография (МРТ).

Артериальное давление измеряют с помощью специальных приборов - тонометров (рис. 25). Постоянно повышенное артериальное давление свидетельствует о развитии опасной болезни - гипертонии. Негативно на состояние здоровья человека влияет и постоянное низкое артериальное давление - гипотония.

Состояние сердца и его деятельность изучают, исследуя электрические процессы в нем. Для этого применяют электрокардиографы (рис. 26).

Метод рентгенографии заключается в исследовании внутренней структуры организма с помощью рентгеновских лучей. Эти лучи способны проникать сквозь материалы, не пропускающие свет (рис. 27). Рентгенографию следует использовать осторожно, только по рекомендации квалифицированного врача. Рентгеновские лучи используют, в частности, для флюорографии: получения снимка на рентгеновской пленке.

Рис. 27. Современный рентгеновский аппарат (1) и рентгеновский снимок (2)

Рис. 28. Аппарат УЗД

Ультразвуковая диагностика (ультразвуковое исследование) - исследование внутренних органов человека и протекающих в них процессов с помощью ультразвуковых волн (рис. 28).

Магнитно-резонансная томография (МРТ) - это метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса. Его суть заключается в свойстве ядер определенных химических элементов (для магнитно-резонансной томографии таким элементом является Гидроген) во внешнем постоянном магнитном поле поглощать и излучать энергию. МРТ широко применяют в медицинской диагностике и для контроля во время лечения больного (рис. 29).

Еще одним направлением диагностики состояния организма человека является исследование структуры, клеток и клеточного состава разных тканей, например крови и лимфы. Так, изменения нормального соотношения разных типов клеток крови могут свидетельствовать о развитии определенного заболевания, например уменьшение количества эритроцитов - о развитии малокровия (анемии).

Одними из показателей нормального развития ребенка являются его рост, масса тела, объем грудной клетки и т. п. Их измеряют с помощью антропометрических методов (вспомните, как в детстве вы делали отметки, отслеживая свой рост). Все эти и другие методы позволяют объективно оценить отклонение от нормы функционального состояния организма и выбрать соответствующие методы для его восстановления.

Как сохранить здоровье? Каждый человек должен помнить, что здоровье легче сохранить, чем восстановить после заболеваний. Поэтому заботиться о здоровье нужно с детства. Необходимо вести здоровый образ жизни, овладевать основами медицинских и биологических знаний.

Чтобы быть здоровым, необходимо постоянно следить за чистотой своего тела и одежды, регулярно и полноценно питаться, чередовать периоды труда и отдыха, избегать чрезмерных физических и умственных нагрузок, влияния вредных факторов окружающей среды.

Особенно разрушающе на здоровье человека влияют вредные привычки: курение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсикомания и др. Опасность заключается в первую очередь в том, что избавиться от этих привычек очень трудно, а в случае развития алкоголизма и наркомании - практически невозможно.

ЗАПОМНИТЕ! Здоровый организм способен выдерживать значительные нагрузки и действие неблагоприятных факторов окружающей среды.

Рис. 29. Аппарат МРТ

Надеемся, что полученные вами знания помогут лучше понимать свой организм, научиться сохранять здоровье и эффективно восстанавливать его после болезней.

Ключевые термины и понятия: тонометр, глюкометр, кардиограф.

ОБОБЩИМ ЗНАНИЯ

• Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, которое обеспечивает его высокую работоспособность и социальную активность. Организм человека приспосабливается к изменению интенсивности действия экологических факторов, благодаря чему между ним и окружающей средой устанавливается равновесие: на изменение действия определенного экологического фактора организм отвечает изменениями процессов жизнедеятельности. Нарушение этого равновесия приводит к развитию болезни.

• Лечение включает комплекс мероприятий: диатостику заболевания, само лечение и период восстановления после выздоровления. Важной составляющей лечебных мероприятий является профилактика - комплекс мер, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний, укрепление здоровья.

• Следить за состоянием организма человека с целью своевременного выявления и лечения заболеваний помогают разные методы диатостики, в частности биохимические, рентгенография, ультразвуковая диатостика, магнитно-резонансная томография и т. п.

ПРОВЕРЬТЕ И ПРИМЕНИТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ

Ответьте на вопросы

1. Какие науки изучают организм человека? 2. Раскройте суть понятия «здоровье человека». 3. Как факторы окружающей среды влияют на состояние здоровья человека? 4. Каковы возможные причины нарушения здоровья человека?

5. Каковы условия сохранения и улучшения здоровья? Объясните, как можно укреплять свое здоровье.

Выберите один правильный ответ

1. Укажите факторы, способствующие здоровью: а) рациональное питание;

б) длительный просмотр телепередач; в) постоянное психическое перенапряжение; г) курение.

2. Дополните арабскую пословицу: «Разрушать здоровье - это значит...»: а) усиливать свою работоспособность; б) обворовывать себя; в) сохранить молодость; г) увеличивать продолжительность жизни.

Образуйте логические пары

Установите соответствие между функциями организма и аппаратами их измерения.

А работа сердца

Б уровень артериального давления

В уровень глюкозы в крови

Г снимки внутренних органов

1 тонометр

2 глюкометр

3 электрокардиограф

4 рентгеновский аппарат

5 элекгроэнцефалограф

ОБСУДИТЕ В ГРУППАХ разные биохимические, физические, антропометрические методы исследования состояния здоровья.

ПОДУМАЙТЕ. Почему закаленный человек легче переносит неблагоприятное влияние факторов окружающей среды?

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Составьте схему «Взаимосвязь наук о человеке».

САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

Выберите один правильный ответ

1. Укажите ряд химических элементов, которые составляют основу структуры разных органических соединений: а) О, С, N, F; б) С, О, N, Mg; в) С, Н, О, N; г) N, С, Fe, Са.

2. Обобщите в одну группу термины: сердечная мышца, скелетные мышцы: а) клетка; б) ткань; в) орган; г) органелла.

3. Укажите науку, изучающую функции внутренних органов и организма в целом: а) гистология; б) физиология; в) анатомия; г) цитология.

4. Укажите науку, которая изучает строение внутренних органов и организма в целом: а) эмбриология; б) гистология; в) цитология; г) анатомия.

Образуйте логические пары

5. Установите соответствие между на званиями и составляющими рефлектор ной дуги (цифры на рисунке 30).

А рабочий орган

Б чувствительный нейрон

В рецептор

Г двигательный нейрон

Рис. 30

6. Установите соответствие между органами или их составляющими и тканями, преобладающими в них.

А поджелудочная железа

Б головной мозг

В эпидермис кожи

Г сердце

1 нервная ткань

2 многослойный плоский эпителий

3 исчерченная мышечная ткань

4 железистый эпителий

5 ткань внутренней среды

7. Установите последовательность уровней структурной организации от наименее сложного к более сложному: а) ткань; б) клетка; в) орган; г) организм.

8. Докажите, что организм человека - открытая, целостная, саморегулируемая биологическая система.

9. Чем разные регуляторные системы организма человека отличаются между собой?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "https://vchys.com.ua/biology/8-klas/2096-byologyia-8-klass-matiash-novaia-programma.html", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду