Механизмы иммунных реакций организма человека. Аллергия. СПИД и его профилактика
- 23-11-2021, 15:59
- 412
8 Клас , Биология 8 класс Матяш (новая программа)
§ 57. МЕХАНИЗМЫ ИММУННЫХ РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. АЛЛЕРГИЯ. СПИД И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
Вспомните типы иммунитета человека, форменные элементы крови.
Чем характеризуется клеточный иммунитет? Клеточный иммунитет обеспечивают определенные группы лейкоцитов. Как вы помните, лейкоциты - бесцветные клетки крови, имеющие ядро и способные к амебоидному движению. За счет такого движения определенные виды лейкоцитов могут проникать сквозь стенку кровеносных сосудов. Они движутся в направлении к бактериям, их токсинам, разрушенным клеткам собственного организма. Благодаря образованию ложноножек лейкоциты способны к фагоцитозу (рис. 209).
Лейкоциты разнообразны по особенностям строения клеток и свойствам. Большинство из них содержит в цитоплазме много гранул с биологически активными веществами. Их называют гранулоцитами. Лейкоциты, лишенные таких гранул, относятся к агранулоцитам. Гранулоциты делят на нейтрофилы, эозинофилы и базофилы. Основные функции нейтрофилов: осуществление фагоцитоза и внутриклеточное переваривание инородных объектов (например, болезнетворных бактерий), а также обезвреживание антигенов на расстоянии. Также они обеспечивают неспецифический иммунитет.
Рис. 209. Механизм обезвреживания лейкоцитом бактерии с помощью фагоцитоза. Задание. Пользуясь рисунком, объясните значение фагоцитоза для жизнедеятельности организма
Эозинофилы, обеспечивают иммунитет при заражении организма паразитическими червями (гельминтами); предотвращают проникновение антигена внутрь сосудов, связывая их в тканях; ослабляют развитие аллергических реакций. Базофилы также способны к фагоцитозу и участвуют в аллергических реакциях.
К агранулоцитам относятся моноциты и лимфоциты. Моноциты - самые крупные клетки крови. Один моноцит способен захватить и переварить несколько десятков бактерий. Основные функции моноцитов: синтез лизоцима, защитных белков интерферонов; осуществление фагоцитоза; обезвреживание опухолевых клеток; участие в механизмах специфического иммунитета.
Лимфоцитам, в отличие от других групп лейкоцитов, необходимо дозревание и специализация в лимфоидных органах (например, Т-лимфоциты - в вилочковой железе). Только после этого они способны выполнять свою главную функцию - обеспечение и поддержание специфического иммунитета.
При первой встрече в крови или тканевой жидкости с антигеном (например, бактерией) Т-лимфоцит распознает его структуру. Потом он начинает интенсивно делиться. При этом часть новообразованных клеток становится так называемыми клетками-убийцами, а часть - клетками иммунной памяти. «Клетки-убийцы», выделяя специфический белок, разрушают мембраны бактериальных клеток, уничтожая микроорганизмы. При повторном заражении организма этим видом бактерий защитный ответ происходит быстрее, поскольку в крови уже есть готовые Т-лимфоциты иммунной памяти.
Каковы механизмы гуморального иммунитета? Гуморальный иммунитет обеспечивается разными биологически активными веществами, в частности антителами и интерферонами. Антитела продуцируют В-лимфоциты.
Рис. 210. Реакция антиген - антитело
У человека эти клетки созревают в миндалинах, аппендиксе, лимфатических узлах. После узнавания антигена В-лимфоциты делятся на клетки иммунной памяти и плазменные клетки, которые перемещаются в лимфатические узлы и начинают выделять антитела. Сначала эти антитела связаны с мембранами В-лимфоцитов, впоследствии, отрываясь от мембраны, они специфически соединяются с антигеном. Так образуется комплекс антиген-антитело (рис. 210). Компоненты неспецифического иммунитета активно реагируют на комплекс антиген-антитело и обезвреживают антиген.
Защитные белки интерфероны предотвращают размножение вирусов, обладают противоопухолевым и антибактериальным действием. Мощной антибактериальной активностью характеризуется лизоцим - фермент, содержащийся в слюне, слезах.
Здоровье человека. Одним из основных показателей состояния защитных систем организма является количественная характеристика лейкоцитов. Их количество может меняться в достаточно широких пределах: уменьшаться до 1,5-2 тыс./мкл (лейкопения) или увеличиваться до 15-20 тыс./мкл (лейкоцитоз). Важным является также соотношение разных типов лейкоцитов, так называемая лейкоцитарная формула.
Что такое прививка и вакцинация? Мы уже вспоминали, что в некоторых случаях иммунитет можно создать искусственно - с помощью иммунизации - применения профилактической прививки или сывороток. Для прививки используют вакцины. Эти препараты состоят из ослабленных или убитых возбудителей болезней, продуктов их жизнедеятельности, отдельных антигенов. Примером таких вакцин является противодифтерийная, противотуберкулезная, противополиомиелитная и т. и. В ответ на их введение в организме образуются собственные антитела и клетки иммунной памяти, как и после перенесенных заболеваний. Человек становится невосприимчив к определенному заболеванию. Как вы помните, такой искусственный иммунитет называют активным.
Луи Пастер (рис. 211) - известный французский ученый, основатель современной медицинской микробиологии и иммунологии, разработал метод профилактических прививок против многих инфекционных заболеваний (сибирской язвы, бешенства и др.).
Для образования пассивного искусственного иммунитета в организм человека вводят специальные сыворотки, содержащие готовые антитела против соответствующего возбудителя. Их получают из крови животных, переболевших определенным заболеванием. Собственные антитела при этом в организме не образуются. Введение сывороток больному останавливает развитие болезни и способствует скорому выздоровлению. К сожалению, пассивный искусственный иммунитет сохраняется только несколько месяцев.
Рис. 211. Луи Пастер
ЗАПОМНИТЕ! Прививки осуществляют с целью предотвращения заболевания, а сыворотки вводят для лечения определенных заболеваний. Введение вакцины во время болезни может только усложнить ее течение.
Что такое аллергические реакции? Обычно иммунный ответ на попадание в организм антигена является полезным. Однако иногда такая иммунная реакция может быть чрезмерной или неадекватной. В таком случае развивается аллергическая реакция - повышенная чувствительность организма к какому-либо веществу (преимущественно белковой природы) - аллергену.
ЗАПОМНИТЕ! Аллергия — состояние повышенной чувствительности организма в ответ на действие аллергенов. Аллергены - вещества, вызывающие аллергические реакции в организме.
Обычно вещества, которые могут быть аллергенами, не представляют опасности для организма. К ним относятся: пыльца растений, шерсть животных, продукты питания, лекарственные препараты и т. п. Аллергическая реакция развивается при повторном попадании аллергена. Симптомы аллергической реакции - покраснение, отеки, зуд кожи, сильное сдавливание дыхательных путей.
Аллергены делят на внешние и внутренние. К внешним аллергенам относятся некоторые продукты питания (яйца, шоколад, цитрусовые), разные химические органические вещества, запахи (цветов, парфюмерии), лекарственные препараты (рис. 212). Подобные реакции могут возникнуть во время действия ядовитых веществ, укусов пчел, шмелей, других насекомых. Внутренние аллергены - собственные ткани организма, преимущественно с измененными естественными свойствами. Например, в случае ожогов или обморожений организм воспринимает омертвевшие ткани как инородные и образует к ним антитела.
Самым тяжелым проявлением аллергических реакций является анафилактический шок. Он может возникнуть в результате укусов насекомых, аллергии на пищевые продукты и лекарственные препараты и т. п. Такой тип аллергической реакции происходит бурно. Ее симптомами являются зудящие высыпания на коже, отек горла, снижение артериального давления.
Рис. 212. Аллергены, которые могут вызвать аллергию: 1 - некоторые пищевые продукты растительного происхождения (шоколад, цитрусовые, клубника, орехи); 2 - пыльца некоторых растений; 3 - некоторые лекарства. Задание. Дополните этот перечень веществами, которые могут спровоцировать аллергию
Рис. 213. Основные пути передачи ВИЧ-инфекции. Задание. Пользуясь схемой, назовите основные пути передачи ВИЧ-инфекции
Здоровье человека. Каждый человек должен знать, на что у него возникает аллергия, и избегать контактов с аллергеном.
Большинство инфекционных заболеваний, с которыми до последнего времени сталкивалось человечество, появилось достаточно давно. К одним из них у человека выработался естественный иммунитет. С некоторыми люди научились бороться, создавая искусственный иммунитет. Однако в конце XX ст. был выявлен вирус, действие которого направлено против самой иммунной системы. Эту чрезвычайно опасную болезнь назвали «синдром приобретенного иммунодефицита».
Что такое СПИД? СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита — заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Вспомните, пользуясь схемой, основные пути передачи ВИЧ-инфекции (рис. 213).
Чрезвычайно опасным является то, что человек — носитель вируса — может заболеть через много лет, за это время инфицируя других людей. Общение с ВИЧ-инфицированными людьми на бытовом уровне безопасно для окружающих. Преследование ВИЧ-позитивных считается нарушением прав человека.
Ключевые термины и понятия: естественный иммунитет, искусственный иммунитет, иммунизация, вакцина, лечебная сыворотка, аллергия.
ОБОБЩИМ ЗНАНИЯ
• Для предотвращения инфекционных заболеваний делают прививку - вакцинацию. Для лечения некоторых инфекционных болезней используют лечебную сыворотку.
• Активность иммунной системы может быть разной: чрезмерная чувствительность к некоторым веществам вызывает аллергию, недостаточная - иммунодефицит.
• Вещества, вызывающие аллергию, называются аллергенами.
ПРОВЕРЬТЕ И ПРИМЕНИТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ
Ответьте на вопросы
1. Что такое иммунизация? 2. Чем вакцина отличается от лечебной сыворотки? 3. Что такое аллергия? Какие признаки аллергической реакции? 4. Почему появление аллергической реакции является опасным для жизни человека? 5. Что такое СПИД? Какие самые известные пути распространения ВИЧ-инфекции?
Выберите один правильный ответ
1. Укажите внутренние аллергены: а) продукты питания (яйца, шоколад, цитрусовые); б) запахи (цветов, парфюмерии); в) лекарственные препараты; г) собственные ткани организма во время ожогов.
2. Выберите возможные пути заражения ВИЧ-инфекцией: а) воздушно-капельный; б) переливание крови; в) употребление зараженных продуктов питания; г) рукопожатие.
ОБСУДИТЕ В ГРУППАХ. Что такое иммунизация, виды иммунизации и какое ее значение для сохранения здоровья человека?
ПОДУМАЙТЕ. 1. В начале возникновения эпидемии гриппа источники массовой информации призывают делать вакцинацию. Целесообразно ли вводить противогриппозную профилактическую вакцину? Какое это имеет значение для сохранения здоровья человека? 2. Почему мероприятия по борьбе со СПИДом следует проводить в международном масштабе?
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. 1. Выясните, какую иммунизацию проводили вам. Какие вакцины вам вводили и почему? 2. Пользуясь разными источниками информации, в том числе и Интернетом, оформите презентацию «Статистические данные по заболеванию СПИДом в разных регионах Украины».
Коментарі (0)