Постэмбриональное развитие человека
- 23-11-2021, 16:04
- 354
8 Клас , Биология 8 класс Матяш (новая программа)
§ 62. ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
Вспомните из курса основ здоровья, что такое половое созревание и в какой период развития человека оно происходит. Что такое рост и развитие?
На протяжении жизни в организме человека непрерывно происходят процессы роста и развития. В разные периоды жизни интенсивность этих процессов неодинакова, что определяет специфические анатомические, физиологические и психические особенности. Их называют возрастными.
Хронологический возраст - это период (в годах, месяцах, днях), прожитый со дня рождения до определенного момента отсчета. Биологический возраст - это совокупность анатомических и физиологических особенностей организма, которые удовлетворяют возрастные нормы для определенного сообщества людей. Он зависит от индивидуального темпа роста, развития и старения организма. Разница между хронологическим и биологическим возрастом на этапе созревания может достигать пяти лет, а на этапе старения - до 20 лет.
Рис. 222. Формирование изгибов позвоночника
В соответствии с возрастными особенностями развития организма весь жизненный цикл человека делят на периоды.
Период новорожденности - первые десять дней. Грудной период - 10 дней - 1 год - сопровождается активным ростом и увеличением массы тела. За этот период размеры ребенка увеличиваются приблизительно в полтора-два раза. В возрасте шести месяцев у ребенка начинают прорезываться молочные зубы. Значительные изменения происходят в скелете ребенка. У новорожденных еще нет типичных для взрослого человека изгибов позвоночника. Они начинают появляться с развитием мышечной системы (рис. 222).
Раннее детство - 1—3 года. В этот период темпы роста замедляются, но на втором году остаются еще высокими (10-11 см в год), на третьем году - 8 см. В возрасте двух лет заканчивается прорезывание зубов. В этот период дети интенсивно развиваются, быстро осваивают речь (рис. 223).
Рис. 223. В период раннего детства возникает стремление ходить; интерес к игре
Первое детство — 4—7 лет. В этот период дети за год вырастают на 5-7 см. В возрасте 5-6 лет появляются первые постоянные зубы. В этот период развития дети воспринимают много информации об окружающем мире и активно развиваются, более точно различают предметы и их свойства начинают учиться грамоте, чтению, математике и т. п. (рис. 224).
Второе детство, или младший школьный период — 8—12 лет — характеризуется замедлением темпов роста. Ребенок подрастает за год на 4-5 см. В процессе учебы развиваются умственные способности учеников (рис. 225).
Рис. 224. У детей появляется желание учиться, что-то рассматривать, имитировать отдельные профессии
Подростковый период (юноши 13-16 лет, девушки - 12-15 лет) совпадает с периодом полового созревания. В этот период (с 11-12 лет у девочек и с 13-14 у мальчиков) наблюдается скачок в росте (7-8 см в год); увеличение массы тела; значительная перестройка организма, связанная с началом внутрисекреторной функции половых желез.
Половое созревание у мальчиков начинается в период с 11 лет и завершается в среднем до 18 лет. Появляются волосы в подмышечных впадинах и на лице, быстро растут скелет (ежегодно рост подростка может увеличиваться почти на 10 см) и мышцы. Плечи расширяются, а таз остается узким. Это придает фигуре мальчика мужских черт. Увеличиваются и изменяются хрящи гортани, меняется голос, это называется мутацией. В это время не рекомендуют напрягать голосовые связки (кричать, громко разговаривать).
Под воздействием полового гормона усиливается секреция кожных желез, особенно на лице и спине. Если не соблюдать правила личной гигиены, они могут воспаляться, образуя угри, которые обычно исчезают до 21-23 лет.
Половое созревание у девочек происходит в возрасте 9-16 лет. В это время начинают вырабатываться половые гормоны. В этом возрасте закладывается много черт характера, свойственных конкретной личности, развиваются умение контролировать собственное поведение, способность руководить собой, своими поступками и настроением. Под влиянием авторитета взрослых и окружающей среды формируется характер, моральные качества человека, его целеустремленность. Подростки стремятся самовыразиться.
Рис. 225. А - трудовое обучение для девушек, Б - трудовое обучение для юношей
Юношеский период (юноши - 17-21 год, девушки - 16-20 лет). В этом возрасте рост и развитие организма преимущественно завершаются, все системы органов практически достигают своей зрелости.
Зрелый возраст наступает в возрасте 21 года. Первый период зрелого возраста - до 35 лет. Это самый продуктивный период в жизни человека, пора, когда развиваются его способности, возможности их проявления в конкретной сфере деятельности. В этот период человек в основном создает семью, рождает и воспитывает детей.
Второй период зрелого возраста - от 36 до 60 лет у мужчин и до 55 лет у женщин. В этот отрезок времени жизни человек пытается реализовать себя в выбранной профессии, семье.
Преклонный возраст начинается с 61 года у мужчин и с 56 лет у женщин. Многие люди сохраняют в этот период достаточно высокую профессиональную трудоспособность. Старческий возраст у мужчин и женщин начинается в 75 лет. В этом возрасте многие люди еще имеют ясный ум и способны к творческому труду. Долгожители - это люди в возрасте 90 и больше лет. Их на Земле относительно немного.
Старение - общебиологическая закономерность, присущая всем живым организмам. Наука, изучающая проблемы старения человека, основные его закономерности - от молекулярного и клеточного уровней до целостного организма, называется геронтологией (от греч. герон - старый). Основное задание геронтологии - добиться того, чтобы продолжительность жизни человека отвечала его естественным возможностям как биологического вида.
Если биологический возраст значительно опережает хронологический, это свидетельствует о преждевременном старении. На биологический возраст человека влияют также социально-экономические условия.
Ключевые термины и понятия: биологический возраст, рост, развитие, грудной период, дошкольный период, школьный период, зрелый период, преклонный возраст, старческий возраст, старение, геронтология.
ОБОБЩИМ ЗНАНИЯ
• Каждый человек имеет свой хронологический и биологический возраст, который зависит от многих внутренних и внешних факторов.
• Индивидуальное развитие человека имеет условно определенную периодизацию, характеризующуюся свойственными каждому периоду особенностями. Все возрастные периоды очень важны для развития человека и становления его как личности.
ПРОВЕРЬТЕ И ПРИМЕНИТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ
Ответьте на вопросы
1. Что такое хронологический и биологический возраст человека? 2. Какие различают возрастные периоды в жизни человека? 3. Что такое рост и развитие? 4. В чем заключаются особенности каждого возрастного периода?
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Сравните развитие своих интересов в разные периоды школьной жизни.
САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ
Выберите один правильный ответ
1. Выберите гормон, влияющий на развитие женских половых признаков: а) вазопрессин; б) тестостерон; в) адреналин; г) эстроген.
2. Укажите орган, в котором происходит процесс образования сперматозоидов: а) пенис; б) мошонка; в) семенник; г) предстательная железа.
3. Укажите возрастной период, в котором происходит интенсивное половое созревание: а) младший школьный; б) средний школьный; в) старший школьный; г) зрелый возраст.
4. Укажите орган, с помощью которого плод связан с организмом матери: а) плацента; б) яичник; в) матка; г) маточная труба.
5. Выберите орган, выполняющий функцию мужской половой железы: а) яичник; б) семенник; в) семенные пузырьки; г) предстательная железа.
6. Укажите орган, в котором происходит оплодотворение яйцеклетки: а) матка; б) маточная труба; в) яичники; г) влагалище.
Образуйте логические пары
7. Установите соответствие между названиями составляющих яйцеклетки и цифрами, которыми они обозначены на рисунке.
А фолликулярные клетки
Б цитоплазма
В ядро
Г желточная оболочка
8. Охарактеризуйте особенности подросткового периода. Почему подростки чаще подвергаются влиянию поведения других людей, в том числе и негативному.
9. Спрогнозируйте свой жизненный путь.
Коментарі (0)