Войти
Закрыть

Значення знань про людину для збереження її здоров’я

8 Клас

Пригадайте з курсу основ здоров’я, що таке здоровий спосіб життя і яке його значення для людини. Які чинники негативно впливають на здоров’я людини? Що таке гомеостаз та адаптація? Науки, які вивчають організм людини. Організм людини як особливу біологічну систему вивчають різні науки, насамперед біологічні. Головними серед них є: • анатомія людини - вивчає форму і будову окремих органів, їхніх систем і всього організму; • фізіологія людини - наука про функції окремих органів та їхніх систем, процеси життєдіяльності організму в цілому; • генетика людини вивчає закономірності спадковості й мінливості людини; • біологія індивідуального розвитку вивчає закономірності як зародкового, так і післязародкового розвитку людини; • екологія людини вивчає зв’язки людини з навколишнім середовищем, її пристосування до змін умов довкілля, вплив людської діяльності на інші організми та нашу планету в цілому. Біологічні знання про діяльність людського організму є основою для медицини та гігієни. Медицина - наука про здоров’я людини, причини її захворювань, методи діагностики та лікування захворювань і заходи їх профілактики. Гігієна вивчає вплив різних факторів навколишнього середовища, у тому числі соціальних (умов праці, побуту, рівня культури тощо), на здоров’я людини, її працездатність, тривалість життя....

Органи, фізіологічні та регуляторні системи організму людини

8 Клас

Органи, що містяться в порожнинах тіла, називають внутрішніми. В організмі людини є плоский м’яз - діафрагма, що поділяє порожнину тіла на грудну та черевну. Тож частина внутрішніх органів розташована у грудній порожнині, частина - у черевній (мал. 11). Фізіологічні системи організму людини. Органи, які виконують спільні функції, об’єднуються в системи органів. їх ще називають фізіологічними системами. Зокрема, шкіра та слизові оболонки утворюють систему покривів тіла. Вона захищає організм від шкідливих зовнішніх впливів і забезпечує контакти з навколишнім середовищем. Опорно-рухову систему складають скелет і м’язи, завдяки яким наше тіло підтримується в певному положенні (мал. 12). Ми також можемо здійснювати різноманітні рухи та пересуватися в просторі (ходити, бігати, стрибати, лазити тощо). Органи травної системи забезпечують процеси надходження, механічної та хімічної обробки їжі, всмоктування поживних речовин у кров і лімфу, виведення назовні неперетравлених решток (мал. 13). Важливу функцію газообміну здійснює дихальна система (мал. 14). Завдяки надходженню кисню в організм окиснюються органічні речовини і вивільняється енергія, потрібна для забезпечення процесів життєдіяльності. Дихальна система також забезпечує виведення з організму вуглекислого газу, що утворився у процесі окиснення органічних речовин. Кінцеві продукти обміну речовин, непотрібні або шкідливі для організму, видаляють органи видільної системи (мал. 15)....

Різноманітність клітин і тканин організму людини

8 Клас

Клітина як приклад біологічної системи. Тіло людини побудоване з клітин. Як ви пригадуєте, клітина є структурною (будівельною) і функціональною (діючою) одиницею багатоклітинного організму. Загалом увесь наш організм складають понад 75 трильйонів клітин. Вони виконують різноманітні функції: транспортну (еритроцити крові), захисну (лейкоцити крові), опорну (клітини кісткової та хрящової тканин) тощо. АКТИВІЗУЙТЕ СВОЇ ЗНАННЯ Пригадайте: усі клітини тварин побудовані за єдиним планом (мал. 3). Вони складаються з клітинної, або плазматичної, мембрани, яка оточує цитоплазму з одним, кількома або багатьма ядрами. Іззовні плазматична мембрана оточена тоненькою пружною оболонкою - глікокаліксом. Він утворений молекулами вуглеводів, які можуть сполучатись з молекулами білків і ліпідів. Ядро - неодмінна складова переважної більшості клітин організмів. Воно регулює всі функції клітини і зберігає спадкову інформацію. Це своєрідний центр керування клітиною. Цитоплазма - це розчин органічних і неорганічних речовин, у якому містяться органели. У цитоплазмі відбуваються різноманітні біохімічні процеси: утворення одних сполук і розщеплення інших. Там у вигляді включень можуть зберігатися запасні поживні речовини (пригадайте, які запасні сполуки відкладаються у клітинах рослин і тварин). Органели - постійні клітинні структури певної будови, які забезпечують різні процеси її життєдіяльності. Обов’язковими органелами кожної клітини є мітохондрії. їх ще називають «енергетичними станціями» клітини людини, оскільки там утворюються сполуки, які містять багато енергії....

Організм людини як біологічна система

8 Клас

Минулого навчального року на уроках біології ви ознайомилися з дивовижним світом тварин: вивчали його різноманітність, особливості будови, процесів життєдіяльності, поведінки, пристосування до умов життя окремих його представників. Людина має багато спільних рис із представниками тваринного світу. Учені вважають, що все людство, незважаючи на відмінність кольору шкіри та інших ознак, - це один вид (мал. 1). Вони так класифікували його: тип Хордові, підтип Хребетні, клас Ссавці, ряд Примати, родина Гомініди, рід Людина, вид Людина розумна (Homo sapiens). Однак людина, на відміну від тварин, є особистістю - насамперед суб’єктом суспільних відносин (пригадайте, які відносини належать до суспільних). Загальні ознаки, властиві організму людини як біологічній системі. Організм людини - це цілісна, відкрита, саморегульована та відносно стійка біологічна система. Що це означає? Насамперед з’ясуємо, що система - це єдине ціле, яке складається з тісно взаємопов’язаних між собою окремих частин. Біологічна (жива) система - це структурне й функціональне об’єднання біологічних елементів різного рівня складності: молекул, клітин, тканин, органів та їхніх систем, організмів тощо (пригадаємо: структура - це будова, а функція - це певний діяльний стан клітини, органа чи організму в цілому). До біологічних систем належать: складні молекули (як-от молекули білків чи нуклеїнових кислот); клітини; організми; види; екосистеми. Людина як складна біологічна система перебуває на організмовому рівні організації. Біологічні системи нижчого рівня організації є складовою біологічних систем вищого рівня. Так, біологічні молекули, наприклад білки, нуклеїнові кислоти, входять до складу клітин, клітини - до складу тканин, тканини - до складу органів, органи та їхні системи - до складу цілісного організму (мал. 2)....

Обобщение. Организм человека как целостная саморегулируемая биологическая система. Взаимодействие регуляторных систем организма человека

8 Клас

В течение этого учебного года вы изучали строение и особенности функционирования организма человека. Вы убедились, как сложно он устроен: миллиарды клеток разных типов объединены в ткани, формирующие различные органы. Органы, выполняющие общие функции, входят в состав определенной физиологической системы. Так, кожа образует покровы нашего организма. Ее основная функция - защита внутренней среды нашего организма от внешних неблагоприятных воздействий. Опорно-двигательная система человека состоит из внутреннего скелета и скелетных мышц, действующих как единое целое. Скелет выполняет опорную, защитную и кроветворную функции. Сокращения скелетных мышц обеспечивают движение всего тела и его частей. Обмен веществ в организме человека начинается с пищеварительной системы. Благодаря ей наш организм получает питательные вещества, используемые в качестве строительного материала и служащие источником энергии, необходимой для обеспечения нормального функционирования всех систем органов. Органы дыхательной системы обеспечивают процессы газообмена. Поступивший в наш организм кислород окисляет разные группы органических соединений (углеводов, белков, жиров) и освобождает энергию, запасенную в этих соединениях. Благодаря этому удовлетворяются энергетические потребности нашего организма. Кроме того, с выдыхаемым воздухом выводятся некоторые ненужные нашему организму соединения (например, углекислый газ). Органы дыхательной системы вместе с кожей и другими органами участвуют в процессах терморегуляции, благодаря которой поддерживается постоянная температура нашего тела....

Постэмбриональное развитие человека

8 Клас

На протяжении жизни в организме человека непрерывно происходят процессы роста и развития. В разные периоды жизни интенсивность этих процессов неодинакова, что определяет специфические анатомические, физиологические и психические особенности. Их называют возрастными. Хронологический возраст - это период (в годах, месяцах, днях), прожитый со дня рождения до определенного момента отсчета. Биологический возраст - это совокупность анатомических и физиологических особенностей организма, которые удовлетворяют возрастные нормы для определенного сообщества людей. Он зависит от индивидуального темпа роста, развития и старения организма. Разница между хронологическим и биологическим возрастом на этапе созревания может достигать пяти лет, а на этапе старения - до 20 лет. В соответствии с возрастными особенностями развития организма весь жизненный цикл человека делят на периоды. Период новорожденности - первые десять дней. Грудной период - 10 дней - 1 год - сопровождается активным ростом и увеличением массы тела. За этот период размеры ребенка увеличиваются приблизительно в полтора-два раза. В возрасте шести месяцев у ребенка начинают прорезываться молочные зубы. Значительные изменения происходят в скелете ребенка. У новорожденных еще нет типичных для взрослого человека изгибов позвоночника. Они начинают появляться с развитием мышечной системы (рис. 222). Раннее детство - 1—3 года. В этот период темпы роста замедляются, но на втором году остаются еще высокими (10-11 см в год), на третьем году - 8 см. В возрасте двух лет заканчивается прорезывание зубов. В этот период дети интенсивно развиваются, быстро осваивают речь (рис. 223)....

Оплодотворение. эмбриональный период развития человека. Плацента, ее функции

8 Клас

Онтогенез (от греч. онтос - существующее и генезис - происхождение) - это индивидуальное развитие организма с момента его зарождения до естественной смерти. Выделяют два периода онтогенеза: эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональный (послезародышевый). Эмбриональный период охватывает превращение зиготы в зародыш и развитие зародыша и плода до момента рождения ребенка. Постэмбриональный период начинается после его рождения. Как происходит процесс оплодотворения? Вы уже знаете, что начальным этапом индивидуального развития организма (онтогенеза) является оплодотворение - процесс слияния ядер мужской и женской половых клеток. Сперматозоиды, попав во влагалище женщины, продвигаются к шейке матки. Приблизительно через 30 минут они достигают полости матки, а через 1,5 часа попадают в маточные трубы, где встречаются с яйцеклеткой. Сперматозоид разрушает мембрану яйцеклетки с помощью специального вещества, производимого акросомой. Когда головка сперматозоида проникает внутрь яйцеклетки, ее мембрана становится непроницаемой для других сперматозоидов. Ядра обеих половых клеток (сперматозоида и яйцеклетки) сливаются в одно. Так образуется оплодотворенная яйцеклетка, или зигота. Так наступает беременность, которая длится в пределах девяти месяцев. Беременность - физиологическое состояние организма женщины, связанное с оплодотворением яйцеклетки и развитием зародыша и плода. Во время беременности усиливается выделение гормонов яичников, а потом плаценты, увеличиваются размеры матки. Основные ее признаки: прекращение менструаций; увеличение молочных желез; сонливость; возможные временные головокружения и тошнота....

Половые клетки. Менструальный цикл. Оплодотворение. Беременность

8 Клас

Яйцеклетки и сперматозоиды развиваются из первичных половых клеток. Мужские первичные половые клетки начинают образовываться с наступлением половой зрелости. Процесс созревания сперматозоидов длится более двух месяцев. Ежедневно у мужчин созревает несколько миллионов сперматозоидов. В отличие от мужчин, у женщин первичные половые клетки образуются уже в эмбриональном периоде и находятся в «законсервированной» стадии вплоть до наступления половой зрелости. Каково строение мужских половых клеток? Мужские половые клетки - сперматозоиды - очень мелкие, подвижные гаметы, состоящие из головки, шейки и хвоста (рис. 217, 1). Головка имеет ядро, окруженное тонким слоем цитоплазмы, и акросому, органеллу, производящую ферменты, которые способствуют проникновению сперматозоида в яйцеклетку. В шейке находится много митохондрий, энергия которых обеспечивает движение хвоста, а следовательно, и движение самого сперматозоида к яйцеклетке. Половое созревание у мальчиков начинается в период с 11 лет и завершается в среднем до 18 лет....

Строение и функции репродуктивной системы человека

8 Клас

Одним из условий существования и процветания любого биологического вида является способность воспроизводить потомство. Человек также биологический вид и продолжение рода - его естественная потребность. Однако человек не только биологическое, но и социальное существо. Это обусловлено тем, что его эволюция происходила в социальной среде. Поэтому полноценными условиями для продления человеческого рода является создание семьи. Человек размножается половым путем. Функцию размножения обеспечивает репродуктивная система. Ее образуют половые органы. Они состоят из половых желез, в которых формируются половые клетки; половых путей, по которым эти клетки достигают места оплодотворения, и внешних половых органов. Различают мужскую и женскую половые системы. Каково строение мужской половой системы? К внутренним мужским половым органам относятся семенники, или яички, придатки яичек, предстательная железа (простата) (рис. 215). Семенники, или яички, - овальные парные половые железы, расположенные вне брюшной полости в кожном мешке (мошонке) и выполняющие двойную секреторную функцию: внешнюю - образование сперматозоидов и внутреннюю - выделение гормона тестостерона. (Вспомните, к какому типу желез относятся семенники.) Каждый семенник состоит из приблизительно тысячи извилистых семенных канальцев. Во время полового созревания в семенных канальцах начинают образовываться мужские половые клетки - сперматозоиды. Из яичек они поступают в придатки, где созревают на протяжении двух недель....

Взаимодействие регуляторных систем организма. Стресс и факторы, которые его вызывают

8 Клас

Тесная связь между нервной и эндокринной системами осуществляется благодаря взаимодействию структуры промежуточного мозга гипоталамуса и ведущей эндокринной железы, тоже связанной с промежуточным мозгом, - гипофизом. Так возникает гипоталамо-гипофизарная система. Какова роль гипоталамо-гипофизарной системы в регуляции деятельности организма человека? К гипоталамусу от нервных клеток других отделов головного мозга поступают соответствующие сигналы. В ответ нейросекреторные клетки гипоталамуса выделяют нейрогормоны, которые по кровеносным сосудам с током крови попадают в переднюю долю гипофиза (см. рис. 196). Там нейрогормоны стимулируют или тормозят выработку определенных гормонов, влияющих на деятельность других эндокринных желез. Таким образом, деятельность гипофиза находится под контролем гипоталамуса. В работе единой гипоталамо-гипофизарной системы заложен принцип прямой и обратной связи. Когда какая-либо железа внутренней секреции начинает выделять очень мало или, наоборот, слишком много гормонов, гипоталамус реагирует на такие отклонения от нормы их содержания в крови. Эту информацию он передает в гипофиз, который благодаря выделению определенных гормонов усиливает или ослабляет функцию соответствующей железы внутренней секреции. Например, гипофиз выделяет тиреотропный гормон, стимулирующий деятельность щитовидной железы. Под воздействием этого гормона щитовидная железа производит гормон - тироксин (трийодтиронин), который влияет на все органы и ткани организма. Тироксин влияет и на гипофиз, для которого это является сигналом о результате его деятельности. Таким образом, если тиреотропный гормон гипофиза стимулирует деятельность щитовидной железы (это прямая связь), то тироксин тормозит деятельность гипофиза, уменьшая образование тиреотропного гормона (это обратная связь)....

Навігація