Войти
Закрыть

Экосистемы и их функционирование

9 Клас

Внутри экосистемы обмен веществ, энергии и информации осуществляется благодаря деятельности продуцентов, консументов и редуцентов, связанных между собой пищевыми связями. Например, в лесу гусеница потребляет листья, их поедают синицы, на которых охотится ястреб. Такая последовательность называется цепью питания, а каждое её звено - трофическим уровнем. Цепь питания (трофическая цепь) - это последовательный ряд живых организмов, связанных пищевыми связями, отражающий передачу вещества и энергии в экосистеме. Термин «цепь питания» предложил Ч. Элтон в 1934 г. Первым звеном большинства цепей питания являются продуценты - автотрофные организмы. Следующие звенья трофических цепей занимают гетеротрофные консументы: растениеядные, хищные и всеядные животные. Остатки организмов ещё содержат органические вещества и энергию, поэтому могут быть использованы редуцентами. Это сапротрофные бактерии, грибы и животные. Таким образом, функциональными компонентами экосистем являются продуценты, консументы и редуценты. По источнику поступления энергии к консументам цепи питания делятся на пастбищные и детритные. Пастбищные, или цепи выедания (ил. 149), - это ряд организмов, который начинается с зелёных растений (например, трава - зелёный кузнечик - ящерица - ястреб). Детритные, или цепи расщепления (ил. 150), - это ряд организмов, который начинается с мёртвого органического вещества (например, опавшие листья - дождевой червь - крот - лиса)....

Экосистема. Разнообразие экосистем

9 Клас

Современные экологические исследования проводятся по следующим направлениям: изучение влияния экологических факторов на организмы (факторальная экология), исследование экологических взаимосвязей на уровне популяций (популяционная экология), изучение закономерностей существования и развития природных сообществ и биосферы в целом (биогеоценология, или синэкология). Как отдельный раздел экологии синэкологию было выделено на Международном ботаническом конгрессе в 1910 г. Синэкология - это раздел экологии, объектом и предметом изучения которой являются экосистемы и их внутренние и внешние связи. А что такое экосистемы? ЭКОСИСТЕМА - совокупность организмов разных видов и среды их обитания, связанных с обменом веществ, энергии и информации. Определяющим фактором существования экосистемы являются автотрофные организмы, усваивающие энергию Солнца с эффективностью около 1 %. Примерами экосистем различных размеров являются капля воды, домашний аквариум, пруд, широколиственный лес (ил. 147). Но в любой экосистеме выделяют две части - абиотическую и биотическую. Абиотическая часть (или биотоп) представляет собой комплекс факторов неживой природы, неорганических и органических веществ, которые в общем взаимодействии формируют определённые климатические, почвенные, рельефные, гидрологические условия экосистемы. Биотическую часть (биоценоз) формируют живые организмы, проживающие в экосистеме. Её образуют группировки растений (фитоценозы), группировки животных (зооценозы) и группировки микроорганизмов (микробиоценозы)....

Эукариоты

9 Клас

Перед вами на иллюстрациях животное, гриб и растение: псатирелла водяная, губка-лира, стапелия жёлто-пурпурная. По каким признакам можно определить их принадлежность к трём основным группам эукариотов? СОДЕРЖАНИЕ Каковы особенности строения, жизнедеятельности и эволюции растений? ЭУКАРИОТЫ (Eukaryota) - одно- и многоклеточные организмы, имеющие в своих клетках ядро и мембранные органеллы. К одноклеточным эукариотам относятся одноклеточные животнообразные, одноклеточные водоросли, одноклеточные грибовидные организмы, которых можно объединить в группу Протисты (от греч. протистос - самый первый). Многоклеточными эукариотами являются растения, грибы и животные. В процессе эволюции предки эукариотов возникли благодаря симбиогенезу бактериальных клеток и формированию двумембранных органелл. Поэтому геном эукариотических клеток может быть ядерным, пластидным и митохондриальным. РАСТЕНИЯ (Plantae) - многоклеточные эукариотические организмы, общими особенностями которых являются пластиды, фотоавтотрофное питание и прикреплённый образ жизни. Почти во всех растениях клетки тригеномны - с ядерным, митохондриальным и пластидным геномами. Кроме того, у растительных клеток есть клеточная стенка из целлюлозы и запасающие включения в виде крахмальных зёрен. Высшие растения имеют образовательные, проводящие, механические, основные и покровные ткани, образующие вегетативные и генеративные органы. Реагируют растительные организмы на воздействия среды с помощью тропизмов и настий, а регуляция процессов жизнедеятельности происходит с участием фитогормонов....

Бактерии. Археи

9 Клас

Роль модельных объектов в биологии трудно переоценить - на них держится вся наука. Многие из этих биологических объектов общеизвестны - практически все знают горох посевной, дрозофилу, лягушку или мышей. Однако есть и такие, о которых и не слышали. Это кишечная палочка (Escherichia coli). К какой группе организмов она относится? БАКТЕРИИ (Bacteria) - группа микроскопических одноклеточных организмов, у которых нет ядра и мембранных органелл. Впервые эти микроскопические организмы увидел под микроскопом А. ван Левенгук (1632-1723). С тех пор и началось развитие науки микробиологии. Исходными предками бактерий и всех существующих организмов были архебионты - анаэробные гетеротрофные прокариотические организмы, которые возникли около 3,5-3 млрд лет назад. Каковы же общие особенности строения и жизнедеятельности бактерий? Клеточная стенка содержит полисахариды (муреин), плазматическая мембрана образует внутриклеточные впячивания (фотомембраны, мезосомы), из органелл в цитоплазме имеются рибосомы, вместо ядра - нуклеоид, у многих - плазмиды (маленькие кольцевые молекулы ДНК). По форме клеток их делят на группы: шаровидные, палочковидные, извилистые (ил. 142). Для бактерий характерно чрезвычайное разнообразие типов и способов питания: фотоавтотрофное (цианобактерии), хемоавтотрофное (железо, серобактерии), фотогетеротрофное (пурпурные несерные бактерии), хемогетеротрофное (сапротрофные, симбиотрофные бактерии). Большинство прокариотов являются аэробами, но есть и многочисленная группа анаэробов, которые получают энергию, необходимую для жизни, благодаря процессам брожения. Движутся с помощью слизи или жгутиков. Размножаются бесполым способом - делением клетки пополам, иногда почкованием, очень быстро (каждые 20-30 мин). У многих прокариотов образуются споры для жизни в неблагоприятных условиях....

Система органического мира. Вирусы

9 Клас

Новый вирус, открытый в 2011 г. недалеко от побережья Чили, был назван Megavirus chilensis. Его геном содержит 1 259 197 пар нуклеотидов, размеры - около 680 нм. По этим показателям вирус - рекордсмен среди неклеточных форм жизни. В 2003 г. описан мимивирус, паразитирующий в клетках амёб. Его геном содержит 1,2 млн пар нуклеотидов, а размеры составляют около 600 нм (ил. 138). Каково место этих форм жизни в системе органического мира? СОДЕРЖАНИЕ В чём суть принципов построения системы органического мира? СИСТЕМА ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА - это деление на группы всех живых существ с учётом их родства и использованием систематических категорий. Создание системы органического мира - главная задача биосистематики. Очевидно, завершённой такая система никогда не будет, но к этому нужно стремиться. Основные принципы построения системы органического мира таковы. 1. Принцип филогенетичности. В системе органического мира живые существа классифицируются не только по комплексу морфологических, физиологических, биохимических и молекулярно-генетических признаков, но и с учётом филогенетического родства организмов. 2. Принцип иерархичности. Систематические категории низшего порядка объединяются в категории более высокого порядка. 3. Принцип номенклатурной упорядоченности. Все названия таксонов должны соответствовать правилам, прописанным в специальных международных кодексах биологической номенклатуры. Общепризнанной системы органического мира в современной биологической классификации нет. Чаще всего используются Система двух империй (прокариотов и эукариотов) и Система трёх доменов (Бактерии, Археи и Эукариоты). Согласно одной из классификаций все живые организмы (Biota) подразделяют на четыре группы: Неклеточные, Бактерии, Археи и Эукариоты....

Основы эволюционной филогении и систематики

9 Клас

Сколько же всего видов живых существ живёт на Земле? Согласно исследованиям 2016 г. на Земле существует около 1 триллиона видов, из которых изучено лишь 0,001%. Авторы исследования подчёркивают, что подсчёт количества видов является одной из сложнейших задач биологии. Каковы причины такого разнообразия видов? СОДЕРЖАНИЕ Какое значение для Земли имеет её биоразнообразие? БИОРАЗНООБРАЗИЕ - это разнообразие организмов, видов и их группировок. Понятие биоразнообразие используется с 1988 г., после издания книги известного американского биолога Э. Уилсона «Биоразнообразие». Изучением закономерностей формирования и эволюции биоразнообразия занимается диверсикология. Основные типы биоразнообразия: генетическое (разнообразие генов всех организмов), видовое (разнообразие видов клеточных организмов) и экосистемное (разнообразие биотопов и биоценозов в различных участках Земли). Все типы биоразнообразия связаны между собой. Ныне вследствие антропогенного воздействия человека биоразнообразие сокращается. Большинство учёных считает, что в наше время происходит шестое - наибольшее - вымирание видов, спровоцированное человеческим фактором. Вымирание видов - нормальное явление природы, но, по оценкам учёных, его нынешние темпы превышают естественные в 2-10 раз. Не менее уязвимо разнообразие природно-климатических зон. С целью привлечения внимания общественности к проблемам сокращения биоразнообразия Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 22 мая Международным днём биоразнообразия. Основные факторы, угрожающие биоразнообразию: 1) сокращение ареалов обитания из-за деятельности человека; 2) чрезмерная эксплуатация биоресурсов (например, рыболовство уничтожило до 80 % рыбной биомассы); 3) загрязнение среды (например, тысячи морских птиц и черепах ежегодно погибают из-за мелкого пластмассового мусора); 4) вторжение чужеродных видов (например, азиатский карп в водоёмах Европы)....

Обобщение темы 6. Эволюция органического мира

9 Клас

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ - это необратимое, направленное историческое развитие живой природы. Впервые термин эволюция (от греч. эволюция — развёртывание) в биологии использовал швейцарский натуралист и философ Ш. Бонне в 1762 г. Эволюция сопровождается изменениями генетического состава популяций, формированием приспособлений, образованием видов, преобразованиями биогеоценозов и биосферы в целом. Основными признаками биологической эволюции являются: 1) необратимость; 2) направленность; 3) уровневость. Наука о причинах, движущих силах, механизмах и закономерностях исторического развития органического мира называется эволюционной биологией (схема)....

Происхождение и историческое развитие жизни

9 Клас

Удивительной планетой Солнечной системы является Земля. Её расположение в системе таково, что она получает достаточно тепла и света, имеется много воды в жидком состоянии, давление у поверхности таково, что могут формироваться слои атмосферы, в составе литосферы содержит различные химические элементы. И что самое важное, все три геологические оболочки Земли связаны обменными процессами, что создаёт благоприятные условия для жизни. Как возникла жизнь при таких условиях? СОДЕРЖАНИЕ Каковы мировоззренческие и научные взгляды на происхождение жизни? Происхождение жизни - одна из трёх важнейших мировоззренческих проблем наряду с проблемами происхождения нашей Вселенной и происхождения человека. Гипотез происхождения жизни на сегодняшний день существует много, но в случае каждой из них возникает вопрос о том, какими были первые простейшие живые системы. Общепризнанными свойствами самых примитивных биосистем учёные называют наличие макромолекул (белков, полисахаридов и нуклеиновых кислот) и тех свойств, которые реализуются с их помощью, а именно открытость, упорядоченность, обмен веществ и энергии, саморегуляция, самовоспроизведение и самообновление. Как могли появиться такие биосистемы на Земле? В современном обществе существуют разные взгляды. Жизнь возникла благодаря божественному созданию (гипотезы креационизма), жизнь возникала неоднократно из неживого вещества (гипотеза спонтанного зарождения), жизнь существовала всегда (гипотеза стационарного состояния), жизнь занесена на нашу планету извне (гипотеза панспермии), жизнь эволюционировала на Земле из неживой природы (гипотеза биохимической эволюции) и др....

Эволюция человека

9 Клас

Все современные люди, проживающие на Земле, относятся к одному виду - Человек разумный, латинское название которого Homo sapiens. Этот вид рассматривается как совокупность популяций, соединённых генным потоком между собой, дающих плодовитое потомство, занимающих определённый ареал, имеющих приспособления к условиям жизни и общее происхождение. Человек - биологическое существо, поскольку у него такие же особенности, что и у всех других организмов. Это генетический код, клеточное строение, процессы жизнедеятельности, обмен веществ, энергии и информации и др. В системе органического мира Человек разумный как биологический вид относится к млекопитающим в пределах типа Хордовые. У человека, как и у всех хордовых, есть хорда, жаберные щели в глотке, нервная трубка (в зародышевом развитии) и др. Как и все млекопитающие, человек имеет дифференцированные зубы, диафрагму, четырёхкамерное сердце, он теплокровен, вскармливает малышей молоком и др. Человек - общественное существо, наделённое сознанием, членораздельной речью, второй сигнальной системой, абстрактным мышлением и высоким уровнем умственной деятельности. Он характеризуется умением создавать разнообразные орудия труда для изготовления орудий труда. Благодаря способности концентрировать и передавать накопленный опыт следующим поколениям у человека формируется культура (лат. cultura - уход, образование) - совокупность всех материальных и духовных ценностей человечества. Основные отличия человека от других организмов связаны с трудовой деятельностью, прямохождением и речью. Так, у человека мозг имеет большие относительные размеры (около 2 % от массы тела), большую поверхность полушарий большого мозга (около 1 250 см2), доминирует мозговой отдел черепа, слабое развитие надбровных дуг, развитый подбородочный выступ, позвоночник имеет характерные 4 изгиба, грудная клетка уплощена спереди назад, таз расширен, сводчатая стопа, развитый большой палец и др....

Навігація