Войти
Закрыть

Биологические системы. Биологическое познание

9 Клас

Автомобиль (от греч. автос - сам и лат. mobilis - тот, что движется) - самоходная колёсная машина с двигателем, предназначенная для перевозки людей или грузов по безрельсовым дорогам. Сравните автомобиль как техническую систему с лошадью как биологической системой. Что общего между этими системами и чем они отличаются друг от друга? СОДЕРЖАНИЕ Каковы общие особенности биологических систем? БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ - это совокупность взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, наиболее общими особенностями которых являются открытость, упорядоченность и уровневость. Предметом современной биологии являются биологические системы различной сложности. Основными типами биологических систем являются клетка, организм, популяция, вид, экосистема и биосфера (ил. 2). Общими признаками биосистем являются их организация и связи. Структурная организация биосистемы определяется составными частями и компонентами. Так, клетки имеют поверхностный аппарат, цитоплазму и ядро, которые образованы определёнными компонентами (например, в цитоплазме имеются органеллы). Функциональная организация - это слаженная деятельность составных частей биосистемы; она называется функционированием. Целостность биосистем обеспечивают внутренние и внешние взаимосвязи компонентов биосистемы между собой и с внешней средой....

Биология как наука

9 Клас

Томас Гексли (1825-1895) - выдающийся английский естествоиспытатель, автор научных трудов по зоологии, сравнительной анатомии, палеонтологии, антропологии. Попробуйте объяснить смысл его высказывания: «Для человека, который не знает биологии, пребывание среди живой природы будет напоминать посещение художественной галереи, в которой большинство картин обращены к стене». БИОЛОГИЯ (от греч. биос - жизнь, логос - учение) - наука, изучающая жизнь во всех её проявлениях. «Отцом» биологии называют древнегреческого натурфилософа Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Но сам термин «биология» предложил в 1802 г. французский учёный Ж. Б. Ламарк (1744-1829). Объектом биологического познания является ЖИЗНЬ как особая форма существования материи Вселенной, как то, что является «самым сокровенным на Земле, пока уникальным во Вселенной и самым трудным для понимания». Предметом познания биологии являются проявления жизни во всём разнообразии. Это химические элементы, вещества и реакции живого, строение, процессы жизнедеятельности и поведение организмов, возникновение, развитие и вымирание видов, формирование и изменение группировок, значение биосферы для планеты Земля и многое другое. Цель и задачи современной биологии направлены на получение знаний, необходимых для решения экологических, демографических, экономических, социальных и других проблем, связанных с сохранением природы и биоразнообразия, здоровья и условий существования человека, а также с развитием различных отраслей деятельности человека. Биологические знания помогают человеку формировать мировоззрение, видеть вокруг себя не только красоту бабочки или цветка, но и понимать мудрость её предназначения или гармонию функций и строения. Живая природа щедра. Бактерии, растения и животные дают человеку вкусную еду, удобную одежду, подсказывают конструктивные идеи технического оборудования или процессов. Но человек не всегда разумен в своих поступках. Его активная хозяйственная деятельность привела к значительному загрязнению окружающей среды вредными для всего живого веществами, уничтожению или изуродованию лесов, степей, водоёмов. Мы должны изучать биологию, чтобы научиться гармонично сочетать интересы человека с законами развития природы....

Биология 9 класс Соболь (новая программа)

9 Клас

ЖИЗНЬ! Как многогранно, разнообразно и сложно это понятие! Можно ли изучить жизнь во всем её многообразии? Ответ однозначен. Её можно изучать постигая мудрость жизненных проявлений. Содержание учебника основывается на принципах продуктивного изучения биологии с использованием компетентностного подхода. Цель учебника - не только дать современные знания. Он поможет сформировать собственные способы деятельности, чтобы вы смогли реализовать одну из самых высоких человеческих потребностей - потребность созидать. Материал учебника разделён на темы и отдельные параграфы. Основными частями параграфов учебника являются такие рубрики. Вводная часть содержит эпиграф к параграфу, рубрики «Основные понятия и ключевые термины», «Вспомните!», «Знакомьтесь!», «В мире интересного», «Новости науки», «Подумайте!», а также иллюстративные задания, вводные упражнения, классические эксперименты для формирования мотивации к обучению. Кроме того, представлены задания, иллюстрации, сведения о живой природе, кроссворды. «СОДЕРЖАНИЕ» состоит из материала для усвоения и формирования знаний, умений, навыков, способов деятельности, убеждений. Большими буквами синего цвета выделены ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, организующие важнейшую информацию, а малыми синими буквами - ключевые термины, обобщающие какую-то часть информации. Основные понятия и ключевые термины являются обязательными для запоминания в отличие от понятий, представленных курсивом. Материал «Содержания» разделён на части, к которым поставлен вопрос, а в конце - обобщающий вывод....

Ученые-биологи Украины

9 Клас

Выдающийся украинский ученый-селекционер. Работала в области селекции гречихи. Доктор сельскохозяйственных наук, профессор. Заслуженный деятель науки и техники Украины. Награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалями. А. С. Алексеева опубликовала более 350 научных работ, подготовила 27 кандидатов наук и четырех докторов наук. Создала мировую коллекцию генофонда гречихи в Украине. Является основателем научной школы ученых по селекции, семеноводству и технологии выращивания гречихи. При участии А. С. Алексеевой основана Тернопольская научно-производственная система «Гречка», выведены и переданы на сортоиспытания 30 сортов гречихи, 12 из которых районированы. Известный ученый, доктор биологических наук, профессор, академик НАН Украины, Герой Социалистического Труда. Работал в области генетики. Проводил исследования химического мутагенеза, мобильных генетических элементов, обратной транскрипции. Активно работал в области популяционной и молекулярной генетики. Исследовал механизмы наследственной изменчивости в природных популяциях....

Словарь

9 Клас

Адаптация (от латин. adaptо — приспосабливаю) — приспособление живых организмов к определенным условиям среды обитания. Все адаптации являются результатом эволюционного процесса на основе естественного отбора. Аллель (от латин. allelos — противоположный) — одно из возможных состояний (вариантов) гена, определяющего альтернативные варианты развития определенного признака. Б Биологическая систематика (от греч. sistematicos — упорядоченный, относящийся к системе) — раздел биологии, формирующий единую систему живого мира на основе выделения биологических таксонов (систематических единиц) и соответствующих названий, составляющихся по определенным правилам (биологической номенклатуры). Биотехнология — совокупность промышленных методов, применяемых для производства различных веществ с использованием живых организмов, биологических процессов или явлений. В Вектор (от латин. vector — несущий) — специальная молекула ДНК, созданная на основе ДНК вирусов или плазмид, содержащая нужный ген, транспортирующая его в клетку и встраивающая в ее генетический аппарат. Вид — совокупность популяций особей, сходных между собой построению, функциям, месту в сообществах организмов, населяющих определенный ареал и свободно скрещивающихся между собой в природе....

Практикум

9 Клас

Оборудование и материалы: учебник; небольшие кубики сырого и вареного картофеля, пробирки, гидроген пероксид комнатной температуры, гидроген пероксид из холодильника. Теоретический минимум В этом исследовании свойства ферментов рассматриваются на примере пероксидазы, содержащейся в клетках картофеля. При контакте пероксидазы с гидроген пероксидом происходит разложение перекиси на воду и кислород, который выделяется в виде небольших пузырьков газа. Ход исследования 1. Возьмите три пробирки и поместите в них небольшие кубики картофеля. В первые две — кубики сырого картофеля, а в третью — вареного. 2. Влейте в первую пробирку раствор гидроген пероксида, который перед этим был охлажден в холодильнике. 3. Понаблюдайте, выделяются ли пузырьки газа. Отметьте интенсивность их выделения. 4. Влейте во вторую и третью пробирки раствор гидроген пероксида комнатной температуры. 5. Понаблюдайте, выделяются ли пузырьки газа. Отметьте интенсивность их выделения. 6. Сделайте вывод, в котором укажите результаты наблюдений и объясните, повлияла ли низкая температура и тепловая обработка на активность фермента пероксидазы....

Основные общие свойства живых систем

9 Клас

Живые системы довольно разнообразны (рис. 58.1). Но все они обладают общими свойствами. К таким свойствам относятся единство химического состава, наличие обмена веществ и энергии, способность к саморегуляции, самовоспроизведению, росту и развитию, изменчивость. Единство химического состава Живые системы построены на основе органических молекул. В состав этих молекул входят Карбон, Оксиген, Гидроген, Нитроген, Фосфор и Сульфур. Другие элементы в живых системах встречаются в меньшем количестве. Органические вещества представлены нуклеиновыми кислотами, белками, липидами и углеводами. Живые системы являются открытыми. То есть они могут существовать только при условии постоянного обмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Кроме того, внутри живых систем также происходит интенсивный обмен веществ, энергии и информации между отдельными частями системы (органеллами клеток, органами организма, организмами в экосистеме). Способность к саморегуляции, росту и развитию Живые системы благодаря непрерывному обмену веществ и энергии постоянно находятся в состоянии динамического равновесия. Процессы, происходящие в них, уравновешивают друг друга. Наличие обмена веществ также делает возможным рост и развитие живых систем. Благодаря потоку энергии, проходящему через них, они могут расти и увеличивать свою сложность (развиваться). Способность к самовоспроизведению, изменчивость Уникальной способностью живых систем является самовоспроизведение. Даже неклеточные формы жизни (вирусы) способны с помощью клеток-хозяев производить свои копии. А с процессами воспроизводства клеток и многоклеточных организмов вы подробно ознакомились в предыдущих разделах учебника....

Роль генетической инженерии в современной биотехнологии и медицине

9 Клас

Вопрос о перспективе использования генной инженерии для выращивания сельскохозяйственного сырья продолжает вызывать серьезные споры среди исследователей и потребителей. Среди положительных аргументов — повышенная урожайность, экологические преимущества, защита от вредителей. С другой стороны — неуверенность части потребителей в безопасности новых технологий. Теоретически негативное влияние трансгенных растений на другие организмы возможно, например, из-за наличия в организме растений биологически активных веществ (инсектицидов, фунгицидов и др.). Влияние этих веществ может быть прямым или опосредованным, через трофические цепи. Однако до сих пор достоверных экспериментальных данных о негативном влиянии трансгенных растений, устойчивых к вредителям, на нецелевые организмы не получено. Также за 30 лет исследований не было выявлено достоверных экспериментальных данных о негативном влиянии ГМО при употреблении в пищу. В Европе модифицированные растения сои и кукурузы для изготовления пищевых продуктов разрешены с 1997 года, а пищевые ферменты, добавки, полученные в результате генной инженерии, используют более двадцати лет. Следует отметить, что ГМО-продукты являются более дешевыми, чем продукты обычной селекции, и могут содержать полезные для людей соединения. Так, генетически модифицированный сорт риса (золотой рис) содержит значительное количество бета-каротина (рис. 57.1)....

Генетически модифицированные организмы

9 Клас

Генетически модифицированные организмы (ГМО) — это организмы, генотип которых был изменен с помощью методов генетической инженерии с использованием технологии рекомбинантных ДНК (рис. 56.1). Другое название генетически модифицированных организмов — трансгенные организмы. Трансгенные организмы могут иметь огромное значение для повышения эффективности сельского хозяйства и для исследований в области молекулярной биологии. Первые генетически модифицированные организмы, полученные с помощью методов молекулярной биологии, появились в мире лишь в 80-х годах XX века. Генетическая модификация организмов в природе Но человек не может считаться первооткрывателем технологии рекомбинантных ДНК. Такие процессы являются очень древними и распространенными среди живых организмов. Вирусы поражают все группы живых организмов и иногда случайно переносят гены от одних видов в другие. Этот процесс называется горизонтальным переносом генов. Он играет важную роль в эволюции. Первыми перенос генов начали использовать бактерии. Этот процесс у них известен как трансдукция — перенос бактериальных генов другим бактериям с помощью бактериофагов. Трансдукция является одним из основных механизмов обмена генами у прокариот. Существует она не менее трех миллиардов лет....

Навігація