Войти
Закрыть

Пищевые и энергетические потребности человека

8 Клас

Любая деятельность организма сопровождается затратами энергии. Поэтому человек ежедневно должен пополнять энергетические запасы своего организма. Понятно, что при разных условиях энергетические затраты будут разными. Сидячая работа требует меньшего расхода энергии, чем туристический поход в горы. Также на затраты энергии влияют такие факторы, как пол, возраст, масса тела человека и т. п. Соответственно и восстановление этих расходов будет у разных людей различным. Более того, у одного и того же человека энергетические потребности каждый день могут отличаться! Так, умственный труд с незначительной физической нагрузкой нуждается в среднем в 167,4 кДж энергии на 1 кг массы тела в сутки, а тяжелая физическая работа — 255,2 кДж энергии на 1 кг массы тела в сутки. Пищевые потребности человека В организме человека постоянно отмирает какая-то часть клеток. Их заменяют новые клетки, образующиеся путем деления. Для создания новых клеток организм человека должен ежедневно получать определенное количество веществ. Он может самостоятельно превращать одни органические вещества в другие, но не всегда это возможно. В процессе обмена веществ организм человека может синтезировать из других органических соединений некоторые аминокислоты. Однако далеко не все: определенные аминокислоты в белках незаменимы, и они попадают в наш организм только с пищей. Незаменимы и другие органические вещества, получить которые человек может только из внешней среды. Поэтому для питания человека важно не только общее количество, но и состав пищи (рис. 6.1 на с. 24)....

Пища и ее компоненты

8 Клас

Основные группы веществ, участвующих в обмене веществ в организме человека,— это белки, жиры, углеводы, неорганические соединения (вода и минеральные вещества), витамины. Они содержатся почти во всех продуктах питания в разных количествах (рис. 5.1). Для нормальной жизнедеятельности организма человеку требуется определенное количество веществ каждой из этих групп. Как нехватка, так и переизбыток любого из веществ может нанести вред здоровью. Именно поэтому пища должна быть разнообразной. Белки Белки — это органические молекулы, состоящие из аминокислот, которые соединены между собой в виде цепочки. Белки входят в состав тканей внутренней среды, участвуют в образовании скелета, связок, кожи, волос и других структур. Они катализируют (ускоряют) биохимические реакции, регулируют обмен веществ, обеспечивают в организме перемещение кислорода, органических и неорганических соединений. Также белки образуют комплексы с чужеродными белками, инактивируя (обезвреживая) их, участвуют в процессе свертывания крови. Они обеспечивают сокращение мышц и создание запаса веществ, необходимых организму. Одной из важнейших групп белков в организме являются ферменты — белки, которые способны во много тысяч раз ускорять химические реакции, происходящие в клетках (рис. 5.2). Они работают только при определенных условиях (температура, соленость и т. д.) и обычно катализируют одну-единственную реакцию. Однако они могут ускорять эту реакцию в миллионы раз! Интересно, что многие ферменты в организме нужны для того, чтобы активировать другие ферменты....

Питание и обмен веществ

8 Клас

Тело человека построено из различных веществ, большая часть которых являются органическими. Как и любой животный организм, организм человека не способен самостоятельно образовывать органические вещества из неорганических. Поэтому для построения своего тела человек должен получать эти вещества из окружающей среды, т. е. вместе с пищей. Кроме того, организму нужна энергия для осуществления соответствующих биохимических реакций. Обмен веществ В организме человека протекает множество химических реакций. В результате образуется и разрушается немало различных веществ. Совокупность этих превращений называют обменом веществ. Обмен веществ — совокупность изменений, происходящих с веществами с момента их поступления в организм из окружающей среды до момента образования конечных продуктов распада и выведения их из организма (рис. 4.1). Процессы обмена веществ можно разделить на две большие группы. Первая — это совокупность процессов, в результате которых происходит образование органических соединений, необходимых для обеспечения жизнедеятельности клеток. Эти процессы называют ассимиляцией. В ходе ассимиляции организм тратит энергию. Вторая группа — это совокупность процессов, в результате которых происходит расщепление органических соединений на более простые вещества. Их называют диссимиляцией. В процессе диссимиляции организм человека накапливает энергию....

Обобщение по теме «Введение»

8 Клас

1. Признак человека, отличающий его от других млекопитающих,— это: а) прямохождение в) питание б) дыхание г) размножение 2. Структурной и функциональной единицей живых организмов является: а) клетка б) ткань в) орган г) система органов 3. Совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих похожее строение, происхождение и выполняющих общие функции, называют: а) органом б) органеллой в) тканью г) системой органов 4. Ткань внутренней среды образует: а) мышцы...

Организм человека. Органы и физиологические системы

8 Клас

Органы и физиологические системы Человеческий организм не является смесью тканей и клеток. Он состоит из отдельных частей, каждая из которых приспособлена к выполнению определенных функций. Эти части называют органами. Орган — это часть тела, которая имеет конкретное расположение, характеризуется определенной формой и строением и выполняет одну или несколько специфических функций. Для того чтобы обеспечить выполнение всех необходимых организму функций, органы объединяются в группы. Эти группы называют физиологическими системами. Физиологическая система — это совокупность органов, которые совместно обеспечивают протекание важнейших жизненных процессов (рис. 3.1). К таким процессам относятся пищеварение, дыхание, транспорт веществ, выделение и т. п. Пищеварительная система В состав пищеварительной системы входят такие органы, как ротовая полость, зубы, глотка, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Их основная задача состоит в том, чтобы превратить пищу, которую потребляет человек, в питательные вещества, способные усвоиться организмом. Ведь именно из них организм строит новые клетки и производит энергию для своей жизнедеятельности. Для этого всю пищу необходимо расщепить на отдельные молекулы или группы молекул. Расщепление разных веществ происходит при различных обстоятельствах, поэтому в каждой отдельной части пищеварительного тракта создаются определенные условия. Так, в желудке образуется кислая среда, а в ротовой полости и кишечнике — щелочная....

Зачем изучать человека

8 Клас

1. Зачем изучать человека Прежде чем приступить к изучению особенностей строения организма человека, вспомните, к какому царству живых организмов относится человек. Почему его относят к млекопитающим? Какие особенности строения присущи всем млекопитающим? Наследие предков Люди стали именно такими, какими они есть сейчас, вследствие процесса эволюции, длившегося миллионы лет. Вы уже знаете, что они являются представителями млекопитающих, поэтому им присущи характерные признаки данной группы животных, доставшиеся им в наследство от предков. Это наличие четырехкамерного сердца, живорождение, вскармливание детей молоком и т. д. Однако есть и отличия, которые, собственно, и делают нас отдельным видом. Характерными особенностями человека как вида являются: • прямохождение; • особое строение передних конечностей, которое позволяет совершать с их помощью самые разнообразные операции; • отсутствие волосяного покрова на большей части тела; • большой размер головного мозга; • чрезвычайно растянутый во времени детский период жизни; • сложное социальное поведение; • развитие речи и абстрактного мышления. Организм человека - сложная система Изучая курс естествознания, вы узнали, что живые организмы являются системами. И человек не исключение. Это тоже система, причем очень сложная. В состав его организма входит множество различных органов, и все они должны работать согласованно. Представьте, что вы долго гуляли и устали. Вашему организму нужно восстановить затраченные ресурсы. С этой целью вы съедаете бутерброд или пирожок. Для того чтобы пища превратилась в энергию, организм должен задействовать мышцы головы, пищевода, желудка и кишечника. Он должен отдать команду слюнным железам, а также железам желудка и кишечника на выделение ферментов (веществ, расщепляющих пищу); задействовать поджелудочную железу и печень; обеспечить движение крови в соответствующих органах и транспорт кислорода из легких для потребностей клеток. Да, система сложная. Однако она достаточно надежна и, если мы не будем ей мешать, может работать эффективно десятки лет. Знания, здоровье и финансы Связаны ли знания о собственном организме со здоровьем? Безусловно! Но как? Сначала следует разобраться с тем, что же такое здоровье. Здоровье — это состояние живого организма, при котором организм в целом и все его органы в частности способны выполнять свои жизненные функции в полном объеме. Если это состояние нарушится, то...

Биология 8 класс Задорожный (новая программа)

8 Клас

Уважаемые восьмиклассники, перед вами новый учебник по биологии, из которого вы узнаете много интересного о своем организме. Прежде всего ознакомьтесь со структурой учебника и основными принципами размещения материала в нем. Откройте содержание учебника. Обратите внимание на то, что текст разделен на темы, которые посвящены отдельным системам органов организма человека или его общим особенностям. В конце учебника вы найдете словарь биологических терминов, алгоритмы выполнения лабораторных исследований, работ и исследовательских практикумов, а также приложение. Откройте любой параграф. Он располагается на одном или двух разворотах. Каждый параграф начинается с вопросов для повторения изученного ранее, а заканчивается кратким обобщением. После него вы найдете вопросы для проверки знаний. Кроме основного материала, параграфы содержат иллюстрации и дополнительную информацию, размещенную в рубрике «Узнайте больше». Обратите внимание, что в конце каждой темы предлагаются тесты для самоконтроля по изученному материалу. Ответы к ним вы найдете в электронном приложении. Там также размещены видеоролики и дополнительный материалы к некоторым параграфам, а еще онлайн-задания для проверки ваших знаний....

Узагальнення курсу

8 Клас

Клітини, тканини, органи, системи органів та внутрішнє середовище людини об'єднані в єдину біологічну систему, яка здатна до саморегуляції, самооновлення та самовідтворення. Завдяки саморегуляції організм людини пристосовує свою будову, життєдіяльність й поведінку до мінливих умов зовнішнього середовища, зберігаючи сталість внутрішнього середовища. Цілісність організму зумовлена взаємозв'язком усіх його частин, що забезпечується взаємодією регуляторних систем організму - нервової, ендокринної та імунної. Ще однією фундаментальною властивістю організму людини є самооновлення - здатність організму утворювати нові елементи замість старих на основі спадкової інформації ДНК. Особливу роль у самооновленні клітин, тканин, органів нашого організму відіграють стовбурові клітини та процеси регенерації. Однією з обов'язкових властивостей людини є самовідтворення та забезпечення умов для виживання потомства. В організмі людини постійно розмножуються клітини, а завдяки статевому розмноженню виникають організми, схожі з батьківськими формами. Таким чином забезпечується спадковість між батьками і нащадками. Людина є біосоціальною істотою, оскільки повна реалізація її біологічної організації можлива лише в умовах суспільного життя. На формування особливостей людини визначальний вплив мають такі соціальні чинники, як праця, мова й мислення. Лінія еволюції людини характеризувалася поступовим вдосконаленням руки як органа праці, ускладненням будови мозку й набутих форм поведінки. На відміну від тварин людина здатна свідомо, за допомогою виготовлених знарядь праці створювати предмети культури й змінювати умови середовища, в яких вона живе....

Постембріональний розвиток людини. Репродуктивне здоров'я

8 Клас

Після народження дитини починається її постембріональний розвиток, що триває аж до кінця життя. Періодизація цього проміжку може здійснюватися за різними критеріями. За настанням статевої зрілості у постембріогенезі виокремлюють три періоди: дорепродуктивний, репродуктивний та післярепродуктивний. Передрепродуктивний період - це період життя організму від народження до настання статевої зрілості. У дівчат цей період триває від народження до 16 років, у хлопців - до 18 років. Характеризується продовженням розвитку органів та збільшенням маси й росту організму. Маса тіла людини порівняно з масою новонароджених збільшується в 20-25 разів. Посилений ріст дитини спостерігається у віці 1-3 роки, у віці 5-7 років і в підлітковому віці. У людини післярепродуктивний період відрізняється відносно більшою тривалістю, оскільки відбувається фізіологічний, фізичний і психічний розвиток. Репродуктивний період - це період статевої зрілості організму, що характеризується здатністю людини до розмноження. У цьому проміжку організм людини функціонує як стійка саморегулююча система, здатна підтримувати сталість внутрішнього середовища. Характеризується період зрівноваженістю процесів утворення та загибелі клітин і збереженням маси й розмірів тіла. У цей період маса наростає, в основному, за рахунок жирової тканини, хоча при спортивних тренуваннях вона може збільшуватися й за рахунок м'язової маси. Післярепродуктивний період - це період, що характеризується втратою організму здатності до розмноження. В організмі людини зменшується вміст води, інтенсивність обміну речовин, послаблюються життєві функції, спостерігається зменшення маси тіла та його розмірів. На цьому етапі відбувається старіння організму. Старіння людини - процес закономірного виникнення вікових змін, які поступово призводять до скорочення пристосувальних можливостей організму. Наука про закономірності старіння - геронтологія. Ознаки старіння проявляються на всіх рівнях організації живого організму. Так, в клітинах знижується активність ферментів, порушуються процеси самовідновлення білків, нуклеїнових кислот. Особливу роль у старінні відіграє втрата нейронів ЦНС....

Запліднення. Вагітність. Ембріональний розвиток

8 Клас

ЗАПЛІДНЕННЯ - злиття чоловічої та жіночої гамет з утворенням зиготи, яка дає початок новому організму. У людини - внутрішнє запліднення, за якого гамети зливаються всередині жіночого організму. Це дуже складний і залежний від багатьох чинників процес, в якому можна виокремити ряд періодів. Внутрішнє осіменіння забезпечує потрапляння сперматозоонів безпосередньо в жіночий організм. У людини яйцеклітина зберігає здатність до запліднення упродовж 24 год після виходу з яєчників, сперматозоони дещо більше - близько 48 днів. Гамети здатні виділяти спеціальні речовини - гомони, що сприяють їхній зустрічі та взаємодії. Зустріч гамет і активація яйцеклітини є стадією переходу яйцеклітини від стану спокою до активного розвитку (іл. 118). Запліднення відбувається лише за певної концентрації чоловічих гамет, що пояснюється необхідністю певної кількості фермента (гіалуронідази), що розщеплює фолікулярну оболонку яйцеклітини. Гамети зустрічаються в маткових трубах уже за кілька годин після статевого акту. Проникнення сперматозоона в яйцеклітин відбувається таким чином. З цитоплазми яйцеклітини в місці дії ферментів акросоми утворюється сприймальний горбик, що захоплює голівку і втягує її всередину. Лише один з майже 300 млн сперматозоонів може запліднити одну яйцеклітину. У клітину можуть проникати декілька голівок сперматозоонів, але злиття відбувається з ядром лише однієї гамети. Після проникнення яйцеклітина втрачає фолікулярну оболонку й формує оболонку запліднення, яка перешкоджає проникненню інших гамет....

Навігація