Войти
Закрыть

Речь. Обучение и память

8 Клас

Высшая нервная деятельность, в частности, основана на двух сигнальных системах, обеспечивающих взаимодействие человека с действительностью. Обе эти системы являются особыми формами деятельности коры головного мозга, которая проявляется в рефлекторных реакциях. Первая сигнальная система характеризуется реакциями, возникающими как результат влияния внешних факторов на сенсорные системы организма. А вот вторая сигнальная система определяется рефлекторными реакциями на слова. Скажем, когда на запах свежеиспеченных булочек у вас выделяется слюна — это пример того, как сработала первая сигнальная система. Результатом работы второй сигнальной системы является выделение слюны, когда при вас произносят слово «булочка». Речь — это система особых знаков и средств общения между людьми. Она формировалась на основе звуков, которые научился произносить человек. Однако только звуками речь не ограничивается: в современном обществе огромное значение имеет письменность — графическая составляющая речи. Виды обучения Обучение во все времена было одним из главных факторов выживания. Тот, кто учился лучше, в борьбе с силами природы выживал чаще, поэтому человечество изобрело различные способы обучения....

Инстинкты

8 Клас

Инстинкт — это цепь последовательных безусловных рефлексов, которая является одной из форм приспособления человека к условиям жизни. Это врожденная форма поведения. Инстинкты характеризуются стереотипностью действий, толчком для которых являются внешние раздражения. В неизменяемых условиях инстинкты полезны, однако бессознательные, автоматические действия становятся бесполезными в случае изменения ситуации. Единицами инстинктивного поведения являются определенные последовательности действий в ситуации, активизирующей это поведение. Например, у людей, болеющих за свою команду на соревнованиях, часто включаются инстинктивные программы поведения приматов в группе, которая защищает свою территорию. Эти программы включают и стремление громко кричать. Инстинктивные программы поведения у детей У детей работают сотни инстинктивных программ, обеспечивающих их выживание на ранних этапах жизни. Правда, некоторые из них утратили свое прежнее значение, однако большинство и сегодня очень важны. Например, освоение ребенком речи обеспечивает специальная сложная инстинктивная программа. Потребность в родителях — это также жесткая инстинктивная программа, которая крайне важна для выживания нашего вида. Кстати, одной из первых программ, которая включается после рождения ребенка, является программа распознавания и запоминания матери. К проявлениям инстинктивных программ в детском возрасте относятся и многие популярные игры, и странные детские привычки. Строительство игровых убежищ и «шалашей», катание на качелях, собирание в карманы всякой всячины (пуговиц, камешков, клочков бумаги и т. и.) — это все проявление инстинктивных программ поведения....

Рефлексы

8 Клас

Рефлекс — это простейшая бессознательная реакция живого организма на раздражение рецепторов при участии центральной нервной системы. Различают безусловные и условные рефлексы. Безусловные рефлексы Безусловные рефлексы — это приспособление организма человека к ситуациям, которые могут случаться в его жизни довольно часто и реагировать на которые можно очень простыми действиями. Именно поэтому они являются наследственными. Ведь на некоторые ситуации организм должен реагировать вполне определенным образом. Например, когда человек выходит из темного помещения на свет, то в его зрачки сразу попадает много световых лучей, что может навредить фоторецепторам сетчатки. Поэтому в ответ на внезапное изменение освещения размер зрачков резко уменьшается благодаря работе рефлекторной дуги, которая направляет сигнал одной из мышц глаза. Происходит это без участия сознания. Среди безусловных рефлексов человека можно выделить несколько групп. Например, дыхательные рефлексы (чихание и кашель, чтобы удалить посторонние предметы из дыхательных путей), защитные (отдергивание руки от горячего предмета), пищевые (выделение слюны при попадании пищи в рот), ориентировочные (поворот головы на звук или свет) и т. д....

Высшая нервная деятельность

8 Клас

Работа головного мозга человека построена на взаимодействии двух главных процессов — возбуждения и торможения. В процессе возбуждения отдельные нейроны или группы нейронов высвобождают свою энергию и генерируют сигналы, которые распространяются на другие нервные клетки. Процесс торможения является обратным — он прекращает процесс высвобождения энергии у нейронов и препятствует распространению возбуждения на другие нейроны. Например, человек увидел яблоко — рецепторы глаза передали сигнал в мозг. Этот сигнал вызвал возбуждение у нейронов зрительной доли коры мозга, которые распространили его на другие группы нейронов, отвечающих за узнавание объектов, и человек понял, что видит именно яблоко, а не грушу. После этого активизируются процессы торможения, и те нейроны, работа которых больше не нужна, перестали вырабатывать сигналы. Показатели нервных процессов На взаимодействии возбуждения и торможения основана работа мозга у всех людей. Но происходит это взаимодействие у разных людей по-разному. Показатели, по которым нервные процессы отличаются,— это сила, подвижность и уравновешенность. Значение этих показателей установил и исследовал лауреат Нобелевской премии И. П. Павлов (рис. 43.1)....

Нарушения работы сенсорных систем

8 Клас

Любая сенсорная система может работать только при условии, если работают все три ее части. То есть рецепторная часть, которая воспринимает раздражение, проводящий нерв или нервы и участки коры головного мозга, обрабатывающие соответствующую информацию. Если повреждена хоть одна из этих структур, сенсорная система работать не будет. Нарушения зрения Если лучи света, пройдя через оптические среды глаза, фокусируются не на сетчатке, возникают аномалии зрения. Если изображение возникает перед сетчаткой, развивается близорукость, если позади нее — дальнозоркость (рис. 42.1). Для коррекции близорукости используют двояковогнутые, а дальнозоркости — двояковыпуклые линзы очков. Встречаются заболевания, в результате которых человек не различает некоторые цвета — цветовая слепота и дальтонизм. Они связаны с нарушением функций первого типа колбочек. Чтобы сохранить нормальное зрение, нужно прежде всего правильно питаться, чаще бывать на свежем воздухе, делать физические упражнения. В солнечную погоду необходимо пользоваться темными очками. Кроме того, очень важно не перегружать глаза. Слишком длительная работа за компьютером, многочасовое сидение перед телевизором или чтение лежа также могут ухудшить зрение....

Сенсорные системы движения, осязания, температуры, боли

8 Клас

Осязательная сенсорная система особенно важна при взаимодействии со зрением и слухом для процесса формирования у человека целостного восприятия окружающего мира. В случае потери зрения и слуха человек с помощью тактильного анализатора за счет тренировки и разнообразных технических приспособлений может «слышать», «читать», т. е. действовать и быть полезным обществу. Тактильная чувствительность человека обусловлена функционированием механорецепторов кожи, которые воспринимают механические воздействия в виде прикосновения или давления (рис. 41.1). Работает осязательная система очень просто. Механическое воздействие на кожу вызывает раздражение нервного окончания, в результате чего возникает нервный импульс. Этот импульс, несущий информацию раздражителя, передается в кору головного мозга, где и формируются ощущения. Отличительной чертой этого анализатора является то, что рецепторная площадь соприкосновения больше, чем у других органов чувств. Это обеспечивает высокую чувствительность кожного анализатора....

Сенсорные системы вкуса и обоняния

8 Клас

В состав обонятельной сенсорной системы входят обонятельные рецепторы носовой полости, проводящие нервы и участок коры, который обрабатывает сигналы обонятельных рецепторов. Обонятельные рецепторы расположены внутри носовой полости, а точнее, в области верхнего носового хода и задней верхней части носовой перегородки (рис. 40.1). Они состоят из клеток обонятельного эпителия. Восприятие запахов Острота обоняния характеризуется порогом ощущения, т. е. минимальным количеством пахучих веществ, которые способны вызвать ощущение запаха. Что касается восприятия одного и того же пахучего вещества, то оно широко варьирует у разных людей. Кроме того, острота обоняния может изменяться у одного и того же человека в зависимости от многих условий, скажем, от влаги, температуры, атмосферного давления и т. п. Особенно резко выражены изменения остроты обоняния, связанные с адаптацией. Люди, работающие с веществами с неприятным запахом, быстро привыкают к нему и перестают его ощущать. Вкусовая сенсорная система В состав вкусовой сенсорной системы входят вкусовые рецепторы ротовой полости, проводящие нервы и участок коры, который обрабатывает сигналы вкусовых рецепторов. У человека нет отдельных вкусовых нервов. С помощью вкусового анализатора происходит распознавание вкуса пищи после того, как она попадет на слизистую оболочку полости рта....

Слуховая сенсорная система. Система равновесия

8 Клас

Слух — это вид чувствительности, обеспечивающий восприятие звуковых колебаний. В состав слуховой сенсорной системы входят органы слуха, слуховые нервы и участок коры, который обрабатывает сигналы слуховых рецепторов. Этот участок (корковый центр) слуховой сенсорной системы расположен в височной доле коры. Строение уха Орган слуха частично размещен в толще височной кости черепа. Он состоит из трех основных отделов: наружного, среднего и внутреннего уха (рис. 39.1). Наружное и среднее ухо предназначены для проведения и усиления звуков, внутреннее ухо содержит звуковоспринимающий аппарат. Наружное ухо Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Ушная раковина улавливает и направляет звуковые волны в слуховой проход. У предков человека она была достаточно подвижной, но у большинства современных людей эта структура неподвижна. Наружный слуховой проход — это трубка, которая проводит звуки к барабанной перепонке. В его стенках имеются сальные и видоизмененные потовые железы, выделяющие ушную серу, которая увлажняет слуховой проход и защищает его от воздействия микроорганизмов....

Зрительная сенсорная система

8 Клас

В состав зрительной сенсорной системы входят органы зрения (глаза), зрительные нервы и участок коры, обрабатывающий сигналы зрительных рецепторов. Этот участок (корковый центр) зрительной сенсорной системы расположен в затылочной доле коры. Строение глаза Глаза расположены в глазницах черепа. Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Вспомогательный аппарат глаза (рис. 38.1) обеспечивает его нормальное функционирование, а глазное яблоко отвечает за проведение света, регуляцию его количества, фокусировку изображения и восприятие световых сигналов. К вспомогательному аппарату глаза относятся веки (складки кожи, защищающие глаза), брови (волосы над глазами), ресницы (волосы на веках), слезные железы и мышцы глаза. Они препятствуют попаданию в глаза инородных тел, пота, пыли. Кроме того, веки и ресницы защищают глаза от слишком яркого света. Мышцы глаза обеспечивают движения глазных яблок. Благодаря им человек, не поворачивая головы, может менять направление своего взгляда....

Навігація