Организм и его свойства. Клеточное строение организмов
- 1-02-2022, 04:37
- 341
5 Клас , Природоведение 5 класс Ярошенко, Бойко
§ 33. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов
Изучение параграфа поможет вам:
- называть свойства организмов;
- объяснять отличия организмов от тел неживой природы.
Вспомните, чем тела неживой природы отличаются от тел живой природы.
Понятие об организмах и их свойствах. Кит и карась, дуб и ромашка, подосиновик и ласточка — такие разные внешне тела живой природы, но всех их называют организмами. К ним принадлежат растения, животные, грибы, бактерии, обитающие на нашей планете.
Организмы — тела живой природы, которые питаются, дышат, растут, размножаются, реагируют на внешние раздражители.
Перечисленные свойства проявляются не в отдельности, а все вместе. Это даёт возможность отличать организмы от тел неживой природы.
На планете Земля живёт множество разнообразных организмов. Для их изучения учёные объединяют организмы в группы по определённым признакам. Одними из таких групп являются виды организмов.
В один вид объединяют организмы, которые имеют одинаковое внутреннее и внешнее строение. На рис. 98 изображено три вида ласточек. Эти птицы довольно широко распространены в Украине. Их численность достигает десятков тысяч. Но для науки — это лишь три вида организмов.
Рис. 98. Виды ласточек: а — ласточка городская; б — ласточка деревенская; в — ласточка береговая (ласточка-береговушка)
Размножение. Корова и телёнок, лошадь и жеребёнок, дуб и дубочек, курица и цыплята — это лишь несколько примеров взрослых организмов и их детёнышей. Обратите внимание, с какой точностью потомство наследует строение и поведение родителей. Свойство организмов давать потомство, имеющее признаки родителей, называется размножением (рис. 99). Это свойство организмов обеспечивает непрерывность жизни на Земле.
Способность организмов воспроизводить себе подобных называется размножением.
Рис. 99. Взрослые организмы и их потомство
Рост и развитие. Зёрнышко пшеницы, посаженное весной в почву, даёт начало маленькому ростку. Постепенно на нём появляются листочки, утолщается стебелёк, и через несколько месяцев росток становится взрослым растением с колосом.
Мышата рождаются голыми, беззубыми, а через два месяца становятся взрослыми. Как видите, в обоих примерах увеличивались размеры и масса организмов, то есть происходил рост. В процессе роста ростка растения и мышат изменялись не только масса и размеры организмов — возникали новые образования: листочки и колосья — у пшеницы (рис. 100), мех и зубы — у мышат (рис. 101). Такие постепенные изменения организмов называют развитием.
Рост — постепенное увеличение размеров, массы организма.
Развитие — изменения в строении организма и его отдельных частей.
Рис. 100. Развитие пшеницы
Рис. 101. Развитие мышат
Питание и дыхание. Организмам присуще питание. В процессе питания они получают разнообразные органические и неорганические вещества, которые обеспечивают их рост, развитие и другие процессы жизнедеятельности.
Питание — это процесс поступления в организм и усвоения им питательных веществ.
Необходимые для жизни вещества в организм поступают из внешней среды. «Лишние» вещества, например углекислый газ, непереваренные остатки пищи, выводятся во внешнюю среду.
Животные получают питательные вещества из окружающей среды
Организмам присуще дыхание. Для этого им необходим кислород, который входит в состав воздуха. В клетках между кислородом и органическими веществами постоянно происходят различные химические явления. При этом выделяется энергия, которую организмы используют для роста, развития, движения.
Раздражимость. Организмы способны реагировать на воздействия окружающей среды. Это свойство называют раздражимостью. Например, при ярком свете мы прищуриваем глаза либо прикрываем их ладонью; ёж сворачивается в клубок, если к нему притронуться; заяц убегает, заметив приближение хищника.
Раздражимость — это способность организма реагировать на изменения условий среды.
Клеточное строение организмов. Все организмы состоят из клеток. Этим они отличаются от тел неживой природы. Клетки всех организмов имеют сходное строение. Их основными частями являются клеточная мембрана, цитоплазма и ядро.
Основные части клетки: 1 — клеточная мембрана; 2 — цитоплазма; 3 — ядро
Клеточная мембрана защищает клетку от внешних воздействий. В цитоплазме происходят различные химические явления. Внутри клетки содержится ядро, которое управляет её жизнедеятельностью и сохраняет наследственную информацию о признаках организма.
Одноклеточные организмы. Так называют организмы, тело которых состоит из одной клетки (рис. 102). К ним относится большинство бактерий. Одноклеточные организмы есть среди растений, животных, грибов. Размеры одноклеточных так же малы, как и размеры клеток. Поэтому их называют микроорганизмами.
Тело одноклеточного организма образовано одной клеткой, которая способна существовать самостоятельно.
Рис. 102. Примеры одноклеточных организмов: а — хламидомонада; б — эвглена зелёная; в — амёба; г — бактерия
Многоклеточные организмы. Тело многоклеточных организмов состоит из множества разнообразных клеток. В отличие от одноклеточных организмов клетка многоклеточного организма не может существовать самостоятельно, без связи с другими клетками.
Тело большинства многоклеточных организмов состоит из органов. Так, растение имеет корень, стебель, лист и т. д., а тело человека либо животного — лёгкие, сердце, желудок и другие органы. Каждый орган имеет определённое назначение.
Копилка знаний
Открытие клеточного строения организмов в 1665 г. стало знаменательным событием. Оно принадлежит английскому исследователю Роберту Гуку, который занимался изготовлением увеличительных приборов, в том числе микроскопов. Несколько лет Роберт Гук изучал с помощью им же сконструированных микроскопов небольшие тела природы и их строение. Рассматривая под микроскопом тонкий срез коры пробкового дерева, исследователь увидел многочисленные ячейки, похожие на пчелиные соты. Роберт Гук назвал их клетками. В биологической науке за учёным закрепилось звание первооткрывателя клетки.
Станьте исследователями природы
Проведите наблюдение за домашним животным для выявления у него свойств организмов.
Задание 1. Наблюдайте за тем, как животное питается, двигается, реагирует на разнообразные раздражители.
Задание 2. Запишите свойства организмов, которые вам удалось обнаружить во время наблюдения.
Проверка знаний
1. Какие свойства организмов вам известны?
2. Какие вещества необходимы человеку для дыхания? Откуда он их получает?
3. Какие вещества необходимы для питания человека? Как они поступают в его организм?
4. Как отличить организм от тела неживой природы?
5. Какие тела природы состоят из клеток: камень, комета, козлёнок, снежинка, улитка, василёк, роса, сосулька, опёнок?
6. Можно ли сосульку, «вырастающую» под крышей, отнести к организмам? Объясните свой ответ.
Коментарі (0)