Искусство Высокого Возрождения
- 23-03-2022, 01:46
- 468
8 Клас , Всемирная история 8 класс Лихтей
§ 6. Искусство Высокого Возрождения
Вспомните
1. Какие религиозные верования влияли на развитие средневекового искусства?
2. Как вы думаете, почему родиной Возрождения стала именно Италия?
1. Особенности эпохи Высокого Возрождения
Вершиной развития итальянской культуры является период так называемого Высокого Возрождения (конец XV — 30-е годы XVI в.). Оно расцветало на фоне жестоких и опустошительных итальянских войн (1494-1559), когда Аппенинский полуостров стал ареной борьбы Франции с Испанией и Священной Римской империей германской нации за завоевание неаполитанского королевства и Миланского герцогства. В эти войны были втянуты государства политически раздробленной Италии, преследовавшие свои собственные цели. Из-за войны ухудшалось экономическое положение Италии, терявшей свои позиции на внешних рынках.
Однако творчество не только вступает в единоборство с войной, но и нередко побеждает её. В первые три десятилетия XVI в. в Италии появилось много талантливых деятелей искусства. Именно в период Высокого Возрождения утверждается гуманистический идеал свободной и гармоничной личности, стремящейся глубже познать мир. Особенно ярко это воплотилось в изобразительном искусстве и литературе, переосмыслено в философской, исторической и политической мысли. Идеалы красоты и гармонии становились нормой, их стремились достичь в разных видах творческой деятельности.
Определяющая роль в формировании культуры принадлежала интеллигенции, представлявшей не только аристократию, но и купечество, ремесленников и крестьянство. Творческая судьба интеллигенции зависела от отношений с властью и от системы заказов — частных, церковных, государственных.
Заметную роль в культурной жизни играли меценаты1. Центрами культуры Высокого Возрождения становятся дворцы правителей, приглашавших к себе на службу художников и архитекторов, писателей и историков, политиков и философов. Для многих творческих людей поддержка меценатов была чуть ли не единственным средством к существованию, что отражалось на их творчестве, поскольку они были обязаны учитывать интересы и вкусы заказчика.
Высокое Возрождение — период в истории искусства Италии (конец XV — первая четверть XVI в.), высший этап в развитии художественной культуры Возрождения.
1 Меценат — богатый покровитель науки и искусства.
Именно благодаря меценатам ещё при жизни прославились великие мастера эпохи Высокого Возрождения, заворожившие своим творчеством современников. Исключительно одарённые люди, они могли себе позволить быть независимыми в творчестве. Все, интересовавшиеся искусством, стремились любой ценой приобрести произведение признанного мастера.
Эпоха Возрождения обогатила культурную жизнь новыми формами организации труда творческих людей. Это гуманистические кружки и сообщества, литературные, художественные и музыкальные академии, внецеховые мастерские художников, скульпторов, архитекторов. Новые объединения людей творческих профессий отличались открытостью, свободой дискуссий, разнообразием суждений. Это было важно для развития культуры и науки: самокритика способствовала индивидуализации художников, стремившихся свободно выражать своё отношение к окружающему миру и людям.
Наиболее полно идеи Высокого Возрождения выразились в творчестве всемирно известных мыслителей и художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, Тициана.
2. Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (1452-1519) был талантливым живописцем, скульптором, музыкантом, поэтом, архитектором и учёным. Он родился в городке Винчи близ Флоренции в семье нотариуса. Отец, заметив у сына способности к рисованию, отдал его в обучение к художнику Андреа Вероккио. Приблизительно в 1472 г. Леонардо покинул мастерскую Вероккио и начал работать самостоятельно.
Впоследствии художник был приглашён в Милан ко двору герцога Людовико Сфорца. В Милане Л. да Винчи реализовал немало архитектурных проектов, он детально изучал анатомию, математику и механику. На это время приходится расцвет его художественного творчества. К работам этого периода относится и шедевр «Тайная вечеря», написанный в 1495-1497 гг. на стене одного из монастырей Милана. Л. да Винчи изобразил полный глубокого драматизма эпизод из Евангелия о том, как за праздничным ужином Иисус Христос обратился к своим ученикам со словами: «Один из вас предаст меня». Художник мастерски передал смятение в душе каждого из присутствующих, вызванные словами Христа. Фреска «Тайная вечеря» сохранилась до нашего времени.
В 1503-1506 гг. художник написал свою знаменитую картину «Мона Лиза». Считается, что это портрет жены флорентийского купца Франческо Джокондо, поэтому более известно другое название картины — «Джоконда».
Это один из самых известных и загадочных образов в мировом искусстве. Чуть заметная улыбка Моны Лизы передаёт тонкие, почти неуловимые нюансы душевных порывов и освещает картину таинственным сиянием.
Л. да Винчи. Джоконда (Мона Лиза). 1503-1506 гг.
Женщина изображена на фоне дивного пейзажа, напоминающего какое-то заколдованное место вне времени и пространства. Кажется, что Джоконда живёт своей жизнью: она то весёлая, то грустная, то мечтательная, то ироничная.
Леонардо да Винчи интересовали разные области человеческой жизни. До нас дошло 7 тыс. страниц его рукописей и чертежей, свидетельствующих об исключительной одарённости, многогранности художника и его способности предвидеть будущее. Он, в частности, создал прототипы летательного аппарата, парашюта, подводной лодки и множества других механизмов.
С 1517 г. Леонардо да Винчи жил во Франции, куда его пригласил король Франциск I. Там в замке Клу близ Амбуаза, художник и умер.
ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ
XVI в. Из записей Леонардо да Винчи
Мои вещи родились из простого и чистого опыта, который и является настоящим учителем. Тот, кто занимается практикой без науки, — как рулевой на корабле без руля и компаса; он никогда не знает, куда плывёт. Практика всегда должна базироваться на добротной теории...
Нет достоверности в науках там, где нельзя применить ни одну из математических наук...
Жители отдалённых стран будут разговаривать друг с другом...
Железо, добываемое из недр земли, мертво, из него изготавливают оружие, которое приносит смерть стольким людям.
• На какое современное устройство «намекает» Л. да Винчи в записях о разговоре людей на расстоянии?
• С какой целью, по мнению Л. да Винчи, не стоит использовать железо?
3. Рафаэль Санти
Ещё одним выдающимся представителем Высокого Возрождения был Рафаэль Санти (1483-1520). Он родился в г. Урбино в семье живописца Джованни Санти. Когда мальчик подрос, отец заметил у него способности к рисованию. Со временем он отправил сына учиться в г. Перуджу. Там Рафаэль достиг незаурядных успехов и в 17-летнем возрасте был признан настоящим мастером. Какое-то время он работал во Флоренции, совершенствуя своё мастерство.
В 1508 г., по рекомендации Д. Браманте, Рафаэль получил от Папы Римского Юлия II приглашение в Рим для выполнения работ в Ватиканском дворце. Здесь его творчество достигло расцвета. Вместе с учениками Рафаэль расписал фресками парадные комнаты папского дворца. Самая знаменитая фреска — «Афинская школа», на которой Рафаэль изобразил Платона и Аристотеля в окружении прославленных философов и учёных древности — Архимеда, Гераклита, Диогена, Сократа и др. Они собрались в величественном храме. Также на фреске Рафаэль изобразил и себя в образе любознательного юноши в чёрном берете.
Рафаэль. Автопортрет. 1506 г.
В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ЭРУДИТА
Парадные комнаты папского дворца расписывало много именитых художников. Однако со временем там остался лишь Рафаэль со своими учениками. Причиной изгнания других стало плохое настроение Папы Римского Юлия II. Однажды он в который раз любовался одной из фресок Рафаэля, а затем придирчиво осмотрел нарисованное другими художниками. Его возмущению не было предела: «Немедленно уничтожьте всю эту гадость, которую они здесь понарисовывали!» Повернувшись к Рафаэлю, Юлий II сказал: «А ты, мой мальчик, работай. Ты один знаешь, как это нужно делать». Восхищение Юлия II вызвала фреска «Афинская школа».
Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1515-1519 гг.
Особенно привлекал Рафаэля образ Мадонны (Богородицы). Среди множества полотен с её изображениями вызывает восхищение «Сикстинская Мадонна», написанная в 1515-1519 гг. для церкви Святого Сикста в Пьяченце (в настоящее время хранится в Дрезденской картинной галерее в Германии). Она справедливо считается вершиной творчества Рафаэля.
Композиция картины завораживает благородной простотой и спокойствием, гармонией линий и цвета.
Мадонна поражает своей одухотворённостью, проявлением гордости и счастья материнства. Она босиком идёт по облакам, держа на руках младенца. Она скромна и величественна. Однако святой Сикст встречает её как повелительницу, святая Варвара опускает с благоговением глаза, а два ангела мечтательно смотрят вверх. Мадонна прижимает сына к себе и в то же время отдаёт его людям. Ветер взъерошил волосы ребёнка. Он проникновенно смотрит на нас, будто знает наперёд и свою судьбу, и судьбу всего человечества.
В 1514 г. Папа Римский Лев X назначил Рафаэля главным строителем собора Святого Петра в Риме. Однако в 1520 г. ещё молодым Рафаэль умер.
4. Микеланджело Буонарроти
В культуре Возрождения Микеланджело Буонарроти (1475-1564) прославился как художник, скульптор, архитектор и поэт. Впервые его имя прогремело на всю Италию, когда в 1498-1501 гг. он создал скульптурную группу «Пьета» («Оплакивание Христа»), которая хранится в соборе Святого Петра в Риме. Важным этапом в творчестве Микеланджело стало создание во Флоренции величественной мраморной статуи «Давид» высотой 5,5 м (1501-1504). В Библии повествуется, как юный Давид, простой пастух, убил великана Голиафа, а впоследствии стал мудрым правителем. Микеланджело изобразил своего героя готовящимся к поединку с Голиафом. «Давид» — это не только воссоздание образа библейского героя. Это прежде всего воплощение гражданской доблести и верности долгу, призыв к правителям Флоренции защищать свой народ и справедливо им управлять, как это когда-то делал Давид.
Вскоре Папа Римский Юлий II пригласил Микеланджело в Рим. Художнику надлежало возвести для Юлия II гробницу, превосходящую по своим размерам и красоте всё, созданное в мире. Однако вскоре Папа Римский охладел к этому проекту. Оскорблённый Микеланджело покинул Рим. На все требования Юлия II вернуться Микеланджело отвечал отказом до тех пор, пока в Болонье не состоялось их примирение. После этого Папа Римский предложил Микеланджело расписать свод Сикстинской капеллы (часовни) в Ватикане.
Роспись купола Сикстинской капеллы Микеланджело выполнял сам, без помощников, на протяжении четырёх лет (1508-1512). Лёжа на специальном помосте, он изо дня в день наносил рисунки на влажную штукатурку. Он отказывался впускать в помещение кого-либо, пока не завершит работу. Папа Римский Юлий II сгорал от нетерпения и постоянно подгонял мастера. Наконец титанический труд был завершён и перед зрителями предстала грандиозная картина библейской истории — на площади 600 м2 изображены 343 фигуры.
Настоящим архитектурным шедевром Микеланджело является купол собора Святого Петра в Риме.
В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ЭРУДИТА
В 1513 г. после смерти Юлия II его наследники подписали с Микеланджело второй контракт на возведение гробницы покойного Папы Римского. Дело продвигалось медленно, заключались всё новые и новые договора. Наконец в пятом контракте, подписанном в 1542 г., от проекта гробницы, предложенного Микеланджело, мало что осталось. Через три года, в возрасте 70 лет, Микеланджело всё же завершил работу над усыпальницей Юлия II. Даже в таком виде она стала одним из шедевров итальянского Возрождения. Символична центральная фигура гробницы — библейский Моисей, который вывел еврейский народ из египетской неволи. Микеланджело надеялся, что Папа Римский Юлий II освободит Италию от завоевателей.
Микеланджело. Моисей. Фрагмент. XVI в.
Микеланджело умер в 89-летнем возрасте после внезапной болезни. Он прожил долгую и плодотворную жизнь, оставив миру свои нетленные творения.
ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ
XVI в. Выдающийся итальянский художник эпохи Возрождения Джорджо Вазари о Микеланджело
...Микеланджело всегда был умерен, и в юности, чтобы не отрываться от работы, удовлетворялся незначительным количеством хлеба и вина... Став богатым, он вёл образ жизни бедного человека, никого или очень редко кого-то из друзей сажал за свой стол и не желал ни от кого принимать подарки, считая, что это будет его к чему-то обязывать...
Микеланджело находил большое удовольствие в поэзии... Особенно он любил Данте, которого глубоко уважал и которому подражая в способе мышления и в сюжетах, и Петрарку, поскольку он и сам писал мадригалы и сонеты серьёзного содержания.
• Какой образ жизни вёл Микеланджело?
• Кому из поэтов он подражал?
• Какими талантами был наделён Микеланджело?
5. Тициан
В XVI в. параллельно с Флоренцией и Римом культурным центром Италии становится Венеция. Одним из ярких представителей венецианской школы Высокого Возрождения был Тициан (1477/1480-1576). Он прожил насыщенную творческую жизнь и стал новатором форм и жанров живописи. С именем Тициана связано утверждение станковых полотен, создание алтарных картин, выделение пейзажа в отдельный жанр, разработка разных типов портретов. Разнообразна тематика его произведений — тут и персонажи из античной мифологии («Венера Урбинская», «Даная»), алтарные картины («Вознесение Мадонны»), философско-драматические произведения («Коронование терновым венком»), а также галерея портретов, в частности исторических особ — Карла V, Папы Римского Павла III и др.
В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ЭРУДИТА
Карл V назначил Тициана своим придворным художником и относился к нему с огромным уважением. Говорят, что однажды, когда у Тициана упали кисти, император поднял их и отдал художнику. Придворные возмутились, и тогда император сказал им: «Герцогом и графом я могу сделать кого угодно, но никто не сделает ещё одного Тициана». Придворные были сконфужены.
В зрелые годы Тициан всё чаще обращается к религиозной тематике. В его картинах присутствуют радость и печаль, чувствуется преклонение перед силой духа человека, достойно сносящего жизненные невзгоды. Он борется за правду и не страшится смерти. Таковы его полотна «Несение креста», «Пьета» и др.
Тициан. Вознесение Мадонны. 1516-1518 гг.
Возрождение, Высокое Возрождение, меценат; Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Тициан.
1. Объясните, почему художников Возрождения называют гуманистами.
2. Вспомните, в каких сферах деятельности прославился Л. да Винчи.
3. Подумайте, почему в центре гробницы Папы Римского Юлия II Микеланджело разместил скульптуру Моисея.
4. Покажите на карте основные культурные центры Западной Европы эпохи Возрождения.
5. Установите соответствие между художником и его произведением.
1 Леонардо да Винчи
2 Рафаэль Санти
3 Микеланджело
4 Тициан
А «Сикстинская Мадонна»
Б «Венера Урбинская»
В «Джоконда», «Тайная вечеря»
Г «Давид»
Коментарі (0)