Войти
Закрыть

Китай и Япония в XVI—XVIII вв.

8 Клас , Всемирная история 8 класс Гисем, Мартынюк

 

§ 27. Китай и Япония в XVI—XVIII вв.

1. Кого в Китае называли Сыном Неба? 2. Каких успехов в развитии науки и техники достиг средневековый Китай?

1. Особенности развития стран Востока. Цивилизации Востока. В изучаемом периоде ученые выделяют три основные цивилизации Востока: ближневосточно-мусульманскую, индийско-южноазиатскую и китайско-дальневосточную (используются и другие названия). Они во многом различаются, но имеют и общие черты, что позволяет утверждать, что они причастны к восточной модели развития общества. Всем им присущ феномен власти государственной бюрократии как над непосредственно подчиненными ей сельскими общинами, так и над частными собственниками (торговцы, ростовщики, ремесленники). Государственную структуру возглавляет правитель, власть которого дана ему от Бога и освящена религией. Этот феномен определял почти все особенности цивилизаций Востока. Такое государство не имело внутренних противоречий, что обеспечивало его стабильность. Единственным противовесом государству-собственнику могла стать лишь частная собственность, но она полностью принадлежала государству.

Проникновение европейцев на Восток после Великих географических открытий и начало формирования колониальных империй стали внешним вторжением частной собственности, разрушавшей традиционные отношения. Однако в рассматриваемый нами период европейцы еще только искали пути проникновения к богатствам Востока.

Во всех государствах Востока система хозяйствования была организована по такой схеме. Каждый, кто обрабатывал землю, имел гарантированное право и обязанность работать на ней и использовать для ведения хозяйства все необходимые ресурсы: воду, пастбища, лес и т. п. Вместе с тем право владеть и распоряжаться землей и ее ресурсами находилось в руках оторванного от производства аппарата власти. Признавая власть государственного аппарата, производители (община крестьян) оплачивали в различной форме (отработка, часть урожая) избыточный продукт. Этот своеобразный налог потом распределялся на содержание властных структур. Таким образом, тот, кто имел доступ к власти в государстве, имел и доступ к распределению произведенных продуктов. Получив власть, он становился их владельцем. Поэтому мы говорим, что особенностью восточной цивилизации было наличие власти-собственности.

Могущество государства зависело от силы власти и эффективности работы механизма государства (чиновников), а в конечном итоге —  от регулярности поступления налогов. В свою очередь, объем налогов зависел от эффективности сельского хозяйства и производительности труда ремесленников. Здесь начинал действовать обратный механизм: государство было заинтересовано в содействии развитию сельского хозяйства и ремесла. Негативной стороной описанной системы было превышение границ реально возможной уплаты налогов. Тогда крестьяне поднимались на борьбу за восстановление традиционной системы.

Характерной особенностью восточных цивилизаций было сохранение сельской общины как основы общественно-государственной организации. В общину обычно входили жители одного села. Каждая община столетиями пользовалась определенными землями, лесом, пастбищами и т. п. Размеры участков каждой семьи или члена общины время от времени изменялись в зависимости от количества родственников или трудоспособных. Это обеспечивало приблизительно равное материальное положение членов общины. Кроме крестьян, в общину входили ремесленники, удовлетворявшие потребности общины в ремесленных изделиях. На их содержание выделялась определенная часть урожая. Во главе общины стоял староста, которого выбирали или назначали.

Таким образом, сельская община была основой восточной цивилизации, что делало ее стабильной, консервативной и мало подверженной внешним воздействиям.

Полный контроль государства над общественной жизнью не исключал существования частной собственности, но, в отличие от Европы, она играла второстепенную роль. Ей было отведено четкое место в государственной структуре. Частный собственник обслуживал в основном внешнюю и транзитную торговлю. Он мог владеть огромным имуществом, но его неприкосновенность и целостность не были гарантированы — в любой момент правитель мог отобрать его у владельца.

Мечеть Султанахмет (Голубая мечеть) в Стамбуле. Современный вид

Мавзолей, стены которого украшены орнаментами из оникса, яшмы, аметистов

Единственным способом, позволявшим защитить свою собственность, было получение должности в государственной структуре власти.

Если владелец не принадлежал к государственному аппарату, то он старался вложить свои богатства в землю, хотя она и не приносила дохода и также не имела гарантий неприкосновенности (поскольку владение землей было престижным).

После этого все зависело от того, насколько исправно он будет платить налоги на землю, которой владеет. Рост количества землевладельцев и размеров их владений был ограничен из-за опасности нарушения стабильности в государстве.

Крестьяне, становившиеся арендаторами, платили владельцу земли значительно больший налог, чем тот, который они платили бы непосредственно государству. И когда владельцы переступали черту, обеспечивавшую стабильность, государство ограничивало их своеволие, отдавая землю крестьянам, а в случае ослабления государственной власти крестьянское восстание возобновляло прежний порядок.

Отсутствие внутреннего рынка предопределяло и отсутствие товарного производства в имениях владельцев. В государствах Востока не возникало необходимости в создании плантаций.

Города Востока существенно отличались от европейских. Своим существованием они были обязаны правителям и торговле. Большинство городов служили резиденциями правителей, религиозными центрами или располагались на пересечении торговых путей. Обслуживание двора правителя, крупного чиновника требовало значительного числа слуг, ремесленников, торговцев. Все они обычно селились вокруг его дворца. Ремесленники, обслуживавшие потребности правителя, изготавливали вещи, которыми простые люди почти не пользовались: украшения, дорогую посуду, ткани, оружие и т. п. За свою работу ремесленники получали продукты питания, собранные с крестьян в виде налогов, или деньги. В городах также располагались дома, склады, магазины купцов. Их товары покупали или вельможи, или иностранные купцы. Именно из-за того, что производство и продажа товаров были сосредоточены в городах, у европейцев сложилось впечатление о сказочных богатствах Востока.

Золотой храм Хармандир-Сахиб (XVI в.) в Амритсаре (Индия). Современный вид

Миниатюра с изображением султана Мухаммада Кули из Голконды

Как и в Европе, общество Востока делилось на сословия. Так, социальные группы различались в зависимости от места в структуре власти, формы деятельности, способа получения средств к существованию (земледельцы, ремесленники, чиновники, жрецы, воины). Такие социальные группы были замкнутыми и наследственными. Общество также делилось по юридическому статусу на полноправных, неполноправных и бесправных (рабов).

Кроме того, существовала еще одна система имущественного неравенства. В каждом из вышеперечисленных социальных слоев (сословий) были свои богатые и бедные. Богатством могли владеть только полноправные жители. Таким образом, традиционные социальные слои, юридический статус, имущественное положение представляли собой сложную, запутанную социальную структуру. Наиболее привилегированными на Востоке были сословия, причастные к государственному управлению.

Огромную роль на Востоке играла религия. Она поддерживала и освящала политическую власть, способствовала обожествлению правителя, объединяла общество, способствовала формированию национальных черт характера.

2. Экономическое и политическое положение Китая. В XVI в. в Китае правила императорская династия Мин. Китайская империя занимала территорию современных внутренних провинций Китая и часть Маньчжурии. Зависимыми от империи странами были Вьетнам, Корея и Тибет. Высшая власть принадлежала императору, который правил, опираясь на большое количество чиновников. Вся территория была разделена на 15 крупных административных единиц.

Императоры династии Мин в начале своего правления проводили политику, направленную на укрепление крестьянского хозяйства. В те времена были значительно усовершенствованы орудия труда и сельскохозяйственный инвентарь, с одного поля стали собирать два урожая — весной и осенью, в землю начали вносить удобрения. Больших успехов достигла ирригационная техника. Китайцы прокладывали водопроводы из бамбуковых труб, устанавливали водяные колеса, возводили дамбы.

Земля в империи Мин делилась на государственную и частную. Подавляющее большинство государственных земель передавалось в пожизненное пользование крестьянам, которые за это должны были платить налоги государству и исполнять повинности. Частные земли находились в руках крупных землевладельцев. Самые большие земельные владения в XVI—XVII вв. были у императоров. Огромными были владения императорской семьи, знати, чиновников, получавших земли от императоров. С земель, находившихся в частном владении, налоги платили землевладельцы, которые сдавали землю мелкими участками в аренду крестьянам.

В империи Мин была создана разветвленная налоговая система. Каждые десять лет составлялись списки налогоплательщиков, которые хранились в ведомстве финансов. Крестьяне должны были выполнять повинности, работали на строительстве городов, дворцов, каналов.

В Китае было хорошо развито ремесленное производство. Существовали мелкие мастерские, где работал мастер со своей семьей и учениками; в больших государственных мастерских использовался труд прикрепленных к ним ремесленников. В XVI в. частных мануфактур становилось все больше, особенно в ткацком производстве. Ими владели богатые купцы и ремесленники, а мелкие ремесленники или крестьяне, не имевшие других средств к существованию, становились наемными рабочими.

Отношения между императором и подданными были традиционными отношениями хозяина и рабов.

Китайский город в XVII в.

3. Проникновение европейцев в китай. Первые попытки проникнуть в Китай европейцы предприняли в XVI в. В первой половине XVI в. португальцы хотели насильно основать свои поселения на китайском побережье. В 40-е гг. XVI в. они, подкупив местную власть, создали торговую базу на севере провинции Гуандун. Откровенно колонизаторская политика португальцев, игнорирующих все местные законы, подтолкнула китайцев к решительным действиям, и в 1549 г. португальцев выгнали из Китая. Однако они сумели за большие взятки местным чиновникам оставить за собой порт Макао. Во второй половине XVI в. в Китай начали проникать испанские колонизаторы, а в конце века — голландцы. Интерес к Китаю также проявила Англия. Династия Мин к тому времени окончательно пришла в упадок и не могла остановить вооруженные эскадры. Силой оружия англичане заставили китайцев дать им разрешение на право вести торговлю через порт Гуанчжоу. Вторжения XVI— XVII вв. начали превращение Китая в страну, зависимую от европейских колонизаторов. Однако это произошло только в XIX в.

4. Крестьянская война XVII в. свержение династии Мин и начало правления династии Цин. В 20-е гг. XVII в. внутреннее и внешнее положение империи Мин значительно ухудшилось. В стране нарастало безвластие, вызванное бесконечной внутриполитической борьбой. Брошенная на произвол судьбы армия разваливалась. Непомерные налоги полностью разрушили крестьянские хозяйства.

В конце 20-х гг. XVII в. в северо-западных районах Китая участились стихийные бедствия, засухи сменяли наводнения, летом урожай уничтожала саранча. Доведенные до отчаяния крестьяне начали бунтовать. В северной части провинции Шаньси вспыхнуло восстание. Его возглавили Чжан Сяньчжун и Ли Цзычен.

Китайский чиновник о положении в Китае накануне крестьянской войны

В округе Яньань в течение года не было дождей. В августе-сентябре народ в городах ел полынь, в октябре стали есть кору с деревьев, к концу года вся кора была ободрана, — начали есть мел. Через несколько дней вспухал живот, люди падали и были обречены на смерть... Во всех уездах за городом выкопаны большие ямы, в каждой из которых хоронят по несколько сотен человек. Определите по этому свидетельству одну из причин крестьянской войны.

Крестьянские отряды начали объединяться, и в 1635 г. возникла мощная армия, крушившая правительственные войска. В 1639—1641 гг. начался новый подъем борьбы. Влияние и популярность Ли Цзычена возрастали. На захваченных территориях земли раздавали крестьянам и освобождали их от налогов на три или пять лет. Армия повстанцев выступила в поход на столицу империи — Пекин. 25 апреля 1644 г. повстанцы заняли город. Последний император династии покончил с собой, а Ли Цзычен стал императором.

Император династии Мин на корабле в сопровождении свиты

Тысячи женщин изготавливали на ткацких станках китайский шелк

Свергнув династию Мин и захватив Северный Китай, повстанческая армия Ли Цзычена оказалась втянутой в борьбу против маньчжуров. 200-тысячная армия Ли Цзычена потерпела поражение от огромного войска маньчжуров в июне 1644 г. Маньчжурская армия захватила Пекин. Это событие считается началом периода правления маньчжурской династии Цин.

Маньчжуры, опираясь на перешедших к ним на службу чиновников, постепенно расширяли зону оккупации, вытесняя повстанцев на запад. Ли Цзычен был схвачен и убит. Повстанческие отряды продолжили борьбу против маньчжуров и прекратили ее лишь в 1683 г.

В отличие от предыдущих завоевателей, маньчжуры не растворились среди местного населения, а обеспечили себе обособленное и привилегированное положение. Главным внешним отличием маньчжуров была косичка, в которую они заплетали свои волосы. Маньчжурам запрещалось вступать в брак с другими народами Китая.

По форме правления цинский Китай в XVII—XVIII вв. был деспотией. Во главе государства стоял богдыхан, наделенный неограниченной властью. Династия Цин вела почти непрерывные захватнические войны.

Однако проникновение европейцев в Китай и соседние государства создавало предпосылки для подрыва традиционных порядков, на которых держалась власть богдыханов. Особенно беспокоило китайских правителей военное преимущество европейцев и распространение христианства. В итоге в 1724 г. из Китая были высланы все католические миссионеры и разрушены все христианские храмы (около 300). В 1757 г. китайцы закрыли все свои порты для торговли с европейцами, кроме Гуанчжоу (Кантона). Так началась почти столетняя изоляция Китая.

Деспотия — не ограниченная законом самодержавная власть, характеризующаяся крайней централизацией и произволом правителя; государство, управляемое деспотом.

Богдыхан — император Китая во времена правления династии Цин.

5. Развитие ремесел и науки в Китае. Изобретения. XVI—XVII века в Китае стали периодом значительного расцвета культуры. Высокого уровня достигло ремесло. Во времена империи Мин развивались такие отрасли, как производство шелка, фарфора, бумаги, ювелирное дело, выплавка металла, добыча соли и т. п. Для производства бумаги использовался водяной двигатель.

Издавна Китай славился своим фарфором. Мастерские по изготовлению фарфоровых изделий были государственными; огромные доходы от производства поступали в императорскую казну.

Интересные изобретения были сделаны в морском деле. Для борьбы с вражескими кораблями китайские мастера придумали водолазный скафандр и простейшие мины.

В XVI в. быстро развивалась архитектура. Строились новые и реставрировались старые дворцы, была достроена и частично восстановлена Великая Китайская стена, создано много высокопрочных мостов. В строительстве использовалось такое изобретение, как лебедка. Было усовершенствовано водоподъемное колесо для орошения земли; для выплавки металла широко применялись кузнечные меха.

Технические открытия, развитие мануфактур, путешествия в дальние страны способствовали развитию научных знаний. Для развития медицины большое значение имели труды ученых Чжана Чжунцзина «О тифе», многотомный «Трактат о деревьях и растениях» Ли Шичженя, где были собраны описания лечебных свойств трав, деревьев и минералов.

Китайские ученые стали знакомиться с научными трудами, появляющимися в Западной Европе, начали изучать латынь, математику, переводить на китайский язык математические термины.

В конце правления династии Мин в Китае было издано несколько энциклопедий, обобщавших опыт и знания, накопленные в стране. Начали активно развиваться и исторические науки. Продолжалось создание летописи «Всепроникающее зеркало, управлению помогающее...», начатое еще в XI в. В XVI—XVII вв. в Китае издавались и труды по географии.

Китайская фарфоровая ваза

Запретный город. Современный вид

6. Изобразительное искусство китая. До настоящего времени сохранилось немало памятников архитектуры XVI—XVII вв. Древнюю монументальность сменила изысканность. Крыши домов начали украшать орнаментами, каменными и деревянными скульптурами, появились мраморные мосты и разнообразные балюстрады (перила балконов, галерей и т. п.). Самыми известными архитектурными памятниками династии Мин считаются архитектурный ансамбль Запретного города и храм Неба в Пекине.

В живописи XVI—XVII вв. сохранялись традиции, присущие прошлым столетиям. Самыми известными мастерами той эпохи были Люй Цаи и Бянь Вэньцзинь. Высокого уровня достигли китайские мастера росписи фарфора. Они разработали технологии многоцветной росписи, благодаря чему каждое изделие стало небольшим, но неповторимым шедевром искусства.

Быстро развивалось искусство книжной гравюры. Впервые в мире в Китае во времена династии Мин стали выполнять цветные гравюры по дереву. В XVII в. китайская культура начала интенсивно проникать в Европу.

япония в XVI в. Развитие Японии со времени возникновения государства носило черты, объединявшие ее со странами Востока и Запада. Япония — это страна, которая свято чтила традиции и в то же время активно перенимала от других все, что могло стать полезным. Долгое время единственным источником внешнего воздействия для нее был Китай.

Формально во главе государства стоял император (Небесный Господин). С конца XII в. императоры постепенно уступили власть сёгуну («великий полководец, покоряющий варваров»). Сначала сёгуны выполняли военную и полицейскую функции, а со временем взяли на себя и управление государством, оставив за императорами лишь роль верховного жреца японской религии Синто (синтоизма).

Синтоизм, или Синто (путь богов), — очень древняя языческая религия, основанная на верованиях в добрых и злых духов, включавшая обряды, с помощью которых японцы старались умилостивить духов.

Японская чайная церемония

Водяная мельница и вид на гору Фудзи. Художник Кацусика Хокусай

В отличие от других государств Востока, земля преимущественно находилась в собственности князей (даймё). Однако центральная власть неоднократно конфисковывала земли тех князей, которые становились в оппозицию к ней или своим богатством вызвали зависть. В начале Нового времени в Японии по-прежнему существовало строгое разделение общества на сословия. Все население делилось на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священники, врачи и ученые не входили ни в одно из них. Также вне сословной системы были парии — неприкасаемые, выполнявшие самую грязную работу.

В сословной системе существовала четкая иерархия. Высшую ступень занимали самураи, составлявшие вместе с семьями около 10 % населения. Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству. В него входили воины, князья, чиновники. Все они имели привилегию носить два меча и получать порцию риса в соответствии со своим положением. В XVII в. окончательно сложился кодекс чести самурая — бусидо, по которому они должны были заниматься военным делом и посвящать свою жизнь служению хозяину вплоть до готовности совершить ритуальное самоубийство (харакири).

Следующую ступень сословной лестницы занимали крестьяне. Они обязаны были содержать самураев. Крестьяне не могли оставить свое хозяйство. Было четко регламентировано, что они должны есть (кашу из проса, ячменя или пшеницы, иногда — рыбу) и что надевать. Рис крестьяне выращивали только для самураев.

Ремесленники жили преимущественно в городах и обслуживали, как правило, потребности самураев. Купцы стояли на низшей ступени сословной лестницы. Отношение к ним в обществе было пренебрежительным. Их жизнь, как и жизнь ремесленников, была четко регламентирована правилами.

В XVI—XVII вв. сословная система под влиянием развития товарно-денежных отношений и централизаторской политики государства начала постепенно разрушаться. Заметным становится имущественное расслоение.

В начале Нового времени страна после длительной борьбы окончательно разделилась на несколько сотен княжеских владений. Каждый князь после утверждения своей власти старался наладить мирную жизнь. Это способствовало хозяйственному подъему страны, развитию городов и внешней торговли. Именно в то время популярными среди японцев становятся соевый соус, сыр тофу, а в жилищах появляются раздвижные перегородки и стены из деревянных рам, обтянутых бумагой. Окончательно сформировалась культура чаепития — чайная церемония.

Живописец и каллиграф Хонами Коэцу создал изящную в своей простоте чайную чашку, на которой оттенки цвета плавно менялись. Она получила название «Фудзи-сан» (по названию священной горы японцев). Эта чашка стала вершиной мастерства художника. Благодаря чайной церемонии японцы научились видеть в малом бесконечное, а в простом — прекрасное.

Легендарный самурай Ода Нобунага

Важные изменения в Японии произошли с появлением на Дальнем Востоке европейцев. Первыми в 1543 г. на Японские острова прибыли португальцы. Европейцы привезли с собой не только новые товары, но и христианство. Также японцы познакомились с огнестрельным оружием, что имело далекоидущие последствия для страны.

Правитель небольшого княжества Ода Нобунага перевооружил свою армию. Благодаря новой тактике и оружию он покорил соседние княжества, а со временем захватил и столицу Киото. Отстранив сёгуна от власти, он постепенно объединил большую часть страны. В своих владениях Нобунага провел ряд реформ: упорядочил сбор налогов и денежное обращение, ввел единую систему мер, строил дороги, содействовал развитию торговли и ремесел, боролся с разбойниками, поддерживал христиан. Однако против правителя был устроен заговор военачальников, вынудивших его совершить ритуальное харакири. Но мятежники не удержали власть, и дело Нобунаги продолжил его соратник Тоётоми Хидэёси.

Хидэёси завершил объединение страны. Император назначил его первым министром. Была проведена перепись населения. Все самураи приняты на государственную службу. Крестьяне были прикреплены к своим хозяйствам, им запретили иметь любое оружие (даже серпы и косы). Были отменены цеховые ограничения для ремесленников и купцов. Началась чеканка золотых и серебряных монет.

Хидэёси с подозрением относился к европейцам. После того как они отказались помочь ему в создании флота, он в 1587 г. приказал всем европейцам и христианам покинуть страну в течение 20 дней. Все, кто не подчинился, были казнены.

В 1592 г. Хидэёси начал войну за покорение Кореи. Могущественная армия быстро овладела Корейским полуостровом и вступила в Сеул. Однако корейский флот продолжил борьбу. Корейцы создали бронированные корабли-черепахи, разгромившие японский флот и перекрывшие сообщение с Японией. В результате части японской армии отступили к побережью, где оказывали сопротивление до 1598 г. В этом же году умер Хидэёси, и остатки армии вернулись на родину.

Сёгун Иэясу Токугава

8. Сёгунат Токугавы. «Закрытие» страны. После смерти первого министра вспыхнула борьба за власть между князьями, в которой победил соратник Хидэёси Иэясу Токугава. В битве при Сэкигахаре он одержал блестящую победу и в 1603 г. получил титул сёгуна. Иэясу сумел превратить этот титул в наследственный, и его преемники правили Японией более 250 лет.

Сёгун добился укрепления центральной власти: установил контроль над городами, приисками, внешней торговлей, сосредоточив в своих руках до 25 % доходов государства. Вместе с тем он не ликвидировал княжества, а создал систему контроля за их правителями. Каждый правитель должен был жить год в новопостроенной столице Эдо (ныне Токио), становясь таким образом заложником. Когда князь выезжал из столицы, то должен был оставить в заложниках ближайшего родственника.

Токугава объявил буддизм государственной религией, и каждая семья была приписана к определенному храму. Официальной идеологией стало конфуцианство. Иэясу завершил расправу с христианами, а в 1639 г. провозгласил «закрытие» Японии — так называемую «политику самоизоляции». Иностранцы (исключительно голландцы) могли торговать со страной только через один порт под контролем чиновников.

«Закрытие» страны и деспотическое правление способствовали хозяйственному подъему, появились первые мануфактуры. Однако обратной стороной этого процесса было разорение крестьян и техническая отсталость страны.

Достижением сёгуна также стало развитие грамотности и книгопечатания. Распространение печатных книг способствовало расцвету японской литературы, выдающимся представителем которой стал поэт Мацуо Басё, автор известных трехстиший — хокку.

XVII век — это время зарождения в Японии народного театра кабуки («песни и танцы»), в котором все роли играют лишь мужчины. Какое-то время власть преследовала театр, самураям запрещалось посещать его спектакли.

В этот период появляется также японский кукольный театр.

Выводы

В раннее Новое время цивилизации Востока, в отличие от европейской, продолжали развиваться в своем традиционном русле.

В середине XVII в. в Китае произошла смена династии в результате крестьянской войны и нашествия маньчжурских племен.

В начале Нового времени Япония была раздроблена на несколько сотен княжеств. Власть императора была формальной.

В XVI в. в стране происходили процессы централизации, завершившиеся объединением страны под деспотической властью сёгуна из рода Токугава.

Вопросы и задания

1. Назовите основные цивилизации Востока. 2. Какие общественные слои пользовались привилегиями? 3. Как была устроена система управления Китаем во времена империи Мин? 4. Какое событие способствовало смене династии Мин династией Цин в Китае? 5. Когда произошло «закрытие» Китая для европейцев? 6. На какое сословие европейского общества похожи самураи? 7. Кто такой сёгун? Когда в Японии был установлен сёгунат Токугавы?

8. Какую роль играло государство в цивилизациях Востока? 9. В чем состоит суть феномена власти как собственности? Какую роль играла частная собственность в цивилизациях Востока? 10. Почему община стала основой цивилизаций Востока? 11. Какую роль в развитии Китая сыграла крестьянская война 1628—1645 гг.? 12. Какими средствами укреплялась власть сёгуна в Японии? 13. Почему правители Китая и Японии пошли на «закрытие» своих стран для европейцев?

14. Сравните власть императора династии Цин, сёгуна Японии и власть европейских правителей. Ответ оформите в виде таблицы.

15. В чем проявлялось влияние стран Востока на Европу в XVII—XVIII вв.? Как произошло проникновение европейцев в страны Востока?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 8 класс Гисем, Мартынюк", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація