Войти
Закрыть

Обобщение к разделу V «Развитие культуры и повседневная жизнь (конец XVIII — начало XX в.)»

9 Клас

Значительное влияние на развитие общества в XIX — в начале XX в. оказали достижения образования и науки. В это время были сделаны крупнейшие научные открытия, обусловившие пересмотр представлений об окружающем мире и получившие название революции в естествознании. Ведущую роль в развитии науки в этот период играли такие страны, как Великобритания, Германия, Франция. Характерной особенностью развития фундаментальных наук в первой половине XIX в. стало накопление фактологического материала, полученного в результате наблюдений и опытов, проведение которых постоянно совершенствовалось. Благодаря развитию торговли и международных отношений, исследованию и освоению новых территорий в научный оборот было введено множество новых фактологических сведений, подтвердивших взаимосвязь природных явлений во времени и пространстве. Во второй половине XIX — в начале XX в. на базе этих данных создаются теории и концепции, ставшие основой современной науки. Значительные успехи были достигнуты в физике благодаря открытию Дж. Джоулем и Ю. Майером закона сохранения энергии, а также исследованиям Г. Ома и М. Фарадея в области электричества; в химии были углублены и расширены основы теории атомного строения вещества, Д. Менделеев открыл периодический закон химических элементов; в биологии английский учёный Ч. Дарвин разработал революционную теорию происхождения биологических видов путём естественного отбора. На рубеже XIX-XX вв. американец Т. Морган и немец А. Вейсман заложили основы генетики — науки о передаче наследственных признаков в растительном и животном мире. Важным достижением биологии была разработка клеточной теории, создавшая базу для понимания закономерностей живого мира и развития эволюционного учения....

Материал к практическому занятию 5. Зарождение массовой культуры

9 Клас

Для того чтобы в эпоху индустриализации люди могли уделять время театру, танцам, музыке, а затем кино, кроме денег на развлечения, они также должны были иметь достаточно свободного времени, чтобы наслаждаться этими видами искусства. Скопление населения в городах, увеличение количества рабочих мест на заводах расширяли потенциальную аудиторию кинотеатров, художественных выставок, концертов и т. д. В разных странах распространение массовой культуры происходило по-разному, но общими признаками были именно массовость и демократизм этого явления, а также уровень грамотности населения. • Практическая часть • Рассмотрите иллюстрации (см. с. 212). Первая иллюстрация связана с событием, произошедшим в Англии в 1870 г. во времена премьерства В. Гладстона, вторая — с популярностью романа как основного литературного жанра XIX — начала XX в. Какая, по Вашему мнению, может существовать связь между этими событиями? Массовая культура — явление, возникшее в условиях индустриального общества. Массовая культура призвана удовлетворять потребности основной массы населения. Термин также употребляется для обозначения культуры, которая противопоставляется элитарной....

Образование, наука, технический прогресс и культура в период «долгого» ХІХ в.

9 Клас

В конце XVIII XIX вв. возникли новые формы и направления образования, школьное образование стало массовым, а университеты автономными, появились высшие учебные заведения технического профиля. Целью образования провозглашалось воспитание человека энциклопедических знаний, образованного и предприимчивого. В первой половине XIX в. и в начале XX в. в Европе и США было введено обязательное начальное, а затем полное среднее образование. Первые европейские университеты появились примерно тысячу лет назад. Ещё в эпоху Средневековья университеты были преимущественно административно и хозяйственно независимыми. Однако со временем привилегированное положение привело к тому, что университеты отстранились от потребностей человека, общества и науки. Поэтому неудивительно, что великие научные открытия Нового времени были сделаны преимущественно вне стен университетов. В отличие от XVIII в., в XIX в. университеты больше внимания уделяли философии, математике, биологии. В начале XIX в. сначала в Германии, а затем и в других европейских странах была проведена университетская реформа, заключавшаяся в осуществлении трёх решительных шагов. Эпоха индустриального общества требовала научного объяснения. Идеалы Просвещения больше не вдохновляли философов Европы и США. Люди ожидали от учёных не только и не столько романтических философских идей, сколько изобретений, приносящих практическую пользу. Влияние новых мыслей стало ощутимым прежде всего в Германии, Франции и Англии. Сторонники реализма бросили вызов романтическому восприятию мира литераторами. Они утверждали, что вещи нужно описывать такими, как они есть, а не такими, как их видят художники. Альфред Теннисон, Мэтью Арнольд и Роберт Браунинг — яркие представители реалистического течения в английской литературе XIX в....

Обобщение к разделу IV «Международные отношения (вторая половина XIX — начало XX в.)»

9 Клас

В конце «долгого» XIX в. международные отношения перестали быть делом нескольких крупных европейских государств и приобрели признаки всемирных отношений. Феодальные империи отошли в прошлое, и основными участниками международных отношений Нового времени стали национальные государства. С созданием национальных государств ведущее место во внешней политике занимает национальный интерес, что означало решительный разрыв со взглядами на отношения между государствами и народами, господствовавшими в эпоху Средневековья. Это было обусловлено изменением социальной структуры общества. Средний класс, который в XIX в. благодаря индустриальной революции стал движущей силой, подчинил себе не только внутреннюю, но и внешнюю политику государств. В период между Французской революцией (1789) и объединением Германии (1870) определяющим в отношениях между странами был не историзм (что происходило между странами в древности), а рационализм (выгода каждой страны в определённой ситуации и то, хватит ли у неё сил для достижения поставленной цели). Прагматизм и государственный эгоизм брали верх над представлениями о порядочности, справедливости и других нравственных принципах. В эпоху, порождённую индустриальной революцией, военная мощь государств и влияние на международной арене зависели от уровня их экономического развития. Экономическая мощь стала залогом достижения государством внешнеполитических целей. С тех пор и по сей день в международных отношениях тон задают страны, достигшие высокого уровня экономического развития. Продолжительное времямировымлидеромбылаВеликобритания,нонарубеже XIX-XX вв. её потеснили США и Германия....

Международные отношения в конце ХІХ – в начале ХХ в.

9 Клас

В конце XIX — в начале XX в. завершалось разделение мира, что обусловило усиление противоречий между ведущими европейскими странами. Взаимные претензии европейских государств привели к образованию враждующих военно-политических союзов (блоков) — Тройственного союза и Антанты В Тройственный союз вошли, подписав соответствующий договор, Германия и Австро-Венгрия (1879), а также Италия (1882, разорвала договор в 1915). Страной-лидером в этом «треугольнике» была Германия. Для борьбы с Тройственным союзом Англия, Франция и Россия в 1907 г. завершили образование Антанты, где ведущая роль принадлежала Великобритании. Антанта была необычным союзом, ведь Великобритания не имела никаких формальных обязательств перед Францией и Россией защищать их в случае войны с Германией. Антанта существовала на основании отдельных англо-французских (1904) и англо-русских (1907) соглашениях. Соглашение между Францией и Россией было подписано ещё в 1891 г. Общего договора между тремя государствами не существовало до начала Первой мировой войны. • Как Вы считаете, автор карикатуры происходил из страны — члена Тройственного союза или Антанты? На основании чего Вы пришли к выводу? Как, по Вашему мнению, автор относится к изображённому им военнополитическому союзу?...

Обобщение к разделу III «Модернизация стран Европы и Америки в последней трети XIX — в начале XX в. “Пробуджение Азии”»

9 Клас

В 1890-х годах на международной арене появился новый мощный игрок - США, ставшие мировым лидером вместо Великобритании, Как ни странно, но больше всего этому способствовала сама Британия. Во-первых, она добилась уничтожения остатков испанского колониализма в Западном полушарии и предотвращала появление новых европейских колониальных империй. Во-вторых, британская политика «открытых дверей» в Китае после «опиумных» войн обеспечила Соединённым Штатам в середине века выгоды на китайском рынке. В-третьих, равные для всех стран правила мировой торговли, которых добивалась Англия, сыграли на руку США, чьи товары были дешевле и качественнее (см. табл.). К концу XIX в. господствующее положение в экономической жизни заняли акционерные компании; изменилась роль банков — они стали мощными финансовыми центрами. Возникла финансовая олигархия. Вырос уровень квалификации рабочих. Появление новых отраслей, внедрение в производство новейших технологий предусматривали повышение квалификации работников. Высоким уровнем квалификации отличались немецкие и английские рабочие. Последняя треть XIX в. характеризовалась глубокими качественными изменениями: быстрым ростом производительных сил, формированием мирового рынка, появлением новой формы организации хозяйства — монополий, ставших причиной обострения противоречий между государствами и развязывания войн. Монополии возникали не только в развитых индустриальных странах, но и в странах со средним уровнем экономического развития. В США против засилья монополий даже были приняты специальные антитрестовские законы (закон Шермана и др.)....

Материал к практическому занятию 4. Британское владычество в Индии. Народы Африки под властью европейских колонизаторов

9 Клас

Основание европейскими государствами заморских колоний началось ещё в XVI в. в результате великих географических открытий. Сначала строительство поселений на новых землях было не государственным, а частным делом отдельных людей либо торгово-промышленных компаний. К середине XIX в. колониальный мир охватывал Южную и часть Северной Америки (Канада), а также Бразилию, принадлежавшую Португалии. Со временем Испания и Португалия превратились во второстепенные колониальные государства. Их место заняли мощные европейские государства, прежде всего Англия. В XIX в. эта страна захватила огромные территории в Азии, Африке, ей принадлежали Новая Зеландия, Австралия и Канада. Владение колониями в те времена было, с одной стороны, делом престижа, а с другой — обеспечивало огромную экономическую выгоду. Из колоний в Европу везли кофе, чай, экзотические южные овощи и фрукты, специи; для нужд промышленности — каучук, нефть, железную руду, медь. Колонии были выгодным рынком сбыта товаров, территорией для создания военных баз. Колонии также принимали тысячи эмигрантов из Европы. Из-за бурного роста населения в Европе с 1850 по 1914 г. в новые страны выехали почти 50 млн европейцев (преимущественно в США и колонии)....

Попытки модернизации Османской империи в конце ХІХ – в начале ХХ в.

9 Клас

Могущественная в прошлом Османская империя в конце XIX в. окончательно утратила своё влияние на ход мировой истории, став полуколонией Запада. Политическая система империи была неэффективной. После отмены конституции 1876 г. в стране установился репрессивный, ничем не ограниченный режим султана Абдул-Хамид а II. Период его правления (1876-1909) вошёл в историю Турции, как период гнёта. В 1882 г. Турция объявила себя банкротом и перестала возвращать деньги по займам. Султан боялся мятежа и ввёл полицейскую деспотию и цензуру на печать. Во время правления Абдул-Хамида II продолжались гонения на турок-христиан. Его политику, направленную против армян, болгар и греков, неоднократно осуждали главы европейских государств. Особой жестокостью отличался конфликт с армянами в 1894 г. Было сожжено 50 тыс. домов, замучено 100 тыс. человек, включая женщин и детей. Через три года были истреблены греки на о. Крит, а в начале XX в. произошли погромы болгар и македонцев. Европейские государства назвали Османскую империю «больной» и принялись решать её судьбу. По сути, они поделили между собой османские территории: Босния и Герцеговина были оккупированы Австро-Венгрией, в Тунисе хозяйничали французы, Египет захватила Англия. Формально эти территории ещё оставались в составе Османской империи, но фактически перешли под контроль иностранных государств. Иностранный капитал захватил основные позиции во всех сферах турецкой экономики, сдерживал развитие национальной промышленности, в которой преобладали мануфактуры. Почти не развивалось сельское хозяйство. Для обработки земли крестьяне использовали деревянную соху....

Китай во второй половине ХІХ – в начале ХХ в.

9 Клас

Китай был самым крупным государством Азии — многонациональной империей, объединённой завоевательскими походами маньчжуров. В XIX в. тут правила маньчжурская династия Цин, пришедшая к власти ещё в начале XVII в. Всю территорию, завоёванную маньчжурами, называли империей Цин. Для Китая вторая половина XIX в. была периодом ухудшения экономической, социальной и политической ситуации. Население увеличивалось быстрее, чем площадь обрабатываемых земель. Это обострило продовольственную проблему, что обусловило снижение уровня жизни населения. Периодически возникали антиимперские тайные общества и вспыхивали восстания против маньчжуров, но успеха они не имели. Росло и недовольство национальных меньшинств, угнетаемых маньчжурской властью. Китай был «закрыт» для иностранного капитала, все торговые операции осуществлялись через одну фирму, которую поддерживало государство. Европейские предприниматели напрасно пытались «открыть» китайский рынок. Поскольку Китай обходился произведённой в стране продукцией, то не нуждался в европейских товарах. Дорогу европейской торговле проложил опиум, который при содействии коррумпированных китайских чиновников ввозили в страну контрабандой. Опиумная контрабанда привела к оттоку из Китая серебряных денег, что обесценило китайский юань. Налоги росли, крестьяне беднели. В стране наростало социальное напряжение и усиливались антиманьчжурские настроения....

Япония во второй половине ХІХ – в начале ХХ в.

9 Клас

Эпоха «пробуждения Азии» (XIX — начало XX в.) ознаменовалась появлением в традиционных восточных обществах ростков индустриализации. Это был сложный и противоречивый период, когда, с одной стороны, сохранялись восточные традиции, а с другой — началась модернизация экономики стран Востока. На Востоке, несмотря на становление и развитие индустриального общества, сохранялся традиционный, средневековый по своему характеру уклад жизни. Существование феодальных порядков было обусловлено тем, что к началу XX в. страны Азии превратились в колонии и полуколонии ведущих европейских государств. «Вестернизация», т. е. копирование европейских и американской моделей государственного управления, законодательства, системы образования, одежды, этикета и т. д., также была следствием колонизации восточных стран. Укрепление национальной буржуазии, формирование среднего класса, проникновение идей демократии и социальной справедливости, — все эти новации способствовали активизации национальных движений и ускорили демократические революции в странах Востока. Рост массового национально-освободительного движения в странах Азии объяснялся в первую очередь тем, что в ответ на постоянные притеснения и жестокость колонизаторов на Востоке распространились идеи антиколониализма, объединившие разные социальные группы населения. Небывалый подъём национального самосознания обусловил многочисленные стихийные выступления крестьян и ремесленников, забастовки рабочих, возникновение тайных организаций и сект, образование профессиональных объединений городских и сельских предприятий....

Навігація