Войти
Закрыть

Образование, наука, технический прогресс и культура в период «долгого» ХІХ в.

9 Клас , Всемирная история 9 класс Полянский

 

§ 23. Образование, наука, технический прогресс и культура в период «долгого» XIX в.

• Как повлияли на развитие науки великие географические открытия?

• Почему искусство эпохи Возрождения считают своеобразным переходом от культуры эпохи Средневековья к культуре Нового времени?

• Почему художников Возрождения называли гуманистами? Отличается ли трактовка этого понятия в эпоху Возрождения и современного?

1. Развитие образования

В конце XVIII XIX вв. возникли новые формы и направления образования, школьное образование стало массовым, а университеты автономными, появились высшие учебные заведения технического профиля. Целью образования провозглашалось воспитание человека энциклопедических знаний, образованного и предприимчивого. В первой половине XIX в. и в начале XX в. в Европе и США было введено обязательное начальное, а затем полное среднее образование.

Первые европейские университеты появились примерно тысячу лет назад. Ещё в эпоху Средневековья университеты были преимущественно административно и хозяйственно независимыми. Однако со временем привилегированное положение привело к тому, что университеты отстранились от потребностей человека, общества и науки. Поэтому неудивительно, что великие научные открытия Нового времени были сделаны преимущественно вне стен университетов. В отличие от XVIII в., в XIX в. университеты больше внимания уделяли философии, математике, биологии.

В начале XIX в. сначала в Германии, а затем и в других европейских странах была проведена университетская реформа, заключавшаяся в осуществлении трёх решительных шагов.

Во Франции отношение к университетам было иным. В конце XVIII в. в результате реформ Наполеона были практически ликвидированы университеты и расширена сеть так называемых нормальных школ. Эти заведения не занимались наукой, они готовили специалистов для различных отраслей хозяйства. Оставшиеся университеты были полностью подчинены правительству, а научные исследования сосредоточены в системе Академии наук.

В Германии Академия наук утратила значение, которым она обладала в эпоху Просвещения как противовес университетам того времени.

• В чём, по Вашему мнению, заключается задача университетов и вообще образования в наше время? Достаточно ли современному человеку, чтобы стать успешным в жизни, просто владеть большим объёмом информации?

«Университет — место, где учат универсальному знанию... У того, кто весь день передаёт уже известные знания, вряд ли останется время или силы для получения новых... Задача университета — сделать сферой своей деятельности интеллектуальную культуру, способствовать формированию интеллекта».

Кардинал Дж. Ньюмен, первый ректор Ирландского католического университета (Newman J. Н. The Idea of a University / John Henry Cardinal Newman. — London:Longmans, Green, and Co., 1907. — XXII. — P. 120-121)

Георг Гегель

2. Попытки философского осмысления новой действительности, научные открытия и технические достижения

Эпоха индустриального общества требовала научного объяснения. Идеалы Просвещения больше не вдохновляли философов Европы и США. Люди ожидали от учёных не только и не столько романтических философских идей, сколько изобретений, приносящих практическую пользу. Влияние новых мыслей стало ощутимым прежде всего в Германии, Франции и Англии.

Сторонники реализма бросили вызов романтическому восприятию мира литераторами. Они утверждали, что вещи нужно описывать такими, как они есть, а не такими, как их видят художники. Альфред Теннисон, Мэтью Арнольд и Роберт Браунинг — яркие представители реалистического течения в английской литературе XIX в.

Идеализм как философское течение превозносил человеческий разум и роль идеального или духовного.

В XIX в. основным выразителем идеализма был немецкий философ Георг Гегель (1770-1831). Он и его последователи утверждали, что идея, рождённая «чистым разумом», может преобразовывать социально-экономическую и политическую жизнь человечества, т. е. сознание определяет бытие.

Другая группа философов — материалисты — утверждала, что всё наоборот — именно бытие определяет сознание.

Опираясь на аргументы материалистов, немецкий философ Карл Маркс разработал утопическую теорию не просто философского объяснения мира, а его преобразования и установления коммунизма — мифического общества всеобщего равенства и справедливости.

В первой трети XIX в. английский геолог Чарлз Лайель (1797-1875) опубликовал труд «Принципы геологии», в котором доказывал, что история планеты гораздо древнее, чем это описано в Библии. Он также утверждал, что религии будто бы препятствуют пониманию мира, поскольку поощряют веру без критического осмысления действительности. Такие взгляды были не новые, ведь в XVIII в. критически настроены к религии были просветители, в частности Вольтер.

Реализм — основной метод художественного познания и правильного отражения объективной действительности в её типичных признаках, а также направление в литературе и искусстве, представители которого применяют этот метод.

Чарлз Дарвин

Томас Гекели

В учебных заведениях дискутировали о том, что идеи должны подкрепляться доказательствами; ничто не может считаться истиной без научного доказательства. Такие взгляды привели к кризису веры у европейского среднего класса, многие представители которого со временем отошли от церкви.

XIX в. был эпохой открытий в естественных науках и многочисленных технологических изобретений.

В 1859 г. Чарлз Дарвин (1809-1882) опубликовал свою известную работу «Происхождение видов». По Ч. Дарвину, живые организмы развивались от простейших к сложным. Учёный предполагал, что эволюция происходила в течение миллионов лет. Основным элементом его теории была идея «естественного отбора», благодаря которому каждое последующее поколение живых организмов наследует те качества, которые помогут ему выжить в окружающей среде.

В 1863 г. английский естествоиспытатель Томас Гекели (1825-1895) стал первым учёным, применившим идеи Дарвина непосредственно к людям, отметив, что люди связаны с другими видами животных биологическим сходством. В 1871 г. Ч. Дарвин опубликовал труд «Происхождение человека и половой отбор», в котором доказывал, что человеческое общество и религии также развиваются и изменяются. Его идеи, а также опубликованные в 1866 г. результаты исследования генетики и наследственности австрийского монаха ГрегораМенделя (1822-1884) отмечали взаимосвязь эволюции животного мира и людей.

Теория эволюции оказала заметное влияние на все отрасли знаний и обусловила кардинальные изменения в других науках. Применение теории эволюции в социальных науках (в человеческом обществе также «выживает сильнейший») часто называют «социальным дарвинизмом». Эту теорию использовали, чтобы оправдать империализм и колониализм в Азии и Африке.

Достижения в биологии способствовали развитию медицины. Европейские учёные разработали вакцины против болезней, считавшихся неизлечимыми. В конце XVIII в. Эдвард Дженнер создал вакцину против оспы, Луи Пастер в середине XIX в. — против бешенства. Шотландский профессор Джозеф Листер ввёл в хирургическую практику антисептику, з Джеймс Симпсон — обезболивающие средства.

В химической науке Дмитрий Менделеев (1834-1907) открыл периодический закон химических элементов. Важные открытия были сделаны также в области физики.

Важные открытия в области физики

Благодаря научным изобретениям и техническим усовершенствованиям были созданы новые машины и механизмы, коренным образом изменившие процесс производства, обеспечившие проведение индустриальной революции и утверждение индустриального общества.

«Деревянные каравеллы и галеоны... уступили место большим железным кораблям с механической тягой; грунтовые дороги, по которым ездили в запряжённых шестериком каретах, заменили асфальтированными и бетонированными автомагистралями; железные дороги соперничали с традиционными путями сообщения, а воздушные корабли — со всеми наземными и водными видами транспорта.

Одновременно появлялись и внедрялись... телеграф, телефон, беспроводная связь в виде телевидения и радио. Ещё никогда такое огромное пространство не обладало такой высокопроводимостью всех форм человеческих связей».

Арнольд Тойнби, английский историк (Дослідження історії. — К.: Основи, 1995. - Т.2. - С.31)

3. Литература и искусство

Каждой эпохе присущ определённый стиль в культуре, который эта эпоха вынесла на гребень популярности. Так, в эпоху Средневековья, с его культом веры и сосредоточенности на духовном, господствовала готика, в эпоху Возрождения восхищались античными идеалами красоты, склонялись перед человеческим разумом. На протяжении XVII-XVIII вв. господствовал стиль барокко с присущими ему религиозными мотивами, призывами к христианской сдержанности, попытками отыскать смысл бытия в бегстве от мира.

Непревзойдённые образцы литературы классицизма с его стремлением к простоте в построении произведений, точности мысли дал XVIII в. В литературе XIX в. сначала господствовал романтизм, представители которого считали, что только чувство и интуиция способны проложить человеку путь к познанию мира. Одним из ярких представителей романтического направления в литературе был английский писатель Оскар Уайльд. Элементы романтизма присутствуют в произведениях одного из самых известных писателей Франции той эпохи — Виктора Гюго.

Развитию науки в XIX в. способствовал упадок романтического направления в философии и искусстве. Сторонники реализма изображали мир «таким, как он есть». Этот подход прослеживается в произведениях Чарлза Диккенса, Оноре де Бальзака, Густава Флобера. Известными литераторами-реалистами были французский писатель Эмиль Золя, американцы Марк Твен и Джек Лондон, индийский писатель Рабиндранат Тагор и др.

Однако литература классического, преимущественно реалистического направления уже не могла дать исчерпывающий ответ на вопросы, которые ставила жизнь. На литературной палитре в начале XX в. засиял яркими красками модернизм. Это течение зародилось в последней трети XIX в. и стало популярным уже в XX в. Мифотворчество, «поток сознания», конструирование нереальных картин мира, наполнение литературных произведений психологическими сюжетами — типичные проявления модернизма в литературе. Зрелый модернизм начала XX в. объединял много течений, в частности авангардизм, сюрреализм, экспрессионизм, абстрактное искусство.

Оскар Уайльд

Эмиль Золя

Классицизм — направление в европейском искусстве, образцом для которого служило древнегреческое и древнеримское искусство.

Романтизм — одно из ведущих направлений в литературе и искусстве Европы и Америки. Романтики выступали против канонов и ограничений классицистического искусства.

Модернизм (от фр. moderne — современный, новейший) — направление в искусстве (преимущественно в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве), для которого характерны стилизация и символика.

Характерные признаки модернизма

• В отличие от реалистов, озабоченных тем, что сказать, для модернистов главным было как сказать. Для них красота была не вспомогательным фоном в изображении действительности, а самой действительностью, смыслом жизни и творчества.

• Условность, уход от фотографического подражания действительности.

• Отрицание того, что духовная жизнь человека обусловлена материальными условиями жизни.

• Попытки проникнуть сквозь материальное в духовную сущность мира, прежде всего человека.

• Сосредоточенность на неповторимом «Я» литературного героя и автора.

• В центре внимания модернистов не внешнее воздействие на человека, а сам человек, его внутренний мир и переживания.

• Использование символов как средства познания и воспроизведения мира.

• Лиризм, внимание к чувствам и эмоциям.

• Культ силы воли, борьбы, «сверхчеловека» и одновременно — нетерпимость к другим литературным стилям, скандальные выходки, шокирующие высказывания и поступки.

• Убеждённость в том, что человек способен перестроить мир, пропаганда собственных рецептов такой перестройки.

В изобразительном искусстве XIX — начала XX в. развивались разные направления и школы. Художники романтического направления обращались к ранней традиции греческих либо римских сюжетов в классическом стиле. Представителями романтизма в живописи были француз Эжен Делакруа и англичанин Джон Констебл. В архитектуре также были сделаны попытки вернуться к готической стилистике средневековой Европы (например, здание британского парламента в Лондоне).

Переход к реализму в живописи связан прежде всего с именами французских художников Жан Милле, Оноре Домье и Густав Курбе, изображавшими повседневную жизнь представителей различных слоёв общества. Уже в 1840-е годы в реализме проявились признаки острого социального протеста, в частности в работах О. Домье, посвящённых революционным событиям во Франции 1830-1840-х годов.

Ещё одним направлением в искусстве был декаданс (от фр. decadence — упадок), представители которого отражали в своих произведениях пессимистическое восприятие мира — Эдвард Мунк, Арнольд Беклин.

С середины XIX в. в строительстве начали широко применять новые материалы, прежде всего железо и сталь. В 1830-1840-е годы наметился отход от классицизма и неоготики — появляется сочетание разных стилей предыдущих эпох: возводятся роскошные дворцы, украшенные лепкой и скульптурами. Этот стиль, демонстрировавший художественные вкусы новой буржуазии, был пышным, но не отличался изысканностью.

Британский парламент. Фото. 1980-е годы

В конце XIX в. архитектура меняется под влиянием новейших достижений технической мысли: в Париже появилась грандиозная стальная Эйфелева башня, в США начали строить «небоскрёбы». Все эти новые явления были своеобразной демонстрацией могущества и величия западного мира.

Последняя треть XIX в. — время расцвета импрессионизма в живописи, яркими представителями которого были французские художники Эдуард Мане, Клод Моне, Камиль Писсарро, Эдгар Дега, Огюст Ренуар.

К постмодернистам искусствоведы причисляют голландского художника Винсента ван Гога.

4. Культура народов Азии и Африки

Культура и духовная жизнь в странах Азии и Африки развивались неравномерно. С одной стороны, европейцы часто свысока смотрели на местное искусство, считая его примитивным, с другой — не все страны и территории пребывали в колониальной зависимости, поэтому развивали самобытную национальную культуру. Таким образом, состояние искусства в странах Азии и Африки не производило впечатления упадка. Сохранялись художественные традиции, даже в условиях колониального гнёта они были целебным источником народного творчества В то же время под влиянием национальных движений появились ростки нового искусства.

Кроме ориентации на европейское искусство, закономерно возникали течения, стремившиеся возродить искусство на основе национальных художественных традиций. В Индии эта закономерность появилась в конце XIX — в начале XX в. в движении, получившем название «Бенгальское возрождение». Возглавили движение Рабиндранат Тагор, Нандалал Босс и другие выдающиеся деятели индийской культуры.

«Бенгальское возрождение» было тесно связано с освободительной борьбой индийского народа. Это движение не только организовывало бойкот английских товаров, но и выступало за развитие основ национальной экономики и культуры.

Восточные страны, заимствуя достижения европейской цивилизации, стремились сохранить свою самобытность. Лучше всего это иллюстрирует искусство Японии. Здесь возводили императорские дворцы, строили храмы в национальном стиле. Японская живопись также отличалась оригинальностью. Культура страны не перекликалась в эту эпоху с другими, даже азиатскими, что было обусловлено закрытостью Японии. Когда же границы страны открылись, то начался активный процесс заимствования технических изобретений. Уже в XIX в.,почти одновременно с Европой и США, в Японии появилась фотография, а в XX в. — полноценный кинематограф.

Япония сохранила свои традиции и в то же время соединила их с научным и техническим прогрессом. Характерные признаки гравюры XIX в. воплощал в своём творчестве один из самых известных японских художников Кацусика Хокусай. Его искусству присуща полнота охвата жизни во всех её проявлениях. Самые известные произведения мастера — серия пейзажей Японии.

Р. Тагор. Пейзаж. 1890-е годы

К. Хокусай. Большая волна. 1830 г.

Импрессионизм — направление в искусстве и литературе, представители которого стремились воссоздать изменчивость мира, передать свои впечатления.

Жень Бонянь. Дерево и птицы. 1870-е годы

Его младший современник, пейзажист Андо Хиросигэ, передал более камерный, лирический характер японской природы. Популярность художнику принесла его серия «53 станции Токайдо» — дороги, соединившей старую столицу Киото с новой столицей Эдо.

Похожие процессы происходили и в Китае, открывшемся миру в последней трети XIX в. Китайская интеллигенция стремилась ознакомиться с достижениями западноевропейской науки, культуры и общественной мысли. Реформаторы пытались совместить взгляды древних китайских мыслителей с западными идеями. Публиковались многочисленные материалы о культурной жизни иностранных государств, много внимания уделялось проблемам образования. В конце XIX в. в Китае остро встал вопрос о необходимости реформирования литературного языка.

Изменения в жизни страны повлияли на китайский театр. В середине XIX в. на основе многих местных театров образовалась новая форма — пекинская музыкальная драма (цзинси). В начале XX в. китайские студенты, обучавшиеся в Японии, основали театральное общество, ставившее пьесы западных авторов.

Новое направление в живописи создал художник Жень Бонянь, обогативший традиционную китайскую живопись «гохуа» (картины на шелковых или бумажных свитках, написанные тушью либо водяными красками), достижениями европейских мастеров. Его традиции продолжил развивать Ци Байти. Популярностью пользовался цикл его гравюр.

В начале XX в. в Китае появилась первая политическая карикатура. Определённые достижения были и в архитектуре. В национальных традициях построен в конце XIX в. в Пекине летний императорский дворцовый комплекс Ихэюань (в переводе «Парк безмятежного отдыха»), поражающий красотой и изысканностью. Прекрасные образцы парковой архитектуры созданы и в других городах. Продолжают развиваться художественные ремёсла (керамика, ткачество, вышивка и т. п.).

Культурная жизнь Африки была пёстрой, как и сам континент. С одной стороны, в Египте и Алжире активно внедряли европейскую культуру, с другой — большинство стран континента сохраняло свою вековую культуру. Колонизация европейцами Африканского континента не остановила и не прервала развитие культуры племён и народов, его населявших. Именно эта часть африканской культуры представляет наибольший интерес.

Дворцовый павильон Цинъянфан в парке Ихэюань. Современное фото

Традиционные африканские магические статуэтки и маски

Развивая традиционное декоративно-прикладное искусство, африканские мастера продолжали творить в разных жанрах скульптуры, росписи, орнамента. В то же время художественное творчество африканцев не исчерпывалось культовым по своему назначению прикладным искусством. В частности, были распространены резные скульптуры из дерева с изображениями разных духов, предков либо определённых исторических лиц или богов. Изготовлялись маски, использовавшиеся в различных ритуалах, маски колдунов, танцевальные маски, а также предметы домашнего обихода.

Маски были уникальным достижением африканского искусства, поразившим путешественников и миссионеров в XIX в. Чаще всего это были маски животных — покровителей рода или племени.

Искусство было реалистичным, но этот реализм имел африканский колорит. Изображая предков, африканские художники передавали характерные признаки строения человеческого тела. Однако чаще африканский скульптор исходил из того, что важнее всего в образе человека голова, поэтому он наивно изображал её непропорционально большой. По сравнению с головой туловище подавалось обобщённо. Отображалось только то, что было существенным с точки зрения мастера: признаки пола и татуировки. Детали одежды и украшения, в соответствии с африканской художественной традицией, изображали редко.

В африканской палитре традиционно преобладают три цвета: белый, чёрный и красно-коричневый. Даже в языках Западной Африки существуют слова для обозначения лишь трёх основных цветов. Все тёмные тона называют «чёрными», а все светлые — «белыми». Голубой и зелёный цвета использовались только в скульптуре и росписях племён Южной Нигерии.

Замечательные самобытные традиции художественного ремесла африканских народов свидетельствуют о том, что задолго до прихода на континент европейцев в Африке существовали высокоразвитая культура и искусство.

Начало XX в. — потеря критическим реализмом положения господствующего направления в мировой литературе.

1. Какие изменения произошли в области образования в конце XVIII в. и XIX в.

2. Охарактеризуйте, используя таблицу (с. 204-205), достижения естественных наук и определите, какую роль они сыграли в развитии техники, духовной культуры ведущих стран мира.

3. Каким, по Вашему мнению, образом происходило взаимопроникновение культур народов Европы, Америки, Азии и Африки?

4. Выскажите своё мнение о тенденциях развития культуры, основных стилях искусства, изменениях в жизни и мировоззрении людей в период «долгого» XIX в.

5. Объясните понятия «романтизм», «классицизм», «реализм», «модернизм».

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 9 класс Полянский", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація