Войти
Закрыть

Соединённые Штаты Америки

9 Клас

Политическое объединение Соединённых Штатов Америки совпало с завершением индустриального становления страны. США жили по конституции 1787 г., которая уравновешивала автономию штатов и сильную центральную власть. Законодательная власть принадлежала конгрессу, состоявшему из двух палат. Палата представителей избиралась населением штатов, а членов сената выбирали парламенты штатов. Палата представителей и сенат имели равные права. Главой исполнительной власти был президент, который избирался на четыре года всеобщим голосованием во всех штатах и мог быть избран на второй срок. Он был главой государства и возглавлял правительство. Также президенту поручалось верховное командование вооружёнными силами страны. В случае обоснованного обвинения в измене, взяточничестве и других тяжких преступлениях президент мог быть отстранён от власти. Это правило распространялось и на министров правительства. Третьей ветвью власти в США был суд. Параллельно с судами штатов действовала федеральная судебная система, состоящая из районных и окружных судов. Конгресс предоставил Верховному суду право отменять любой закон, нарушавший конституцию, а также издавать приказы, обязательные для органов исполнительной власти, включая президента и министров....

Российская империя в первой половине XIX в.

9 Клас

В управлении страной царь опирался на централизованный и упорядоченный бюрократический аппарат, созданный ещё в XVII в.: министров, советников, назначенных царём, высшую знать и бюрократию. В стране привычным явлением была частая смена состава правительства. Государственный совет был совещательным законодательным органом, его члены назначались пожизненно. Исполнительный орган — Совет министров — имел совещательные функции. Сенат, созданный ещё при Петре I, выполнял функции Верховного суда, а сенаторы, назначенные царём пожизненно, знакомили общественность с новыми законами, толковали их и контролировали выполнение. Александр I (1801-1825) в начале своего правления пытался произвести впечатление реформатора: предоставил право покупки земли представителям купечества, мещанам, вольным крестьянам; узаконил право отпускать крестьян на волю по обоюдному согласию помещика и крестьянина; ограничил крепостное право в Балтии; отменил право ссылать крестьян в Сибирь; расширил сеть школ с бесплатным начальным образованием. Большим испытанием для России стала война 1812 г. с Наполеоном, завоевавшим почти всю Европу. В июне 1812 г. 600-тысячная многонациональная армия французского императора вступила на территорию России. Три русские армии находились на значительном расстоянии друг от друга (армия, размещённая на территории Украины, вообще не могла участвовать в войне, потому что Наполеон не пошёл в Украину). Две русские армии, избегая решающего сражения с французами, отступали в глубь России и в начале августа соединились под Смоленском. Здесь русские войска потерпели поражение и вынуждены были продолжить отступление. В конце августа под посёлком Бородино состоялась генеральная битва, в результате которой французам была сдана Москва. Не дождавшись от Александра I предложения о заключении мирного договора, Наполеон в октябре оставил сожжённый москвичами город и, преследуемый русской армией, начал отступать к западной границе. Французы страдали от лютых морозов, голода и нападений партизан. В декабре 1812 г. царь Александр I издал манифест о победе России, а в 1814 г. Наполеон был окончательно разбит войсками антифранцузской коалиции и отрёкся от французского трона....

Объединение Италии

9 Клас

Главным событием в истории Италии XIX в. стало политическое объединение страны. В течение нескольких веков на территории Италии бушевали захватнические войны европейских государств, в результате которых на Апеннинском полуострове царствовала Австрия. Из-за сохранения феодальных порядков и иностранного господства в начале XIX в. Италия была разделена на несколько государств. Собственно, территория, которую мы сейчас называем Италией, ещё в середине XIX в. была в большей степени географическим понятием, задворками Европы. В отличие от Германии, на территории которой существовало большое европейское государство — Пруссия, ставшее центром объединения страны, в Италии такого центра не было. Сардинское королевство, хотя и отличалось от других, всё же не могло претендовать на статус большого государства. По принципу «враг моего врага — мой друг» ситуативным союзником итальянских националистов в их борьбе за объединение была Франция, ведь оба государства имели общего врага — Австрию. Для Франции поддержка Италии была проявлением не благородства, а исключительно трезвого расчёта и желания иметь естественного союзника по ту сторону Альп. До революции 1848 г. немало политиков и простых людей возлагали надежды на то, что лидером Рисорджименто, фигурой, вокруг которой могут сплотиться сторонники объединения, будет Папа Римский. Однако в ходе революции, особенно после её окончания, эти ожидания сошли на нет. Пий IX, раздавший в начале своего правления много либеральных обещаний, всё больше отходил от них, осуждал новые явления не только в жизни, но и в науках. Он даже провозгласил, несмотря на несогласие многих епископов, догмат о непогрешимости Папы Римского в вопросах веры и морали....

Объединение Германии

9 Клас

Поражение революции 1848 г. отбросило объединение Германии на 30 лет назад. Интересы индустриального развития требовали введения во всех немецких землях свободы передвижения, единой системы мер и весов, отмены оставшихся цеховых привилегий и т. п. Соперничество между двумя наиболее крупными немецкими государствами — Австрией и Пруссией — повлекло условное разделение немецких земель на Большую Германию, находившуюся под влиянием Австрии, и Малую Германию — под влиянием Пруссии. На протяжении многих лет немцы мечтали об объединении Германии. В то время теоретически существовало три пути воплощения этой мечты. Первый путь, когда главы всех (до 40) немецких государств отказались бы от своей независимости и объединились, чтобы сформировать единую нацию и единое государство. Но это вряд ли было возможно, потому что ни одно из этих государств не желало брать на себя инициативу. Веками главным государством в Центральной Европе была Австрия, и малые государства, особенно на юге Германии, считали её лидером. Австрия была убеждена, что право на лидерство принадлежит ей справедливо; королевская семья — давний монарший дом Габсбургов — была готова стать ведущей силой объединённой Германии. Однако было маловероятно, что именно Австрия станет «магнитом» для других немецких государств. Во-первых, австрийские провинции населяли не только немцы, но и украинцы, поляки, венгры, итальянцы, хорваты, чехи. В действительности в Австрийской империи проживало значительно больше подданных других национальностей, чем немецких подданных австрийского императора. Недаром империю образно называли «лоскутной». Из-за национального фактора Австрия не могла играть главенствующую роль в деле объединения Германии. Во-вторых, препятствием к реализации такого сценария объединения было откровенное нежелание северонемецкого Прусского королевства признать австрийское лидерство....

«Весна народов»

9 Клас

1848 г. стал знаковым благодаря многим событиям. По всей Европе прокатилась эпидемия холеры, вызванная грязной питьевой водой. Болезнь забрала жизни взрослых и детей, чьё здоровье было подорвано или ослаблено двумя предыдущими неурожайными годами. В этот год крепостничество и иные проявления феодализма привели к обострению ситуации в странах Центральной и Восточной Европы. Но более всего 1848 г. памятен как «год революций» - с массовым выходом людей на улицы и площади, сооружением баррикад во Франции, Германии, Италии, Австрии, Венгрии и большинстве стран Центральной и Восточной Европы. На протяжении 30 лет в разных регионах Европы усиливалась политическая агитация, вспыхивали народные беспорядки и восстания. Военные перевороты и гражданские войны произошли в Португалии, Неаполе и Испании, против османских правителей восстали греки. Османская империя была вынуждена признать самоуправление в Сербии и дунайских княжествах. Революция 1830 г. во Франции вызвала демонстрации в Брюсселе, и Бельгия заявила о своей независимости; в Польше народное восстание было подавлено русской армией. Революционные события имели как социально-политические, так и национальные предпосылки. В социально-политическом аспекте революционное движение было направлено против пережитков феодализма в сельской местности, ведь крестьяне зависели от землевладельцев; индустриальные рабочие и ремесленники требовали повышения заработной платы и улучшения условий труда; финансовая и промышленная буржуазия были полны решимости отстранить от политической власти дворянство и самим влиять на политику. В национальном аспекте народы выдвигали лозунги национального объединения (Германия, Италия) или выхода из состава существующих империй (Венгрия)....

Франция в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии

9 Клас

В 1815 г. побеждённая, униженная и оккупированная врагом, уставшая от революций и войн, Франция больше всего желала мира и спокойствия. Такой увидели родину представители династии Бурбонов, возвращавшиеся из эмиграции после бурного периода Французской революции и эпохи Наполеона I. Историки выделяют первую (от отречения Наполеона Бонапарта и до начала Ста дней) и вторую (от окончательного поражения Наполеона под Ватерлоо и до июля 1830 г., когда во Франции произошла революция) Реставрацию. После первого отречения императора Наполеона I на трон был приглашён Людовик XVIII из династии Бурбонов, брат казнённого Людовика XVI. Сенат предложил королю проект новой конституции — общественного договора между французской нацией и монархом. Однако Людовик XVIII не согласился с ним и летом 1814 г. обнародовал собственный вариант конституции — королевскую хартию, устанавливавшую во Франции конституционную монархию. Все граждане провозглашались равными перед законом; признавалась свобода вероисповедания, при этом католицизм получал статус государственной религии; допускались свобода слова и печати. Король провозглашался лицом священным и неприкасаемым. Монарх был главой государства и возглавлял исполнительную власть, он также олицетворял правосудие и был верховным главнокомандующим; королю наравне с двухпалатным парламентом (палата пэров, сформированная королём, и палата депутатов, избранная гражданами, имевшими право голоса) принадлежала законодательная власть, он имел исключительное право на законодательную инициативу....

Великобритания

9 Клас

Парламент, уполномоченный сформировать правительство, состоял из двух палат. В верхнюю палату — палату лордов — входили представители наиболее знатных семей страны. Титул лорда, который передавался по наследству, могли присвоить лишь король или королева. Нижняя палата — палата общин — избиралась путём голосования. Избирательная система страны не отвечала ни демократическим принципам, ни общеевропейским веяниям, ни потребностям страны. Общество постепенно осознавало необходимость проведения парламентской реформы. Изъяны избирательной системы были очевидны: британские выборы не были ни представительскими, ни справедливыми. Право голоса зависело от пола (женщины не участвовали в выборах), местожительства, суммы выплаченных налогов, дохода и т. д. Рабочие также не допускались к выборам. Например, крупные промышленные города Бирмингем и Манчестер не имели своих депутатов в парламенте, тогда как малоизвестный городок, в котором были два-три дома и не более десяти избирателей, имел в парламенте двух депутатов. Были и «карманные» городки, принадлежавшие крупным землевладельцам и также избиравшие депутата в парламент. Поскольку тайного голосования британская избирательная система на то время не предусматривала, то состоятельный «покровитель» (фактически — владелец) такого городка мог легко подкупить или запугать избирателей и направить в парламент нужного ему депутата. Тори и виги — две партии страны, конкурировавшие ещё со времён их образования (конец XVII в.), по-разному относились к системе избрания депутатов в парламент. Правительство тори (партии, пребывавшей тогда у власти) ситуация устраивала, и оно выступало против парламентской реформы. Однако в среде самой партии росла поддержка идеи внесения определённых изменений в избирательное законодательство в интересах среднего класса....

Материал к практическому занятию 2. Последствия индустриальной революции

9 Клас

В период индустриальной революции всё большее значение приобретают экономические блага, в частности массовое производство предметов широкого потребления, стремление людей к комфорту. Ручной труд вытесняет техника, что, в свою очередь, меняет среду проживания как для знати и крупных предпринимателей, так и для рядовых тружеников. Развитие бытовой техники неразрывно связано с появлением электричества и изобретением электрической лампочки. Дома электрифицируют, появилась идея электрифицировать тяжёлый ручной труд человека. Первыми бытовыми электроприборами стали: плита, утюг, чайник, щипцы для завивки волос, яйцеварка. Одновременно с появлением бытовых электроприборов начала развиваться такая отрасль, как ремонт бытовой техники. Уже в 1896 г. на всемирной промышленной выставке было представлено свыше 80 электрических бытовых и кухонных приборов. Для следующего шага в развитии бытовой техники понадобился трёхфазный электрический двигатель, благодаря которому был изобретён фен, усовершенствованы громоздкие пылесосы, стиральные машины, холодильники, посудомоечные машины и т. д. • Ознакомьтесь с высказыванием английского историка. Напоминает ли Вам это современное время? «Уголь и сталь обеспечили процветание Европе и переродили цивилизацию. Паспорта исчезли везде, кроме России и Турции. Если человек, находившийся в Лондоне, в 9 часов утра решал поехать в Рим или Вену, то в 10 часов он мог уже выехать без паспорта и туристского чека, с одним лишь кошельком в кармане»....

Индустриальная революция

9 Клас

Важным этапом развития мировой экономики в XIX в. была индустриальная революция, начавшаяся в Англии в 1740-1780-х годах и длившаяся весь «долгий» XIX в., охватив другие страны Европы и США. Это период превращения сельских сообществ в Европе и Америке в промышленные и городские. Родиной индустриальной революции считают Великобританию, имевшую значительные залежи угля и железной руды. Великобритания была ведущим колониальным государством в мире, а также страной с политически стабильным обществом. Британские колонии — это одновременно и источник сырья, и рынок сбыта промышленных товаров. Спрос на британские товары увеличивался, и торговцы нуждались в экономических методах производства, способствовавших введению механизации и фабричной системы. В ходе индустриальной революции и на протяжении нескольких последующих десятилетий доля Англии в мировом промышленном производстве выросла более чем в десять раз. В середине XIX в. страна имела неофициальный статус «мастерской мира». Другие страны также стремились следовать её примеру: первой — Бельгия, затем — США, значительно позже (1830-1860-е годы) — Франция и напоследок — немецкие государства. Индустриальная революция началась в 1700-х годах техническими усовершенствованиями в текстильной промышленности, повысившими производительность с меньшими затратами человеческого труда. В середине 60-х годов XVIII в. англичанин Джеймс Харгривс изобрёл механическую прялку «Дженни», благодаря которой работник использовал одновременно несколько веретён вместо одного. В конце 1770-х годов в Великобритании насчитывалось уже свыше 20 тыс. таких прялок. Ещё одной важной инновацией стал в 80-х годах XVIII в. ткацкий станок, механизировавший процесс изготовления ткани. Большое значение для портняжного, сапожного и других видов производства имело изобретение швейной машины....

Материал к практическому занятию 1. Утверждение принципов гражданского равноправия: от Декларации прав человека и гражданина до Гражданского кодекса Наполеона

9 Клас

Как Вы оцениваете сформулированный в от. 1-2 Декларации принцип, что все люди рождаются свободными и равными в правах? Почему, по Вашему мнению, входе истории люди теряли свои естественные права? • Сравните права, предусмотренные в ст. 1-2 Декларации, с правами, предусмотренными в ст. 3 Конституции Украины: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства». Какой вывод Вы можете сделать, сравнив два документа? • Сравните содержание ст. 3 и 6 Декларации и ст. 5 Конституции Украины: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Как это характеризует Декларацию прав человека и гражданина в контексте её исторического наследия и значения? • Какое, по Вашему мнению, значение имели положения ст. 8-9 Декларации? Утратили ли они своё значение в современном мире? • Почему в Декларации важное место отведено защите права собственности и налоговой политике (ст. 12-14)? Какие слои общества стояли у истоков Французской революции? В какой мере они могли быть заинтересованы в решении этих вопросов?...

Навігація