Материал к практическому занятию 2. Последствия индустриальной революции
- 21-03-2022, 13:06
- 494
9 Клас , Всемирная история 9 класс Полянский
Материал к практическому занятию 2
Последствия индустриальной революции
1. Общественные последствия индустриальной революции
• Прочитайте утверждения 1-7. Определите, какие явления характеризуют доиндустриальные времена, какие — период индустриальной революции.
1. Пар, который в середине XIX в. широко использовали в индустрии и на транспорте, вытесняют электрика и двигатели внутреннего сгорания.
2. Высокий коэффициент полезного действия электрических и дизельных двигателей способствовал повышению эффективности промышленного производства.
3. В производстве и быту миллионов людей появились водопровод, паровое отопление, электрическое освещение, телефон, автомобиль, электроприборы.
4. Организовано масштабное строительство железных дорог и парового флота, возводятся крупные сооружения — мосты, тоннели.
5. Усилились миграция и эмиграция; благодаря улучшению материальных условий, усовершенствованию транспорта, импорту продовольствия, достижениям в медицине увеличились рождаемость и продолжительность жизни.
6. В городах появились широкие проспекты, по которым ездят автомобили, электрическое освещение, многоэтажные дома со всеми удобствами.
7. Активизировалась внешняя торговля, благодаря чему существенно возросли прибыли предпринимателей.
2. Изменения в жизни и быту разных слоёв населения
Следствием индустриальной революции были не только экономические и социальные изменения, но и перемены в повседневной жизни людей, их быте, привычках и даже морали.
• Ознакомьтесь с перечнем изобретений и усовершенствований, которые подарил нам «долгий» XIX в. Какими из них Вы, Ваши родители, друзья и знакомые пользуетесь часто, какими — редко, а без каких Вы сможете обойтись?
Изобретения и усовершенствования в период «долгого» XIX в.
3. Влияние индустриальной революции на общественную мораль и жизнь людей
В период индустриальной революции всё большее значение приобретают экономические блага, в частности массовое производство предметов широкого потребления, стремление людей к комфорту. Ручной труд вытесняет техника, что, в свою очередь, меняет среду проживания как для знати и крупных предпринимателей, так и для рядовых тружеников.
Развитие бытовой техники неразрывно связано с появлением электричества и изобретением электрической лампочки. Дома электрифицируют, появилась идея электрифицировать тяжёлый ручной труд человека. Первыми бытовыми электроприборами стали: плита, утюг, чайник, щипцы для завивки волос, яйцеварка. Одновременно с появлением бытовых электроприборов начала развиваться такая отрасль, как ремонт бытовой техники.
Уже в 1896 г. на всемирной промышленной выставке было представлено свыше 80 электрических бытовых и кухонных приборов. Для следующего шага в развитии бытовой техники понадобился трёхфазный электрический двигатель, благодаря которому был изобретён фен, усовершенствованы громоздкие пылесосы, стиральные машины, холодильники, посудомоечные машины и т. д.
• Ознакомьтесь с высказыванием английского историка. Напоминает ли Вам это современное время?
«Уголь и сталь обеспечили процветание Европе и переродили цивилизацию. Паспорта исчезли везде, кроме России и Турции. Если человек, находившийся в Лондоне, в 9 часов утра решал поехать в Рим или Вену, то в 10 часов он мог уже выехать без паспорта и туристского чека, с одним лишь кошельком в кармане».
А. Дж. Тейлор (Борьба за господство в Европе. 1848-1918. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. — С. 278-279)
4. Изменения в жизни рядовых людей благодаря достижениям индустриальной революции
• Определите, какие из этих предметов, приспособлений и средств передвижения характеризуют: а) времена, предшествовавшие индустриальной революции; б) индустриальное общество.
• Рассмотрите иллюстрации, на которых изображены улицы Лондона в XVII в. и в начале XX в. Что нового появилось в жизни города благодаря индустриальной революции? Какой вывод Вы можете сделать, сравнив эти два изображения?
XVII в.
Начало XX в.
• Какие этапы перехода от традиционного к индустриальному обществу отражает усовершенствование трамвая?
Нью-Йорк. 1850-е годы
Лондон. 1887 г.
Львов. 1894 г.
• Какие характерные признаки мотоциклов разных эпох свидетельствуют о техническом прогрессе?
Мотоцикл Даймлера. 1885 г.
Мотоцикл NSU. 1901 г.
Современный мотоцикл. XXI в.
• О каких изменениях в быту свидетельствуют картина XVIII в. и фото начала XX в.? Благодаря каким изобретениям произошли эти изменения? Почему, по Вашему мнению, на обеих иллюстрациях изображены женщины? Согласны ли Вы с разделением занятий на «мужские» и «женские»?
Дж. Баптист. Стирка. 1730-е годы
Электрическая стиральная машина. Начало XX в.
• Определите, к каким эпохам относятся сюжеты картины (Д. Индуно «Письмо») и фото. Какие изменения в быту людей они демонстрируют? Почему Вы пришли к такому заключению?
• Сравните иллюстрации. Чем отличается изображённая на них глажка белья? Какая из иллюстраций, по Вашему мнению, сделана раньше? Почему Вы пришли к такому мнению? Почему на этих и предыдущих четырёх иллюстрациях художники и фотографы изобразили женщин? Считаете ли Вы такое распределение обязанностей справедливым? Существует ли оно в наше время?
• Какие, с Вашей точки зрения, изменения в общественной жизни вследствие индустриальной революции отображены на этих иллюстрациях? Охарактеризуйте изменения, происходящие в современной моде в результате научно-технического прогресса.
Платье кринолин. Середина XIX в.
Костюмы для езды на велосипеде. Конец XIX в.
• Проанализируйте схемы длительности путешествий из Нью-Йорка в другие города США в 1800 и 1860 гг. Какие изменения Вы заметили и чем Вы можете это объяснить?
1800 г.
1860 г.
• Выводы
Каждая из технологических революций послужила причиной тех или иных социальных изменений. Аграрная революция способствовала укреплению социальных отношений в племенах, возникновению торговых отношений между поселениями, разделению труда — хлеборобы обрабатывали землю, скотоводы выращивали скот, ремесленники изготовляли орудия труда и т. д.
Вследствие индустриальной революции выросли города, возник спрос на технических специалистов для обслуживания машин. Постепенно сформировался средний класс. Повысилось качество образования, ускорился технический прогресс. Признаками индустриальной революции стали также массовое вовлечение в производство и участие в жизни общества женщин, начало борьбы женщин за равные с мужчинами права. Вырос общий уровень жизни; появилась бытовая техника, облегчившая домашнюю работу; произошло удешевление многих товаров. Повысился уровень образования населения, начался процесс взаимопроникновения культур.
Коментарі (0)