Войти
Закрыть

Материал к практическому занятию 2. Последствия индустриальной революции

9 Клас , Всемирная история 9 класс Полянский

 

Материал к практическому занятию 2

Последствия индустриальной революции

1. Общественные последствия индустриальной революции

• Прочитайте утверждения 1-7. Определите, какие явления характеризуют доиндустриальные времена, какие — период индустриальной революции.

1. Пар, который в середине XIX в. широко использовали в индустрии и на транспорте, вытесняют электрика и двигатели внутреннего сгорания.

2. Высокий коэффициент полезного действия электрических и дизельных двигателей способствовал повышению эффективности промышленного производства.

3. В производстве и быту миллионов людей появились водопровод, паровое отопление, электрическое освещение, телефон, автомобиль, электроприборы.

4. Организовано масштабное строительство железных дорог и парового флота, возводятся крупные сооружения — мосты, тоннели.

5. Усилились миграция и эмиграция; благодаря улучшению материальных условий, усовершенствованию транспорта, импорту продовольствия, достижениям в медицине увеличились рождаемость и продолжительность жизни.

6. В городах появились широкие проспекты, по которым ездят автомобили, электрическое освещение, многоэтажные дома со всеми удобствами.

7. Активизировалась внешняя торговля, благодаря чему существенно возросли прибыли предпринимателей.

2. Изменения в жизни и быту разных слоёв населения

Следствием индустриальной революции были не только экономические и социальные изменения, но и перемены в повседневной жизни людей, их быте, привычках и даже морали.

• Ознакомьтесь с перечнем изобретений и усовершенствований, которые подарил нам «долгий» XIX в. Какими из них Вы, Ваши родители, друзья и знакомые пользуетесь часто, какими — редко, а без каких Вы сможете обойтись?

Изобретения и усовершенствования в период «долгого» XIX в.

3. Влияние индустриальной революции на общественную мораль и жизнь людей

В период индустриальной революции всё большее значение приобретают экономические блага, в частности массовое производство предметов широкого потребления, стремление людей к комфорту. Ручной труд вытесняет техника, что, в свою очередь, меняет среду проживания как для знати и крупных предпринимателей, так и для рядовых тружеников.

Развитие бытовой техники неразрывно связано с появлением электричества и изобретением электрической лампочки. Дома электрифицируют, появилась идея электрифицировать тяжёлый ручной труд человека. Первыми бытовыми электроприборами стали: плита, утюг, чайник, щипцы для завивки волос, яйцеварка. Одновременно с появлением бытовых электроприборов начала развиваться такая отрасль, как ремонт бытовой техники.

Уже в 1896 г. на всемирной промышленной выставке было представлено свыше 80 электрических бытовых и кухонных приборов. Для следующего шага в развитии бытовой техники понадобился трёхфазный электрический двигатель, благодаря которому был изобретён фен, усовершенствованы громоздкие пылесосы, стиральные машины, холодильники, посудомоечные машины и т. д.

• Ознакомьтесь с высказыванием английского историка. Напоминает ли Вам это современное время?

«Уголь и сталь обеспечили процветание Европе и переродили цивилизацию. Паспорта исчезли везде, кроме России и Турции. Если человек, находившийся в Лондоне, в 9 часов утра решал поехать в Рим или Вену, то в 10 часов он мог уже выехать без паспорта и туристского чека, с одним лишь кошельком в кармане».

А. Дж. Тейлор (Борьба за господство в Европе. 1848-1918. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. — С. 278-279)

4. Изменения в жизни рядовых людей благодаря достижениям индустриальной революции

• Определите, какие из этих предметов, приспособлений и средств передвижения характеризуют: а) времена, предшествовавшие индустриальной революции; б) индустриальное общество.

• Рассмотрите иллюстрации, на которых изображены улицы Лондона в XVII в. и в начале XX в. Что нового появилось в жизни города благодаря индустриальной революции? Какой вывод Вы можете сделать, сравнив эти два изображения?

XVII в.

Начало XX в.

• Какие этапы перехода от традиционного к индустриальному обществу отражает усовершенствование трамвая?

Нью-Йорк. 1850-е годы

Лондон. 1887 г.

Львов. 1894 г.

• Какие характерные признаки мотоциклов разных эпох свидетельствуют о техническом прогрессе?

Мотоцикл Даймлера. 1885 г.

Мотоцикл NSU. 1901 г.

Современный мотоцикл. XXI в.

• О каких изменениях в быту свидетельствуют картина XVIII в. и фото начала XX в.? Благодаря каким изобретениям произошли эти изменения? Почему, по Вашему мнению, на обеих иллюстрациях изображены женщины? Согласны ли Вы с разделением занятий на «мужские» и «женские»?

Дж. Баптист. Стирка. 1730-е годы

Электрическая стиральная машина. Начало XX в.

• Определите, к каким эпохам относятся сюжеты картины (Д. Индуно «Письмо») и фото. Какие изменения в быту людей они демонстрируют? Почему Вы пришли к такому заключению?

• Сравните иллюстрации. Чем отличается изображённая на них глажка белья? Какая из иллюстраций, по Вашему мнению, сделана раньше? Почему Вы пришли к такому мнению? Почему на этих и предыдущих четырёх иллюстрациях художники и фотографы изобразили женщин? Считаете ли Вы такое распределение обязанностей справедливым? Существует ли оно в наше время?

• Какие, с Вашей точки зрения, изменения в общественной жизни вследствие индустриальной революции отображены на этих иллюстрациях? Охарактеризуйте изменения, происходящие в современной моде в результате научно-технического прогресса.

Платье кринолин. Середина XIX в.

Костюмы для езды на велосипеде. Конец XIX в.

• Проанализируйте схемы длительности путешествий из Нью-Йорка в другие города США в 1800 и 1860 гг. Какие изменения Вы заметили и чем Вы можете это объяснить?

1800 г.

1860 г.

• Выводы

Каждая из технологических революций послужила причиной тех или иных социальных изменений. Аграрная революция способствовала укреплению социальных отношений в племенах, возникновению торговых отношений между поселениями, разделению труда — хлеборобы обрабатывали землю, скотоводы выращивали скот, ремесленники изготовляли орудия труда и т. д.

Вследствие индустриальной революции выросли города, возник спрос на технических специалистов для обслуживания машин. Постепенно сформировался средний класс. Повысилось качество образования, ускорился технический прогресс. Признаками индустриальной революции стали также массовое вовлечение в производство и участие в жизни общества женщин, начало борьбы женщин за равные с мужчинами права. Вырос общий уровень жизни; появилась бытовая техника, облегчившая домашнюю работу; произошло удешевление многих товаров. Повысился уровень образования населения, начался процесс взаимопроникновения культур.

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 9 класс Полянский", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація