Строение микроскопа
- 20-12-2021, 23:51
- 725
6 Клас , Биология 6 класс Костиков
§ 6. Строение микроскопа
Вы ознакомитесь со строением микроскопа и узнаете, как рассчитывать его увеличение.
Будем ли мы работать с микроскопом? Что можно увидеть в микроскоп, кроме бактерий?
Микроскоп (от греческого «микрос» — малый и «скопео» — смотреть, рассматривать) — это увеличительный прибор, позволяющий наблюдать объекты очень малых размеров. Конструкция школьного микроскопа почти такая же, как и у лучших исследовательских микроскопов первой половины XX в. (рис. 6). При правильной настройке школьный микроскоп позволяет увидеть не только клетку, но и отдельные её внутренние структуры. А при наличии определённого опыта — даже выполнять некоторые интересные эксперименты.
Рис. 6. Внешний вид и основные составляющие школьного микроскопа
Микроскоп состоит из корпуса и элементов оптической системы, через которые проходит свет.
Корпус состоит из:
- основания;
- предметного столика, на который помещают исследуемый образец, закрепляемый при помощи двух гибких держателей;
- штатива с переменным углом наклона, на котором находятся большой винт грубой настройки резкости (макровинт), и меньший винт точной настройки резкости (микровинт);
- тубуса, в нижней части которого крепится револьверная насадка с объективами, а в верхнюю часть вложен окуляр.
К элементам оптической системы микроскопа относятся:
- вогнутое зеркало, которое можно поворачивать;
- диафрагма, расположенная под предметным столиком;
- револьверная насадка с объективами различного увеличения;
- окуляр.
Зеркало предназначено для настройки наилучшего освещения препарата. Диафрагмой регулируют контрастность и яркость изображения. Если диафрагма закрыта, то изображение очень контрастное, но тёмное; если диафрагма полностью открыта, то контрастность низкая, а изображение чрезмерно светлое.
Объектив. Школьный микроскоп имеет три объектива: очень малого (4-кратного), малого (10-кратного) и большого (40-кратного) увеличения. Для удобства переключения они ввинчены в револьверную насадку. Объектив, расположенный вертикально вниз, в направлении к препарату, называется включённым в оптическую систему, прочие — выключенными. Поворачивая револьверную насадку, можно менять рабочий объектив и, таким образом, переходить от одного увеличения к другому. Включение нового объектива в оптическую систему сопровождается лёгким щелчком — это срабатывает пружинный фиксатор револьверной насадки.
Объектив является главным элементом оптической системы микроскопа. На объективе цифрами обозначены его технические характеристики. В верхней строке первой цифрой обозначено увеличение объектива (рис. 7).
Рис. 7. Объективы (а), окуляр (б) и их маркировка
Произведение увеличения объектива и увеличения окуляра определяет общее увеличение микроскопа. Например, при включённом 4-кратном объективе и 10-кратном окуляре общее увеличение микроскопа составляет: 4 · 10 = 40 (раз).
При работе с микроскопом на предметный столик кладут исследуемый препарат, закрепляют его держателями, включают объектив малого увеличения (10-кратный). Вращая зеркальце, направляют на препарат свет и макровинтом настраивают резкость. Далее, при необходимости, включают объектив большого увеличения, дополнительно регулируют резкость микровинтом и контрастируют изображение диафрагмой.
Работая с микроскопом, придерживайтесь следующих правил:
1. Линзы окуляра и объективов нужно беречь от загрязнений и механических повреждений: не касаться пальцами и твёрдыми предметами, не допускать попадания на них воды и других веществ.
2. Запрещается раскручивать оправы окуляра и объективов, разбирать механические детали микроскопа — их ремонтируют только в специальных мастерских.
3. Переносить микроскоп нужно двумя руками в вертикальном положении, держа прибор одной рукой за штатив, а другой — за его основание.
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, КОТОРЫЕ ВАЖНО ЗНАТЬ
Объектив, общее увеличение микроскопа.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- 1. Из каких элементов состоит оптическая система микроскопа?
- 2. Какие элементы оптической системы микроскопа определяют общее увеличение?
- 3. Для чего используется вогнутое зеркало?
- 4. Каково назначение диафрагмы?
- 5. Какой объектив включают первым во время работы с микроскопом?
- 6. Каким будет максимальное увеличение микроскопа при применении объективов и окуляра, изображённых на рисунке 7?
- 7. Каких правил нужно придерживаться при работе с микроскопом?
ЗАДАНИЕ
Внимательно рассмотрите ваш школьный микроскоп, найдите все его составляющие. Запишите увеличение окуляра и объективов. Рассчитайте увеличение микроскопа для каждого из объективов. Результаты запишите в тетрадь в виде следующей таблицы.
ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Как определить размер наименьших объектов, которые можно увидеть в оптический микроскоп?
Размер минимального объекта, который можно увидеть с помощью глаза или увеличительного прибора, определяется разрешающей способностью.
Разрешающая способность — это наименьшее расстояние между двумя точками, на котором они видны ещё раздельно и не сливаются в одну. Разрешающая способность нашего глаза составляет 200 мкм (0,2 мм), оптического микроскопа — 0,2 мкм (0,0002 мм), электронного микроскопа — 0,0002 мкм (0,0000002 мм). Если размер объекта меньше разрешающей способности, то этот объект рассмотреть уже невозможно, и наоборот. Таким образом, именно значение разрешающей способности определяет, что можно увидеть в микроскоп, а что — нет.
Показатель, по которому рассчитывают разрешающую способность объектива, выгравирован на его корпусе за показателем увеличения объектива. Он называется апертурой объектива.
Используя значение апертуры, рассчитывают разрешающую способность объектива:
Разрешающая способность (в мкм) = 0,3355 / апертура объектива.
Полученное значение округляют до десятых.
Пример: на объективе с красным кольцом (рис. 7) в верхней строке нанесена маркировка: «4 / 0,10». Цифра «4» — это увеличение объектива — четырёхкратное, а «0,10» — его апертура. Разрешение этого объектива следующее:
0,3355 / 0,10 = 3,355 ≈ 3,4 (мкм).
Коментарі (0)