Войти
Закрыть

Пищевые и энергетические потребности человека

8 Клас , Биология 8 класс Мищук (новая программа)

 

§ 7. Пищевые и энергетические потребности человека

Вспомните из курса «Основы здоровья» принципы питания. Как связана калорийность питания с физическими нагрузками?

Энергетические потребности организма. Потребность каждого человека в питательных веществах и энергии относится к основным физиологическим потребностям. Однако потребность в количестве питательных веществ у разных людей отличается и зависит от многих факторов (ил. 19).

Органические вещества, поступающие в организм человека с пищей, являются строительным материалом для клеток и источником энергии, необходимой для обеспечения его жизнедеятельности. Вам уже известно, что при окислении углеводов и белков выделяется по 17,2 кДж/г, а жиров — 39,1 кДж/г энергии. 1 г жиров может дать больше энергии, но процесс расщепления проходит медленно, и энергия в основном не расходуется на обеспечение непрерывных процессов жизнедеятельности, а сохраняется про запас. При окислении белков выделяется столько же энергии, сколько и при окислении углеводов. Однако белки являются скорее строительным материалом для клеток, чем энергетическим. Поэтому основным источником энергии для нашего организма являются углеводы.

Ил. 19. Факторы, влияющие на физиологическую потребность здорового человека в пищевых веществах и энергии

Энергетические потребности человека обусловлены многими факторами (ил. 19). Они зависят от возраста, пола, физической активности человека и т. д. В этом вы можете убедиться, проанализировав цифровые данные суточных потребностей в энергии, представленные в таблице приложения 2.

Важным фактором, влияющим на физиологическую потребность в энергии, является уровень энергозатрат. Энергетические затраты организма в течение суток должны обеспечить в первую очередь поддержание жизненно важных функций в состоянии покоя, а также выполнение различных видов деятельности. Минимальные затраты органических веществ в состоянии покоя организма составляют основной обмен. Основной обмен обусловлен тем, что организму постоянно приходится расходовать энергию, необходимую для поддержания постоянной температуры тела, обеспечение деятельности сердца, легких и других органов. Например, у 18-летнего юноши весом 70 кг расход энергии для основного обмена составляет 7 333 кДж в сутки. Это значит, что при максимальном покое в его организме должно расщепиться столько белков, жиров и углеводов, сколько необходимо для высвобождения 7 333 кДж энергии. Величина основного обмена зависит от возраста, пола и массы тела человека (см. табл. 4).

Для расчета суточных энергозатрат физически активного взрослого человека необходимо величину суточной энергозатраты основного обмена, соответствующую полу, возрасту и массе тела, умножить на соответствующий коэффициент физической активности (КФА — приведен в таблице приложения 2). Например, для 20-летней студентки, весящей 60 кг (то есть относящейся к I группе работников умственного труда с КФА = 1,4), энергозатраты за сутки составят: 5 782 кДж • 1,4 = 8 094,8 кДж.

Таблица 4

Суточные энергозатраты на основной обмен организма

Пищевые потребности человека. Пищевые потребности человека непосредственно связана с его затратами энергии. Человек должен получать такое количество пищи, чтобы обеспечить поддержание энергией жизнедеятельности организма и выполнение различных видов деятельности. Это один из основных принципов рационального питания, способствующего сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности.

Прежде всего, питание по энергетической ценности пищевых продуктов суточного рациона должно соответствовать энергетическим затратам организма. Питание должно обеспечивать качественную полноценность суточного рациона, то есть быть сбалансированным — содержать оптимальное количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды (см. табл. Приложения 1-3). Вспомните из курса «Основы здоровья», каким должно быть соотношение белков, жиров и углеводов в суточном пищевом рационе.

Теоретически для удовлетворения энергетических потребностей организма белки, жиры и углеводы могут взаимно заменяться. Однако каждое из этих веществ обладает специфическими свойствами и влиянием на организм (см. табл. 1-3). Поэтому замена в пищевом рационе одних органических веществ другими приводит к нарушению функций организма.

Для нормального функционирования организма человека важно соблюдать режим питания. Рациональным является четырехразовое питание: первый вариант предполагает завтрак, второй завтрак, обед и ужин; второй — завтрак, обед, полдник и ужин. В соответствии с физиологическими потребностями организма целесообразным является следующее распределение энергетической ценности суточного рациона: на первый завтрак — 25-30 %; на второй завтрак (или полдник) — 10-15 %; на обед — 40-45 %; на ужин — 20 %. При четырехкратном режиме питания промежутки между приемами пищи не должны превышать 4-5 часов.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ (от лат. ratio [рацио] — умный) — физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их возраста, пола, характера деятельности и других факторов.

СБАЛАНСИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ — это питание, при котором удовлетворяется суточная потребность организма в энергии, а также поддерживается оптимальный баланс минеральных солей, витаминов и воды.

НОРМА ПИТАНИЯ — это количество пищи, ее компонентов, обусловливающее нормальное состояние здоровья людей разного возраста, пола, образа жизни и деятельности и соответствующее биологической природе человека.

РАЦИОН ПИТАНИЯ — набор продуктов, необходимый человеку на определенный период времени (обычно это сутки или неделя).

Подготовка продуктов питания к потреблению и их кулинарная обработка должны обеспечивать высокие вкусовые качества, питательность и усвояемость пищи. Чтобы продукты не теряли питательной ценности, необходимо соблюдать правила их хранения (особенно температурного режима) и приготовления из них блюд. Больше всего витаминов содержат свежие продукты, хранение ухудшает их качество. В результате длительной варки очищенных овощей до 20-30 % минеральных солей переходит в отвар. Минеральные соли теряются и в случае неправильного размораживания мяса и рыбы. Поэтому не следует долго вымачивать продукты или выливать овощные отвары (их можно использовать для приготовления супов). Минеральный состав пищи лучше сохраняется при варке овощей в кожуре с последующей их очисткой, запекании в духовке либо приготовлении на пару.

Пища должна быть безвредной в токсическом отношении, то есть в продуктах, готовых блюдах не должно быть токсичных веществ во вредных для организма концентрациях. Пища должна быть эпидемически безопасной: в ней не должно быть возбудителей инфекционных заболеваний — бактерий, вирусов, грибков, паразитических одноклеточных, яиц гельминтов и др.

Следует иметь в виду: как избыточное, так и недостаточное питание отрицательно влияет на здоровье человека. Ученые утверждают, что люди, масса тела которых на 30 % превышает норму, живут на 10-15 лет меньше, чем люди с нормальной массой. Исследовательский практикум позволит вам установить вашу массу, рост и их соответствие нормам.

Энергетические потребности организма. Энергетические затраты. Пищевые потребности организма

При нехватке в организме того или иного витамина развивается заболевание гиповитаминоз, при полном его отсутствии — авитаминоз, а при избытке — гипервитаминоз. Гипо- и авитаминозы могут развиваться в результате нарушений обмена веществ, вызванных нехваткой или отсутствием витаминов в продуктах питания; при наличии заболеваний пищеварительной системы, когда витамины не всасываются; от чрезмерного употребления антибиотиков или других лекарственных препаратов, убивающих бактерии кишечника, которые синтезируют некоторые витамины. С целью предотвращения авитаминоза и гиповитаминоза следует употреблять в пищу натуральные продукты питания растительного и животного происхождения, содержащие весь комплекс витаминов.

1. Какие факторы влияют на физиологическую потребность человека в питательных веществах и энергии? 2. Что является основным источником энергии для организма человека? 3. Что такое основной обмен веществ? 4. Как рассчитать суточные энергозатраты физически активного взрослого человека? 5. Что такое рациональное питание? Назовите его основные принципы. 6. Что означает выражение «сбалансированность рациона питания»? Каково его значение для организма человека? 7. Что нужно делать, чтобы продукты не теряли пищевой ценности? 8. Как связаны между собой пищевые и энергетические потребности организма? 9. Решите задачи. 1. Школьник получает вместе с пищей достаточное количество жиров, избыток углеводов и недостаточное количество белков. Спрогнозируйте возможные изменения в состоянии здоровья школьника. 2. В течение зимы человек употреблял в пищу хлеб и консервированные продукты. Спрогнозируйте возможность возникновения у этого человека заболеваний. 3. Ученик, составив суточный рацион питания, получил следующие результаты: на ужин приходится 50 % суточного рациона; количество углеводов относительно других органических веществ составляет более 80 %, а белков — менее 10 %. Проанализируйте полученные учеником результаты с точки зрения принципов рационального питания. 10. Важными факторами, влияющими на физиологические энергетические потребности человека, кроме рассмотренных, являются: климатогеографические условия проживания, индивидуальные привычки в питании, особенности национальной кухни. Пользуясь дополнительными источниками информации, докажите влияние одного из них (на выбор). 11. Выполните проект на тему «Сбалансированное питание». 12. На основе наблюдений за собственным питанием определите, какую часть в нем занимает свежеприготовленная пища, а какую — «быстрая еда» (фастфуд). Существует ли угроза вашему здоровью? Ответ обоснуйте. 13. Используя текст параграфа, данные таблицы 4 и приложений 1-3, проанализируйте свой суточный рацион. Сопоставьте питательную ценность (содержание питательных веществ) продуктов вашего рациона с данными таблицы в приложении 2 «Нормы суточной потребности людей в белках, жирах, углеводах и энергии» для вашего возраста. Можно ли считать ваше питание рациональным? Почему?

Исследовательский практикум

Тема: Самонаблюдение за соотношением массы и роста тела.

Цель: определить соотношение массы и роста своего тела и сделать ориентировочную оценку его соответствия нормам половозрастной группы.

Оборудование и материалы: ростомер, весы (медицинские).

Ход исследования

1. Измерьте массу и рост своего тела.

2. Рассчитайте индекс массы тела (ИМТ) по формуле:

Если ИМТ составляет 18,5-25,0 кг/м2 — у вас нормальная масса тела, ниже 18,5 — недостаточная масса, 25-30 — избыточная масса, выше 30 — ожирение.

3. Вычислите росто-массовый индекс (РМИ). Для этого используйте в соответствии со своим ростом формулу расчета РМИ:

РМИ, кг = рост — 95 (если ваш рост ниже, чем 155 см);

РМИ, кг = рост — 100 (если ваш рост 155-164 см);

РМИ, кг = рост — 105 (если ваш рост 165-175 см);

РМИ, кг = рост — 110 (если ваш рост выше, чем 175 см).

В результате вы получите оптимальное значение показателя массы своего тела.

4. Оцените массу своего тела по вычисленным показателям ИМТ и РМИ.

5. Сделайте вывод о соответствии полученных данных нормам вашей половозрастной группы.

Обобщение

Обмен веществ и преобразование энергии — общее свойство организма человека, охватывающее все процессы химического преобразования от поступления веществ из окружающей среды до выведения конечных продуктов распада наружу. Обмен веществ осуществляется во всех структурах организма, но окончательное расщепление и образование соединений, присущих человеческому организму, происходит в клетках.

Для полноценного обмена веществ необходимо сбалансированное питание, то есть употребление полноценной пищи, содержащей, прежде всего, сбалансированное количество белков, жиров и углеводов, а также минеральных солей, витаминов и воды. Потребность организма в этих веществах обусловлена их функциональным значением.

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Биология 8 класс Мищук (новая программа)", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду