Войти
Закрыть

Иммунная система. Иммунитет специфический и неспецифический. Иммунизация

8 Клас , Биология 8 класс Матяш (новая программа)

 

§ 56. ИММУННАЯ СИСТЕМА. ИММУНИТЕТ СПЕЦИФИЧЕСКИЙ И НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ. ИММУНИЗАЦИЯ

Вспомните, что такое лизоцим, лейкоциты, иммунитет. Каковы функции красного костного мозга? Что такое лимфа? Каковы ее функции?

Иммунная система является одной из регуляторных систем нашего организма. Она сформировалась в процессе эволюции человека для обеспечения защиты его организма от внешней и внутренней биологической агрессии — инфекций и опухолей. Иммунная система также играет важную роль в поддержании гомеостаза.

ЗАПОМНИТЕ! Иммунитет - способность организма противодействовать возбудителям инфекционных и инвазийных (вызываемых животными) заболеваний, а также влиянию веществ с антигенными свойствами.

Антигены - это инородные для организма химические вещества, соединения, которые входят в состав вирусов, бактерий, паразитических эукариотов и т. п., способные вызвать защитную реакцию.

Что собой представляет иммунная система? Иммунная система - это система органов и тканей, которые защищают организм от инородных для него организмов и соединений (рис. 204). Ее составляющие узнают и уничтожают не только антигены, но и опухолевые клетки, измененные молекулы, созданные самим организмом. Выделяют центральную и периферическую части иммунной системы (рис. 205).

К центральной части иммунной системы относится красный костный мозг и тимус (вилочковая железа). Как вы помните, красный костный мозг является важнейшим кроветворным органом, а в тимусе созревают определенные типы лейкоцитов.

Периферические части иммунной системы - это селезенка, аппендикс, миндалины и лимфатические узлы. Так, в селезенке образуются определенные типы лейкоцитов. Она действует как фильтр против болезнетворных бактерий, инородных частиц, а также образует антитела. В аппендиксе находятся скопления лимфоидной ткани. В ее состав входят клетки, участвующие в осуществлении защитных реакций организма. Лимфатические узлы являются составляющей лимфатической системы.

Рис. 204. Иммунная система человека

Рис. 205. Структура иммунной системы. Задание. Пользуясь схемой, назовите составляющие иммунной системы

Лимфатическая система вместе с кровеносной относится к транспортным системам организма. Через нее из тканей в вены возвращается вода с растворенными в ней веществами и часть лейкоцитов. Лимфа течет лишь в одном направлении - от тканей к сердцу.

В состав лимфатической системы входят лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы и лимфатические органы (рис. 206). Они тесно взаимосвязаны между собой и обеспечивают образование лимфы и ее движение. Лимфатические капилляры по строению напоминают кровеносные, но большего диаметра. Стенки лимфатических капилляров состоят из одного слоя эндотелиальных клеток, которые, неплотно прилегая друг к другу, образуют поры. Это позволяет межклеточной жидкости с молекулами больших размеров (белков, липидов и т. п.) легко проникать внутрь лимфатических капилляров. Лимфатические капилляры на одном конце замкнуты, вторым открываются в лимфатические сосуды.

Лимфатические сосуды, так же как вены кровеносной системы, имеют клапаны, препятствующие обратному движению лимфы. По пути больших лимфатических сосудов расположены лимфатические узлы. Они выполняют роль биологических фильтров, поскольку содержат способные к фагоцитозу клетки, которые задерживают и обезвреживают бактерии, другие инородные тела и ядовитые вещества белковой природы, производимые живыми организмами, - токсины.

Какие различают виды иммунитета? В иммунной системе существует много способов выявления и обезвреживания антигенов. Эти процессы называют иммунным ответом.

По происхождению иммунитет можно условно поделить на врожденный и приобретенный (рис. 207).

Врожденный (неспецифический) иммунитет наследуется от родителей и не зависит от того, контактировал раньше человек с возбудителем болезни или нет. Например, в организме человека не может паразитировать свинная аскарида.

Врожденный иммунитет обеспечивают следующие механизмы:

• целостность внешних покровов тела, слизистых оболочек дыхательных путей, пищеварительного тракта, стенок кровеносных сосудов, предотвращает проникновение в организм патогенных организмов;

• большое количество биологически активных веществ (фермент слюны лизоцим, защитные белки крови и т. и.);

• определенные типы лейкоцитов, способные к фагоцитозу.

Рис. 206. Лимфатическая система

Рис. 207. Виды иммунитета человека

Приобретенный (специфический) иммунитет, в отличие от врожденного, формируется на протяжении жизни человека. Он может возникать после перенесенного заболевания (активный естественный) или после прививки (активный искусственный). Приобретенный естественный пассивный иммунитет формируется благодаря передаче антител от матери к ребенку через плаценту. Приобретенный искусственный пассивный иммунитет развивается после введения в организм готовых антител в виде лечебной сыворотки.

Приобретенный иммунитет формируется на конкретный антиген. При повторном заражении организм способен быстро на него реагировать. Приобретенный иммунитет обеспечивают определенные группы лейкоцитов (Т-лимфоциты осуществляют клеточный иммунитет, а В-лейкоциты — гуморальный иммунитет, вырабатывая антитела). Некоторые из лимфоцитов (их называют клетками памяти), встретившись с болезнетворными микроорганизмами, «запоминают» их строение и передают информацию об этом типе антигенов следующим поколениям Т-лимфоцитов. Они защищают организм только от тех микроорганизмов, которые «запомнили». Таким образом, приобретенный иммунитет включает три этапа: распознавание инородного (антигенного) объекта, интенсивное деление клеток, обеспечивающих защитные реакции, и иммунный ответ.

ЗАПОМНИТЕ! Компоненты неспецифического и специфического иммунитета действуют вместе, дополняя друг друга.

По механизму реализации защиты различают клеточный и гуморальный иммунитет. Клеточный иммунитет обусловлен способностью разных видов лейкоцитов к фагоцитозу возбудителей и разрушению зараженных клеток. Фагоцитарную теорию иммунитета разработал выдающийся украинский ученый И.И. Мечников (см. рис. 76). Гуморальный иммунитет обеспечивают особые белки, находящиеся в плазме крови, лимфе, тканевой жидкости, разнообразных секретах, лечебной сыворотке (например, антитела). Автором гуморальной теории иммунитета является немецкий ученый П. Ерлих (рис. 208).

Рис. 208. П. Эрлих (1854-1915)

В 1908 г. И.И. Мечникову и П. Эрлиху за их открытия вручили Нобелевскую премию в отрасли физиологии и медицины.

Ключевые термины и понятия: иммунная система, врожденный (неспецифический) иммунитет, приобретенный (специфический) иммунитет, естественный и искусственный иммунитет.

ОБОБЩИМ ЗНАНИЯ

• Одним из факторов сохранения биологической индивидуальности организма является иммунная система. Она защищает организм от негативных влияний внешней и внутренней среды. Иммунитет может быть врожденным (неспецифическим) и приобретенным (специфическим).

ПРОВЕРЬТЕ И ПРИМЕНИТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ

Ответьте на вопросы

1. Дайте определение понятия «иммунитет». 2. Из чего состоит иммунная система человека? 3. Что такое неспецифический иммунитет? 4. Что такое специфический иммунитет? 5. Какие виды специфического иммунитета вы знаете?

Выберите один правильный ответ

1. Выберите ряд, в котором указаны органы центральной иммунной системы: а) красный костный мозг, селезенка; б) красный костный мозг, тимус (вилочковая железа); в) селезенка, лимфатические узлы; г) аппендикс, тимус (вилочковая железа).

2. Выберите правильные утверждения: 1) иммунитет - это способность организма защищать собственную целостность; 2) иммунитет - это способность организма защищать биологическую индивидуальность: а) первое утверждение правильное; б) второе утверждение правильное; в) оба утверждения правильные; г) оба утверждения неправильные.

ОБСУДИТЕ В ГРУППАХ. Раскройте особенности неспецифического и специфического иммунитета и связь между ними.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Создайте презентацию на тему «Виды иммунитета».


скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Биология 8 класс Матяш (новая программа)", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду