Пищеварение в желудке
- 18-11-2021, 22:46
- 468
8 Клас , Биология 8 класс Мищук (новая программа)
§ 10. Пищеварение в желудке
Вспомните из курса химии, какую среду называют: а) нейтральной; б) кислой; в) щелочной.
Пищеварение в желудке. Пищевой комок по пищеводу продвигается в желудок, где продолжается процесс пищеварения под влиянием желудочного сока.
Желудок — расширенный отдел пищеварительного тракта, по форме напоминающий удлиненный мешок, объем которого составляет около 1,5-2 л (ил. 28).
Ил. 28. Строение желудка
В слизистой оболочке желудка содержатся мелкие желудочные железы (в 1 мм2 слизистой оболочки содержится около 100 таких желез), которые производят желудочный сок. Это бесцветная кислая жидкость, в состав которой входит вода (около 99,4 %), ферменты, хлоридная кислота и слизь. За сутки у человека выделяется около 2 л желудочного сока. Количество, состав и свойства желудочного сока меняются в зависимости от характера пищи, а также при заболеваниях желудка, кишечника, печени.
Основным ферментом желудочного сока является пепсин. Он расщепляет сложные молекулы белка на молекулы аминокислот. Это сложный и длительный процесс. Кроме пепсина, в желудочном соке содержатся и другие ферменты (например, липаза), которые действуют, в частности, на жиры молока и расщепляют их до глицерина и жирных кислот.
Пищеварение в желудке может происходить только при температуре тела 35-37 °С. Все ферменты желудочного сока действуют только в кислой среде. Она создается хлоридной кислотой, которая не только активирует ферменты, но и вызывает изменение структуры белков, обеззараживает содержимое желудка, способствует его двигательной активности. Выделение сока продолжается до тех пор, пока в желудке есть пища, которая может задерживаться в нем 6-8 ч и дольше.
Слизь желудочного сока защищает стенки желудка от действия хлоридной кислоты и ферментов. Действие желудочного сока на пищу сопровождается сокращением мышечного слоя стенок желудка, благодаря которым происходит не только продвижение пищи в тонкую кишку, но и полное смешивание ее с желудочным соком, способствующее успешному перевариванию.
Регуляция желудочного сокоотделения. Образование и выделение желудочного сока находится под контролем нервных и гуморальных механизмов. Нервная регуляция сокоотделения происходит при раздражении пищей рецепторов полости рта, глотки, пищевода, а также — как реакция на вид и запах пищи. Возбуждение от рецепторов органов пищеварения, зрительного или обонятельного анализаторов передается в центр пищеварения в продолговатом мозге, в результате чего происходит выделение желудочного сока, протекающее в два этапа (ил. 29).
Ил. 29. Этапы выделения желудочного сока
Сначала выделяется часть желудочного сока (так называемый аппетитный сок), подготавливающая желудок к восприятию пищи. Затем выделение желудочного сока продолжается благодаря механическому и химическому раздражению пищей слизистой оболочки желудка. Рецепторы стенок желудка посылают импульсы в продолговатый мозг, а оттуда — в железы желудка. Поэтому слизистая оболочка выделяет в кровь гормон, активизирующий секрецию желудочного сока и регулирующий двигательную активность желудка и кишечника.
Желудочный сок выделяется также под влиянием биологически активного вещества (ацетилхолина), хлоридной кислоты, гормонов желудка, некоторых составляющих пищи.
Желудок. Желудочный сок. Ферменты желудочного сока. Пищеварение в желудке. Регуляция желудочного сокоотделения
1. Охарактеризуйте процесс пищеварения в желудке. 2. Какие вещества входят в состав желудочного сока? 3. Какую роль в пищеварении играет основной фермент желудочного сока пепсин? 4. Какова роль хлоридной кислоты в пищеварении в желудке? 5. Как долго задерживается пища в желудке? От чего это зависит? 6. Какие вещества расщепляются в желудке? 7. Охарактеризуйте процесс регуляции желудочного сокоотделения. 8. Что такое аппетитный желудочный сок? 9. Может ли происходить выделение желудочного сока, если повреждены нервы, подходящие к желудку? 10. Какое значение для пищеварения в желудке имеет вид и запах пищи, сервировки стола, приятная атмосфера? 11. Почему нельзя заставлять детей есть под угрозой наказания? 12. Обоснуйте данные высказывания с физиологической точки зрения: «Есть нужно внимательно и с удовольствием» (Иван Павлов), «Аппетит приходит во время еды».
Коментарі (0)