Обучение и память
- 18-11-2021, 23:58
- 321
8 Клас , Биология 8 класс Мищук (новая программа)
§ 52. Обучение и память
Вспомните из курса «Основы здоровья», какие различают виды обучения. От чего они зависят? Какова роль памяти в жизни человека? Отличается ли память у людей разных возрастов и профессий?
Значение и сущность обучения. Человек для того, чтобы полноценно жить в изменчивых условиях окружающей среды, должен учиться.
В процессе обучения человек познает окружающий мир (знания, умения и навыки) и приобретает новые формы поведения (привычки). Знание — это обобщенный опыт человечества, выраженный в фактах, понятиях, теориях и т. д.
Умение — это сознательное применение знаний для выполнения сложных действий в различных условиях. Навык — автоматизированное действие, то есть доведенное до совершенства в результате многократного повторения (без существенного участия сознания в его осуществлении). Привычки — это типичные действия или особенности поведения, ставшие потребностью человека. Приведите примеры положительных и отрицательных (вредных) привычек.
Обучение осуществляется на основании выработки условных рефлексов различной степени сложности. Различают обучение целенаправленное — произвольное обучение, когда человек ставит перед собой цель чему-то научиться, и нецеленаправленное — непроизвольное обучение как побочный продукт других видов деятельности. Например, выполнение домашних заданий является целенаправленным обучением. А просмотр информации в социальных сетях — это непроизвольное приобретение знаний.
ОБУЧЕНИЕ — это вид деятельности, связанный с усвоением человеком опыта человечества.
ПАМЯТЬ — это способность человека фиксировать информацию, обрабатывать, хранить и воспроизводить ее в нужный момент.
Виды обучения. Во время учебы человек может приобретать опыт различными способами. Они определяют вид обучения. Одним из видов обучения является привыкание — процесс, в результате которого организм учится игнорировать какой-либо постоянный раздражитель. Во время привыкания угасают имеющиеся реакции. Например, ребенок сначала пугается, когда видит, как деревья качаются от ветра. Впоследствии он привыкает к этому явлению и не обращает на него внимания. Человек способен усваивать чужой опыт, невольно воспроизводить движения и действия, поведение, манеры других людей путем подражания. Например, дети дошкольного возраста в игре копируют взрослых.
Обучение может осуществляться путем «проб и ошибок», то есть упражнением (тренировкой). Так, многие учатся играть на гитаре, ездить на велосипеде, кататься на роликах и скейтборде и т. п. В результате многократного повторения действия доводятся до автоматизма, формируются навыки.
В процессе обучения человек способен для решения новой задачи использовать предыдущий опыт. Проходит время, когда он начинает понимать сущность проблемной ситуации и видит из нее выход. Момент, когда человек находит решение задачи, над которой размышлял в течение длительного времени, называется озарением (инсайтом). Рассказывают, что греческий ученый Архимед, воскликнув «Эврика!», выскочил из ванны, когда его осенило: он открыл закон выталкивающей силы жидкости.
Память и ее процессы. Важную роль в обучении играет память. Она помогает человеку усваивать знания, способы деятельности, передавать их следующему поколению, сохранять индивидуальный опыт. Без памяти невозможны умственная деятельность, воображение, ориентирование в окружающей среде.
В основе памяти лежит образование временных нервных связей между новым возбуждением и нервными процессами, имевшими место ранее. Оказывается, эти процессы не исчезают бесследно, а хранятся в мозге в виде следов. Следы памяти — это отражение того, с чем человек сталкивался в жизни.
Человеческая память способна хранить два вида информации: видовую (врожденную) и индивидуальную (приобретенную). Видовая информация накоплена видом Homo sapiens в процессе исторического развития, а индивидуальная — в процессе жизни человека. С учетом этого различают память видовую и индивидуальную. Видовая память проявляется безусловными рефлексами, инстинктами и передается по наследству. Индивидуальная память реализуется условными рефлексами и составляет основу приспособительного приобретенного поведения.
Ил. 130. Процессы памяти
Память характеризуется четырьмя главными процессами (ил. 130). Запоминание — это закрепление в памяти определенной информации. Различается непроизвольное и произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание осуществляется тогда, когда человек не ставит специальной цели запомнить. Самопроизвольно запоминается то, что интересует, является необычным, вызывает эмоции. Произвольное запоминание является целенаправленным и требует волевых усилий. В зависимости от степени понимания материала оно бывает механическим и смысловым.
Механическое запоминание осуществляется без понимания сущности материала, а смысловое — тогда, когда человек понимает материал, его смысловые связи и логику построения. При смысловом запоминании человек эффективнее применяет знания для решения различных задач.
Хранение информации, остающейся в мозге после запоминания, фиксирует и может изменять ее. При осмысленном запоминании в памяти сохраняются лишь основные мысли, а все второстепенное исчезает. При механическом запоминании остаются лишь отдельные разрозненные фрагменты.
Показателем прочности запоминания и одновременно следствием хранения информации является воспроизведение. Физиологической основой воспроизведения является оживление в коре головного мозга человека ранее образованных временных нервных связей. Простейшая форма воспроизведения — узнавание, возникающее при повторном восприятии предметов. Сложной формой воспроизведения является вспоминание, поскольку оно происходит без повторного восприятия предмета. Вспоминание может быть произвольным, если человек желает вспомнить что-то конкретное, и непроизвольным — незапланированным.
Если информация не используется, то она постепенно забывается. В основе забывания лежит торможение временных нервных связей в коре головного мозга. Неспособность что-нибудь вспомнить не означает, что информация об этом полностью утрачена. Утрачивается конкретная форма выражения информации. Наиболее существенное остается в опыте человека и используется в различных формах его деятельности. Забывание предохраняет мозг от перегрузки.
Виды памяти. По характеру запоминания различают образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую память.
Образная память связана с запоминанием, хранением и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств. В зависимости от анализатора, участвующего в запоминании, она бывает зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной, осязательной. Двигательная (моторная) память характеризуется запоминанием, хранением и воспроизведением человеком движений, являющихся необходимым условием успешного выполнения многих видов деятельности. Эмоциональная память обусловлена запоминанием, хранением и воспроизведением человеком эмоциональных переживаний, касающихся ярких, особых событий в его жизни. Словесно-логическая память — это запоминание, хранение и воспроизведение различных мнений, понятий, суждений, в которых отражаются предметы и явления, их общие свойства, существенные признаки.
По продолжительности хранения информации выделяют сенсорную, кратковременную и долговременную память (ил. 131).
Для сенсорной памяти характерно непродолжительное (до 2 с) хранение информации, которая фиксируется в рецепторах. Она используется для осуществления человеком определенных действий и операций. Поэтому ее еще называют оперативной памятью.
Кратковременная память — это быстрое запоминание (после однократного и непродолжительного восприятия) и хранение информации на короткий срок (от нескольких секунд до получаса). Установлено, что мозг человека одновременно может переработать и запомнить только определенный объем информации. Этот объем составляет 7 ± 2 информационных сигналов (слов, предметов, символов и т. п.). В основе кратковременной памяти лежит циркуляция нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов.
Для длительного хранения информации необходимо ее неоднократное повторение. Тогда эта информация сможет перейти в долговременную память. Долговременная память обеспечивает длительное хранение информации (знаний, образов, переживаний), которая закрепляется после многократного повторения и воспроизведения. События, происходящие в детстве под влиянием сильных эмоций, запоминаются на всю жизнь. Доказано, что в течение первых пяти лет жизни человек фиксирует в долговременной памяти столько же информации, сколько за всю оставшуюся жизнь. В основе долговременной памяти лежат сложные структурно-химические изменения в телах нейронов или их соединениях.
Ил. 131. Виды памяти
Память человека имеет индивидуальные особенности. Кому-то достаточно услышать то, о чем говорили на уроке, чтобы запомнить материал, а кому-то обязательно нужно несколько раз его прочитать. Некоторые легко заучивают стихи, но не могут запомнить, как доказать теорему, составить химическое уравнение и т. п.
Развитие памяти осуществляется путем постоянной тренировки. Эффективность запоминания зависит от сосредоточенности, четкости восприятия материала. Положительные эмоции, интерес, стремление достичь лучшего результата способствуют лучшему запоминанию. В процессе обучения переход нужной информации в долговременную память облегчается благодаря повторению материала. Эффективность запоминания повышается, если смысл понятен, есть логические связи между различными частями материала, если этот материал используется при выполнении различных задач. Память ухудшается под влиянием алкоголя, токсичных веществ, наркотиков и т. п.
Лаборатное исследование
Тема. Исследование различных видов памяти.
Цель: исследовать индивидуальные особенности и определить преобладающий вид памяти.
Оборудование и материалы: набор карточек со словами, листы чистой бумаги, секундомер.
Ход исследования
1. Прослушайте и запомните 10 слов, выразительно прочитанных учителем с интервалом 3 с. После 10-секундной паузы запишите в произвольной последовательности слова, которые вы запомнили на слух.
2. После 5-минутного перерыва внимательно прочитайте и запомните другие 10 слов, написанных на отдельных карточках. Их демонстрирует учитель с интервалом 3 с. После 10-секундной паузы запишите в произвольной последовательности слова, которые вы запомнили благодаря зрительной памяти.
3. После 5-минутного перерыва слушайте остальные 10 слов, которые диктует учитель с интервалом 3 с, и сразу записывайте их ручкой на листе бумаги. После 10-секундной паузы запишите на другом листе в произвольной последовательности слова, которые вы запомнили благодаря двигательной памяти.
4. Подсчитайте количество правильно воспроизведенных слов в каждом случае. Результаты запишите и сравните их.
5. Сделайте вывод: какой вид памяти преобладает у вас?
Обучение. Виды обучения. Память. Виды памяти
Известны примеры людей с уникальной памятью. Так, Гай Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — около 30 тыс. человек. Моцарт в детстве мог, прослушав один раз произведение для хора и оркестра, точно записать его партитуру. Определите вид памяти, который преобладал у этих знаменитостей.
1. Что такое обучение? Каково его значение? 2. Чем обусловлены различные виды обучения? Назовите их. 3. Что является основой памяти? Какие процессы ее обеспечивают? 4. Приведите примеры различных видов памяти, связанной с хранением информации. 5. Охарактеризуйте сенсорную память. 6. Чем отличается кратковременная память от длительной? 7. Назовите виды памяти по характеру запоминания. Каково их значение? 8. Почему трудно преодолеть вредные привычки и неправильно сформированные навыки? 9. В чем заключается полезность шпаргалок, если ими невозможно воспользоваться? 10. Прокомментируйте высказывание Ивана Сеченова: «Человек, лишенный памяти, постоянно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть». 11. Как меняется ваша работоспособность в течение шести уроков? Почему? По каким учебным предметам вы легче воспринимаете и запоминаете материал? Какой вид деятельности у вас быстро вызывает усталость и какие меры для ее предотвращения вы используете? 12. Среди индивидуальных характеристик памяти выделяют объем, прочность, скорость, точность и готовность. На основании самонаблюдений охарактеризуйте особенности своей памяти. Как вы считаете, насколько особенности памяти определяют успехи деятельности человека? 13. Часто бывает, что, просмотрев перед уроком текст параграфа учебника, вы уверены, что все усвоили. Но когда вас вызывают к доске, вы не можете воспроизвести учебный материал. Почему?
Коментарі (0)