Войти
Закрыть

Головной мозг, функции и строение

8 Клас , Биология 8 класс Соболь (новая программа)

 

§ 37. ГОЛОВНОЙ МОЗГ, ФУНКЦИИ И СТРОЕНИЕ

Основные понятия и ключевые термины: ГОЛОВНОЙ МОЗГ.

Вспомните! Что такое центральная нервная система?

Подумайте!

Учеными было проведено сравнение между человеческим мозгом и одним из крупнейших компьютеров в мире «Крей». При этом было установлено, что для решения одной и той же задачи компьютер при условии совершения им 400 млн действий в секунду, должен работать 100 лет, в то время как мозг может выполнить ту же работу за 1 мин. Благодаря чему мозг имеет такие преимущества?

СОДЕРЖАНИЕ

Какое значение имеет головной мозг для организма человека?

Из общего количества нейронов организма, которое оценивается примерно в 20 млрд, 3/4 содержится в головном мозгу, остальные - в спинном. Головной мозг новорождённого содержит около 10 млрд нейронов, а наибольшее количество - 14 млрд нейронов - в мозгу девятиклассника. Каждый типичный нейрон может иметь до 10 000 синапсов и получать информацию от 1 000 других нейронов. Деятельность мозга человека связана с потоком информации по сложным цепям, состоящим из нейронных сетей. Средняя масса головного мозга у взрослого человека - 1 300-1 500 г, что составляет около 2 % от массы тела. Но несмотря на незначительные размеры, головной мозг с его нейронной организацией является важнейшим органом человека. Какое же значение имеет головной мозг?

Головной мозг содержит нервные центры рефлексов, осуществляющих непроизвольные врождённые движения глотания, дыхания, сердцебиения, моргания, пищеварения и т. А в коре полушарий формируются центры произвольных движений, которым мы обучаемся в течение жизни. Благодаря этим реакциям мы разговариваем, общаемся, работаем, активно отдыхаем, т. е. живем по-человечески (рефлекторная функция).

В головном мозгу есть белое вещество, волокна которого связывают между собой отделы головного мозга и образуют восходящие и нисходящие пути для связи со спинным мозгом (проводниковая функция).

В головном мозгу формируются чувства человека, без которых невозможны наше воображение и мышление. В него поступает вся информация от органов зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, равновесия, которая обеспечивает отображение окружающего мира (информативная функция).

Головной мозг контролирует все действия организма человека. При осуществлении рефлексов от рабочих органов к головному мозгу поступают сигналы относительно эффективности реакций. Это явление названо обратной связью. Совокупность нервных путей - рефлекторной дуги и путей получения обратной информации - образует рефлекторное кольцо. Результат такого контроля - новые приспособительные действия. И, наконец, головной мозг является центром высшей нервной деятельности (ВНД), благодаря которой человек имеет преимущества в сравнении с «умными» техническими системами и отличается от животных с элементарной умственной деятельностью. Человек может творить, смеяться, плакать, радоваться, сочувствовать именно благодаря головному мозгу. Этот отдел имеет участки, интегрирующие информацию и совместно обеспечивающие такие функции, как мышление, сознание, речь, память, эмоции (интегративная функция).

Итак, ГОЛОВНОЙ МОЗГ - высший отдел ЦНС, выполняет рефлекторную, проводниковую, информативную и интегративную функции.

Каковы особенности строения головного мозга человека?

Прогрессивное развитие мозга у человека обусловлено влиянием таких социальных факторов, как труд и членораздельная речь. В эмбриональном периоде и в первые годы жизни головной мозг интенсивно растёт, но только к 25 годам достигает окончательной величины.

Головной мозг, как и спинной, покрыт 3 мозговыми оболочками - твёрдой, мягкой и паутинной. Они осуществляют защиту и обеспечивают обмен веществ с тканями внутренней среды.

В головном мозгу человека различают следующие отделы: продолговатый мозг, задний мозг (мост и мозжечок), средний мозг, промежуточный мозг и конечный (большой) мозг.

Средний мозг, мост и продолговатый мозг образуют ствол головного мозга. Через весь ствол головного мозга проходит сетчатое образование (ретикулярная формация). Ретикулярная формация (от лат. reticulum - сеть и formatio - образование) - это сеть особых нейронов, которая воспринимает и распределяет информацию и поддерживает тонус всех отделов ЦНС. Вокруг верхней части ствола расположена лимбическая система, или первоначальный мозг. Это совокупность структур, которые в виде лимба окутывают ствол мозга и обеспечивают общее приспособление организма к изменениям окружающей среды, определяют инстинктивное поведение.

Ил. 84. Отделы головного мозга человека: 1 - большой мозг; 2, 3 - промежуточный мозг; 4 - средний мозг; 5 - мост; 6 - мозжечок; 7 - продолговатый мозг

Стволовая часть головного мозга прикрыта полушариями большого мозга и мозжечка. От ствола головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов, крупнейшим из которых является блуждающий нерв.

В головном мозгу, как и в спинном, имеется белое и серое вещество. Но серое вещество головного мозга находится на периферии, а белое - в глубине.

Итак, особенности головного мозга человека связаны с объединением древнейших структур в составе ствола мозга и высших новых образований, соединённых в промежуточный и большой мозг.

Каковы функции отделов головного мозга человека?

Большой (конечный) мозг разделён на правое и левое полушария, соединённые мозолистым телом. Полушария покрыты серым веществом, образующим кору и подкорку, и белым веществом, содержащимся под корой. Характерной особенностью большого мозга является выраженная складчатая поверхность со многими бороздами и извилинами. Конечный мозг человека определяет его поведение, обеспечивает приспособленность к изменяющимся условиям среды.

Промежуточный мозг расположен выше среднего мозга сразу под мозолистым телом. Основными составляющими промежуточного мозга являются таламус и гипоталамус. Таламус считают высшим центром болевой чувствительности, а гипоталамус - высшим центром регуляции вегетативных функций: терморегуляции, регуляции обмена веществ, постоянства внутренней среды организма и тому подобное.

Средний мозг расположен между мостом и промежуточным мозгом. В состав среднего мозга входят две части: четверохолмие и ножки мозга. В среднем мозгу содержится ряд важных нервных центров, в частности первичные центры зрения, слуха, мышечного тонуса и т. д.

Задний мозг образован мостом и мозжечком. Название мостов связана с тем, что эта структура состоит преимущественно из проводящих путей. Появляется это образование у млекопитающих для обеспечения лучшей связи коры полушарий с нижними отделами ЦНС. Особенность мозжечка у человека: он имеет два полушария с червяком и собственной корой, которая образует узкие извилины и борозды. Мозжечок играет важную роль в координации движений и поддержании тонуса мышц. Хотя мозжечок и связан с корой головного мозга, его деятельность не контролируется сознанием. Если нормальное функционирование мозжечка нарушается, то человек теряет способность к согласованным движениям и сохранению равновесия тела.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. Это эволюционно древнейшая часть головного мозга, в которой сосредоточены жизненно важные нервные центры дыхания, пищеварения (слюно- и сокоотделения, жевания, глотания), а также нервные центры защитных рефлексов (мигание, кашель, чихание).

Итак, средний, задний и продолговатый отделы головного мозга обеспечивают рефлекторную и проводниковую функции, а большой и промежуточный - информативную, интегративную и контролирующую функции.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учимся познавать

Лабораторное исследование. СТРОЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Цель: развивать умение распознавать элементы строения головного мозга.

Оборудование: модели, муляжи, рисунки головного мозга.

Ход работы

1. Рассмотрите мозг человека. Определите расположение основных отделов головного мозга.

2. Сопоставьте названия отделов головного мозга с их обозначением на иллюстрации ... - полушария большого мозга ... - мозолистое тело; ... - большой мозг; ... - промежуточный мозг; ... - мозжечок; ... - ствол головного мозга.

3. Определите название отдела головного мозга, использовав информацию таблицы об их особенностях строения и значении.

ЗНАЧЕНИЕ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

 

4. Итог работы.

Биология + Психология

Американский учёный Лоуренс Катц работал нейробиологом в одном из университетов США. Он обратил внимание на тот факт, что большое количество нейронных проводящих путей в мозгу человека используются не полностью. Он разработал гимнастику для извилин и мозга - нейробику, которая развивает возможности каждого полушария, улучшает память, стимулирует интеллект. Упражнения эти можно выполнять без особого труда, но эффект - потрясающий. Вот некоторые из них: 1) выполняйте привычные действия с закрытыми глазами; 2) если вы правша, пишите хотя бы несколько строк, чистите зубы и т. д. левой рукой; 3) пробуждайте мозг утром после просыпания новым ароматом (например, ароматом эфирных масел); 4) выбирайте нестандартные ответы на стандартные вопросы; 5) очень полезно бывать в новых местах и знакомиться с новыми людьми и др. А что изучает наука нейробиология?

РЕЗУЛЬТАТ

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Биология 8 класс Соболь (новая программа)", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду