Войти
Закрыть

Сознание. Память

8 Клас , Биология 8 класс Соболь (новая программа)

 

§ 53. СОЗНАНИЕ. ПАМЯТЬ

Основные понятия и ключевые термины: СОЗНАНИЕ. ПАМЯТЬ.

Вспомните! Что такое мышление?

Подумайте!

«Маугли» - дети, которые с раннего возраста воспитывались животными: обезьянами, медведями, волками. В мире известно более 100 подобных случаев. Для «синдрома маугли» характерны нарушения речи, неспособность к прямохождению, отсутствие гигиенических привычек и т. п. Те, кто жил в животных сообществах первые 5-6 лет жизни, практически не могут стать полноценными членами общества. Почему?

СОДЕРЖАНИЕ

Каковы основные критерии сознания?

Сознание является более сложной формой отражения, чем мышление, но само мышление определяет сознание. Продуктом мышления является сознание. Эта человеческая форма сознания сочетает простые формы отражения (ощущение, восприятие, представление, мышление) и имеет новые, более качественные особенности, чем мышление. И эти особенности, опять же, определяются социальными факторами, которыми являются труд, общественный образ жизни, речь и мышление.

В сознании отражаются не только предметы окружающего мира, но и другие люди в нём. Благодаря сознанию человек приспосабливается к условиям общественной жизни. Для развития сознания человек должен жить среди людей, постоянно общаться с ними, заниматься различными видами деятельности. Это значит, что сознание может развиваться только в обществе.

Сознание неразрывно связано с речью. Наши мысли воплощаются в словах и предложениях, они могут храниться и передаваться другим людям. Если поведение человека является осознанным, то он никогда не будет делать того, что повредит его здоровью и здоровью других людей. Сознательный человек способен правильно оценить черты своей личности, уважает других людей, осознаёт или ищет своё место в жизни.

Сознание является результатом деятельности целостного мозга, тесного взаимодействия коры и подкорки. Таким образом, основными критериями сознания являются:

- восприятие действительности в речевой форме, на основе которой формируется абстрактное мышление;

- способность выделять из окружающей важное и сосредотачивать на нём мысли;

- способность к прогнозированию, ожидание и оценка действий;

- осознание себя и окружающих;

- восприятие культурных ценностей.

Итак, СОЗНАНИЕ - это форма отражения окружающего мира, развившаяся у человека как общественного существа вследствие овладения речью и совместной деятельностью с другими людьми.

Какое значение имеет память человека?

ПАМЯТЬ — это процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации. Особенностью памяти человека является то, что она формируется главным образом на речевой основе, а информация хранится в форме общих положений, обобщений, понятий.

Чувственное отражение того, с чем приходилось человеку сталкиваться в жизни, оставляет в мозгу памятные следы - следы нервных процессов, временные нервные связи, которые сохранились в коре полушарий большого мозга. При многократном повторении информации длительная циркуляция этих импульсов вызывает структурные изменения в нейронах. Хранение информации обусловлено, скорее всего, перестройкой молекул РНК и образованием специфических белков. Из всей информации, поступающей в мозг, в долговременной памяти сохраняется лишь 1%.

Согласно концепции трёхкомпонентной модели (Р. Ч. Аткинсон) память является результатом совместной деятельности трёх основных блоков: сенсорной, кратко- и долговременной памяти. В сенсорной памяти информация, поступившая от органов чувств, сохраняется очень короткое время (до 1 с). Из этого блока в кратковременную память передаётся только часть информации. Объём этой памяти невелик (7 ± 2 информационных сигнала), информация хранится около 30 с. Блок долговременной памяти имеет неограниченный объём памяти, информация в нём может храниться очень долго.

Различают четыре вида памяти: моторную, эмоциональную, образную и словесно-логическую:

- моторная память (память движений), которая является основой двигательных навыков;

- эмоциональная память (память чувств) на информацию с участием положительных или отрицательных эмоций;

- образная память (память образов) сохраняет и воспроизводит образы воображения, формирование которых происходило в коре с помощью органов чувств, поэтому образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой;

- словесно-логическая память (память мыслей) на содержательную информацию словосочетаний или выражений.

Итак, память помогает человеку овладеть опытом прошлых поколений, сохраняет индивидуальный опыт и передаёт его следующему поколению, а также обеспечивает его использование для формирования поведения.

Как развивать память?

Чтобы запоминание происходило эффективно, следует придерживаться определённых правил, связанных с особенностями психики человека.

Научитесь формулировать установку на успешное запоминание, сосредоточение внимания на информации, чёткое определение целей и задач (правило установки)

Развивайте умение выбирать стимулы деятельности, задавать вопросы для интереса, находить связь учебного материала с собственным опытом (правило стимулов).

Осмысливайте учебный материал, распределяйте на отдельные смысловые блоки, применяйте условно-символические обозначения - формулы, схемы, графики (правило осмысления).

Отыскивайте примеры применения информации, которую будете запоминать. Ещё гениальный итальянец Леонардо да Винчи (14521519) указывал на то, что «... изучая движение воды, не забудь из каждого открытого явления сделать вывод для практики, чтобы твоя наука не осталась невостребованной ...» (правило применения).

Организуйте запоминание на ассоциациях с уже знакомым или изученным материалом, что способствует связыванию информации. Ассоциация - это связь между ощущениями и представлениями, при котором воспроизведение одного из них приводит к появлению другого (правило ассоциаций).

Создавайте благоприятный эмоциональный фон перед изучением и предоставляйте эмоциональную окраску тому, что изучаете (правило эмоциональности).

Большие объёмы информации делите на блоки, большое количество сроков делите на группы, содержащие не более 7 новых понятий, так как длина ряда для запоминания не должен превышать объём кратковременной памяти (правило 7±2).

Правильно организуйте повторение. Хороший совет давал К. Д. Ушинский: «Нет никакой необходимости повторять изученное непременно в том порядке, в котором оно было рассмотрено, наоборот, значительно полезнее ... повторения случайные, вводящие изученное в новые комбинации ...» (правило повторения).

Хорошо организуйте завершающий этап работы с материалом, поскольку лучше запоминается та часть информации, которая подаётся в начале и в конце работы (правило обобщения).

Итак, память является психофизиологическим процессом, который можно развивать, тренировать и укреплять.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учимся познавать

Лабораторное исследование. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ

Цель: развивать умение исследовать биологические процессы.

Оборудование и материалы: карточка со списком движений, карта с 10 рисунками, карта с 10 словами, карта с 10 парами логически связанных слов.

Ход работы

Задание 1. Исследование двигательной памяти. Запомните и воспроизведите 10 движений учителя, который показывает их в определённой последовательности. Подсчитайте количество правильно и последовательно воспроизводимых движений.

Задание 2. Исследование образной зрительной памяти. В течение 10 с запомните 10 рисунков, которые предложил учитель. Запишите их. Подсчитайте количество правильно воспроизведённых рисунков.

Задание 3. Исследование образной слуховой памяти. Запомните 10 слов, которые зачитывал учитель с интервалом между ними в 2 с. Запишите слова, которые запомнили. Подсчитайте количество правильно и последовательно воспроизведённых слов.

Задание 4. Исследование словесно-логической памяти. Прослушайте 10 пар слов, которые имеют логическую связь. Запишите слова правой половины ряда, когда учитель будет зачитывать слова левой половины. Подсчитайте количество правильно воспроизведённых слов.

Общий результат: 10 баллов - отлично; 8-9 баллов - очень хорошо; 5-7 баллов - хорошо; 3-4 балла - удовлетворительно; 1-2 балла - плохо.

Биология + Искусство

Древнегреческий драматург Эсхил (525-456 до н. э.) в сочинении «Прометей прикованный» писал:

Премудрость чисел, из наук главнейшую,

Я для людей измыслил и сложенье букв,

Суть всех искусств, основу всякой памяти.

Перевод А. Пиотровского

Кто такой Прометей? Почему Эсхил называет память - прародительницей муз и даром Прометея? В чём заключается взаимосвязь памяти с человеческим сознанием?

Биология + Психология

На рисунке изображены контуры двадцати различных животных. Найдите этих животных, выделите признаки для запоминания и запишите их названия, затратив на это как можно меньше времени. Какие правила запоминания вы применили?

РЕЗУЛЬТАТ

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Биология 8 класс Соболь (новая программа)", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду