Войти
Закрыть

Слуховая сенсорная система

8 Клас , Биология 8 класс Соболь (новая программа)

 

§ 44. СЛУХОВАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА

Основные понятия и ключевые термины: СЛУХОВАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА. УХО ЧЕЛОВЕКА. СЛУХ.

Вспомните! Что такое сенсорные системы?

Подумайте!

Звук - колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газе, жидкости или твёрдом теле. Большинство явлений в природе сопровождается характерными звуками, которые воспринимаются и распознаются ухом человека и служат для ориентирования и общения. А какие звуки человеческое ухо не воспринимает?

СОДЕРЖАНИЕ

Какое значение имеет слуховая сенсорная система?

СЛУХОВАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА - это совокупность анатомических образований, обеспечивающих восприятие звуковых колебаний и формирование слуховых ощущений. Человек воспринимает звуковые колебания в диапазоне от 16 до 20 000 Гц, и для нее характерен пространственный бинауральный слух (восприятие звуков парными органами слуха). Инфразвуки (частота менее 16 Гц) и ультразвуки (частота более чем 20 000 Гц) орган слуха человека не способен воспринимать.

Слуховая сенсорная система воспринимает информацию о направлениях и источниках звуков, позволяет ориентироваться в пространстве и формирует в коре полушарий слуховые ощущения. Их роль в жизни человека особенно возрастает во время восприятия речи и музыки. Слуховые ощущения в процессе развития человека очень тесно связаны с языком. Ребёнок, потерявший слух в раннем возрасте (до того, как научилась говорить), теряет и речевую способность, хотя её голосовой аппарат остается невредимым.

Таблица 30. ОТДЕЛЫ СЛУХОВОЙ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ

Итак, основными функциями слуховой сенсорной системы человека является восприятие звуков, которое обеспечивает ориентирование в пространстве и общение с другими людьми.

Как функции органа слуха связаны с его строением?

УХО ЧЕЛОВЕКА - орган чувств, который обеспечивает слух. Этот чувствительное образование состоит из трёх частей: внешнего, среднего и внутреннего уха.

Наружное ухо осуществляет проведение звуковых колебаний. В нём различают ушную раковину, наружный слуховой проход и барабанную перепонку.

Ил. 99. Строение уха человека. Наружное ухо: 1 - ушная раковина; 2 - слуховой проход; 3 - барабанная перепонка. Среднее ухо: 4 - барабанная полость; 5 - молоточек; 6 - наковальня; 7 - стремечко; 8 - слуховая труба. Внутреннее ухо: 9 - улитка со спиральным органом; 10 - слуховой нерв

Ушная раковина улавливает звуковые колебания и направляет их в наружный слуховой проход. Её форма позволяет ориентироваться в направлении поступления звука и лучше воспринимать звуки, поступающие спереди. Наружный слуховой проход имеет длину до 2,5 см, покрыт кожей с волосками и железами, выделяющими ушную серу для защиты от пыли и воды. Постепенное сужение прохода позволяет концентрировать волны и усиливать звук. Барабанная перепонка - это тонкая соединительнотканная мембрана (толщина 0,1 мм) на границе внешнего и среднего уха, снаружи покрыта кожей, а изнутри - слизистой оболочкой. Такое строение обеспечивает восприятие и передачу звуковых колебаний на слуховые косточки.

Среднее ухо расположено между барабанной перепонкой наружного уха и овальным окном внутреннего уха. Этот отдел состоит из барабанной полости, заполненной воздухом (около 1 см3), слуховых косточек и слуховой (евстахиевой) трубы. Слуховая труба соединяет барабанную полость с носоглоткой, благодаря чему давление воздуха с обеих сторон перепонки равно атмосферному. В среднем ухе расположены три последовательно соединенных суставами слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко), которые связывают барабанную перепонку с внутренним ухом. Эти костные образования передают колебания, уменьшая их амплитуду и увеличивая силу.

Внутреннее ухо у человека расположено в височной кости. Это костное образование, имеющее (помимо других образований) улитку, которая и является органом слуха. Улитка - спирально закрученный канал в 2,5 оборота, содержащий внутри улитковый лабиринт. На перегородке этого лабиринта расположен звуковоспринимающий аппарат - спиральный (кортиев) орган. Он содержит звуковые рецепторы (волосковые клетки), которые превращают колебания жидкости улитки, обусловленные действием звуковых волн, в нервные импульсы. Через слуховой нерв эти импульсы поступают в слуховую зону коры полушарий. Другая часть внутреннего уха - три полукружных канала с овальным и круглым мешочками, заполненными жидкостью, образуют орган равновесия - вестибулярный аппарат.

Итак, ухо человека имеет три отдела и приспособлено к восприятию звуковой информации, необходимой для ориентирования в пространстве и общения.

Как происходит восприятие слуховой информации у человека?

СЛУХ - вид чувств или совокупность процессов в слуховом анализаторе, осуществляющих восприятие звуковой информации. Звуковые волны, попадая с помощью ушной раковины в наружный слуховой проход, усиливаются в 2-2,5 раза и вызывают колебания барабанной перепонки. Её вибрации передаются на слуховые косточки, действующие как рычаги, уменьшая амплитуду колебаний и увеличивая их силу (до 50 раз). Стремечко соединено с мембраной овального окна и осуществляет через неё передачу колебаний на жидкость каналов улитки. Жидкость проводит механические колебания к основной мембране спирального органа. Вся эта совокупность процессов называется механической звукопроводимостью. Далее волосковые клетки спирального органа при колебании мембраны возбуждаются, и в них возникают нервные импульсы. Происходит рецепторное звуковосприятие. Нервные сигналы, возникшие в слуховых рецепторах, передаются слуховым нервом (нервное проведение возбуждения). Информация об изменениях в окружающей среде поступает в слуховой зоны, где происходит корковое формирование слуховых ощущений.

Ил. 100. Восприятие звуковых волн ухом человека

Звуковые колебания поступают в улитку также через кости черепа. Этот путь восприятия звуков малоэффективен, поэтому применяется в отдельных случаях. Так воспринимаются звуки человеком в воде или у людей, использующих слуховые аппараты.

Итак, слух у человека осуществляют следующие процессы: механическая звукопроводимость, рецепторное звуковосприятие, нервное проведение возбуждения и корковое формирование слуховых ощущений.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учимся познавать

Лабораторное исследование

ИЗМЕРЕНИЕ ПОРОГА СЛУХОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

Цель: формировать умение измерять порог слуховой чувствительности для правого и левого уха.

Оборудование: механические часы, сантиметровая линейка.

Ход работы (исследования выполняют группы из 3 учащихся)

1. Измерение порога чувствительности осуществляется в условиях полной тишины. Один ученик сидит на стуле с закрытыми глазами. Второй ученик медленно приближает часы к правому уху испытуемого, пока тот не услышит звук. Третий ученик линейкой замеряет расстояние от часов до ушной раковины первого ученика.

2. Затем такое же исследование проводят с левым ухом.

3. Итог работы.

Биология + Медицина

Из болезней уха чаще всего встречается отит. В зависимости от того, какой отдел уха поражён, различают наружный, средний и внутренний отит. В большинстве случаев воспаление уха излечивается, но если не следовать советам врача, заниматься самолечением, то процессы могут привести к тяжёлым осложнениям. Передача звуковых колебаний может нарушаться из-за потери подвижности слуховых косточек - отосклероз. Потеря слуха может произойти и из-за нарушения проводимости слухового нерва. Каковы же основные причины заболеваний уха? Как называются наука и медицинская специальность врачей, лечащих ушные болезни?

Задача на применение знаний

Обоснуйте основные правила гигиены слуха, представленные в таблице.

РЕЗУЛЬТАТ

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Биология 8 класс Соболь (новая программа)", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду