Войти
Закрыть

Мышление и сознание

8 Клас

Сущность мышления. Существенным признаком человека как разумного существа является мышление, возникающее в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Источником мышления, его основой является чувственное познание — изучение окружающей среды с помощью сенсорных систем. В процессе мышления человек познает такие явления, которые нельзя непосредственно воспринять органами чувств, обнаруживает существенные признаки, свойства предметов и явлений, взаимосвязи между ними. Мышление активизируется тогда, когда у человека возникают вопросы («Что это?», «Почему так?», «Как это устроено?» и т. п.), на которые нельзя получить от вет путем восприятия тех или иных объектов. Размышляя, человек оперирует имеющимися у него знаниями, открывает неизвестное в известном и таким образом постигает новое. В процессе мышления человек познает мир обобщенно и опосредованно (через слово). Любая мысль возникает и приобретает свое развитие в слове, а удачно подобранное слово совершенствует, уточняет мысль. Особую роль в процессе мышления играет внутренняя речь. Она способствует возникновению мысли и подготавливает ее к высказыванию. Физиологические основы и операции мышления. В основе мышления лежит высшая нервная деятельность всей коры головного мозга, первая и вторая сигнальные системы. Первая сигнальная система обеспечивает предметное конкретное мышление. Вторая сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление, которое значительно расширяет приспособительные возможности человека. На основании имеющейся информации, способностей, навыков и привычек человек ассоциирует, то есть устанавливает связи между предметами....

Обучение и память

8 Клас

Значение и сущность обучения. Человек для того, чтобы полноценно жить в изменчивых условиях окружающей среды, должен учиться. В процессе обучения человек познает окружающий мир (знания, умения и навыки) и приобретает новые формы поведения (привычки). Знание — это обобщенный опыт человечества, выраженный в фактах, понятиях, теориях и т. д. Умение — это сознательное применение знаний для выполнения сложных действий в различных условиях. Навык — автоматизированное действие, то есть доведенное до совершенства в результате многократного повторения (без существенного участия сознания в его осуществлении). Привычки — это типичные действия или особенности поведения, ставшие потребностью человека. Приведите примеры положительных и отрицательных (вредных) привычек. Обучение осуществляется на основании выработки условных рефлексов различной степени сложности. Различают обучение целенаправленное — произвольное обучение, когда человек ставит перед собой цель чему-то научиться, и нецеленаправленное — непроизвольное обучение как побочный продукт других видов деятельности. Например, выполнение домашних заданий является целенаправленным обучением. А просмотр информации в социальных сетях — это непроизвольное приобретение знаний....

Особенности высшей нервной деятельности человека. Язык

8 Клас

Особенности высшей нервной деятельности человека. Человек, как и животное, приспосабливаясь к условиям окружающей среды, воспринимает и реагирует на различные сигналы — световые, звуковые, химические и др. Для человека и для животных характерна первая сигнальная система. Она проявляется как в безусловных, так и в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражители окружающей среды, кроме слова. С помощью первой сигнальной системы человек и животные воспринимают органами чувств сигналы из окружающей среды, фиксируют их в мозге, непосредственно отражают объективную реальность в форме ощущений. ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — это деятельность коры головного мозга, вызванная непосредственным воздействием на сенсорные системы факторов внешней и внутренней среды. ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — деятельность коры головного мозга, которая проявляется в условных рефлексах, формирующихся на своеобразный раздражитель — слово. ЯЗЫК — система знаков, средство передачи информации и общения между людьми. РЕЧЬ — общение людей с помощью языка. У человека есть еще вторая сигнальная система. Ее определяет способность реагировать на систему раздражителей сигналов в виде символов и знаков, обозначающих различные явления и предметы окружающего мира. Таким раздражителем является слово — «сигнал сигналов». Сигнальное значение слова для человека определяется не простым сочетанием звуков, а смысловым наполнением. Например, у собаки можно выработать условный рефлекс на слова — «голос», «сидеть», «рядом». В этом случае образование условного рефлекса связано с определенным сочетанием звуков, а не смысловым значением слов. Если заменить одно слово другим, близким по смысловому значению («голос» — «погавкай»), собака не будет реагировать. Человек же реагирует на смысловое значение слова, то есть понимает сходство слов (например, «хорошо», «о'кей», «добро» и т. п.)....

Условные рефлексы

8 Клас

Условные рефлексы и условия их образования. Поведение человека как биосоциального существа является результатом его индивидуального жизненного опыта, формирующегося на основе условных рефлексов. В их осуществлении основная роль принадлежит коре большого мозга. Каждый человек приобретает условные рефлексы индивидуально. Они носят временный характер, поскольку формируются в определенных условиях и изменяются в течение жизни человека. Например, если человек никогда не пробовал блюд из мидий, то вид этой пищи не будет вызывать у него рефлекс слюноотделения. Если он ее попробует и пища ему понравится, то у человека выработается рефлекс слюноотделения на вид и запах такого блюда. Если человек привык обедать в одно и то же время, то у него сформирован рефлекс на время приема пищи. Образование условных рефлексов исследовал Иван Павлов. Исследуя рефлексы головного мозга, он заметил, что рефлекторная деятельность зависит от влияния различных по значению раздражителей. Одни из них имеют непосредственное влияние на определенные физиологические процессы организма. Действие других раздражителей зависит от условий, сопровождающих эти раздражения. Например, для процесса питания пища — раздражитель, имеющий биологическое значение и вызывающий слюноотделение, а свет — безразличный раздражитель....

Безусловные рефлексы. Инстинкты

8 Клас

Особенности и разнообразие безусловных рефлексов. Врожденное поведение наследственно запрограммировано в нервной системе. Его основой являются безусловные рефлексы. Они проявляются в результате действия адекватного раздражителя. Адекватным называется раздражитель, к действию которого орган приспособлен. Например, свет является адекватным раздражителем для сетчатки глаза, пища — для рецепторов ротовой полости. Дети наследуют безусловные рефлексы родителей. Поскольку безусловные рефлексы являются врожденными, они имеют готовые анатомически сформированные рефлекторные дуги еще до момента рождения ребенка. В их функционировании основную роль играют подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг. Вместе с тем безусловные рефлексы находятся под контролем коры головного мозга. БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ — врожденные, относительно постоянные реакции организма на воздействие внешней или внутренней среды. ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — форма поведения человека, обусловленная сложными безусловно-рефлекторными реакциями — инстинктами. Безусловные рефлексы являются видовыми реакциями, характерными для всех людей. Они сохраняются в течение всей жизни человека. Безусловные рефлексы определяют конкретную, четко очерченную программу поведения, обеспечивающую приспособление организма к стабильным условиям жизни. К безусловным рефлексам человека относятся рефлексы, связанные с регуляцией процессов жизнедеятельности (дыхание, сердцебиение, мочеиспускание, рвота, дефекация, терморегуляция и т. д.). Среди них выделяют пищевые рефлексы — выделение слюны, желчи, желудочного, поджелудочного и кишечного соков, глотание, волнообразные сокращения стенок пищеварительного тракта. Безусловными являются защитные рефлексы — кашель, чихание, мигание, отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету. Они обеспечивают защиту организма от воздействия опасных факторов. Ориентировочные рефлексы проявляются поворотами головы и тела в сторону раздражителя. Они возникают каждый раз во время действия незнакомых или жизненно важных раздражителей. У половозрелых людей проявляются половые рефлексы, связанные с размножением и заботой о детях. Исследуем безусловный рефлекс на примере изменения диаметра зрачка глаза....

Понятие о высшей нервной деятельности и ее основных типах

8 Клас

Значение нервной системы для формирования поведения человека. Условия среды, в которой живет и действует человек, определяют его поведение. Поведение рассматривают как своеобразную активность человека, направленную на удовлетворение потребностей организма, то, как человек приспосабливается к своему окружению. Вам уже известно, что приспособительная деятельность организма к условиям окружающей среды возможна благодаря постоянному поступлению в мозг человека информации об изменениях внешней и внутренней среды и ее анализу. Высокий уровень анализа информации в чувствительных зонах коры полушарий головного мозга проявляется в психике, характеризующей особенности восприятия мира человеком, его внутренний мир. В основе поведения лежит определенная система реакций на раздражители внешней и внутренней среды — рефлексов. Они обеспечивают взаимодействие организма с окружающей средой. Учение о высшей нервной деятельности. Еще в XIX в. в работе «Рефлексы головного мозга» Иван Сеченов выдвинул гипотезу о рефлекторном характере деятельности головного мозга. Он обнаружил связь между сложными проявлениями поведения человека (психическими явлениями — сознанием, мышлением) и рефлекторной деятельностью мозга. В начале ХХ в. идеи Ивана Сеченова развил Иван Павлов. Он предложил метод исследования рефлекторной деятельности человека и животных — метод условных рефлексов. Иван Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, которое обосновывает поведение человека и животных. Всю нервную деятельность организма основатель этого учения разделил на низшую и высшую....

Сенсорные системы равновесия, движения, осязания, температуры, боли

8 Клас

Восприятие равновесия тела. Прямохождение, регуляция движений, вращение тела возможны лишь при условии поддержания равновесия. Его постоянно контролирует специальный орган равновесия — вестибулярный аппарат. Благодаря ему человек может нормально ходить, бегать, выполнять сложные физические упражнения, работать и ориентироваться в пространстве. Вестибулярный аппарат (ил. 118 а, б) находится во внутреннем ухе и состоит из двух частей — преддверия и трех полукружных каналов, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти плоскости соответствуют трем измерениям пространства. Стенки преддверия и полукружных каналов образованы эпителием, в котором находятся рецепторы ощущения равновесия — волосковые клетки цилиндрической и шаровидной формы (ил. 122). Волоски вестибулярных рецепторов погружены в студенистую мембрану, поверхность которой покрыта мелкими известковыми кристалликами — отолитами, поэтому ее называют отолитовой мембраной. Полости полукружных каналов, как и каналы улитки, заполнены студенистой жидкостью — эндолимфой. При любом движении перемещение эндолимфы приводит к изменению давления кристалликов на волоски и возбуждения рецепторов, сигнализирующих в мозг об изменении положения тела....

Сенсорные системы вкуса и обоняния

8 Клас

Значение и строение вкусовой сенсорной системы. Вкус — это восприятие вкусовых свойств веществ, поступающих в ротовую полость. Вкус помогает человеку определять качество пищи, способствует выделению пищеварительных соков и протеканию процесса пищеварения в целом. Восприятие вкуса является результатом деятельности вкусовой сенсорной системы. Рецепторы вкуса — это специализированные вкусовые клетки, расположенные во вкусовых луковицах сосочков — выростов слизистой оболочки языка (ил. 120 а), а также на стенках глотки и мягкого неба. Основу вкусовой луковицы составляют опорные клетки. Они формируют вкусовую пору, в которой находятся вкусовые ворсинки рецепторных клеток (ил. 120 б). В ротовой полости вкусовые клетки расположены неравномерно. Эти рецепторы специализированы на восприятии различных вкусовых раздражений. Например, корень языка наиболее чувствителен к горькому (1), его боковые края — к кислому (2) и соленому (3), а кончик языка — к сладкому (4) (ил. 120 в). Механизм восприятия вкуса. Пищевые вещества взаимодействуют только с определенным видом вкусовых рецепторов. Молекулы веществ присоединяются к молекулам определенных участков вкусового рецептора и вызывают его возбуждение. Возбуждение от рецепторов передается по волокнам языкового нерва в продолговатый мозг, через мост, гипоталамус — к височной доле головного мозга, где формируется восприятие в виде различных вкусовых ощущений....

Слуховая сенсорная система. Ухо. Защита слуха

8 Клас

Строение и значение слуховой сенсорной системы. Слуховая сенсорная система состоит из следующих частей: периферической (орган слуха), проводящей (слуховой нерв) и центральной (слуховая зона в височной доле коры головного мозга) (ил. 117). Слух — чувство, обеспечивающее восприятие звуковых колебаний. Благодаря слуху человек познает множество звуков, окружающих нас, их богатство и разнообразие. Без него невозможно общение между людьми. Слух вместе со зрением предупреждает об опасности. Он является не только источником информации об окружающей среде. Слушая что-либо, человек может получить и эмоциональные впечатления, определяющиеся не только информационным содержанием звуков. Поэтому, например, музыка не знает языковых барьеров. Строение органа слуха. Ухо — орган слуха и равновесия, периферическая часть слухового анализатора. Это парный орган, состоящий из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего (ил. 117). Наружное ухо включает ушную раковину, образованную эластичным хрящом, и наружный слуховой проход — несколько изогнутый канал, заканчивающийся барабанной перепонкой (тонкой соединительнотканной пластинкой)....

Защита зрения

8 Клас

Самые распространенные нарушения зрения. Несоблюдение требований гигиены приводит к нарушениям зрения — близорукости и дальнозоркости. При близорукости и дальнозоркости лучи света не фокусируются на светочувствительном слое сетчатки. Когда хрусталик слишком преломляет лучи или глаз имеет удлиненную форму, человек плохо видит далекие предметы — он близорукий. Близорукость бывает врожденной и приобретенной. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму, и поэтому изображение предметов, расположенных далеко от глаза, возникает не на сетчатке, а перед ней. Причиной приобретенной близорукости является увеличение кривизны хрусталика как результат нарушения гигиены зрения. Очки с рассеивающей линзой уменьшают преломление лучей настолько, что четкое изображение предметов возникает точно на сетчатке (ил. 116 а, б). При дальнозоркости люди хорошо видят далекие предметы и плохо — близкие. Дальнозоркость тоже бывает врожденной и приобретенной. У людей с врожденной дальнозоркостью глазное яблоко укороченное, поэтому изображения предметов, расположенных близко к глазам, возникают за сетчаткой. Приобретенная дальнозоркость возникает вследствие уменьшения кривизны хрусталика, что чаще всего происходит с возрастом из-за утраты хрусталиком эластичности. Очки с собирающими линзами увеличивают преломление лучей, и изображение близкого объекта попадает на сетчатку (ил. 116 в, г)....

Навігація