Понятие о высшей нервной деятельности и ее основных типах
- 18-11-2021, 23:57
- 400
8 Клас , Биология 8 класс Мищук (новая программа)
§ 48. Понятие о высшей нервной деятельности и ее основных типах
Вспомните, чем обусловлено поведение животных. Приведите интересные примеры сложного поведения животных. Подумайте, от чего зависит индивидуальный стиль поведения человека.
Значение нервной системы для формирования поведения человека. Условия среды, в которой живет и действует человек, определяют его поведение. Поведение рассматривают как своеобразную активность человека, направленную на удовлетворение потребностей организма, то, как человек приспосабливается к своему окружению.
Вам уже известно, что приспособительная деятельность организма к условиям окружающей среды возможна благодаря постоянному поступлению в мозг человека информации об изменениях внешней и внутренней среды и ее анализу.
Высокий уровень анализа информации в чувствительных зонах коры полушарий головного мозга проявляется в психике, характеризующей особенности восприятия мира человеком, его внутренний мир.
В основе поведения лежит определенная система реакций на раздражители внешней и внутренней среды — рефлексов. Они обеспечивают взаимодействие организма с окружающей средой.
Учение о высшей нервной деятельности. Еще в XIX в. в работе «Рефлексы головного мозга» Иван Сеченов выдвинул гипотезу о рефлекторном характере деятельности головного мозга. Он обнаружил связь между сложными проявлениями поведения человека (психическими явлениями — сознанием, мышлением) и рефлекторной деятельностью мозга.
В начале ХХ в. идеи Ивана Сеченова развил Иван Павлов. Он предложил метод исследования рефлекторной деятельности человека и животных — метод условных рефлексов. Иван Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, которое обосновывает поведение человека и животных. Всю нервную деятельность организма основатель этого учения разделил на низшую и высшую.
Под низшей нервной деятельностью Иван Павлов понимал рефлекторную регуляцию физиологических функций организма и его двигательной активности. Высшую нервную деятельность ученый рассматривал как рефлекторную деятельность мозга человека и животных, регулирующую взаимоотношения целостного организма с внешним миром.
ПОВЕДЕНИЕ — приспособительная деятельность, охватывающая совокупность действий и поступков человека в ответ на воздействие внутренних и внешних факторов.
ПСИХИКА (от греч. psyche [психе] — душа) — свойство мозга отражать внешний мир в виде ощущений, представлений, мыслей, волевых действий и т. п.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВНД) — деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая различные формы приспособления к условиям окружающей среды.
Иван Павлов (1849-1936)
Иван Сеченов (1829-1905)
По своей сути высшая нервная деятельность — совокупность условных и сложных безусловных рефлексов, вырабатываемых в коре и подкорковых структурах головного мозга. Она обеспечивает ход поведенческих реакций организма благодаря совершенным приспособлениям организма к условиям существования. В основе этих приспособлений лежит способность коры головного мозга быстро создавать новые рефлексы и подавлять старые в ответ на изменения в среде. Понятие «высшая нервная деятельность» Иван Павлов считал тождественным понятию «психическая деятельность».
Нервные процессы, лежащие в основе высшей нервной деятельности. Высшая нервная деятельность обеспечивается двумя основными нервными процессами — возбуждением и торможением. Вспомните, в чем заключается сущность этих нервных процессов. Эти процессы возникают в коре головного мозга при воздействии различных раздражителей. И возбуждение, и торможение, возникающие в определенной зоне коры, распространяются на другие ее участки. Через некоторое время это распространение изменяется концентрацией нервного процесса. Например, когда человек осваивает новые танцевальные движения, сначала наблюдается сокращение многих мышц, которые не участвуют в выполнении движения. Это — следствие распространения возбуждения в коре больших полушарий. После многократных повторений движение становится четким. Это можно объяснить концентрацией возбуждения в нервных центрах, ответственных за согласованное сокращение необходимых мышц.
Концентрация возбуждения в одном участке коры вызывает угнетение деятельности других участков (торможение). Со временем в воспаленном участке развивается торможение, а вокруг этого участка — возбуждение. Например, если человек заинтересован рассказом собеседника, в коре больших полушарий развивается временный участок сильного возбуждения. Посторонние раздражители вследствие торможения, развившегося вокруг возбуждения, не воспринимаются. И, наоборот, если рассказ неинтересен, в центрах восприятия информации возникает торможение. А в участках коры, окружающих эти центры, возникает возбуждение. Человек легко отвлекается от содержания посторонними раздражителями.
Основные типы высшей нервной деятельности. Совокупность свойств нервных процессов (возбуждения и торможения), обусловленных наследственно и приобретенных в процессе индивидуальной жизни, определяют тип высшей нервной деятельности (тип ВНД). Он формируется в результате взаимодействия организма человека с окружающей средой и определяет различия в поведении и отношении людей к одним и тем же воздействиям окружающей среды (ил. 124).
Научное обоснование типов высшей нервной деятельности осуществил Иван Павлов. Он выявил три основных показателя процессов возбуждения и торможения в головном мозге: силу, уравновешенность и подвижность. Сила нервных процессов — способность клеток коры мозга сохранять адекватные реакции на раздражители. Уравновешенность выражается в соотношении процессов возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов — это скорость перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот.
Ил. 124. Реакция разных людей на одну и ту же ситуацию (по рисунку Х. Бидструпа)
Ил. 125. Типы высшей нервной деятельности
Так, в зависимости от силы процессов возбуждения и торможения, можно выделить два типа высшей нервной деятельности — сильный и слабый (ил. 125).
Слабый тип ВНД не способен развивать сильные возбуждающие и тормозящие процессы. Нервные клетки быстро утомляются и легко тормозятся. Поэтому в организме со слабым типом особенно легко возникает торможение, охватывающее большие участки коры больших полушарий. Формирование возбуждающих рефлексов происходит медленно, и они зыбки, а тормозные рефлексы — устойчивы.
Сильный тип высшей нервной деятельности способен развивать сильные возбуждающие и тормозящие процессы. Он может быть уравновешенным и неуравновешенным. Сильный неуравновешенный тип ВНД характеризуется тем, что возбуждение клеток коры головного мозга сильнее, чем торможение. Формирование возбуждающих рефлексов происходит быстро, а тормозных — медленно. Сильный уравновешенный тип ВНД характеризуется оптимальным соотношением силы процессов возбуждения и торможения. Он может быть подвижным и инертным (неподвижным), в зависимости от скорости изменения нервных процессов. На основании изучения взаимосвязей возбуждения и торможения и сочетания их показателей Иван Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности (ил. 125).
Индивидуальная особенность человека, проявляющаяся в его возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и скорости протекания психической деятельности, называется темпераментом. То есть темперамент является внешним проявлением высшей нервной деятельности, а его тип определяется типом ВНД (см. табл. 8).
Таблица 8
Соответствие типа ВНД типу темперамента
Сангвиник (от лат. sanguis [сангвис] — кровь) — сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД. Такие люди жизнерадостны и трудолюбивы, дисциплинированны, энергичны, любознательны, эмоционально уравновешенны, с большим самообладанием.
Флегматик (от гр. phlegma [флегма] — слизь) — сильный, уравновешенный, инертный тип ВНД. У людей этого типа возбуждение сменяется торможением медленно, переход от одного вида деятельности к другому затруднен. Они умеренно энергичны, эмоционально сдержанны, спокойны, настойчивы, постоянны в привычках и склонностях.
Холерик (от лат. cholericus [холерикус] — больной желчной болезнью) — сильный, неуравновешенный тип ВНД. У людей этого типа возбуждение доминирует над торможением. Они энергичны, смелы, склонны к решительным действиям, очень эмоциональны, несдержанны, иногда опрометчивы в поступках.
Меланхолик (от греч. melas chole [мелас холе] — черная желчь) — это слабый тип ВНД. Люди данного типа пассивны, очень уязвимы, замкнуты, склонны к подавленности. Часто они выражают свои эмоции в различных видах искусства.
На иллюстрации 126 изображены всемирно известные личности — представители четырех типов темперамента. Что вы знаете об этих людях?
Основные типы высшей нервной деятельности в «чистом» виде встречаются довольно редко. У большинства людей наблюдаются признаки всех типов с преобладанием одного из них. Тип высшей нервной деятельности является врожденным и наследуется от родителей. Но в процессе индивидуального развития человека под влиянием условий окружающей среды он может меняться.
Таким образом, высшая нервная деятельность не является неизменной, она может меняться под влиянием воспитания. Поэтому поступки людей в жизненных ситуациях определяются, главным образом, способностью сдерживать себя и реагировать в соответствии с нормами, установленными обществом. Исходя из этого, поведение воспитанного человека почти никогда не соответствует запрограммированному типу высшей нервной деятельности.
Ил. 126. Представители различных типов темперамента
Высшая нервная деятельность. Возбуждение. Торможение. Показатели нервных процессов: сила, уравновешенность подвижность. Типы высшей нервной деятельности
Во время космического полета или длительных экспедиций возникают ситуации, требующие особой психологической обстановки, особых отношений. В их основе лежит психологическая совместимость. Доказано, что наиболее совместимы люди с противоположными типами темперамента: холерик — флегматик, сангвиник — меланхолик. Почему?
1. Что характеризует поведение человека? 2. Что такое высшая нервная деятельность человека? 3. Кто автор учения о высшей нервной деятельности? 4. Какие нервные процессы лежат в основе высшей нервной деятельности? 5. Какие основные свойства присущи нервным процессам? 6. Какие основные типы высшей нервной деятельности различают? Охарактеризуйте их. 7. Объясните взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре полушарий головного мозга. 8. Как вы считаете, можно ли изменить тип высшей нервной деятельности? Почему? 9. Рассмотрите ил. 124 и определите типы высшей нервной деятельности владельцев шляп. 10. Понаблюдайте за поведением членов своей семьи. Выскажите предположение, какой тип высшей нервной деятельности характерен для каждого из них. Есть ли в семье люди с подобным типом ВНД? 11. Можно ли оправдать поведение, проявляющееся в несдержанности, агрессивности, дерзости, типом высшей нервной деятельности? 12. Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовьте сообщение о вкладе отечественных ученых (Д. С. Воронцова, П. Г. Костюка, О. А. Крышталя и др.) в изучение высшей нервной деятельности.
Исследовательский практикум
Тема. Определение личного типа высшей нервной деятельности.
Цель: определить свой тип высшей нервной деятельности и выяснить его связь с индивидуальными особенностями поведения.
Материалы: анкета для определения типа темперамента (приложение 4).
Ход исследования
1. Ответьте на вопросы анкеты, позволяющей определить ваш тип темперамента — внешнее проявление ВНД. Поставьте знак «+» около черт (свойств), присущих вам, и знак «-» — около неприсущих. Старайтесь быть объективными.
2. Рассчитайте количество знаков «+» для группы вопросов, отметьте их определенным символом: 1-20 (ТХ), 21-40 (ТС), 41-60 (ТФ), 61-80 (ТМ).
3. Для вычисления доли (К) каждого из типов темперамента воспользуйтесь формулами:
Если доля любого из типов темперамента составляет 40 % и более, то данный тип темперамента у вас является доминантным, если 30-39 % — ярко выраженным, 2029 % — средне выраженным, до 20 % — слабо выраженным.
4. Какой тип темперамента преобладает у вас?
5. Пользуясь табл. 8, установите соответствие вашего темперамента типу ВНД.
6. Сделайте вывод о типе высшей нервной деятельности, установив связь с индивидуальными особенностями поведения.
Коментарі (0)