Биосфера и её сохранение
- 9-11-2021, 23:39
- 414
9 Клас , Биология 9 класс Соболь (новая программа)
§ 60. БИОСФЕРА И ЕЁ СОХРАНЕНИЕ
Основные понятия и ключевые термины: Экологические проблемы. Экологические катастрофы. Экологический кризис.
Вспомните! Что такое биосфера?
Из собственного опыта
Большинство экологических закономерностей удачно обобщил в 1974 г. американский эколог Б. Коммонер (1917-2012). «Если мы хотим выжить, то должны понять причины приближающейся катастрофы», - говорил учёный. Законы экологии он сформулировал в виде четырёх афоризмов: 1) всё связано со всем; 2) всё должно куда-то деваться; 3) природа «знает» лучше; 4) ничто не даётся даром.
Приведите примеры из повседневной жизни, иллюстрирующие каждый из законов Б. Коммонера.
СОДЕРЖАНИЕ
Как влияет человек на современную биосферу?
На протяжении всей своей истории человечество постепенно усиливало влияние на природу, всё больше нарушая экологическое равновесие и создавая экологические проблемы.
Экологические проблемы - это такие изменения состояния окружающей среды, которые могут ухудшить (прямо или косвенно) природные условия. Они могут иметь статус местных или региональных экологических проблем, но некоторые оказывают влияние на всю биосферу Земли и угрожают человечеству. В настоящее время учёные-экологи выделяют такие важнейшие глобальные проблемы, как: 1) загрязнение среды (отходами производства, нефтепродуктами, ядохимикатами, минеральными удобрениями, синтетическими материалами и т. п.); 2) потепление климата; 3) кислотные осадки; 4) разрушение озонового слоя; 5) опустынивание территорий; 6) уменьшение биоразнообразия.
Сигналами неблагополучия биосферы и неразумной хозяйственной деятельности человека сегодня всё чаще становятся экологические катастрофы. Экологические катастрофы - быстрые и опасные изменения природных условий, при которых состояние окружающей среды скачкообразно изменяется в неблагоприятную сторону. Печальными примерами таких событий были Бхопальськая авария на химическом заводе в Индии (1984), Чернобыльская авария в Украине (1986), авария на атомной электростанции «Фукусима-1» в Японии (2011). К сожалению, число и частота крупных экологических катастроф в мире растут: за десятилетие с 1960 до 1970 гг. их случилось 14, а за десятилетие с 1980 по 1990 гг. зарегистрировано уже 70.
В конце XX в. человечество стало чувствовать приближение глобального экологического кризиса, который, в отличие от предыдущих кризисов, охватил всю планету и обусловлен техногенными причинами. Экологический кризис - глубокое нарушение естественного экологического равновесия и напряжённое состояние взаимоотношений между человеком и природой. К развитию глобального современного экологического кризиса привели два фактора - демографический и промышленно-энергетический. Численность населения Земли растёт (1830 г. - 1 млрд, 1994 г. - 5,5 млрд, а к 1 апреля 2017 г. достигла 7,5 млрд), резко увеличивается рост промышленного производства, производства энергии. Но есть и другие серьёзные причины углубления экологического кризиса: упадок духовности, низкий уровень экологической культуры и экологического образования.
Человек должен понять свои ошибки в отношениях с окружающей средой и направить силы на смену отношения к природе и устранение причинённого вреда. Иначе экологический кризис перерастёт в необратимую экологическую катастрофу на Земле.
Итак, антропогенное воздействие на биосферу настолько усилилось, что повлекло за собой глобальный экологический кризис.
Каковы основные направления охраны биосферы?
Человек и биосфера неотделимы друг от друга. Биосфера обеспечивает человека необходимыми для жизни веществами и энергией. Человек заботится о биосфере: проявляет заботу об её жителях, охраняет среду их обитания. Сегодня вопросы охраны биосферы волнуют всех людей на Земле, поскольку каждый из нас ощущает последствия антропогенной деградации природы.
Одним из направлений охраны биосферы является сохранение биоразнообразия. Учёные обнаруживают виды и группировки организмов, которым угрожает опасность, выясняют, сколько их осталось в природе и где, разрабатывают меры по охране окружающей среды. Перечень видов организмов, которые нуждаются в охране, приводят в Красных книгах. Первую Международную Красную книгу издали в 1966 г. В Украине в 2009 г. вышло уже третье издание Красной книги Украины, в которую занесены 542 вида животных, 826 видов растений и грибов. Для охраны группировок украинские ботаники первыми в мире предложили создать Зелёные книги. В 1987 г. появилась Зеленая книга Украины, в которую были занесены 127 редких и исчезающих группировок. Больше всего среди них лесных (например, еловые леса Полесья), водных (например, формация кувшинки белой) и степных (например, формации ковыля украинского) ценозов (ил. 166).
Ил. 166. Лесные группировки сосновых желторододендроновых лесов из Зелёной книги Украины
Ил. 167. Национальный парк «Синевир» в Карпатах
Ил. 168. Биосферный заповедник «Аскания-Нова» в Херсонской области
Важный шаг на пути защиты и сохранения биосферы - выделение и развитие природно-заповедных территорий. Это создание заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, дендропарков, зоопарков, ботанических садов и др. (ил. 167). Природно-заповедными территориями международного значения, в которых охраняются все слои биосферы, являются биосферные заповедники. В Украине действуют «Аскания-Нова» (ил. 168), Черноморский, Карпатский, Дунайский и Чернобыльский радиационно-экологический. В Украине в 2004 г. принят Закон «О создании экологической сети Украины», согласно которому была начата работа по созданию единой территории с участками заповедной и малоизменённой природы, называемой экологической сетью. Программой планируется создание 29 национальных природных парков и 7 биосферных заповедников, среди которых крупнейшими будут Сивашский, Большое филлофорное поле Зернова, Нижнеднепровский, Полесский, Украинский лесостепной. Площадь 11 существующих заповедников и парков будет увеличена.
Какова же роль заповедных территорий в сохранении биологического разнообразия? Это прежде всего: 1) сохранение генофонда растительного и животного мира; 2) обеспечение общего экологического равновесия и восстановление биологического круговорота веществ в природной среде; 3) проведение научных исследований, осуществление экологического мониторинга, прогнозирование изменений окружающей среды и разработка научных рекомендаций по охране биосферы; 4) сохранение типичных и уникальных природных комплексов, биоразнообразия ландшафтов и «неживой природы».
Экологическое образование в области окружающей среды рассматривается ныне педагогической общественностью как непрерывный процесс, охватывающий все возрастные, социальные и профессиональные группы населения. Однако её центральным звеном является школа, так как именно в школьные годы формирование личности происходит наиболее интенсивно.
Учёные непрерывно ищут новые пути сохранения биосферы. В последние десятилетия развиваются такие направления, как длительное сохранение генетической информации в форме криобанков - глубоко замороженных клеток, формирование семенных банков, возвращение видов к местам их предыдущего проживания и др.
Итак, основными направлениями охраны биосферы являются сохранение биоразнообразия, выделение и развитие природно-заповедных территорий, экологическое образование и др.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Задание на применение знаний
Классифицируйте и запишите в таблицу приведённые загрязнители: 1) ВИЧ; 2) угарный газ от неполного сгорания; 3) электромагнитные поля высоковольтных линий электропередачи; 4) искусственные изотопы цезия, стронция; 5) тёплые воды электростанций; 6) шум транспорта; 7) оксиды азота ТЭС, ТЭЦ, металлургических заводов; 8) кадмий в золе от сжигания мусора на свалках; 9) пестициды; 10) стекло, полиэтиленовые пакеты, пластмассовые бутылки; 11) сточные воды сахарного завода, мясокомбината; 12) соединения хлора - выбросы цементного завода. Оцените антропическое влияние на природные экосистемы своей местности.
Биология + Практика
Помощь окружающей среде, или «зелёная жизнь», - это очень просто. Если каждый из нас уделит хоть немного внимания этому вопросу, то изменения будут значительными. Обоснуйте десять предложенных советов о помощи по спасению жизни на Земле.
ОТНОШЕНИЕ
Проект на тему: «ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЭКОСИСТЕМАХ»
Влияние человека как экологического фактора чрезвычайно сильно и разносторонне. Ни одна экосистема на планете не избежала этого воздействия. Подготовьте проект, в котором определите позитивное и негативное влияние человека на экосистемы вашей местности.
РЕЗУЛЬТАТ
Коментарі (0)