Войти
Закрыть

Иммунная система. Неспецифический и специфический иммунитет. Иммунизация

8 Клас

Значение иммунной системы. Саморегуляция организма обеспечивается еще и иммунной системой, осуществляющей защиту организма от всего чужеродного. Так, при делении клеток, постоянно происходящем в организме, под действием различных факторов одна из миллиона новообразованных клеток претерпевает изменения и становится чужеродной («враждебной») для организма. Поскольку таких клеток образуется значительное количество, это должно было бы привести к нарушению нормальной жизнедеятельности организма и даже его гибели (например, когда образуются раковые опухоли). Но обычно этого не происходит. Почему же? Ответ на этот вопрос дали лауреаты Нобелевской премии (1960) австралийский ученый Фрэнк Бернет и английский ученый Питер Медавар. Они доказали, что именно иммунная система отличает чужеродную клетку от клеток собственного организма (даже по минимальному признаку — только одному гену) и уничтожает ее. ИММУНИТЕТ — (от лат. ummunitas — освобождение, избавление от чего-либо) — совокупность защитных механизмов, помогающих организму бороться с антигенами....

Эндокринная функция желез смешанной секреции

8 Клас

Поджелудочная железа — это железа смешанной секреции (ил. 141, 146 а). Вам уже известно, что ее функция внешней секреции заключается в выделении поджелудочного сока с пищеварительными ферментами через выводящие протоки в двенадцатиперстную кишку. Клетки поджелудочной железы, принимающие участие во внутренней секреции, расположены в виде островков (ил. 146 б). Они производят и выделяют в кровь гормоны инсулин и глюкагон, регулирующие углеводный обмен организма. Глюкагон активирует процесс преобразования гликогена печени в глюкозу и увеличивает ее содержание в крови. Инсулин повышает проницаемость клеточных мембран для глюкозы, способствует ее переходу в ткани различных органов, в первую очередь в мышцы и печень. Он уменьшает содержание глюкозы в крови, стимулируя ее преобразование в гликоген или использование в качестве источника энергии. САХАРНЫЙ ДИАБЕТ (от греч. dia [диа] — через, сквозь; baino [баино] — прохожу) — хроническое заболевание, при котором из-за недостатка инсулина нарушается обмен веществ и возникает стойкое увеличение глюкозы в крови. Поддержание уровня глюкозы в крови на постоянном уровне в пределах 3,5-6 ммоль/л жизненно необходимо. При снижении ее концентрации до 2,5 ммоль/л (гипогликемия) начинается расстройство деятельности центральной нервной системы, наступает гипогликемическая кома (потеря сознания) и смерть....

Железы внутренней секреции (продолжение)

8 Клас

Надпочечные железы, или надпочечники, — небольшие парные органы (около 15 г), расположенные в брюшной полости на верхних полюсах почек, что и обусловило их название (ил. 145). Они состоят из двух слоев: наружного — коркового и внутреннего — мозгового. В корковом слое надпочечников синтезируются гормоны — кортикостероиды, в частности кортизон. Они регулируют водно-солевой обмен, обмен органических веществ и выделение половых гормонов. Кортикостероиды отвечают за устойчивость организма к инфекционным болезням, приспособление к стрессовым ситуациям. Кроме этих гормонов, в коре надпочечников секретируется незначительное количество половых гормонов. Недостаточное количество гормонов коры надпочечников вызывает бронзовую (аддисонову) болезнь, при которой происходят снижение артериального давления, нарушение функций сердечно-сосудистой системы и дыхания, водно-солевого обмена. Кожа приобретает бронзовый цвет, человек худеет, слабеет, теряет работоспособность, у него случаются обмороки и судороги. Гиперфункция коры надпочечных желез приводит к раннему половому созреванию с резким прекращением роста. Мозговой слой надпочечников тесно взаимодействует с нервами. Нервные импульсы вызывают выделение гормонов — адреналина и норадреналина, усиливающих работу нервной системы. Эти гормоны мобилизуют ресурсы организма, перераспределяют функции органов, направленные на повышение мышечной работоспособности и выживание организма в условиях стресса. Норадреналин сужает все кровеносные сосуды. Действие адреналина разнообразнее: он сужает сосуды кожи и кишечника, расширяет сосуды мозга и мышц, усиливает расщепление гликогена, активизирует сердечную деятельность, уменьшает болевую чувствительность....

Железы внутренней секреции. Гипофиз. Щитовидная железа

8 Клас

Разнообразие желез организма. По способу секреции железы организма делятся на железы внешней, внутренней и смешанной секреции (ил. 140). Железы внешней секреции — сравнительно крупные органы, имеющие собственные протоки, через которые они выделяют свои секреты (слизь, пот, ферменты) в полости тела, органов или во внешнюю среду. Это — печень, слюнные, слезные, слизистые, потовые, молочные и другие железы. Железы внутренней секреции — это небольшие органы (ил. 141), выделяющие гормоны непосредственно в жидкости внутренней среды. Эти железы имеют плотную сеть капилляров и нервов. Их общая масса составляет около 100 г. Все железы внутренней секреции расположены в различных участках тела, но функционально взаимосвязаны и составляют единую эндокринную систему. В этой системе ведущая роль принадлежит гипофизу. К железам смешанной секреции относятся поджелудочная и половые железы, выполняющие одновременно внешне- и внутрисекреторную функции. Гипофиз — небольшая (0,35-0,65 г), но очень важная многофункциональная железа внутренней секреции, расположенная в полости черепа у основания мозга под гипоталамусом и связанная с головным мозгом гипофизной ножкой (ил. 141). Передняя доля гипофиза вырабатывает ростовые и регуляторные гормоны. Гормон роста (соматотропин) определяет рост организма в юношеском возрасте. Наверное, вы слышали о людях-карликах и людях-гигантах? Гипофункция гормона роста у детей приводит к задержке роста (карликовости), при этом пропорции тела и умственное развитие остаются нормальными. Гиперфункция соматотропина гипофиза в юношеском возрасте вызывает гигантизм (ил. 142), а у взрослых — болезнь акромегалию (нарушение пропорций тела)....

Гормоны. Эндокринная система

8 Клас

Гормоны. Главным фактором гуморальной регуляции являются гормоны, вырабатываемые железами внутренней секреции. Термин «гормон» предложили в 1905 г. английские физиологи Уильям Бейлис и Эрнест Старлинг, применив его к регулятору секреции поджелудочной железы — секретину. Гормоны регулируют процессы обмена веществ, роста и развития, размножения, иммунитета. Попадая в кровь, лимфу и тканевую жидкость, они корректируют деятельность органов в соответствии с состоянием внутренней и внешней среды. В норме гормоны обеспечивают восстановление гомеостаза, а при нарушениях функции желез, которые их вырабатывают, обусловливают возникновение нарушений работы органов. Гормоны — это органические соединения, преимущественно белки (например, инсулин), а также — жироподобные вещества (например, стероиды). Химическая структура большинства из них исследована, что позволило синтезировать их искусственно и использовать для предотвращения и лечения различных заболеваний. Роль гормонов в поддержании гомеостаза и адаптации организма. Каждый гормон регулирует определенную функцию организма способен реагировать на нарушения гомеостаза. Все гормоны оказывают влияние на организм во взаимодействии: одни усиливают, а другие ослабляют те или иные функции органов и организма в целом. В частности, один гормон контролирует верхнюю границу определенного физиологического показателя (например, содержимое веществ во внутренней среде, давление крови, диаметр сосудов и т. д.), а другой — нижнюю....

Гомеостаз и регуляция функций организма. Нервная регуляция. Гуморальная регуляция

8 Клас

Гомеостаз и его значение. Главным условием существования любого существа является сохранение постоянства строения и функций организма при любых обстоятельствах. Как известно, организм человека вынужден постоянно приспосабливаться к изменчивым условиям окружающей среды. При этом внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость) остается относительно постоянной и ее показатели колеблются в очень узких пределах. К таким показателям относятся температура тела, артериальное давление, объем крови, содержание в ней глюкозы, воды, солей, газов, ионов, ее кислотно-щелочной баланс и осмотическое давление. Именно это и обеспечивает относительную устойчивость жизнедеятельности организма человека в различных условиях окружающей среды. Представление о значении постоянства внутренней среды (при очевидной изменчивости внешней) сформулировал в конце XIX в. французский физиолог Клод Бернар. В начале ХХ в. американский физиолог Уолтер Кэннон ввел понятие гомеостаза. ГОМЕОСТАЗ (от греч. homeo [гомео] — подобный, одинаковый; stasis [стазис] — стояние) — это динамическое относительное постоянство состава, физико-химических свойств внутренней среды организма и всех физиологических процессов в ней....

Сон

8 Клас

Сон как функциональное состояние организма. Жизнь человека протекает в двух основных функциональных состояниях: бодрствовании и сна. Чередование этих двух состояний является необходимым условием жизнедеятельности человеческого организма, проявлением общего закона природы — ритмичности. Смена бодрствования и сна повторяет суточный природный ритм Земли — смену дня и ночи, к которому на протяжении многих тысячелетий приспосабливались все организмы. СОН — это физиологическое состояние, характеризующееся отключением сознания, снижением способности нервной системы отвечать на внешние раздражители, снижением активности большинства функций организма и относительной неподвижностью. Около трети жизни человек спит. Древнегреческие мыслители сравнивали сон с божественным даром, который восстанавливает силы, а разум делает ясным. Иван Павлов считал, что сон — это защитное торможение, возникающее в коре больших полушарий и других структурах. Ученый различал активный сон, развивающийся под влиянием тормозящих раздражителей — шума дождя, колыбельной и т. д., и пассивный сон, возникающий из-за прекращения или ограничения поступления к коре больших полушарий чувствительных импульсов от рецепторов. Современное объяснение физиологической природы сна основывается на результатах научных исследований, выявивших в головном мозге центры сна, бодрствования и торможения движений во время сна. Основными структурами, отвечающими за состояние бодрствования, являются определенные участки коры большого мозга и промежуточного мозга (гипоталамус). Объединение этих образований в единую систему осуществляют особые клетки ствола головного мозга. Они обусловливают изменение активности нейронов различных мозговых структур. Те нервные клетки, которые были активны днем, становятся менее активными, а те, что были пассивны в течение дня, увеличивают свою активность. Чередование сна и бодрствования (и наоборот) обусловлено изменением факторов и количества сигналов, поступающих от ствола к высшим отделам головного мозга (ил. 136)....

Биоритмы

8 Клас

Понятие о внешних и внутренних биоритмах. Вам уже известно, что одним из фундаментальных законов природы является цикличность процессов, происходящих в ней. Функционирование всего живого на Земле — от клетки до биосферы — подчинено определенным биологическим ритмам (биоритмам). Для любого организма биоритмы можно разделить на внешние и внутренние. Внешние биоритмы — это адаптивные биологические ритмы, возникшие как приспособление организма к регулярным изменениям в окружающей среде. Природные ритмы имеют геофизическую природу, будучи связанными с циклическими изменениями в окружающей среде (вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца, а также Луны вокруг Земли). К ним относятся смены дня и ночи, времен года, солнечная активность, электромагнитное поле Земли. Многие внешние биоритмы, то есть изменения в жизнедеятельности организмов, совпадают по периоду с природными ритмами. Подумайте, какие именно. БИОРИТМЫ — это циклические изменения процессов в живой системе. Внутренние биоритмы — это в первую очередь физиологические ритмы организма, ритмичные протекания большинства физиологических процессов. Человеку присущи следующие внутренние биоритмы: ритмично бьется сердце, вдох сменяется выдохом, сон чередуется с состоянием бодрствования. Ритмично синтезируются вещества в клетке, функционируют ее органеллы. Определенному ритму подчиняется деление клетки, сокращение и расслабление мышц, работа желез внутренней секреции, возбудимость нервной системы. Разнообразие биоритмов человека. Биологические ритмы имеют различную частоту. Для человека характерны биоритмы высокой, средней и низкой частоты....

Мышление и сознание

8 Клас

Сущность мышления. Существенным признаком человека как разумного существа является мышление, возникающее в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Источником мышления, его основой является чувственное познание — изучение окружающей среды с помощью сенсорных систем. В процессе мышления человек познает такие явления, которые нельзя непосредственно воспринять органами чувств, обнаруживает существенные признаки, свойства предметов и явлений, взаимосвязи между ними. Мышление активизируется тогда, когда у человека возникают вопросы («Что это?», «Почему так?», «Как это устроено?» и т. п.), на которые нельзя получить от вет путем восприятия тех или иных объектов. Размышляя, человек оперирует имеющимися у него знаниями, открывает неизвестное в известном и таким образом постигает новое. В процессе мышления человек познает мир обобщенно и опосредованно (через слово). Любая мысль возникает и приобретает свое развитие в слове, а удачно подобранное слово совершенствует, уточняет мысль. Особую роль в процессе мышления играет внутренняя речь. Она способствует возникновению мысли и подготавливает ее к высказыванию. Физиологические основы и операции мышления. В основе мышления лежит высшая нервная деятельность всей коры головного мозга, первая и вторая сигнальные системы. Первая сигнальная система обеспечивает предметное конкретное мышление. Вторая сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление, которое значительно расширяет приспособительные возможности человека. На основании имеющейся информации, способностей, навыков и привычек человек ассоциирует, то есть устанавливает связи между предметами....

Обучение и память

8 Клас

Значение и сущность обучения. Человек для того, чтобы полноценно жить в изменчивых условиях окружающей среды, должен учиться. В процессе обучения человек познает окружающий мир (знания, умения и навыки) и приобретает новые формы поведения (привычки). Знание — это обобщенный опыт человечества, выраженный в фактах, понятиях, теориях и т. д. Умение — это сознательное применение знаний для выполнения сложных действий в различных условиях. Навык — автоматизированное действие, то есть доведенное до совершенства в результате многократного повторения (без существенного участия сознания в его осуществлении). Привычки — это типичные действия или особенности поведения, ставшие потребностью человека. Приведите примеры положительных и отрицательных (вредных) привычек. Обучение осуществляется на основании выработки условных рефлексов различной степени сложности. Различают обучение целенаправленное — произвольное обучение, когда человек ставит перед собой цель чему-то научиться, и нецеленаправленное — непроизвольное обучение как побочный продукт других видов деятельности. Например, выполнение домашних заданий является целенаправленным обучением. А просмотр информации в социальных сетях — это непроизвольное приобретение знаний....

Навігація