Войти
Закрыть

Практическая работа 1. Строение светового микроскопа и работа с ним

6 Клас

Внимание! Категорически запрещается использовать прямые солнечные лучи для освещения препарата! • Наблюдая сквозь окуляр, макровинтом медленно поднимайте объектив до получения изображения клеток (рис. 20, а). При этом сначала до двух раз могут появляться и исчезать чёткие изображения различных мельчайших частиц. Первыми будут микрочастицы грязи, налипшие на нижнюю сторону предметного стекла, второй — микроскопическая грязь на верхней стороне предметного стекла и только за ними — животные клетки внутри препарата. Прикрывая диафрагму, отрегулируйте контрастность изображения. Внимание! При наблюдении в окуляр оба глаза наблюдателя должны быть открытыми. • Переключите микроскоп на большое увеличение. Для этого осторожно поверните револьверную насадку и включите 40-кратный объектив. В момент включения вы услышите лёгкий щелчок пружины фиксатора объектива. Отрегулируйте чёткость изображения микровинтом. С помощью диафрагмы увеличьте яркость освещения препарата. Если все манипуляции выполнены правильно, то картинка будет похожей на приведённую на рисунке 20, б....

Деление клеток

6 Клас

Рост клетки и все процессы, которые его обеспечивают (в частности питание, фотосинтез или внутриклеточное пищеварение, выделение, дыхание), являются подготовкой клетки к важнейшему событию её жизни — делению. В результате деления из одной материнской клетки образуются две «новые» — дочерние. Таким образом, биологическое значение деления клетки заключается в передаче эстафеты жизни новым поколениям клеток. Развитие клетки от её образования (после деления материнской клетки) до завершения собственного деления — называется клеточным циклом. Он включает две стадии: стадию роста и собственно стадию деления (рис. 15). В клеточном цикле большую часть времени клетка пребывает в стадии роста. Эта стадия, в зависимости от типа клетки, может продолжаться от нескольких часов до нескольких месяцев. Далее следует кратковременная стадия деления: её продолжительность обычно составляет от 30 минут до 2 часов....

Отличительные особенности строения растительных и животных клеток

6 Клас

Из § 7 вы уже узнали, что простые органические вещества — это сырьё, из которого синтезируются сложные органические вещества. Но откуда берутся в клетке простые органические вещества? Именно в способе получения простых органических веществ заключается главное отличие растений от животных. Растения сами создают простые органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. При фотосинтезе с помощью света из углекислого газа и воды образуются простые органические вещества. Как правило, это глюкоза. Фотосинтез осуществляется в особых органеллах — хлоропластах. Фотосинтез — это процесс образования простых органических веществ из углекислого газа и воды с помощью энергии света. Животные не способны образовывать простые органические вещества из неорганических. Животные клетки поглощают уже готовые органические вещества. Простые органические соединения поглощаются с помощью клеточной мембраны, и сразу могут быть использованы клеткой для построения необходимых сложных органических веществ. Многие животные клетки могут поглощать также сложные органические соединения. Попав в клетку, сложное вещество далее разлагается на простые органические вещества. Поскольку этот процесс происходит внутри клетки, он называется внутриклеточным пищеварением. Далее простые вещества используются как сырьё для синтеза других сложных органических соединений, необходимых клетке в данный момент. Внутриклеточное пищеварение у животных клеток происходит в лизосомах....

Общие признаки растительной и животной клеток

6 Клас

И растительная, и животная клетки имеют ядро. Его можно увидеть в оптический микроскоп. Ядро — это структура, которая отделена от цитоплазмы ядерной оболочкой и содержит молекулы ДНК. ДНК — это длинная молекула, содержащая «инструкции» о том, как производить все необходимые клетке белки. Участок ДНК, содержащий информацию об одном белке, называется ген. При каждом делении дочерние клетки по наследству получают копию ДНК материнской клетки. Поэтому молекула ДНК не только руководит работой клетки, а также является носителем наследственной информации. Таким образом, ядро — это центр управления работой клетки и место хранения носителей наследственной информации — молекул ДНК. Во всех клетках имеются рибосомы — органеллы, где происходит синтез белков. Они заметны только под электронным микроскопом. Таким образом, рибосома — это, фактически, клеточный конвейер, на котором происходит сборка белков. Синтез — это процесс соединения простых разрозненных частей в сложное целое. Например, синтез белков — это процесс, при котором простые вещества (аминокислоты), соединяясь друг с другом в определённой последовательности, образуют сложное соединение — белок....

Строение клетки

6 Клас

Производственные помещения фабрики имеют стены с дверями и воротами. Любая клетка окружена клеточной мембраной, которая распознаёт и пропускает в клетку всё, что является сырьём для её работы, обеспечивая процесс питания клетки. Мембрана также распознаёт и обеспечивает выведение наружу вредных веществ. Таким образом, клеточная мембрана — это стена с воротами, на которых действует строгий контроль и пропускной режим. Подобно внутреннему пространству фабрики, клетка имеет цитоплазму. Но основа цитоплазмы — это не воздух, а вязкая жидкость, по химическому составу подобная морской воде. Жидкость цитоплазмы содержит до 90% воды, в которой растворены соли (неорганические вещества) и простые органические вещества. На фабрике есть много разных помещений и производственных участков: цеха, склады, транспортные пути. Цитоплазма также разделена на отдельные части — органеллы. Некоторые органеллы окружены собственными мембранами, похожими на клеточную мембрану. Органеллы — постоянные структуры цитоплазмы, выполняющие определённую важную для клетки функцию. На фабрике есть главный офис, в котором находится директор. В клетке таким офисом является ядро: оно содержит молекулы ДНК. Подобно тому, как директор руководит работой фабрики, молекулы ДНК управляют работой клетки....

Строение микроскопа

6 Клас

Микроскоп (от греческого «микрос» — малый и «скопео» — смотреть, рассматривать) — это увеличительный прибор, позволяющий наблюдать объекты очень малых размеров. Конструкция школьного микроскопа почти такая же, как и у лучших исследовательских микроскопов первой половины XX в. (рис. 6). При правильной настройке школьный микроскоп позволяет увидеть не только клетку, но и отдельные её внутренние структуры. А при наличии определённого опыта — даже выполнять некоторые интересные эксперименты. Объектив. Школьный микроскоп имеет три объектива: очень малого (4-кратного), малого (10-кратного) и большого (40-кратного) увеличения. Для удобства переключения они ввинчены в револьверную насадку. Объектив, расположенный вертикально вниз, в направлении к препарату, называется включённым в оптическую систему, прочие — выключенными. Поворачивая револьверную насадку, можно менять рабочий объектив и, таким образом, переходить от одного увеличения к другому. Включение нового объектива в оптическую систему сопровождается лёгким щелчком — это срабатывает пружинный фиксатор револьверной насадки. Объектив является главным элементом оптической системы микроскопа. На объективе цифрами обозначены его технические характеристики. В верхней строке первой цифрой обозначено увеличение объектива (рис. 7)....

Микроскоп и изучение клетки: экскурс в историю

6 Клас

Оптика — раздел физики, изучающий свет и связанные с ним явления. Приборы, работа которых основана на использовании свойств света, называются оптическими. Одни из первых научных наблюдений биологических объектов с помощью микроскопа были выполнены в середине XVII в. английским физиком и натуралистом Робертом Гуком (1635-1703 гг.) В частности, на срезе пробки он увидел и зарисовал многочисленные полые камеры, напоминавшие ему пчелиные соты. Р. Гук назвал их «клетками» (рис. 3). В 1665 г. в книге «Микрография» этот рисунок был опубликован вместе с рядом других изображений микроскопических структур камней, различных материалов, растений и животных. Хотя «клетки» Р. Гука в действительности были лишь пустыми оболочками, этот термин впоследствии прижился. Книга Р. Гука произвела большое впечатление на голландского натуралиста Антони ван Левенгука. С помощью микроскопа он открыл целый мир микроскопических организмов, которые назвал «анималькулями». Среди знаменитых «анималькуль» Левенгука (рис. 4) микроскопические водоросли и животные, одноклеточные микроскопические грибы — дрожжи. Левенгук также открыл клетки крови, описал мёртвые клетки кожи и строение мышц человека, детали глаза насекомых и клеточное строение корней водного растения ряски....

Научный метод в биологии

6 Клас

Изучение организмов всегда начинается с наблюдения. Если исследователь сталкивается с необъяснимыми или неизвестными свойствами организма, он тщательно их описывает и пытается найти подобные уже известные свойства у других организмов. Во время такого поиска исследователь сравнивает собственные данные с уже известными и формулирует в ходе сравнения возможные предположения о сущности обнаруженных им новых свойств. Любое научное предположение нуждается в проверке. Для этого на основании предположения создаётся прогноз, который должен быть подтверждён экспериментом или многократными новыми наблюдениями. Если в ходе проверки прогноз оправдывается, предположение считается доказанным и научно обоснованным. Если нет, предположение признаётся ложным. Такой метод исследований называется научным. А знания, полученные на его основе, считаются научными. Предположения, в которых прогнозы подтверждаются многократными новыми наблюдениями, но не прошли проверки экспериментом, называются научными гипотезами. Гипотезы, подтверждённые многочисленными экспериментами, становятся теориями....

Основные разделы биологии

6 Клас

К наукам, изучающим разнообразие организмов, относятся ботаника, зоология, микология, микробиология и вирусология. Ботаника (наука о растениях) и зоология (наука о животных) появились первыми. В XIX в. родились микология (наука о грибах) и микробиология (наука о бактериях). В начале XX в. возникла наука о неклеточных формах жизни — вирусология. Большинство многоклеточных организмов (к которым относится и человек) состоят из органов, органы — из тканей, ткани — из клеток, клетки — из молекул, а молекулы — из атомов. Это называется уровнями организации живого. Атомарный и молекулярный уровни организации одинаковы как для живой, так и для неживой природы, и их изучают небиологические науки — физика и химия. Связующим звеном между химией и биологией является биохимия, а между физикой и биологией — биофизика. Более высокие уровни организации, начиная с клеточного, являются предметом изучения биологии. Так, клетки изучает цитология, ткани и органы гистология и анатомия, а организм в целом — морфология....

Разнообразие жизни

6 Клас

С древних времён до XVIII в. биологи различали только две большие группы живых существ — растения и животные. Однако изучение живого доказало, что для описания разнообразия жизни ограничиваться только этими группами недостаточно. Во-первых, в природе постоянно находили виды со странным сочетанием признаков и растений, и животных (например, грибы). Во-вторых, некоторые виды имели свойства, не характерные ни для растений, ни для животных. К таким видам, в частности, относится огромное количество микроскопических, невидимых без увеличительных приборов организмов. Поэтому во второй половине XX в. биологи разделяли мир живых существ уже на четыре основные группы — растения, животные, грибы, а также — бактерии, невидимые без использования увеличительных приборов. На сегодняшний день по подсчётам учёных общее число известных видов живых организмов, существующих на Земле, составляет более 1,9 млн. Из них 1,4 млн — это животные, 250 тыс. видов — растения, более 100 тыс. видов — грибы. Около 150 тыс. видов приходится на прочие разнообразные группы, из которых 30 тыс. видов — бактерии. В то же время, огромное количество видов (особенно бактерий) всё ещё остаётся неизвестным....

Навігація