Научный метод в биологии
- 20-12-2021, 23:49
- 396
6 Клас , Биология 6 класс Костиков
§ 4. Научный метод в биологии
Вы узнаете, что такое научный метод, научное предположение, научная гипотеза и научная теория.
Как работают учёные?
Изучение организмов всегда начинается с наблюдения. Если исследователь сталкивается с необъяснимыми или неизвестными свойствами организма, он тщательно их описывает и пытается найти подобные уже известные свойства у других организмов. Во время такого поиска исследователь сравнивает собственные данные с уже известными и формулирует в ходе сравнения возможные предположения о сущности обнаруженных им новых свойств.
Любое научное предположение нуждается в проверке. Для этого на основании предположения создаётся прогноз, который должен быть подтверждён экспериментом или многократными новыми наблюдениями. Если в ходе проверки прогноз оправдывается, предположение считается доказанным и научно обоснованным. Если нет, предположение признаётся ложным.
Такой метод исследований называется научным. А знания, полученные на его основе, считаются научными.
Предположения, в которых прогнозы подтверждаются многократными новыми наблюдениями, но не прошли проверки экспериментом, называются научными гипотезами. Гипотезы, подтверждённые многочисленными экспериментами, становятся теориями.
Применение научного метода учёными-биологами можно объяснить на примере исследования деревьев, которые сбрасывают или не сбрасывают листья зимой.
Нас с вами окружают разнообразные растения. У некоторых из них (например, берёзы) при неблагоприятных для роста условиях (уменьшении продолжительности светового дня и снижении температуры зимой) происходит отмирание и опадение всех листьев. Такие растения называются листопадными.
Существуют также и вечнозелёные растения. Их листья (хвоинки) в течение всего периода жизни сменяются постепенно новыми, но полностью не опадают (например, у сосны).
Первым этапом научного исследования процессов опадения листьев у деревьев были длительные наблюдения за берёзами и соснами в наших климатических условиях. Наблюдая за ними, учёные также изучали эти свойства и у других растений нашего края и тщательно описывали результаты своих наблюдений.
Затем учёные изучали это явление у растений других географических шпрот и определяли черты сходства и различий результатов с данными, полученными ранее для растений нашего региона. Таким образом, сравнение результатов наблюдений было следующим этапом научного исследования.
На основании своих наблюдений, их описания и сравнения, учёные выдвинули предположение о возможных причинах этих явлении у листопадных и вечнозелёных растений.
На основании предположений были предложены прогнозы результатов новых наблюдений.
Эти прогнозы проверили многократными новыми наблюдениями, что привело к возникновению гипотезы о причинах существования листопадных и вечнозелёных растений.
Позже прогнозы подтвердились многократными экспериментами, в ходе которых учёные обнаружили, почему и под действием каких природных факторов происходит явление «листопад»», и выдвинутая ими ранее гипотеза стала научной теорией.
ВЫВОДЫ
- 1. Биология основывается на научном методе.
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, КОТОРЫЕ ВАЖНО ЗНАТЬ
Научный метод, гипотеза, теория.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- 1. Выполнение каких «шагов» требует научный метод?
- 2. Чем гипотеза отличается от теории?
Коментарі (0)