Войти
Закрыть

Экосистемы

5 Клас , Природоведение 5 класс Ярошенко, Бойко

 

§ 44. Экосистемы

Изучение параграфа поможет вам:

  • называть состав экосистем;
  • приводить примеры природных и искусственных экосистем;
  • объяснять роль растений, животных, грибов, бактерий в экосистеме.

Вспомните и назовите обитателей леса, водоёма, поля, сада.

Понятие экосистемы. Организмы живут на определённой территории, находятся под влиянием факторов среды, взаимодействуют между собой и влияют на среду. Так образуются экосистемы (рис. 148).

Рис. 148. Состав экосистемы

Экосистему образуют организмы, которые живут на общей территории, взаимодействуют между собой и со средой обитания.

Организмы экосистем подразделяют на три группы. К первой принадлежат растения. Они образуют органические вещества и обеспечивают ими себя и другие организмы. Поэтому их называют производителями. Вторую группу составляют, как правило, животные. Они потребляют готовые органические вещества, поступающие к ним с растительной и животной пищей. Это потребители. Многие виды бактерий и грибов получают вещества и энергию для своего существования, разлагая остатки отмерших организмов. Их относят к группе разрушителей.

Растения, животные, грибы и бактерии в экосистеме взаимосвязаны.

Природными экосистемами являются лес, река, озеро, болото, степь. Они возникли естественным образом. Существуют искусственные экосистемы, их создаёт человек. Например, парк, цветник, поле, сад, водохранилище.

Примеры природных экосистем. Лес — это обширный участок земли, на котором растут близко расположенные деревья и другие растения, а также грибы (рис. 149). В лесу обитают различные животные (рис. 150, с. 190).

Рис. 149. Растения леса: а — дуб; б — орешник; в — ландыш

Рассмотрите животных леса на рисунке 150. Обратите внимание на окраску покровов тела животных. Преобладают цвета листвы и стволов лесных деревьев. Это позволяет животным маскироваться и оставаться незаметными для врагов. У птиц леса — короткие крылья и длинный хвост, чтобы было легко летать между деревьями. Многие животные имеют когти, чтобы лазить по деревьям.

Рис. 150. Обитатели леса: а — дикий кабан; б — лось; в — клёст; г — белка

По рисунку 149 ознакомьтесь с растениями разных ярусов леса, приведите собственные примеры.

Вспомните, благодаря какому явлению кислород попадает в озеро.

Озеро также относится к природным экосистемам. Количество света здесь уменьшается с глубиной.

У озера своя «ярусность». Различают три участка: прибрежный, водное пространство и дно. В пределах каждого участка живут определённые организмы. Наиболее заселён растениями прибрежный участок озера. Типичными растениями являются аир и калужница. Благодаря хорошо развитым корням они закрепляются во влажном грунте берега водоёма. Среди водных растений находят укрытие личинки беспозвоночных животных (например, насекомых, некоторых моллюсков) и мальки многих рыб. Водное пространство озера густо населено одноклеточными растениями и животными, разнообразными многоклеточными организмами, преимущественно рыбами.

На дне озера, реки можно увидеть двухстворчатых моллюсков. Они интересно питаются, прокачивая воду и получая из неё частички пищи. А сами являются пищей для некоторых рыб и птиц. Так сосуществуют организмы водной среды в экосистеме озера (рис. 151, 152).

Рис. 151. Животные озера: а — карп; б — водомерка; в — моллюск беззубка

Рис. 152. Растения озера: а — аир; б — кубышка жёлтая

Искусственные экосистемы. В отличие от природных, искусственные экосистемы созданы и поддерживаются человеком.

Примерами искусственных экосистем являются поле и сад. Поле — большой участок обработанной почвы, на котором выращивают культурные растения. Пшеница, картофель, рожь, гречиха, кукуруза, свёкла, подсолнечник — основные культурные полевые растения. Их потребляет человек и домашние животные.

Поле подсолнечников — искусственная экосистема

Какие ещё организмы имеются в экосистеме поля?

Культурные растения — растения, которые человек выращивает для получения из них определённых продуктов.

Кроме культурных растений, на полях растут сорняки. Живут в поле и животные: разнообразные насекомые, полевые мыши, суслики, животные почвы (рис. 153, с. 192).

Рис. 153. Растения и обитатели поля: а — пшеница; б — маки; в — полевая мышь; г — свекольный долгоносик

В экосистеме сада преобладают деревья или кустарники, их высаживает человек для получения вкусных и полезных плодов (рис. 154, а, б, с. 192). Яблони, вишни, черешни, сливы — плодовые деревья украинских садов.

Рис. 154. Растения и обитатели сада: а — черешня; б — смородина; в — божья коровка; г — пчела

Малина, виноград, смородина, крыжовник — примеры садовых кустарников. Как и в поле, в садах встречаются сорняки. Из животных там больше всего насекомых (рис. 154, в, г) и птиц.

Пользу садам приносят божьи коровки и пчёлы. Растениям поля наносят вред колорадские жуки, долгоносики, бабочка белянка капустная, личинки майского жука и других насекомых. Деревья в саду страдают от тли, жуков-листоедов, майских жуков, личинок яблонной плодожорки.

Вишнёвый сад

Копилка знаний

В растительном мире океанов преобладают водоросли. Водоросль ламинарию (её также называют морской капустой) употребляют в пищу. В её состав входит органическое вещество, содержащее атомы Иода, который жизненно необходим человеку. По содержанию Йода морской капусте нет равных.

Проверка знаний

1. Какой состав имеет экосистема?

2. На какие группы подразделяют экосистемы?

3. Какие связи существуют между жителями экосистем: а) леса, б) озера?

4. Куда в экосистеме леса исчезают прошлогодняя трава и опавшая листва, остатки умерших животных?

5. Приведите примеры искусственных экосистем.

6. Каково значение искусственных и природных экосистем в природе и жизни человека?

7. Пользуясь текстом параграфа и дополнительными источниками, приведите примеры организмов, населяющих разные ярусы леса.

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Природоведение 5 класс Ярошенко, Бойко", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду