Войти
Закрыть

Вещества. Физические свойства веществ

5 Клас , Природоведение 5 класс Ярошенко, Бойко

 

§ 7. Вещества. Физические свойства веществ

Изучение параграфа поможет вам:

  • называть физические свойства веществ;
  • объяснять отличия между физическими свойствами газов, жидкостей и твёрдых тел;
  • сравнивать вещества по их физическим свойствам.

В предыдущем параграфе вы ознакомились с общими характеристиками тел — это форма, размеры, масса, объём, агрегатное состояние. А задумывались ли вы, из чего состоят тела? Столетиями человек искал ответ на этот вопрос.

Вещества. Известно, что тела состоят из веществ.

На рис. 11 изображены серебряная, пластмассовая и стальная ложки. Они имеют приблизительно одинаковые форму и размеры, в каждую можно набрать почти одинаковый объём воды.

Рис. 11. Серебряная, пластмассовая и стальная ложки

Назовите несколько веществ, без которых человек не может обойтись.

Но серебряную ложку изготовили из серебра, пластмассовую — из полипропилена, стальную — из стали.

Назовите несколько тел, изготовленных из одного вещества.

Серебро, полипропилен, сталь — примеры веществ. Дома и в школе вы постоянно имеете дело с веществами. Жизнь каждого человека невозможно представить без таких веществ, как вода, кислород, сахар, поваренная соль.

Рассмотрите рис. 12. Обратите внимание: тела имеют разную форму, размеры и объём, но все они изготовлены из одного вещества — полиэтилена.

Рис. 12. Полиэтиленовые предметы (пакет, крышки, трубы, ёмкость для жидкости)

Свойства веществ. Каждое вещество обладает определёнными свойствами.

Свойства веществ — это признаки, по которым различают вещества либо устанавливают между ними сходство.

Различают физические и химические свойства веществ. К физическим относятся цвет, блеск, агрегатное состояние, запах, прозрачность и некоторые другие.

Сахар и соль объединяет то, что оба вещества твёрдые, белого цвета и хорошо растворимы в воде. А различие состоит во вкусе.

Внимание! Неизвестные вам вещества ни в коем случае нельзя проверять на вкус!

Блеск также относится к физическим свойствам веществ. Он обусловлен отражением световых лучей от поверхности вещества. Например, серебро блестит, а полиэтилен — нет.

Металлический шарик

Следующим свойством веществ является запах. Духи мы ощущаем даже на расстоянии благодаря наличию в их составе веществ с сильным запахом. Вода же не имеет запаха и вкуса.

Сквозь слой воды в аквариуме легко рассмотреть камешки, растения, рыбок. Это потому, что вода прозрачная. Через алюминий, даже тончайшую его плёнку, ничего не увидишь, поскольку он не прозрачен. Например, через алюминиевую обёртку шоколадная плитка не видна. Прозрачность — одно из свойств веществ и тел.

Прозрачность — одно из свойств воды

Цвет, блеск, запах, прозрачность — физические свойства веществ.

В природе вещества существуют в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном. То есть различают твёрдое, жидкое, газообразное агрегатные состояния веществ. В частности, вещество воду вы видели во всех трёх состояниях. И знаете, что её агрегатное состояние зависит от температуры. При комнатной температуре у алюминия твёрдое агрегатное состояние, у воды — жидкое, а у кислорода — газообразное.

Вспомните опыты с превращением воды в пар и лёд

Различия между агрегатными состояниями веществ. В газообразном состоянии вещество не сохраняет ни формы, ни объёма. Поэтому оно заполняет весь доступный ему объём. В жидком состоянии вещество сохраняет объём, но легко изменяет форму. Например, налитые в мерный стакан 100 мл воды приобретут форму той части стакана, в которой находится вода (рис. 13, а). Если стакан наклонить, объём воды не станет ни больше, ни меньше. Но вода легко изменит форму (рис. 13, б). Это означает, что жидкость может свободно перетекать из одного сосуда в другой или разливаться. Такое свойство жидких веществ называют текучестью.

Рис. 13. Текучесть — свойство жидкости

Больше всего веществ находится в твёрдом агрегатном состоянии, поэтому тела, изготовленные из них, — твёрдые (рис. 14, с. 32).

Рис. 14. Твёрдые тела сохраняют форму

Их форму можно изменить, но для этого необходимо приложить силу. Например, согнуть алюминиевый провод вам по силам. Форма, которую ему придали, сохранится.

Твёрдые тела имеют форму и объём и изменяют их при внешнем воздействии. Жидкости сохраняют объём, но легко изменяют форму. Газообразные вещества не сохраняют ни объёма, ни формы.

А можно ли перевести вещество из одного агрегатного состояния в другое? При разных условиях для большинства веществ можно достичь каждого из трёх агрегатных состояний, но для этого надо изменить обычные для вещества условия, например, нагреть или охладить до определённой температуры.

Копилка знаний

Продолжим ознакомление с физическими свойствами веществ.

Электропроводность — это способность веществ проводить электрический ток. Оказывается, что одни вещества проводят электрический ток (железо, алюминий, медь, серебро), а другие, например те, из которых изготовлены резиновые перчатки, стеклянная и фарфоровая посуда, — не проводят. Поэтому для линий электропередач подходят алюминиевые провода, а не резиновые трубки. А чтобы защитить себя от поражения электрическим током, электрики работают в резиновых перчатках.

Медные и алюминиевые провода

Теплопроводность — это способность веществ передавать тепло в окружающее пространство. Зимой от деревянной ручки мы не ощущаем такого холода, как от металлической. Объясняется это тем, что древесина имеет низкую теплопроводность, а металл — высокую.

Станьте исследователями природы

В разной теплопроводности различных веществ вы можете убедиться на простом опыте. Осторожно налейте горячей воды поровну в два одинаковых стакана. Одновременно в них поместите по чайной ложке приблизительно одинаковых размеров, но в один — металлическую, а в другой — пластмассовую. Держите ложки за их верхнюю часть левой и правой руками. Какая рука быстрее почувствует тепло ложки? Как вы полагаете, от чего это зависит?

Проверка знаний

1. В каком агрегатном состоянии может находиться вещество? Приведите примеры.

2. Назовите известные вам свойства газов, жидкостей, твёрдых тел.

3. Почему сквозь оконное стекло улицу видно, а через деревянные двери — нет?

4. Какие физические свойства поваренной соли вам известны?

5. Заполните табл. 3 в тетради, подбирая к каждому веществу его свойство.

Таблица 3

6. Школьник провёл эксперимент — слабо надул воздушный шарик. После того, как воздух заполнил резиновый шарик, надёжно перевязал его ниткой. Умеренно сжал шарик руками. Изменил шарик форму или нет? Почему? Увеличился или уменьшился объём шарика при этом?

Спрогнозируйте, изменится ли форма и объём шарика после того, как школьник отпустил руки. Сохранил шарик приобретённые форму и объём или вернулся к исходным? Свои предположения и доказательства вы можете проверить на опыте.

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Природоведение 5 класс Ярошенко, Бойко", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду