Войти
Закрыть

Термины и понятия

8 Клас , География 8 класс Довгань, Стадник

 

РАЗДЕЛ V. ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ СВОЕГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГИОНА

Ориентировочный план характеристики природы и населения своего административного региона

1. Географическое положение.

1) В какой части страны расположен.

2) Положение относительно столицы (расстояние до нее).

3) С какими регионами (областями, странами) граничит.

4) Географические координаты крайних точек.

5) Наличие выхода к морю (при наличии — характер береговой линии, при отсутствии — кратчайшее расстояние до него).

2. Административно-территориальное устройство.

1) Административный центр.

2) Крупнейшие города (в том числе республиканского, областного значения).

3) Количество административных районов, крупнейшие из них.

4) Примеры поселков городского типа.

5) Примеры сельских населенных пунктов.

3. История формирования и развития.

1) Год образования региона.

2) Изменения в составе региона.

3) Выдающиеся события в истории региона.

4) Роль региона в хозяйстве страны (ее изменения во времени).

4. Особенности природных условий и ресурсов.

1) Рельеф (формы рельефа, их особенности, средние максимальные и минимальные высоты).

2) Геологическое строение (преобладающие горные породы, их залегание).

3) Климат (средние температуры года — января и июля; количество и виды осадков; господствующие воздушные массы; преобладающие ветры).

4) Поверхностные и подземные воды (реки, их расположение, питание, режим, характер течения; озера, их происхождение и распространение; болота, их происхождение и распространение; грунтовые и артезианские воды).

5) Почвенный покров (типы почв, их основные характеристики и распространение).

6) Растительный покров (типы растительности, их распространение, основные виды растений).

7) Животный мир (основные виды, их распространение).

5. Природопользование.

1) Природно-ресурсный потенциал региона (минеральные, земельные, водные, биологические ресурсы) и его использование.

2) Основные виды загрязнений окружающей среды.

3) Экологическая ситуация (состояние атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира), ее влияние на жизнедеятельность населения региона.

4) Основные мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охраны окружающей среды.

5) Объекты природно-заповедного фонда.

6. Население региона.

1) Численность населения (региона, административного центра, своего населенного пункта).

2) Структура населения (возрастная, половая) и факторы, от которых она зависит (естественное и механическое движение).

3) Этнический состав населения.

4) Особенности занятости населения (трудовые ресурсы, экономически активное население, безработица, занятость по сферам и отраслям хозяйства).

Исследование

Знакомство с объектами природы своей местности (экскурсия)

Вместе с учителем разработайте маршрут экскурсии для знакомства с объектами природы своей местности. По результатам исследования составьте описание этих природных объектов.

Термины и понятия

Агломерация — скопление городских поселений, объединенных интенсивными производственными, транспортными, культурно-бытовыми и другими связями.

Азональность — распространение определенных природных явлений независимо от зональных особенностей территории.

Акклиматизация — приспособление к новым условиям обитания.

Антициклон — область высокого давления в атмосфере.

Атмосферный фронт — переходная зона между двумя различными по физическим свойствам воздушными массами, для которой характерна резкая смена температуры, влажности и атмосферного давления.

Безработные — люди в возрасте 15 лет и старше, которые в определенный период не имели работы, занимались ее поисками и были готовы приступить к ней.

Водный режим — регулярные колебания уровня и расхода воды в реках.

Географическое положение — положение географического объекта на поверхности Земли относительно других объектов, имеющих на него прямое или косвенное влияние.

Демографическая политика — система государственных (экономических, политических, правовых, культурных) мероприятий, направленных на регулирование демографических процессов.

Демографический взрыв — быстрый рост населения отдельных стран и мира в целом в результате существенного превышения рождаемости над смертностью.

Демографический кризис — процесс очень медленного роста численности населения или отсутствие ее роста.

Диаспора — часть народа, проживающая за пределами страны своего происхождения, своей исторической родины.

Естественный прирост — разница между числом родившихся и умерших на протяжении определенного периода, влияющая на изменение численности населения.

Иммиграция — переезд на временное или постоянное проживание в другую страну.

Климат — многолетний режим погоды, характерный для определенной местности.

Ландшафт — территориальный комплекс, представляющий собой относительно однородный участок (сегмент) географической оболочки. В широком понимании термин «ландшафт» может быть синонимом понятия «природный комплекс» любого размера.

Ложная урбанизация — процесс роста городского населения, не подкрепленный возможностями обеспечить соответствующий уровень жизни.

Мегалополис — урбанизированная зона, возникающая в результате разрастания близко расположенных городских агломераций.

Местное время — время, определяемое для конкретного места на Земле. Оно зависит от географической долготы места и одинаково для всех точек на одном меридиане.

Миграция — пространственное перемещение населения в пределах одного государства (внутренняя миграция) и из одного государства в другое (внешняя миграция).

Нация — историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования ее территории, постоянных хозяйственных связей, языка и особенностей культуры.

Непризнанное государство — территория с определенными границами, собственным населением и политической властью, не получившая общего международного признания.

Платформа — крупный участок континентальной земной коры с довольно плоской поверхностью и двухъярусным строением.

Плита — часть платформы, перекрытая мощным (более 500 м) чехлом осадочных пород.

Почва — верхний тонкий слой земной коры (от десятков сантиметров до 2—3 м), обладающий особым свойством — плодородием.

Поясное время — местное время, определяемое для срединного меридиана конкретного часового пояса и действующее в его пределах.

Раса — исторически сформированная большая группа людей, объединенная происхождением и наследственными биологическими признаками (цвет кожи, пропорции тела, разрез глаз, структура волос и др.).

Расход воды — показатель речного стока за единицу времени.

Рельеф — совокупность форм земной поверхности, разных по очертаниям, размерам, происхождению, истории развития и образованных под воздействием внутренних и внешних процессов.

Речной бассейн — часть суши, с которой происходит естественный сток воды в реку (речную систему) поверхностных и подземных вод.

Речной сток — количество воды, протекающее в русле реки.

Террасы — горизонтальные или немного наклоненные поверхности, расположенные на склонах речных долин. В древности они были поймой реки.

Трудовые ресурсы — часть населения страны (региона), имеющая необходимые для трудовой деятельности образовательный, профессионально-квалификационный уровень, физическое развитие и состояние здоровья.

Урбанизация — процесс быстрого роста городского населения и повышения роли городов в развитии общества.

Физико-географическое районирование — система территориального деления земной поверхности, основанная на выявлении системы подчиненных друг другу природных ландшафтов (стран, зон, подзон, провинций, областей, районов).

Физическая география — система наук о географической оболочке Земли и ее структурных частях (ландшафтах всех уровней).

Экономически активное население — часть трудовых ресурсов, предлагающая свою рабочую силу для производства товаров и предоставления услуг в общественном хозяйстве.

Эмиграция — выезд на временное или постоянное проживание в другую страну.

Языковая семья — крупнейшая единица классификации народов по признаку общего происхождения их языков.

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "География 8 класс Довгань, Стадник", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду