Общественное и политическое устройство и хозяйственная жизнь Руси в конце X — первой половине XI в.
- 26-10-2022, 21:55
- 248
7 Клас , История Украины 7 класс Гисем, Мартынюк
§ 8. Общественное и политическое устройство и хозяйственная жизнь Руси в конце X — первой половине XI в.
Прочитав этот параграф, вы узнаете: о политическом устройстве Руси в конце X — первой половине XI в.; об особенностях положения представителей различных слоев населения; о феодальных отношениях на Руси; о развитии хозяйства и торговли; что такое «централизованная монархия», «княжеский совет», «домен», «удел», «социальный слой», «сюзерен», «гривна», «вече», «вотчина», «поместье».
1. Что такое «дружинное государство»? 2. Каким был состав населения Руси в IX—X вв.? 3. Что вам известно о системе управления Русью в IX—X вв.? 4. Какой была жизнь людей в селах и городах Руси в этот период? 5. Что такое феодализм? 6. Назовите особенности структуры феодального общества и управления государством в средневековой Европе.
1. Политическое устройство. В конце X — первой половине XI в. формой государственного правления Руси стала централизованная монархия. В этот период монархия на Руси существовала в основном в форме единоличной власти великого киевского князя. Лишь некоторое время после междоусобной борьбы между сыновьями Владимира князь Ярослав правил государством совместно со своим братом Мстиславом. Великий князь киевский тогда уже стал полновластным правителем страны, а не первым среди других князей, как было прежде. Потомки бывших восточнославянских племенных князей были вассалами Киева.
Князь являлся главным носителем государственной власти, представителем Руси на международной арене. Внешние отношения с иностранными государствами были его исключительным правом. В руках князя была сосредоточена законодательная, судебная, исполнительная и военная власть. Он устанавливал правовые нормы, которые регулировали различные вопросы общественной жизни («Устав земляной» князя Владимира, «Правда Ярослава»).
Кроме того, князь был главным военачальником, решал вопросы обороны страны, участвовал в военных кампаниях.
Централизованная монархия — форма правления, при которой высшая государственная власть сосредоточена в руках одного человека — монарха, управляющего страной из одного центра.
Вече. Художник А. Васнецов
Князь обеспечивал деятельность всей системы управления государством, его власть была неограниченной и зависела от его авторитета. Военную поддержку деятельности князя обеспечивала дружина, находившаяся в вассальной зависимости от него. Она состояла из старших дружинников, которые получали от князя за свою службу земли, и младших, которые получали жалованье или часть военной добычи. При князе существовал княжеский совет, в состав которого входили бояре, старшие дружинники, представители городской знати и высшего духовенства.
Княжеский совет мог влиять на решения князя. Вместе с советом князь обсуждал важнейшие вопросы государственной жизни: объявление войны, заключение мирных соглашений, династических браков, установление новых правовых норм, решение важных судебных дел и т. д. В частности, по словам Нестора-летописца, перед принятием христианства князь Владимир созвал совет для обсуждения вопроса о выборе новой веры.
Определенное место в системе государственного правления занимало вече. Этот орган власти сохранялся как пережиток старых отношений и продолжал славянскую традицию племенных собраний.
Княжеский совет — совещательный орган при великом князе киевском; берет начало от восточнославянских племенных советов старейшин.
Вече — народное собрание всего взрослого свободного населения, принимавшее решения по важным общественным и государственным делам.
Волеизъявление веча ставило целью довести мнение народа до великого князя киевского или его наместников. Однако роль веча во времена существования на Руси централизованной монархии была довольно незначительной.
«Повесть временных лет» о выборе новой веры князем Владимиром
В год 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли жиды. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от сотворения мира... Что же вы посоветуете? Что ответите?»
И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь все по истине разузнать, то ведь имеешь у себя мужей. Послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу».
1. С какой целью князь созвал совет? 2. Каким образом члены совета могли влиять на решение князя?
2. Становление феодальных отношений. Основные слои населения.
В странах Центральной и Западной Европы Средневековье, как вам уже известно, стало периодом становления феодальных отношений. В конце X — первой половине XI в. на Руси феодальное общество сформировалось также у восточных славян. Этот процесс был довольно продолжительным и прошел несколько этапов.
Феодализм у восточных славян формировался на основе распада родоплеменных отношений. Поначалу свободные крестьяне-общинники отдавали определенное количество произведенных ими продуктов как натуральную повинность своей родоплеменной знати. В IX в. право сбора дани со всего свободного населения восточнославянских земель перешло к киевскому князю и его дружине.
На следующем этапе, в X в., киевские князья захватили и присвоили общинные земли. За великим киевским князем признавалось право на верховное владение всей землей Руси. В конце X в. началось формирование доменов — владений удельных князей. Этому способствовала административная реформа князя Владимира, в результате которой он лишил племенных князей права управлять землями и передал эти права своим сыновьям.
Домен — личное земельное владение средневекового феодала.
Удел — административно-территориальная единица на Руси, которой управлял князь, зависимый от великого киевского князя.
Сбор дани. Художник Н. Рерих
Следующим шагом в становлении феодальных отношений стало появление в XI в. земельной собственности у верхушки служилой знати (бояр) и православной церкви. В X—XI вв. на Руси начали складываться вассальные отношения: за верную службу князь предоставлял своим боярам и дружинникам право «кормления» — они могли оставлять себе налоги, которые платило население определенной территории.
Несколько позднее, вероятно, в конце XI в., появляются боярские вотчины, которые их владельцы имели право передавать своим потомкам по наследству. Источником их возникновения могли быть земли, с которых взимались налоги (для дружинной верхушки), или земли родового сообщества (для родоплеменной знати).
Поместная форма землевладения, когда князь предоставлял земли боярам или дружинникам не в полную собственность, а на условии несения службы, по мнению некоторых исследователей, возникла на Руси с XII в. Она не предусматривала для хозяина поместья возможности передачи земли по наследству, продажи, дарения и прочего без согласия князя. Становление феодальных отношений повлияло на структуру общества Руси. Сформировалась своеобразная социальная пирамида, определявшая положение в обществе различных слоев населения.
Вотчина — феодальная земельная собственность, которую можно было свободно передавать по наследству, продавать, дарить и т. д.
Поместье — феодальная земельная собственность, которая предоставлялась за службу в войске или при дворе. Ее нельзя было завещать, продать и т. д.
Социальный слой — большая группа людей, положение которой в обществе определено правами и обязанностями.
Сюзерен — в период феодализма крупный феодал-сеньор, который был хозяином над вассалами.
Процесс формирования феодальных отношений на Руси имел свои особенности. В отличие от Западной и Центральной Европы, здесь не возникло разветвленной системы отношений между сеньорами и вассалами в виде феодальной лестницы. Верховным сеньором, или сюзереном, который обладал правом предоставлять землю, являлся великий киевский князь. Остальные удельные князья, бояре и дружинники были его вассалами. Раздавать землю удельные князья и бояре не могли.
Общество Руси делилось на господствующие и зависимые слои населения. К господствующему слою относились князья, бояре и дружинники, к зависимому — купцы, свободные и зависимые крестьяне, дворовая челядь и холопы. Русское духовенство, сформировавшееся после принятия христианства, также входило в господствующий слой. Оно делилось на высшее духовенство (митрополит, епископы и др.) и рядовых священнослужителей.
Основную часть населения составляли смерды — лично свободные крестьяне-общинники, которые имели собственное хозяйство, земельные наделы и платили оброк князю. Временно зависимыми крестьянами были закупы и рядовичи.
Закупами называли разорившихся крестьян, которые брали у хозяина деньги в долг (купу), проценты с которой они отрабатывали на его поле. Закуп продолжал вести свое собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным. Крестьян, которые заключили с землевладельцем договор (ряд) о найме и согласно нему трудились в его хозяйстве, называли рядовичами. Абсолютно бесправными были дворовая челядь и холопы. К челяди относились люди, утратившие свое хозяйство и работавшие на хозяина. Их могли продать, подарить или передать по наследству. Холопами становились в основном военнопленные. Их положение напоминало положение рабов, которых хозяин мог даже безнаказанно убить.
Среди горожан подавляющее большинство составляли свободные ремесленники и торговцы, которые платили налоги и выполняли повинности в пользу городов. В XI в. городские ремесленники и купечество стали объединяться в артели и союзы по профессиональным признакам.
3. Развитие хозяйства. В конце X — первой половине XI в. основной отраслью хозяйства Руси по-прежнему оставалось сельское хозяйство. Наибольшего развития достигло земледелие. Крестьяне выращивали рожь, пшеницу, просо, ячмень, овес, горох. Для вспашки поля использовали плуг или соху. Землю обрабатывали с помощью тягловой силы — коней и волов. В лесных районах Руси использовалась подсечная система земледелия, а в лесостепных — двуполье и трехполье: на одном поле выращивали озимые культуры, на другом — яровые, а третье распахивали и оставляли «отдыхать» под паром. На следующий год поля меняли.
В первой половине XI в. появились первые мельницы.
Из овощей выращивали капусту, огурцы, репу, чеснок, лук, в садах — вишни, сливы, яблоки и груши. Успешно развивалось приусадебное животноводство: на Правобережье разводили преимущественно крупный рогатый скот, на Левобережье — свиней, лошадей, коз, овец. Занимались также птицеводством.
Из промыслов были распространены охота, рыболовство и бортничество. Русичи издавна употребляли в пищу мед и изготовляли из него напитки. Из воска делали свечи.
Ремесло развивалось как в сельской местности, так и в городах. На Руси существовало более 60 видов ремесел. Высокого уровня русские мастера достигли в выплавке и обработке железа. В мастерских ремесленники изготовляли орудия труда, оружие, предметы быта, ювелирные украшения из золота, серебра и бронзы.
Удивительной красотой отличались ювелирные изделия русских мастеров, изготовленные в технике чернь и перегородчатая эмаль.
Искусством черни русичи овладели в X в. Так называли черные и темно-серые изображения, нанесенные на металл с помощью гравировки и дальнейшего заполнения штрихов особым сплавом. В технике черни были выполнены серебряные колты (подвески), медальоны, перстни, кресты, браслеты и др.
Искусство перегородчатой эмали русские мастера переняли в X— XI вв. у византийцев. Суть этой техники заключалась в том, что на поверхность золота или серебра напаивались тонкие полоски, составляющие контур будущего рисунка. Они образовывали перегородки, пространство между которыми заполнялось эмалью — разноцветной стекловидной массой. Потом изделие клали на жаровню, где эмаль плавилась и со временем застывала. Использовались эмали синего, желтого, красного, белого, зеленого и коричневого цветов. Эмалями украшали княжеские диадемы, серьги, ожерелья, подвески, медальоны, кресты, оклады (оправы) церковных книг.
Интенсивно развивалось гончарное дело. Больше всего продукции на рынок поставляли именно гончары. Это были горшки, кувшины, светильники, подсвечники, игрушки и т. д. На рубеже X—XI вв. русские мастера освоили технику изготовления глазурованных керамических изделий: столовой посуды и декоративных плиток, которые использовали для украшения храмов и дворцов.
Серебряная гривна киевского типа
Литейные формы для иготовления ювелирных изделий
Золотая серьга, изготовленная в технике зерни. X в. Чернигов
Высокого уровня развития достигло также изготовление стекла. Его секретами русские мастера овладели в конце X — первой половине XI в. В мастерских изготовляли оконное стекло, посуду, браслеты, ожерелья, перстни и др. На Руси были также распространены ремесла по обработке кожи, дерева, кости, камня, изготовлению обуви, одежды, производству кирпича и извести.
Важную роль в хозяйственном развитии Руси играла торговля. По территории государства проходило несколько важных международных торговых путей. Путь «из варяг в греки» объединял Русь с балтийскими и черноморскими рынками. По Соляному пути поддерживались связи со странами Центральной и Западной Европы, по Залозному — со странами Кавказа и Арабского Востока.
Основными товарами, которые русские купцы вывозили за границу, были меха, мед, воск, шкуры, ювелирные украшения, ремесленные изделия (мечи, кольчуги, замки и т. д.), лен, сельскохозяйственная продукция. Из Византии на Русь привозили изделия из золота, посуду, шелковые ткани, украшения, вина, церковную утварь. Из стран Востока — пряности, оружие, ткани, украшения. Из стран Северной и Западной Европы — напитки, оружие, посуду, изделия из серебра, шерстяные ткани, тонкое полотно и др.
Развитие торговли способствовало оживлению денежного оборота. При расчетах использовались арабские, византийские и западноевропейские монеты.
Город строят. Художник Н. Рерих
Первым чеканить монеты на Руси, как вы уже знаете, стал князь Владимир после принятия христианства. Однако до начала XI в. в денежном обороте Руси преобладали арабские серебряные монеты — дирхемы. От длительного использования дирхемы изнашивались, а иногда их край обрезали мошенники. Поэтому в начале XI в. из них стали отливать серебряные слитки — гривны. Киевская гривна имела шестиугольную форму и весила около 160 граммов.
В населенных пунктах Руси для торговли были отведены специальные места. Так, германские источники сообщают, что в 1018 г. в Киеве было восемь торжищ, а русские летописцы называют два — Бабий торжок на Горе и Торжище на Подоле.
4. Повседневная жизнь. Чаще всего русичи селились у рек, рядом с лесом. В лесу они охотились, собирали грибы и ягоды, прятались от врагов в случае опасности. Крестьянская семья состояла из 12—15 человек и вела самостоятельное хозяйство. Труд был очень тяжелым.
Бедные горожане чаще всего жили в полуземлянках. В городах большинство домов строили из дерева, каменные здания встречались редко. В домах богатых людей были сени и терем (своеобразный жилой ярус). Существовала также клеть — отдельное помещение для хранения вещей. В жилищах состоятельных горожан были стулья и кровати, бедные спали на сундуках или прямо на полу. В каждом доме были иконы. Простые люди освещали свое жилище лучиной (деревянными щепками), а зажиточные — восковыми свечами.
Достаток русича всегда можно было определить по одежде.
Крестьяне носили лапти, бедные горожане — башмаки. Часто и бедные, и богатые горожане обували сапоги. Одежду простые горожане шили сами из льняной и шерстяной ткани, а богатые заказывали одежду из дорогих заморских тканей у портных. Большинство бедных русичей носили полотняные рубахи с поясом и узкие штаны. Сверху надевали свитку. В холодную погоду и горожане, и крестьяне носили плащ или кожух. Знать надевала длинные кафтаны, украшенные мехом и богатой вышивкой. Горожане, как правило, выбирали разноцветные ткани.
Большинство бедных русичей были неприхотливы в еде. Употребляли дичь, рыбу, позднее — мясо домашних животных. Однако простые люди в основном питались кашами. Во многих зажиточных семьях пекли пшеничный и ржаной хлеб, в бедных — овсяный. Пили коровье и козье молоко, делали из него творог. В постные блюда добавляли растительное масло. Ели много овощей. Из напитков преобладали кисель, мед и пиво. Богатые люди часто пили вино.
Повседневная одежда волынян и полян
Волынянка и древлянка
Выводы. По форме государственного правления в конце X — первой половине XI в. Русь была централизованной монархией с единоличной властью великого киевского князя.
В X—XI вв. на Руси сформировались феодальные отношения и образовалась социальная пирамида. Однако феодализм на Руси имел определенные особенности, которые отличали его от феодальных порядков в западноевропейских странах.
Хозяйство Руси достигло высокого уровня развития. Основным занятием населения Руси оставалось сельское хозяйство.
Повседневная жизнь русичей зависела от принадлежности к определенному общественному сословию.
Вопросы и задания
1. Что такое централизованная монархия? 2. Что такое княжеский совет? 3. Чем поместная форма землевладения отличается от вотчинной? 4. Кто принадлежал к господствующему сословию на Руси? 5. Кого относили к зависимым слоям населения Руси? 6. Какая отрасль хозяйства преобладала на Руси в конце X — первой половине XI в.? 7. Какие виды ремесла были распространены на Руси? 8. Какие основные товары вывозили русские купцы за границу?
9. Чем централизованная монархия отличается от «дружинного государства» как формы государственного правления? 10. Охарактеризуйте положение основных слоев населения Руси. 11. Опишите повседневную жизнь различных слоев населения Руси.
12. Составьте простой план на тему «Развитие хозяйства Руси второй половины X — первой половины XI в.» и подготовьте по нему рассказ.
13. Составьте сравнительную таблицу «Становление феодальных отношений в странах западной Европы и Руси-Украине» (в тетради). Определите общие и отличительные черты.
14. Подготовьте рассказ о повседневной жизни представителя одного из слоев населения Руси в конце X — первой половине XI в.
Практическое занятие «Воображаемое путешествие по киеву времен ярослава Мудрого»
Цель: определить, какие изменения произошли в Киеве в период правления Ярослава Мудрого.
Задание для подготовки к практическому занятию: объединитесь в малые группы, распределите роли и подготовьте театрализованные сообщения о воображаемом путешествии в Киев времен Ярослава Мудрого (используя дополнительную литературу или ресурсы Интернета).
Ход занятия
1. В составе малых групп представьте перед классом свои театрализованные сообщения о воображаемом путешествии в Киев времен Ярослава Мудрого.
2. Сформулируйте выводы согласно цели занятия.
Коментарі (0)