Брестская (Берестейская) церковная уния. Создание греко-католической церкви
- 12-09-2022, 09:36
- 326
8 Клас , История Украины 8 класс Власов
§ 10. БРЕСТСКАЯ (БЕРЕСТЕЙСКАЯ) ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ. СОЗДАНИЕ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
1596 г. - православный и униатский соборы в Берестье (Брест). Постановление униатского собора об образовании греко-католической церкви.
1599-1613 гг. - деятельность униатского митрополита Ипатия Потия.
1613-1637 гг. - деятельность униатского митрополита Иосифа Вельямина Рутского.
Почему после путешествия в Ватикан епископов ожидала благосклонная встреча короля и враждебная - православных земляков? Как Берестейская уния православной и католической церквей связана с решением Люблинского сейма?
О событиях одного декабрьского дня 1596 г. в ватиканском зале Константина, где проходила официальная церемония принятия двух православных епископов в римско-католическую церковь, положившая начало церковной унии, свидетельствует папский церемониймейстер: Упомянутые два епископа (Ипатий Потий и Кирилл Терлецкий) пришли в греческом одеянии, которое носят в их странах, замерев в пространстве между скамьями, они, по их обычаю, поцеловали землю, а затем то же сделали посредине этого свободного пространства, а в третий раз перед стопами папы... первый из них, по имени Ипатий, дал папе письма... Тогда... учинили исповедь веры, и то первый... отчитал ее по-латыни, а второй, Кирилл... учинил ее по-гречески или руски».
1. Кто и как способствовали унии (объединению) православной и католической церквей?
Церковному собору, одобрившему унию, предшествовали длительные тайные переговоры между православными священниками, Ватиканом, украинской верхушкой, представителями польской католической церкви и королевским двором.
Чтобы ускорить претворение идеи унии в жизнь, двое из православных епископов - ее поборники Ипатий Потий и Кирилл Терлецкий - отправились в Рим, где в конце 1595 г. произошла их встреча с папой римским и официальная церемония объединения епископов с католической церковью. Но окончательное решение об унии должен был принять церковный собор. Он был назначен на 6 октября 1596 г. в г. Берестье (ныне - г. Брест в Беларуси).
Надежды, возлагаемые на унию церквей ее сторонниками среди православных. Посредством унии с римско-католической церковью некоторые надеялись достичь единства своего народа. Ибо только настоящее равенство в правах (именно его добивался, например, украинский князь Василий-Константин Острожский) обеих церквей в католической Польше могло бы пресечь преследования православных. Необходимо было сохранить традиционный греческий обряд и язык богослужений. Кроме того, уния способна была, как казалось ее сторонникам, решить проблему подчинения Украинской православной церкви: после ее перехода под верховенство папы римского отпадала потребность борьбы с претензиями Московского патриархата.
Были и личные мотивы. Высших православных иерархов весьма тревожила утрата собственного авторитета в церковной жизни. Речь уже шла о том, что за дело обновления украинской церкви взялись братства. Их влияние с каждым годом росло. Заручившись поддержкой восточных патриархов, братства получили право контролировать деятельность высших церковников. Поэтому в унии православные епископы, да и сам митрополит Михаил Рогоза, усматривали возможность избавиться от опеки братств.
Мнения католиков об унии. В Польше относительно унии церквей единодушия не было. Одни вообще выступали против какого бы то ни было объединения, другие же (а их было большинство во главе с королем) не отрицали возможности унии. Однако польским правителям не нужна была авторитетная украинская церковь, равная в правах с польской. Поэтому унию церквей они толковали как обращение в католицизм. В трактате «О единстве церкви Божьей под одним Пастырем» проповедник-иезуит Петр Скарга убеждал читателей, что истинной является лишь одна церковь - римско-католическая, поэтому полезнее всего было бы «отбросить ошибки греков и объединиться с очагом истинной веры».
Такое толкование унии католиками вызвало у православных возмущение. Впоследствии сторонников объединения стало меньше, его стали отрицать даже бывшие инициаторы, в частности князь В.-К. Острожский.
2. Почему вспыхнула литературная полемика? Какими были лагеря полемистов?
Вокруг идеи объединения церквей развернулся острый и весьма интересный спор (полемика). Представители различных взглядов высказывали свои мнения в литературных произведениях, называемых полемическими. До настоящего времени сохранилось около 200 памятников литературы представителей различных лагерей - сторонников и противников унии.
Один из наиболее выдающихся православных писателей-полемистов, труды которого были опубликованы при жизни, - Герасим Смотрицкий. Его перу принадлежат несколько блестящих трактатов, в частности «Ключ царства небесного...», напечатанный в 1587 г. в Остроге.
Выдающимся памятником полемической литературы был «Тренос» («Плач»), 1610 г. Его создал Мелетий Смотрицкий, сын Герасима. Это художественно совершенное и оригинальное произведение, написанное на польском языке, раскрыло положение православных украинцев, страдающих от национально-религиозных притеснений. В отличие от других полемических трактатов, оно не было направлено против какого-либо конкретного произведения или события. «Тренос» скомпонован как плач Церкви-Украины, покинутой и презренной собственными детьми: «Горе мне, бедной, горе несчастной, ах - со всех сторон ограбленной, на мировое посрамление моего тела изо всех риз обнаженной! Горе мне, невыносимыми тяготами отягощенной: руки в оковах, ярмо на шее, путы на ногах, цепи на бедрах, меч над головой обоюдоострый, вода под ногами глубокая, огонь по сторонам - негасимый, отовсюду крики, отовсюду страх, отовсюду преследования!».
Мелетий Смотрицкий.
Исключительной самобытностью отличались произведения украинского полемиста православного лагеря Ивана Вышенского. До нашего времени их сохранилось 16.
При жизни писателя было опубликовано только одно произведение - «Послание к епископам», в котором с чрезвычайной силой высказано суждение об унии, которого, по мнению писателя, должен придерживаться простой народ.
Ипатий Потий в своем полемическом произведении «Уния, или Изложение предыдущих артикулов...» писал: «Знай же тогда, христианский брат, что главнейших артикулов, препятствующих тому согласию, есть пять: первый - о происхождении Духа Святого; второй - о чистилище; третий - о верховенстве видимого и старейшего пастора; четвертый - о календаре; а пятый - приложение к тому - об антихристе, чтобы люди видели, что когда же пришел антихрист, то он главный, которого люди ожидают... Чтобы, прочитав, ты не сказал, что (не знаешь), столько тех артикулов, относительно которых с римлянами не соглашаемся! Я в том тебя неоспоримо убеждаю, что только в тех пяти увидишь, что больше подвергаешься давлению, нежели правде, всё остальное - покой и согласие. Ибо вся служба Божья, святые таинства и все другие церемонии и обряды нашей святой Восточной Церкви остаются целыми и ни в чем не нарушенными».
Перефразируйте предложение в проблемный вопрос и дайте на него аргументированный ответ. • Полемическая литература отражает богатство духовной жизни и духовных исканий украинских просветителей конца 16 - первой половины 17 в.
3. Как происходили церковные соборы в Берестье? На каких условиях возникла греко-католическая церковь?
К Берестейскому собору готовились не только сторонники унии, но и ее противники, которых с каждым днем становилось больше (так, изменили свою позицию относительно объединения церквей, отказавшись от унии, епископы Гедеон Балабан и Михаил Копыстенский). Отрицали унию братства и монастыри. Чужда она была большинству шляхты и мещан. Не поддерживало ее и крестьянство.
Антиуниатскую борьбу возглавил князь Василий-Константин Острожский. В одном из своих посланий, написанном еще до римской поездки епископов, князь заявил о своей готовности задействовать в борьбе против унии 15-20-тысячное войско. Многочисленные протесты православных свидетельствовали, что о добровольном объединении церквей не может быть и речи.
Противники унии позаботились об авторитетном представительстве в Берестье. Кроме двух епископов - Г. Балабана и М. Копыстенского, они пригласили представителя константинопольского патриарха Никифора, который, согласно решению собора восточных патриархов, имел первенство перед митрополитами. Для участия в Берестейском соборе прибыл также представитель александрийского патриарха Кирилл Лукарис.
Грамота Берестейской унии с подписями и печатями участников собора. 8 октября 1596 г.
Медаль с надписью: «В ознаменование приобщения русинов».
• Подумайте, когда, при каких обстоятельствах и по чьему приказу была отчеканена медаль. Кто изображен на ней?
Правда, авторитет высоких восточных церковных деятелей мог повлиять на ход событий лишь при условии совместного собора. Он же в Берестье не состоялся. Но, не придя к согласию, каждая из сторон 8 октября начала свои отдельные соборы.
Православные собрались во дворце, где остановился В.-К. Острожский. Сторонники унии проводили собор в городской церкви Св. Николая. Именно в ней было утверждено предыдущее решение об объединении церквей. Так была образована греко-католическая (униатская) церковь.
Новая церковь подчинялась папе римскому. Были признаны некоторые основы католического вероучения (догматы), в частности догмат о происхождении Святого Духа от Отца и Сына (православные признают, что Дух Святой происходит лишь от Отца). Церковные обряды, праздники, таинства, особенности храмового строительства, иконописи, церковных песнопений оставались православными, языком же богослужений признавался церковнославянский.
Король Сигизмунд III поддержал унию и признал законными решения собора, состоявшегося в церкви Св. Николая. Греко-католическое духовенство, как и католическое, освобождалось от уплаты налогов, униатская шляхта наравне с католической могла претендовать на государственные должности. Кроме того, греко-католическим епископам было обещано место в сенате, но эта договоренность осталась неосуществленной. Украинская же православная церковь, невзирая на большое количество сторонников, оказалась вне закона.
4. Что определяло положение греко-католической церкви?
С первого года существования греко-католическая церковь попала в сложное положение. С одной стороны, униатские епископы вопреки заверениям польской власти не получили тех же прав, что и католическое духовенство, следовательно, достичь равенства церквей, как надеялись сторонники унии, они не смогли. С другой стороны, большинство украинского населения не понимало униатской церкви и относилось к ней, как к чужой, образованной из-за измены отцовской вере. К тому же власть Речи Посполитой поддерживала ее в борьбе против Украинской православной церкви. Ситуация обострялась и имущественными спорами: как униаты, так и православные все церкви и монастыри греческого обряда считали своими.
Иерархи греко-католической церкви прибегали к энергичным мерам, чтобы улучшить положение своей церкви. Среди них наиболее активным был епископ Ипатий Потий, ставший митрополитом после смерти Михаила Рогозы, - его даже называли «отцом унии». Он был талантливым проповедником, писателем-полемистом, однако призывал к насильственному захвату православных храмов и монастырей. Острую реакцию православных вызвали попытки митрополита доказать, что украинская церковь всегда была католической, и стремление отдать униатам древние православные святыни. Из-за этого И. Потий, имея титул киевского митрополита, должен был находиться в Вильно. В Киев его не пустили казаки.
Много усилий к развитию униатской церкви приложил и митрополит Иосиф Велъямин Рутений. В отличие от своего предшественника, он настойчиво искал общий язык с православными, усматривая в согласии главное условие возвышения обеих церквей. Одновременно митрополит развернул деятельность, направленную на упорядочение и обновление церковной жизни, в частности осуществил реформу униатского монашества, объединенного в один орден - василианский. Наподобие иезуитов, василиане занимались просветительской и миссионерской деятельностью.
1. Ипатий Потий.
2. Иосиф Велъямин Рутений.
• На каких положительных чертах деятельности греко-католической церкви акцентирует внимание историк? • Сравните положение греко-католической церкви в первой половине 17 в. и в 18 в. Подумайте над причинами произошедших изменений.
Выдающийся украинский историк первой половины 20 в. Дмитрий Дорошенко о деятельности греко-католической церкви заметил: «Здесь, в Галичине, уния на протяжении 18 века реформировала церковную жизнь, повысила образовательный уровень духовенства, приняла консервативный характер и, в свою очередь, сделалась главным защитником украинской народности против полонизации... Это она, собственно, спасла Галичину от национальной смерти. Она успела сделаться отцовской верой, и народ крепко к ней привязался».
Проверьте себя
1. Дайте определение понятиям: • полемическая литература; • греко-католическая церковь; • василианский орден.
2. Установите хронологическую последовательность событий: • введение в Речи Посполитой нового, григорианского, календаря; • православный и униатский соборы в Берестье. Постановление униатского собора об образовании греко-католической церкви; • Люблинская уния. Образование Речи Посполитой.
3. Дайте ответы на вопросы: • Что послужило причиной благосклонного отношения к идее объединения православной церкви с католической в кругах вельмож и высшего духовенства? • Почему идея унии не получила широкой поддержки среди большинства населения, а впоследствии даже утратила многих бывших сторонников?
4. Дайте ответы на вопросы: • Чем объясняется благосклонное отношение к идее объединения православной церкви с католической среди властей и высшего духовенства? • Почему идея унии не получила широкой поддержки среди большинства населения, а впоследствии даже лишилась части своих сторонников? • Как литературная полемика свидетельствует о культурном и общественном развитии Украины в то время? • Чем завершились церковные соборы в Берестье 1596 г.? • Чем положение греко-католической церкви отличалось от православной?
5. К лагерю сторонников или противников унии принадлежали перечисленные ниже исторические деятели и религиозные объединения: • король Сигизмунд III; • князь В.-К. Острожский; • митрополит М. Рогоза; • епископы И. Потий, К. Терлецкий; • епископы Г. Балабан, М. Копыстенский; • братства; • монастыри; • папа римский?
6. Какие из утверждений отображают принципы, на которых возникла греко-католическая церковь: • подчинялась константинопольскому патриарху; • признавала верховенство папы римского; • полностью оставалась на принципах православного вероучения; • признавала некоторые важные догматы католического вероучения; • языком богослужений оставался церковнославянский; • пользовалась для богослужений латынью; • сохранила православный обряд; • переходила на католический обряд?
Коментарі (0)