Образование, архитектура и изобразительное искусство
- 12-09-2022, 12:39
- 298
8 Клас , История Украины 8 класс Власов
§ 30. ОБРАЗОВАНИЕ, АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Воспользовавшись изображениями и текстовками к ним, сравните архитектурные сооружения: казацкий барочный храм и храм княжеской эпохи.
1. Борисоглебский собор в Чернигове. 30-е годы 12 в.
• Церковь воплощала образ идеального - просторного и совершенного - мира: храм с внешней стороны имел лицо (фасад) и спину (апсиды); внутреннее пространство также было четко ограничено, у него было начало и конец, оно состояло из трех разделенных частей - места для крещения, места для верующих и места для духовенства.
2. Церковь Св. Екатерины в Чернигове (1716).
• Барокковый храм не имел четко выраженного фасада, был одинаков со всех сторон - казалось, будто он всё время вращается вокруг своей оси. Так же и внутреннее пространство лишено четких пределов. Стены в нем выгибаются, создавая впечатление бесконечности.
1. Каковы особенности украинской архитектуры того времени? Какие памятники воплощают черты барокко в архитектуре?
Европейскую архитектуру второй половины 17-18 в. определяют как архитектуру барокко. Барочным сооружениям присущи нагромождение роскошных украшений, подчеркнутая декоративность, грандиозность. Сочетание собственных традиций и европейского влияния создало условия для расцвета во второй половине 17 - первой половине 18 в. на территориях Гетманщины и Слобожанщины своеобразного стиля, названного украинским, или «казацким», барокко. Больше всего украинских барочных сооружений построено в правление гетмана И. Мазепы. Уже говорилось о том, что на его средства соорудили до десяти храмов. При И. Мазепе барочные черты приняли сооруженные во времена Киевской Руси соборы - Софийский и Михайловский Златоверхий, восстановленные при содействии гетмана. Перестроены в стиле барокко и Успенский собор, и Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской лавры. Собственно, в таком барокковом виде эти храмы и сохраняются доныне. Так, в Софийском соборе над внешними галереями надстроили второй этаж и несколько новых куполов. Почти всем куполам придали характерные барокковые (грушевидные) формы, покрыли их золотом. Тогда же была построена величественная 76-метровая колокольня, украшенная густым растительным орнаментом (архитектор Иоганн Шедель).
Часть восточного фасада Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры. Конец 17 - начало 18 в.
Георгиевская церковь Видубицкого монастыря. 1696-1701 гг.
Роскошные лепные украшения были характерной отличительной чертой казацкого барокко.
Щедро использовали их, в частности, в Троицкой надвратной церкви (растительный) и церкви Всех Святых (из геометрических элементов) Киево-Печерской лавры.
Как и прежде, на территории Украины большинство церквей строили из дерева. Однако теперь деревянное строительство развивалось в тесной взаимосвязи с каменным. И каменные, и деревянные храмы возводили по тем же канонам, в основе которых лежала трехдольная планировочная структура. Украинскую традицию барокковых каменных пятидольных храмов (в плане представлял собой равносторонний крест) открывает Николаевская соборная церковь в Нежине (1658).
Выдающимися образцами этой планировочной структуры являются Троицкая соборная церковь Густынского монастыря, Георгиевская церковь Выдубицкого монастыря в Киеве.
Георгиевскую церковь Выдубицкого монастыря в Киеве считают хрестоматийным примером памятника архитектуры украинского барокко. Благодаря гармоничным пропорциям и выразительному архитектурному убранству этот храм считается шедевром казацкого барокко.
Георгиевский храм построен на средства стародубского полковника Михаила Миклашевского; заложен в 1696 г., а завершено строительство в 1701 г.
Типичную трехдольную трехкупольную церковь, характерную для украинской деревянной архитектуры по пропорциям и силуэту, воссоздает харьковский Покровский собор. Это первый трехкупольный каменный храм Слобожанщины, служивший своеобразным эталоном для других каменных церквей региона вплоть до конца 18 в. Построен двухэтажный собор в 1689 г.
Одним из лучших архитектурных памятников украинского барокко является Ильинская церковь в Субботове на Черкасщине. Она построена на средства Богдана Хмельницкого в родовом имении как его замковый храм и будущая усыпальница.
1. Покровский собор в Харькове. 1689 г.
2. Ильинская церковь в Субботове.
В традициях европейского барокко построена Соборная церковь Троицкого монастыря в Чернигове.
На Правобережье и западноукраинских землях, невзирая на количественное преимущество деревянных церквей, активно распространяется церковная архитектура в традициях европейского барокко.
Последние десятилетия 17 - первая половина 18 в. в украинской архитектуре примечательны и тем, что выросло внимание к гражданским сооружениям. По тогдашним художественным законам строили коллегиумы, магистраты, военные канцелярии, жилые дома. Выдающимся сооружением, в частности, стал корпус Киевской академии. Тогда был возведен первый этаж академии. На протяжении 1732-1740 гг. по проекту архитектора И. Шеделя был надстроен второй этаж с церковью. В конце 17 в. в Чернигове появились здания коллегиума и полковой канцелярии.
Дом полковой канцелярии в Чернигове. Конец 17 в.
2. В чем состоит своеобразие изобразительного искусства?
Гравюра И. Щирского к книге Ф. Орлика. 1698 г.
Икона «Встреча Марии и Елизаветы» из церкви Покрова Богородицы. 30-е годы 18 в.
Исторические события последней четверти 17 в. отрицательно сказались на некоторых видах искусства. Так, упадок книгоиздания замедлил развитие гравюры. Однако с последних десятилетий 17 в. искусство гравюры возрождается. Примечательно, что впервые развивается гравюра на металле. Основателями киевской школы гравюры являются Александр и Леонтий Тарасевичи и их ученик Иннокентий (Иван) Щирский. Они не только основали в Украине школу гравюры на металле, но и подняли ее до европейского профессионального уровня. Эти граверы работали прежде всего для типографий Киева и Чернигова.
В гравюрах И. Щирского причудливые сплетения растительных орнаментов сочетаются с античными, глубоко символичными сюжетами и реалистическими изображениями. Такие признаки присущи и другим графическим памятникам эпохи барокко. В 1702 г. в Киеве был издан Киево-Печерский патерик с 40 гравюрами Л. Тарасевича.
В живописи, как и прежде, преобладает религиозная, хотя развивается и светская. В иконописи постепенно утверждались новые художественные принципы. В росписях украинских церквей стали более выразительно проявляться народные мотивы. Иконописные образы принимали черты, выхваченные из повседневной жизни, иногда приближаясь к светским. Так, икона «Встреча Марии и Елизаветы» из церкви Покрова Богородицы в Сулимовке на Киевщине похожа на вполне светскую сцену. Светскими элементами насыщен и ансамбль Спасо-Преображенской церкви в Великих Сорочинцах.
Своеобразное сочетание иконописных традиций и современных художественных достижений наблюдалось в творчестве западноукраинских мастеров Ивана Рутковича и Иова Кондзелевича.
Иван Руткович (? - 1703) - один из наиболее известных украинских художников второй половины 17 в., единственный тогдашний западноукраинский иконописец, оставивший достаточно большое творческое наследие, в котором соединил достижения западноевропейской живописи с традиционной украинской иконописью. Его новаторство проявилось в использовании новых сюжетов, элементов светской и портретной живописи.
Наиболее известным и наилучшим произведением мастера (и одним из лучших иконостасных ансамблей в украинском искусстве в целом) считают восьмиярусный иконостас церкви Рождества Христового в г. Жолква (1697-1699), позже названный Скварявским, поскольку был перенесен в церковь соседнего села Скварява Новая. Наиболее совершенным произведением Ивана Рутковича из этого иконостаса считают икону «Архангел Михаил», изображенную на дверях диаконов.
Архангел Михаил. Художник И. Руткович. Икона (двери диаконов) из иконостаса церкви Рождества Христового в г. Жовква.
Долгим был путь художественного становления Иова Кондзелевича. Художник настойчиво искал новые способы выражения, отказался от внешней декоративности, отдавая предпочтение раскрытию внутреннего мира человека. Иов Кондзелевич - один из первых украинских иконописцев, смело трактующий образы библейских и евангельских персонажей, придавая им ярко индивидуализированные черты портретного характера. Наибольшим достижением художника и самым совершенным образцом украинского бароккового искусства на западноукраинских землях является пятиярусный иконостас, выполненный с группой помощников в 1698-1705 гг. для Крестовоздвиженской церкви монастыря Скит Манявский на Прикарпатье (ныне Ивано-Франковская обл.). Составляющие композиции художник выполнял сам, в частности две больших иконы «Вознесение Христа» и «Успение Богородицы».
Икона Вознесения Христового. Художник И. Кондзелевич. Из иконостаса Крестовоздвиженской церкви монастыря Скит Манявский (Богородчанский иконостас).
Икона «Распятие» с портретом лубенского полковника Леонтия Свечки. Конец 17 в.
На протяжении второй половины 17-18 в. особенно популярной в Украине стала икона Покрова Богородицы. В нижней части таких икон размещались реалистические изображения представителей казацкой старшины, кошевых атаманов, гетманов. Сохранилась икона Покрова Богородицы с изображением Богдана Хмельницкого из Покровской церкви с. Дешки (Богуславский р-н Киевской обл.). Исторических деятелей того времени можно увидеть и на других иконах эпохи. Так, на иконе «Распятие» есть портрет лубенского полковника Леонтия Свечки.
Развивалась и светская портретная живопись. Портреты заказывали представители казацкой старшины, поэтому их и называют казацкими. Прекрасным образцом казацкого портрета является изображение Стародубского полковника Михаила Миклашевского (1705) и знатного войскового товарища Григория Гамалии (последние десятилетия 17 в.).
1. Портрет Михаила Миклашевского. 1705 г.
2. Портрет Григория Гамалии. Конец 17 в.
3. Каким было состояние образования и книгоиздания в Украине? Какую роль в культурной жизни играла Киево-Могилянская академия?
Несмотря на неблагоприятные социально-политические условия для развития, образование в украинских землях во второй половине 17 - первой половине 18 в. оставалось на довольно высоком уровне. Низшим звеном в системе образования были начальные школы. Их количество в 18 в. неуклонно увеличивалось. Так, в Слободской Украине в 1732 г. было 129 школ, а в семи из десяти полках Гетманщины тогда действовали 866 школ. В некоторых полках были школы и в селах. Сельские и городские школы содержались громадой - всем взрослым населением прихода, следовательно, были действительно народными. Подобные начальные школы существовали и на западноукраинских землях.
1. Киево-Братский монастырь со зданиями Киево-Могилянской академии. Гравюра 19 в.
2. Здание Черниговского коллегиума.
Изображение студентов Киево-Могилянской академии и ее главного корпуса. Гравюра И. Щирского. 1689 г.
Способные дети имели возможность продолжить обучение в коллегиумах, создаваемых по образцу Киево-Могилянской академии. До первой половины 18 в. на землях Левобережной Гетманщины и Слобожанщины действовали коллегиумы Черниговский (1700), Харьковский (1726) и Переяславский (1738). В них обучались не только дети священников, казацкой старшины и шляхтичей, но и выходцы из крестьян и мещан. Количество студентов в них было значительным: так, в Чернигове ежегодно обучалось 700-800 человек.
Высшим учебным заведением в Украине, главным очагом науки и искусства во второй половине 17 - первой половине 18 в. оставалась Киево-Могилянская академия. Она была одним из самых авторитетных высших учебных заведений в Восточной Европе. В академии учились студенты из Беларуси, России, Молдовы, южнославянских стран. После Полтавской битвы дела украинского образования подпали под контроль царского правительства: по царскому указу было сокращено количество студентов (в 1710 г. из 2 тыс. воспитанников осталось только 165), от преподавания отстранили тех, кто, по мнению российских чиновников, был недостаточно предан царю.
Кроме того, царское правительство всячески поощряло переезд украинцев в Москву. Высшие церковные деятели Российской империи были украинцами: епископ Стефан Яворский стал рязанским митрополитом, президентом Синода; ректор Киево-Могилянской академии Феофан Прокопович был новгородским архиепископом, заместителем президента Синода.
Личность
Феофан Прокопович (1677-1736) прославился как церковный деятель, педагог, ученый-энциклопедист, писатель-новатор. Он оставил богатое и разнообразное научное и литературное наследие. Писал стихи на латинском, польском, украинском языках, исторические произведения, проповеди, философские и политические трактаты, учебники и т. п. Образование Ф. Прокопович получил в Киево-Могилянской академии и в европейских учебных заведениях. В 1705-1716 гг - профессор Киево-Могилянской академии, где преподавал поэтику, риторику, физику, математику, историю, философию, теологию (в 1711-1716 гг. был ректором). Он автор первой исторической драмы на темы отечественной истории «Владимир», которую в 1705 г. поставили студенты Киево-Могилянской академии. В 1716 г. по царскому приказу Ф. Прокопович поехал в Петербург, где стал одним из ближайших советников царя по вопросам церковной реформы (помог ликвидировать патриархию и создать подконтрольный царю Синод) и внутренней политики.
Феофан Прокопович
Проверьте себя
1. Где расположены архитектурные сооружения эпохи?
2. Выберите из перечня памятники архитектуры, созданные в конце 17 - первой половине 18 в.: • гравюры Л. Тарасевича для Киево-Печерского патерика; • иконы Н. Петрахновича для Успенской церкви во Львове; • Георгиевский собор Выдубицкого монастыря в Киеве; • Преображенская церковь в Великих Сорочинцах; • гравюры львовского «Апостола»; • миниатюры Пересопницкого евангелия.
3. Какие коллегиумы действовали в этот период на землях Левобережной Гетманщины и Слобожанщины: • Черниговский; «Львовский; «Харьковский; • Переяславский; • Одесский?
4. Какие архитектурные сооружения построены или перестроены гетманом И. Мазепой в стиле украинского барокко: • Братская Богоявленская церковь в Киеве; • Преображенский собор в Великих Сорочинцах; • Никольский собор в Киеве; • церковь Всех Святых Киево-Печерской лавры; • Софийский и Михайловский Златоверхий соборы в Киеве; • Успенский собор и Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской лавры; • Георгиевский собор Выдубицкого монастыря в Киеве?
5. Кто из украинских деятелей искусства 17 - первой половины 18 в. творил в сфере изобразительного искусства: «Ф. Прокопович; И. Кондзелевич; «Л. Баранович; • И. Галятовский; • Д. Туптало; • Ф. Софонович; • И. Щирский; • И. Руткович; • Л. Тарасевич?
6. Дайте ответы на вопросы: • Каковы особенности развития культуры во второй половине 17 - первой половине 18 в.? • Что характерно для развития архитектуры этой эпохи?
Коментарі (0)