Церковная жизнь в XVI в.
- 12-09-2022, 15:24
- 295
8 Клас , История Украины 8 класс Гисем, Мартынюк
§ 5. Церковная жизнь в XVI в.
Прочитав этот параграф, вы сможете: характеризовать реформационные и контрреформационные движения, распространившиеся на украинских землях; оценивать значение деятельности православных братств; определять особенности положения православной церкви; объяснять понятия и термины «церковные братства», «протестантизм», «право патроната», «арианство».
1. Расскажите о положении православной церкви на украинских землях в составе Польского королевства и Великого княжества Литовского во второй половине XIV — XV в. 2. Когда единая для восточнославянских земель Киевская митрополия была разделена на Московскую и Киевскую?
1. Положение православной церкви.
Период XVI в. исследователи называют темным временем в истории украинской православной церкви. Тогда церковная жизнь на территории Украины развивалась под иноверной польско-литовской властью. И хотя провозглашалось терпимое отношение к православию, обеспечение прав и привилегий православной церкви, в церковной жизни нарастал глубокий кризис. В то же время именно в этот период развились такие особенности украинского православия, как активное участие в жизни церкви светских лиц и сближение церковной жизни, духовного образования и школы, вынужденных противостоять наступлению латинской культуры, католицизма и реформационным движениям.
Негативное влияние на положение православной церкви оказывало существующее в Польском королевстве и Великом княжестве Литовском право патроната, или «право подавання». В соответствии с ним вопрос о назначении на митрополичью и епископскую кафедры зависел от великого князя литовского и польского короля. После Люблинской унии ситуация ухудшилась. Польские короли по праву патроната стали, «подавая хлебы духовные и раздавая столицы духовные», назначать на должности епископов и архимандритов (настоятелей монастырей) за деньги. Должности в православной церкви получали светские лица (шляхта, военные) за долги государства этим людям, разного рода услуги по просьбе приближенных к королевскому двору лиц и т. д.
Правом патроната в отношении православных церквей и монастырей пользовались на частных землях магнаты и шляхта. Оно заключалось в праве собственности на церкви и монастыри, основанные ими в их имениях, селах и городах. Священников в таких приходах не выбирал народ, а их назначали патроны-шляхтичи по «праву подавання». Поэтому жизнь церковной общины зависела от вероисповедания владельца имения или города и его отношения к православию. Магнаты и шляхта распоряжались церквями и монастырями по праву собственности: закладывали, обменивали, продавали, сдавали в аренду, отдавали как приданое и т. д.
Замок Я. Потоцкого, построенный для защиты от татар в 1579 г. Костел и доминиканский монастырь в Летичеве. Рисунок Н. Орды. XIX в.
Польская власть предоставила православной церкви намного меньше прав по сравнению с католической. Православных епископов не допускали к участию в работе сената — верхней палаты сейма. Православное духовенство, в отличие от католического, должно было платить налоги. Несмотря на то что с 1573 г. польские короли обещали осуществлять политику религиозной веротерпимости, фактически польская власть и католическое духовенство негативно относились к православию, усматривая в нем препятствие для продвижения католицизма на восток.
2. Реформационные и контрреформационные движения на украинских землях.
В XVI в. Европу охватила Реформация — церковно-религиозные и общественно-политические течения, направленные против католической церкви. С распространением в Европе реформационных идей связаны пробуждение национального сознания, развитие культуры отдельных народов и возникновение протестантизма.
В 30—40-х гг. XVI в. из Европы через Польшу на украинские земли стали проникать реформационные учения. Одним из таких учений был кальвинизм. Основатель учения Жан Кальвин считал, что судьба человека заранее предопределена Богом, призывал трудиться, быть бережливым и копить богатства. На территории Украины общины кальвинистов возникали в крупных имениях или городах, которые принадлежали магнатам. Первыми приняли кальвинизм семьи магнатов Потоцких и Радзивиллов. Их поддержали представители знатных православных родов (Вишневецкие, Хоткевичи, Сапеги). Общины кальвинистов возникали также в Закарпатье, Холмщине, Подляшье, в Перемышльской и Белзской землях. Второе течение протестантизма — лютеранство — на территории Украины не прижилось. Во второй половине XVI в. в Галичине, на Волыни, Подолье и Киевщине возникло арианство — направление в протестантизме, сторонники которого признавали только Бога Отца, отрицая тем самым христианское учение о Святой Троице.
Протестантизм — одно из основных (наряду с католицизмом и православием) направлений в христианстве, возникшее в период Реформации в XVI в. Сначала существовал в форме кальвинизма, лютеранства и англиканства.
Евангелист Марк. Миниатюра из Пересопницкого Евангелия. 1556—1561 гг.
Особенностью реформационных движений было то, что они распространялись лишь на отдельные слои населения. По подсчетам историка М. Грушевского, на украинских землях существовало около 100 небольших протестантских общин, созданных, как правило, шляхтой, и далеко не всегда украинской.
Распространение протестантизма на некоторое время замедлило проникновение католицизма в Украину. В основах Реформации (освобождение из-под власти Рима, приближение церкви к народу, перевод Библии на народный язык) украинское православное население видело средство противостояния католицизму, приспосабливая реформационные идеи к собственным потребностям.
Важным результатом распространения идей Реформации на украинских землях стало появление переводов Священного Писания. Так, в 1556—1561 гг. на Волыни было создано Пересопницкое Евангелие на украинском языке.
В 60-х гг. XVI в. в Украине распространялась Контрреформация — движение, начатое католической церковью для борьбы с Реформацией. В 1569 г. при поддержке польской власти на землях Украины возникло «Общество Иисуса» (Орден иезуитов). Благодаря настойчивой деятельности иезуитов, поддерживаемых польской властью, их сторонниками стали многие магнаты и шляхта, которых они обратили в католицизм (Радзивиллы, Хоткевичи, Сапеги). В 70—80-х гг. XVI в. на украинских землях иезуиты открывали свои школы, отличавшиеся высоким уровнем преподавания. Появление таких школ, в свою очередь, способствовало распространению католицизма.
3. Церковные братства.
В XV—XVII вв. на украинских землях разворачивалось движение церковных братств. Сначала православные мещане, создавая братства, преследовали благотворительную цель — заботиться о строительстве и обслуживании церкви, устраивать бесплатные обеды для бедных, готовить церковные торжества, помогать больным и т. д.
Церковные братства — религиозные и культурно-просветительские общества, которые создавались православными мещанами при церковных приходах Украины в XV—XVII вв.
Ставропигия — автономная (независимая) православная церковная единица, которая подчиняется не местным иерархам, а непосредственно патриарху и пользуется специальными правами.
Титульная страница книги, напечатанной во Львовской братской типографии
В XVI в. в условиях насильственного окатоличивания и национального гнета православных украинцев деятельность братств изменилась. Они стали защитниками прав православного населения. Члены братства обращались в суды с жалобами на действия польской администрации, посылали делегации с прошениями к королю. В то же время братства стремились очистить церковь от лиц, не достойных духовного звания, и обновить ее. Они также занимались просветительской деятельностью: открывали школы, типографии, библиотеки.
Первые братства — Благовещенское (1542 г.) и Николаевское (1544 г.) — возникли во Львове. Во второй половине XVI в. наиболее влиятельным стало Успенское ставропигийное братство во Львове.
По праву ставропигии оно подчинялось непосредственно константинопольскому патриарху, а не местным православным епископам. Львовское братство имело право верховенства над другими братствами и контроля за духовенством. Ему принадлежала Львовская братская типография, в которой работал московский первопечатник Иван Федоров. Примерно в 1585 г. возникла Львовская братская школа для детей мещан и священников, которая содержалась на средства братчиков. При содействии братства во Львове был открыт госпиталь-приют для больных и калек, построена Успенская церковь.
Деятельность Львовского Успенского братства стала примером для православных украинцев других городов. В конце XVI — начале XVII в. православные братства действовали в Перемышле, Рогатине, Тернополе, Луцке, Кременце, Судовой Вишне, Киеве и многих других украинских городах.
Выводы. В XVI в. православная церковь на украинских землях переживала кризис.
• Распространение реформационных движений способствовало развитию религиозного свободомыслия в Украине и выходу части верующих из традиционных церквей.
• В 60-х гг. XVI в. в Украине распространилась Контрреформация — движение, начатое католической церковью для борьбы с Реформацией.
• Деятельность братств помогала православным мещанам противостоять религиозно-национальным притеснениям, способствовала национальному и культурному пробуждению украинского общества.
Вопросы и задания
1. Как исследователи называют период XVI в. в истории украинской православной церкви? 2. Как влияло на развитие православной церкви право патроната? 3. Как распространение протестантизма в Украине повлияло на проникновение сюда католицизма? 4. Когда было создано Пересопницкое Евангелие? 5. Что такое церковное братство? 6. В чем заключалось право ставропигии Львовского братства?
7. Охарактеризуйте положение православной церкви в XVI в. 8. Как повлияло на религиозную ситуацию в Украине распространение здесь реформационных и контрреформационных движений? 9. Охарактеризуйте деятельность православных братств.
10. Составьте развернутый план на тему «Церковная жизнь в Украине в XVI в.».
11. Сформулируйте аргументы «за» и «против» религиозного согласия между католиками и православными. Какой, по вашему мнению, должна была быть роль государства в этом процессе?
Коментарі (0)