Берестейская церковная уния и ее последствия
- 12-09-2022, 15:27
- 364
8 Клас , История Украины 8 класс Гисем, Мартынюк
§ 8. Берестейская церковная уния и ее последствия
Прочитав этот параграф, вы сможете: определять предпосылки, особенности и результаты Берестейской церковной унии; характеризовать развитие полемической литературы; объяснять понятия и термины «греко-католическая церковь», «полемическая литература», «Берестейская церковная уния».
1. В чем заключались особенности церковной жизни на украинских землях в XVI в.? 2. Что такое право патроната? Какую роль оно играло в церковной жизни? 3. Как повлияла на церковную жизнь Люблинская уния?
1. Предпосылки Берестейской церковной унии.
Европейские государственные и церковные деятели не раз затрагивали вопрос о восстановлении единства христианской церкви. Интерес к этому особенно возрос в условиях распространения Контрреформации. Католическая церковь активизировала свои действия по расширению влияния на востоке с целью объединения католиков и православных под верховенством папского престола. В Речи Посполитой идею объединения (унии) православной и католической церквей предлагали иезуиты. В 1577 г. польский проповедник-иезуит Петр Скарга издал книгу «О единстве церкви Божьей под одним пастырем...», в которой обосновал необходимость объединения двух церквей.
Вопрос церковной унии обсуждался представителями Папы Римского с украинско-белорусской православной знатью. В целом она одобряла возможное объединение при условии, что оно состоится на основе равноправия. Благодаря унии она надеялась обновить православную церковь, приблизить ее к требованиям времени.
Украинско-белорусские православные епископы, разделявшие унийные настроения, усматривали в объединении путь к преодолению кризиса православной церкви и оздоровлению церкви в целом. Они считали, что благодаря этому избавятся от унизительной для духовенства зависимости от торговцев и ремесленников, объединенных в братства. Украинско-белорусская знать надеялась, что уния будет способствовать достижению православными фактического равенства в правах с католиками в Речи Посполитой, позволит православным иерархам наравне с католическими получить места в сенате.
Польская власть всячески поддерживала стремления униатских православных иерархов, считая, что единая вера укрепит государство. Церковная уния рассматривалась, во-первых, как путь к окончательному закреплению за собой украинских и белорусских земель, во-вторых, как переходный этап к чистому католицизму и, наконец, как средство денационализации украинцев и белорусов, поскольку с церковной латинизацией была связана и полонизация.
В украинском обществе существовали противники объединения церквей, которых возглавлял князь Константин-Василий Острожский. Поначалу он одобрил унию, полагая, что в нее должна войти вся восточная церковь, а объединение произойдет на основе равноправия православной и католической церквей. Однако понимание того, что у Речи Посполитой и представителей Папы Римского иные цели, обратило князя в противника унии.
2. Церковные соборы в Берестье 1596 г. и образование греко-католической церкви.
По настоянию Папы Римского польский король Сигизмунд III созвал церковный собор в городе Берестье, на котором должны были торжественно объявить об унии. Для участия в его работе прибыли митрополит и его епископы. 16 октября 1596 г. собор начал работу.
Сторонники унии христианской церкви и традиционного православия не нашли общий язык и почти сразу разделились на два отдельных собора. Противники объединения осудили деятельность митрополита Михаила Рогозы и тех епископов, которые приняли унию. В свою очередь, митрополит и верные ему епископы на своем соборе официально утвердили акт унии православной и католической церквей.
По условиям Берестейской унии православная церковь сохраняла восточный обряд, церковнославянский язык, выборное право на замещение митрополита и епископов, юлианский календарь и право вступать в брак для низшего духовенства. Вместе с тем признавалось верховенство Папы Римского как первоиерарха всей христианской церкви и принималась католическая догматика (церковные установки).
Митрополит М. Рогоза
В результате Берестейской унии на украинских землях возникла греко-католическая церковь. Фактически вместо одной церкви появились две, началась длительная борьба «Руси с Русью» — между православными и греко-католиками. Заявленного уравнивания в правах греко-католиков и католиков не произошло. Обещанных мест в сенате греко-католические епископы не получили. По праву патроната, существовавшему в Речи Посполитой, от светской власти зависело, какая именно церковь (греко-католическая или православная) будет существовать на подконтрольной ей территории.
Греко-католическая церковь — церковь, возникшая на украинских и белорусских землях в результате Берестейской церковной унии 1596 г.
Название «греко-католическая церковь» имеет историческое происхождение. До заключения Берестейской церковной унии украинские и белорусские православные на землях, которые входили в Речь Посполитую и подчинялись константинопольскому патриарху, относили себя к верующим восточного греческого обряда христианства и говорили, что исповедуют «греческую веру». После заключения унии тех, кто ее поддержал, в Риме стали называть «греко-католиками». Однако уже в 20-х гг. XVII в. сторонников унии чаще называли «русинами-католиками», или «объединенными», а верных православию — «необъединенными», или «схизматиками». Официальное название «греко-католики» впервые использовала для своих подданных австрийская императрица Мария Терезия в конце XVIII в.
В таких сложных условиях греко-католическое духовенство стало чинить препятствия попыткам католической церкви с помощью унии окатоличить и полонизировать украинское население. Отстаивая национальную идентичность, греко-католическая церковь подтвердила, что она является украинской церковью.
Украинская православная церковь, объявленная Речью Посполитой вне закона, не покорилась и продолжала искать пути для своего обновления. В этом она опиралась на поддержку украинских православных шляхтичей, мещан и нового общественного сословия — казачества. Защита православия стала одним из главных лозунгов украинского народа в национально-освободительной борьбе первой половины XVII в.
3. Развитие полемической литературы.
В конце XVI — первой половине XVII в. на украинских землях получила распространение полемическая литература. Ее авторы, придерживаясь определенных взглядов на религию и церковь, пытались опровергнуть позиции своих противников.
Полемическая литература — литературно-публицистическое творчество церковно-религиозного и национально-политического содержания в Украине в XVI—XVII вв.
Первым заметным произведением полемической литературы в Украине считается написанный по просьбе князя К.-В. Острожского ответ арианина Мотовила на книгу П. Скарги «О единстве церкви Божьей под одним пастырем...». Одним из первых православных писателей-полемистов стал ректор Острожской школы Герасим Смотрицкий. В изданных в 1587 г. произведениях «Ключ Царства небесного» и «Календарь римский новый» он резко критиковал католицизм и папство, защищал православие и обосновывал вред календарной реформы Папы Григория XIII. Произведения этого жанра получили распространение в Украине в связи с подготовкой и заключением Берестейской унии. Известными православными писателями-полемистами были Клирик Острожский, Стефан Зизаний, Мелетий Смотрицкий, Иоанн Вишенский, Иов Борецкий, Захария Копыстенский.
Важную роль в борьбе украинского народа за свою веру и язык сыграло произведение неизвестного автора начала XVII в. «Предостережение». Его автор ярко и образно описал угнетение православных католиками на территории Речи Посполитой, а противостоять этому, как считал автор, могли распространение знаний, образования, книгопечатания и деятельность братств.
В своих произведениях писатели-полемисты выступали против Берестейской унии и поддержавших ее православных иерархов. Они настойчиво отстаивали православную веру и осуждали учение католической церкви. В православии полемисты усматривали важнейший фактор самосохранения украинского народа и призывали всех неравнодушных защищать свою веру.
Выводы. Заключение Берестейской унии привело к появлению Украинской греко-католической церкви. В то же время в украинском обществе обострилось противостояние на почве вероисповедания.
• Появление полемической литературы способствовало формированию национального сознания украинского народа.
Вопросы и задания
1. Как воспринимали идею объединения церквей иезуиты? 2. Как относился к идее объединения церквей князь К.-В. Острожский? 3. Когда была заключена Берестейская церковная уния? 4. Как называлась объединенная церковь, возникшая в результате унии? 5. Что такое полемическая литература? 6. Назовите имена известных православных писателей-полемистов.
7. Назовите предпосылки заключения Берестейской унии. 8. К каким последствиям привела Берестейская уния? 9. Объясните, как вы понимаете выражение, что уния начала длительную борьбу «Руси с Русью». 10. Как влияло на религиозную ситуацию в Украине развитие полемической литературы?
11. По карте в атласе «Церковная жизнь на украинских землях в составе Речи Посполитой в XVI — первой половине XVII в.» назовите: 1) православные епархии Киевской митрополии; 2) православные епархии, принявшие Берестейскую унию. 12. Охарактеризуйте Берестейскую унию по плану: 1) предпосылки заключения; 2) причины заключения; 3) дата подписания унии; 4) основные положения; 5) результаты и последствия.
13. В противостоянии, возникшем между православными и греко-католиками после заключения Берестейской унии, протестантские общины сразу же принялись помогать православной церкви. Чем, по вашему мнению, это было обусловлено? Каким средствам борьбы с католической церковью протестанты могли научить православных?
Коментарі (0)