Церковная жизнь. Культура в конце XVII — первой половине XVIII в.
- 12-09-2022, 15:57
- 336
8 Клас , История Украины 8 класс Гисем, Мартынюк
§ 28. Церковная жизнь. Культура в конце XVII — первой половине XVIII в.
Прочитав этот параграф, вы сможете: рассказывать о том, как была подчинена Украинская православная церковь московскому патриарху; определять особенности развития украинской культуры в конце XVII — первой половине XVIII в.; узнать об основных достижениях украинской культуры этой эпохи; рассказывать о выдающихся представителях украинской культуры.
1. Назовите основные особенности украинской культуры предыдущих эпох. 2. Расскажите о главных достижениях украинской культуры XVII в.
1. Подчинение Украинской православной церкви Московскому патриархату.
С момента принятия Украинского государства под протекцию царя московское правительство не прекращало попыток подчинить православную церковь в Украине власти московского патриарха. Это позволило бы контролировать Украину не только политически, но и через веру населения.
Переломными стали события первой половины 80-х гг. XVII в. В 1684 г. Киево-Печерская лавра была передана под контроль московского патриарха. Московское правительство направило константинопольскому патриарху Якову царскую грамоту с предложением позволить Московской патриархии назначать киевских митрополитов. Не дожидаясь ответа (он был отрицательным), царь приказал И. Самойловичу провести выборы киевского митрополита и послать его на рукоположение в Москву. На соборе киевским митрополитом выбрали луцкого епископа Гедеона. В декабре 1685 г. Гедеон получил разрешение на митрополию, став «митрополитом Киевским, Галицким и Малой России», а традиционная часть титула киевских митрополитов — «и всея Руси» — была изъята.
Эти события стали катастрофой для Украинской православной церкви. Московский патриарх начал процесс обособления от митрополии отдельных епархий (первой стала Черниговская) и монастырей (Киево-Межигорский и Киево-Печерская лавра), которые теперь подчинялись непосредственно патриарху. Украинская церковь утрачивала не только свою самостоятельность, но и самобытность.
Свято-Троицкий кафедральный собор в Чернигове. Современный вид
2. Особенности развития культуры.
Развитие культуры этого периода основывалось на достижениях предыдущих лет и влиянии западноевропейского барокко.
Для культуры барокко были характерны следующие особенности: 1) причудливое сочетание деталей, линий, украшений; 2) интерес к человеческим чувствам и поступкам; 3) внимание к символам и аллегориям; 4) театральность, парадность.
В Украине культура барокко приобрела особые черты, что позволяет говорить о существовании украинского (казацкого) барокко. Кроме того, в культуре этого периода начали прослеживаться светские мотивы.
На характер культуры этого периода оказали влияние и изменения в социальной структуре украинского населения. Основную часть культурно развитого населения составляли уже не шляхта и духовенство, а казаки, казацкая старшина, мещане. Это вело к расширению базы, на которой развивалась украинская культура.
3. Образование и книгопечатание. Киево-Могилянская академия.
В конце XVII в. образовательный уровень населения казацкой Украины оставался относительно высоким. Здесь действовало много начальных школ, в которых учительствовали дьяки, странствующие студенты Киево-Могилянского коллегиума. В них учили читать, писать, считать, петь. Распространенным было и образование на дому.
Именно в этот период в Гетманщине возникла и получила распространение форма обучения и получения профессиональных знаний при канцеляриях. Здесь юноши выполняли различные поручения и одновременно обучались ведению канцелярских дел, составлению деловых бумаг. В Украине действовала профессиональная подготовка юношей через систему ученичества в ремесленных цехах. Такую подготовку получали и дети казаков в сечевой школе на Запорожье. Она готовила канцеляристов, кобзарей, трубачей, скрипачей, цимбалистов.
Возникали новые коллегиумы — Черниговский (1700 г.), Харьковский (1727 г.), Переяславский (1738 г.), считавшиеся средними учебными заведениями. Важным образовательным центром стал Харьковский коллегиум. Кроме традиционных предметов здесь изучались также инженерное дело, артиллерия и геодезия (одна из наук о Земле). Переяславский коллегиум занимался подготовкой духовенства для православных приходов Правобережья.
В коллегиумах изучали старославянский, украинский, польский, немецкий, французский языки, поэтику, риторику, философию, богословие, математику, физику, медицину, историю, географию, астрологию (астрономию), музыку.
На Правобережье и западноукраинских землях действовали преимущественно иезуитские коллегиумы — Луцкий, Каменецкий, Львовский, Перемышльский и другие. Высшее образование на украинских землях можно было получить в Киево-Могилянском коллегиуме (1632 г.) и Львовском университете (1661 г.).
Распространение грамотности среди населения способствовало развитию книгопечатания. Крупнейшей типографией в Украине из 13 существующих была Киево-Печерская. Среди изданных ею книг известна, в частности, «Ифика иерополитика» (1712 г.), в которой объяснялись нормы поведения. Издавались религиозные трактаты, буквари и другие книги. На западноукраинских землях действовала Львовская братская типография. Значительный вклад в развитие книгопечатания внесли Почаевская и Уновская типографии.
Харьковский коллегиум. Здание XVIII—XIX вв.
Вознесенский собор в Переяславе. Художник Т. Шевченко
Ф. Прокопович
Характерной особенностью книгопечатания того времени, несмотря на запреты Синода Русской православной церкви, стал рост изданий светской литературы.
А введенный при Петре I гражданский шрифт сделал книги более доступными для широкого круга читателей.
4. Развитие естественных наук.
В XVII—XVIII вв. на украинских землях, как и в других странах Европы, быстро развивалась наука. Особенностью науки в Украине было то, что в отличие от Европы, где она преодолевала мощное сопротивление церкви, здесь ее представителями в большинстве случаев были церковные деятели, иногда высшие иерархи. Так, Феофан Прокопович даже произнес перед студентами и преподавателями Киево-Могилянской академии специальную речь «О заслугах и пользе физики».
Выдающиеся деятели того времени уделяли внимание сложным вопросам астрономии, математики, медицины, географии. Так, И. Галятовский пытался раскрыть причины таких природных явлений, как солнечное и лунное затмения, облачность, дождь, ветер, молния и других. Е. Славинецкий перевел на славянский язык пособие по астрономии Везалия «Космография», по которому учились в медицинских коллегиумах. В 1707—1708 гг. Ф. Прокопович составил курс лекций по арифметике и геометрии для Киево-Могилянской академии.
В XVIII в. распространились медицинские знания. Появились врачи-украинцы, получившие ученую степень доктора медицины: И. Полетика, М. Кружень, П. Погорецкий и другие. В 1707 г. в Лубнах открылась первая в Украине полевая аптека.
5. Развитие литературы.
Со второй половины XVII в. начался период расцвета литературного творчества. Для литературы этого времени были характерны следующие особенности:
• сохранялась связь литературы и религиозного мировоззрения;
• искусство слова постепенно становилось самостоятельной областью творчества;
• все выразительнее проявлялись светские и эстетические функции литературы, возникали новые формы и способы художественнословесного изображения;
• основное внимание писателей сосредотачивалось на человеке, а также на его связи с Богом, происходило становление новых жанров художественной литературы.
Вторая половина XVII в. — это период расцвета украинской литературы стиля барокко. Наиболее ярко черты барокко проявлялись в поэзии. Поэтические произведения этой эпохи разнообразны — от общественно-политических до лирических.
Общественно-политическая поэзия связана с событиями Национально-освободительной войны под предводительством Б. Хмельницкого и Руины. Известны такие произведения: «Высыпался хмель из мешка», «Похвала стихами Хмельницкому от народа малороссийского», «Чигирин» и т. д.
Авторами религиозно-философской поэзии были представители духовенства — Л. Баранович, В. Ясинский, Д. Туптало, С. Яворский, Ф. Прокопович и другие, в произведениях которых затрагивались морально-этические проблемы. В поэзии этого направления ярче всего проявился стиль барокко — символика, аллегория, игра слов, усложненные ассоциации, натуралистичность деталей. Самую большую поэму (23 тыс. строк) на религиозную тематику написал И. Максимович («Богородица Дева»). Религиозно-философская поэзия также представлена и панегириками. Наиболее известными авторами были И. Величковский, Л. Баранович.
Большой популярностью пользовались эпиграммы (короткие стихи насмешливого содержания). Лучшими эпиграфистами считались Л. Баранович, И. Величковский, Д. Братковский, К. Зиновьев. В эпиграммах часто переплетались религиозно-философские и бытовые сюжеты.
Лучшие произведения лирической поэзии написаны С. Климковским, И. Бачинским, Д. Левицким, И. Мазепой, Л. Барановичем. Жанрово эта поэзия весьма разнообразна — это и описание социально-бытовых явлений, и изображение природы, и любовные элегии. Она наполнена народными образами и символами.
Значительную популярность приобрела и сатирическая стихотворная литература. В рукописных сборниках распространялись стихи К. Зиновьева (370 стихотворений) и И. Некрашевича («Ярмарка», «Исповедь»). В них воссоздавались колоритные бытовые сцены, высмеивались пороки общества, прославлялся честный труд земледельцев и ремесленников.
Д. Туптало
Синопсис
И. Галятовский. Евангелист Иоанн
Среди прозаического творчества ведущая роль сохранялась за полемической богословской литературой. К наиболее известным полемическим произведениям можно причислить: «Фундаменты», «Беседа» И. Галятовского, «Новая мера старой веры» Л. Барановича, «Наветы» анонимного автора.
К богословской литературе относятся и проповеди. Их авторы возвеличивали верность православию, стремление к миру, согласию и покою; осуждали зависть, коварство, неблагодарность, жадность, моральную распущенность. Наиболее яркими произведениями были «В истинной вере», «Мир с богом человеку» И. Гизеля, сборники проповедей Л. Барановича «Меч духовный» и «Трубы словес проповедных». Кроме того, известны проповеди Д. Туптала, С. Яворского, Ф. Прокоповича и других.
Продолжал развиваться и агиографический жанр (описание житий святых). Его выдающимся образцом считается четырехтомный сборник житий святых Д. Туптала.
С середины XVII в. в литературе возник жанр эзоповой басни. Ее изучали в школах, распространяли в рукописных сборниках. Со временем этот жанр способствовал формированию новой украинской литературы.
Немалую долю литературного наследия составляет историческая литература. Особое место в ней занимает «Синопсис» (1674 г.) — краткий очерк истории Украины и Московии от древнейших времен до последней четверти XVII в. (автор неизвестен).
В XVIII в. украинское общество интересовали события Национально-освободительной войны. В 1702 г. появилось первое произведение на эту тему — «Летопись Самовидца», созданное одним из деятелей времен Руины Р. Ракушкой-Романовским. Популярными стали работы С. Величко «Сказание о войне казацкой с поляками...» и «Повесть летописная о малороссийских и иных отчасти поведениях» и «Действия презельной брани...» Г. Грабянки. В XIX в. их называли казацкими летописями, хотя на самом деле это были типичные исторические произведения XVIII в., написанные в стиле барокко.
6. Архитектура.
Национально-освободительная война под предводительством Б. Хмельницкого, события Руины, народные восстания, войны Московии, Речи Посполитой с турками, татарами, шведами обусловили бурное развитие фортификационного (оборонительного) строительства. Не существовало такого города, в котором не было бы оборонительных сооружений из валов, рвов, деревянных или каменных стен, цепных мостов, башен. Развитие артиллерии обусловило и изменения в фортификации. Начали преобладать укрепления бастионного типа, возводившиеся даже вокруг древних крепостей и замков в Каменце, Хотине, Львове, Ужгороде и т. д. Крупнейшим оборонительным сооружением на украинских землях в начале XVII в. стала Киевская (Печерская) крепость.
Со второй половины XVII в. новый подъем переживало монументальное строительство. В Украине оно развивалось в двух направлениях: украинизации западноевропейского барокко и придании особенностей барокко украинской архитектурной традиции. Таким образом, искусствоведы говорят о существовании украинского (казацкого) барокко, которому присущи свои особые черты.
Для архитектуры барокко были характерны торжественность, грандиозность, склонность к подвижным композициям и декоративной насыщенности. Эти черты достигались при помощи определенных архитектурных приемов — противопоставлением больших и малых размеров, света и тени, сочетанием контрастных материалов и цветов, приданием архитектурному декору скульптурной выразительности.
Архитектура барокко в первую очередь повлияла на оформление старинных храмов. Сохраняя прежнюю структуру, они получили новый вид — причудливые декоративные фронтоны (передняя часть здания), обрамление окон и дверей, живописные многоярусные грушевидные купола, ступенчатые крыши. После реконструкции черты барокко приобрели София Киевская, Успенский собор Киево-Печерской лавры, Михайловский Златоверхий собор, Спасский и Борисоглебский соборы в Чернигове. Такими эти храмы сохранились до нашего времени.
Большинство сооружений в стиле барокко в Украине были построены во времена гетмана И. Мазепы или на его средства. К лучшим ансамблям культового назначения этого периода принадлежат Николаевский собор в Нежине (1668 г.), Троицкий собор Густинского монастыря (1671 г.), Покровская церковь в Харькове (1689 г.), Троицкий собор в Чернигове (1679—1695 гг.), Всехсвятская надвратная церковь Киево-Печерской лавры (1696—1698 гг.), Спасо-Преображенская церковь в Великих Сорочинцах (1734 г.), костел доминиканцев во Львове (1745—1749 гг.) и другие. Сюда можно причислить и колокольню Софии Киевской.
Кроме церковного, разворачивалось и светское каменное строительство. Возводились трапезные, коллегиумы, магистраты, войсковые канцелярии, жилые дома. Среди этих сооружений следует отметить корпус Киевской академии, кельи Киево-Печерской лавры, Троицкого и Елецкого монастырей Чернигова, дом Кочубея в Батурине.
Однако основным строительным материалом оставалось дерево. Много деревянных храмов той эпохи, особенно в Прикарпатье, Буковине и Закарпатье, сохранились до наших дней.
7. Искусство.
Со второй половины XVII в. украинская живопись начала быстро отступать от церковных канонов, в ней стало преобладать изображение реальных людей и событий. В творчестве художников этого периода доминировало влияние художественного стиля барокко.
Михайловский Златоверхий собор в Киеве
Спасо-Преображенская церковь в Великих Сорочинцах
Церковь Св. Юра в Дрогобыче
В монументальной живописи ярко проявлялись народные традиции. Особенно реалистично переданы образы людей из народа, пейзажи в оформлении церкви Св. Юра в Дрогобыче, а также в росписях деревянных храмов на Закарпатье. В Софии Киевской были выполнены новые росписи с использованием сюжетов, посвященных борьбе с татарами и поляками. В Успенском соборе Киево-Печерской лавры была создана портретная галерея украинской знати этой эпохи. В то же время киевские мастера стремились максимально сохранить старинные мозаичные и фресковые композиции.
Творчество народных мастеров проявилось в картинах Страшного суда. Новым героем стал образ казака-бандуриста — защитника Родины («Казак Мамай»), а также крестьянина-повстанца, борца против социального и национального гнета.
Продолжала развиваться иконопись. Наряду с библейскими персонажами на иконах стали изображать реальных персонажей — гетманов, старшин, рядовых казаков, мещан на фоне интерьеров той эпохи (иконы «Воздвижение Креста», «Запорожского Покрова» и т. д.).
Интересным явлением украинского барокко стал художественный центр в Жолкве. Так, И. Рутковим (около 1650—1707) традиционные сюжеты иконостасов представлял как полусветские картины с тонким колористическим решением и реалистическим изображением человеческих образов. Наиболее известными его произведениями являются иконостасы храмов в Жолкве, Волице-Деревлянской, Воле-Высоцкой, Новой Скваряве. Другой известный художник этой эпохи И. Кондзелевич (1667—1740) предпочитал сложные монументальные композиции, в которых отображались события реальной жизни украинского народа. Самые известные его работы созданы для монастыря Скит Манявский (хранятся во Львовском национальном музее), Белостоцкого и Загоровского монастырей на Волыни.
Сцена у колодца из иконостаса из Новой Скварявы. Художник И. Руткович. 1697—1699 гг.
Икона Знамения Богородицы. Фрагмент иконостаса И. Кондзелевича. Конец XVII — начало XVIII в.
К плеяде жолквовских художников принадлежат также Ю. Шиманович, М. Альтамонте, В. Петрахнович. Их творческое наследие представлено не только произведениями сакральной живописи, но и светскими портретами, батальными картинами.
В этот период развивалась украинская портретная живопись. Портрет как жанр светского искусства имел национальные особенности. В конце XVII — начале XVIII в. он еще сохранял тесную связь с иконописью. Были созданы монументальные портреты Б. Хмельницкого и известных казацких старшин. Светские портреты этого периода хорошо декорированы, различные орнаментальные элементы подчеркивают имущественное и социальное происхождение изображаемых. Расцвет портретной живописи приходится уже на вторую половину XVIII в. Большую популярность в те времена получил ктиторский портрет — изображение основателей и покровителей храмов.
Заметно развилась в этот период графика, тесно связанная с книгопечатанием. Книги иллюстрировались гравюрами, выполненными на дереве или металле. Важную роль в развитии графического искусства того времени сыграли братья Тарасовичи. Александр создал портретную галерею известных деятелей Украины, Леонтий выполнил цикл иллюстраций для «Киево-Печерского патерика» и Нового Завета.
Выдающимся мастером графики был И. Щирский. На его гравюрах растительные орнаменты органически сочетались с античными сюжетами и реалистическим изображением.
Во второй половине XVII в. высокого уровня развития достигло декоративно-прикладное искусство, в частности резьба по дереву. Резные геометрические или растительные орнаменты украшала мебель, ткацкие станки, телеги и т. д.
Из всех видов народного художественного творчества наиболее распространенными в Украине были ткачество и вышивка, связанные с художественным оформлением предметов быта, одежды, жилья.
8. Музыка и театр.
В конце XVII — первой половине XVIII в. завершается формирование основных черт народной музыки, которые существуют и сегодня. Народные думы и исторические песни исполняли кобзари, лирники, бандуристы. Упорядочивается народная инструментальная музыка, которая сопровождает все праздники — популярными становятся троистые музыки. Свое название они получили не по числу инструментов в ансамбле, а по выполняемым музыкантами функциям: мелодия, ритм, темп.
Слепой кобзарь с мальчиком-поводырем. Художник С. Васильковский
Бытовой многоголосый песенный жанр — кант (псалма) — приобрел национальные черты в поэтике и содержании музыки. В нем усиливаются светские мотивы. Мелодика кантов была источником и для культовой музыки того времени. Авторами кантов были выдающиеся культурные деятели той эпохи — Л. Баранович, Д. Туптало и другие.
Продолжало развиваться хоровое пение. Наиболее распространенным стал партесный концерт, где пели без инструментального сопровождения. Коллективы выступали во дворцах помещиков и церквях. Известны имена таких выдающихся певцов, как К. Коновский, И. Загвойский, А. Лешковский и другие.
Профессиональное музыкальное образование можно было получить в Киево-Могилянской академии, музыкальных школах при магистратах, духовных семинариях, оркестрах. В 1738 г. в Глухове была открыта специальная музыкальная школа.
В 1652 г. Б. Хмельницкий издал универсал о создании цеха музыки. Со временем такие цехи возникли в Стародубе, Нежине, Чернигове и других городах. Цеховики пели на торжественных церемониях, участвовали в военных походах, выступали на праздниках в больших поместьях.
Развивалось и театральное искусство. Наиболее популярным оставался вертеп. Вертепные спектакли стали более разнообразными — новых персонажей брали из сказок, легенд, преданий. Существенно расширилась народно-бытовая часть вертепного действа.
Школьный театр и школьная драма успешно развивались в Киево-Могилянской академии, где написание и постановка драм были обязательной составляющей учебного процесса. Представления школьного театра делились на рождественские и пасхальные. Самыми популярными драмами были «Комедия на Рождество Христово» Д. Туптала и «Слово о збурений ада». Школьная драма постепенно усложнялась, возникали ее разные формы — поучительные и исторические драмы и т. д. Во время спектаклей использовались декорации, предметы бутафории, сценические эффекты.
Выводы. Подчинение Киевской православной митрополии Московскому патриархату ослабило политические позиции гетманского правительства и имело далекоидущие последствия для Украинского государства, культуры, церковной жизни.
• Во второй половине XVII — первой половине XVIII в. украинская культура достигла небывалого расцвета. Особенно это проявилось в образовании, архитектуре и искусстве.
• В украинской культуре этого периода тесно связаны национальные традиции и западноевропейские влияния, что привело к появлению особого стиля под названием «украинское (казацкое) барокко».
• Пребывание Украинского казацкого государства в составе Московии, превращавшейся в Российскую империю, негативно повлияло на украинскую культуру: запреты, привлечение ведущих деятелей на службу в империи, ликвидация национальных признаков.
Вопросы и задания
1. Когда Киевская православная митрополия стала подчиняться московскому патриарху? 2. Какие факторы влияли на развитие украинской культуры конца XVII — первой половины XVIII в.? 3. Какие учреждения составляли систему образования на украинских землях? 4. Как было организовано обучение в Киево-Могилянской академии? 5. Что свидетельствовало о развитии книгопечатания на украинских землях? Назовите главные центры книгопечатания в Украине. 6. Какие жанры характеризуют развитие украинской поэзии? 7. Определите особенности богословской литературы этого времени. 8. Какая художественная школа преобладала в украинском искусстве конца XVII — первой половины XVIII в.? 9. Укажите основные черты искусства барокко. Назовите архитектурные памятники в стиле барокко. 10. В каких формах развивалась скульптура на украинских землях? 11. Какие жанры музыкального и театрального искусства распространились в конце XVII — начале XVIII в.?
12. При каких обстоятельствах украинская православная церковь утратила свою автокефалию? Какие это имело последствия? 13. В конце XVII — начале XVIII в. территория Левобережной Гетманщины характеризовалась высоким уровнем образованности населения, большая часть взрослого населения была грамотной. Чем это было обусловлено? 14. Почему во второй половине XVII — первой половине XVIII в. в Украине быстро развивалось оборонительное строительство?
15. Охарактеризуйте жанровое многообразие украинской литературы во второй половине XVII — первой половине XVIII в. Ответ представьте в виде схемы. 16. Используя дополнительные источники информации, составьте описание одного из археологических памятников той эпохи.
17. Почему московский патриарх так настойчиво стремился получить в свое подчинение Киевскую митрополию?
Коментарі (0)