Практическое занятие №5: Социальный и этнический состав населения Украины. Повседневная жизнь и взаимоотношения населения Украины в ХІV—ХV в.
- 27-10-2022, 21:15
- 281
... |
| Слава Україні | Героям слава | ЗСУ | ДСНС | 103 | 102 | Обленерго | Лікарі | Вчителі | Українці |
... |
Да, украинские земли попали под власть других государств: Польши, Венгрии, Литвы, империи Османа и Московского государства. Условия развития культуры в этих государствах были разными. Невзирая на негативность этого процесса, он имел и позитивный момент: культура украинских земель стала открытой для внешнего влияния. Да, через Польшу сюда проникли западноевропейские формы — идеи гуманизма, Возрождения и тому подобное. Впрочем, украинская культура полностью не заимствовала какие-то идеи, а сочетала разные элементы культурных влияний на основе древнерусского наследства, в результате чего появлялись настоящие шедевры мирового уровня, которые имели четко определенную национальную расцветку. Также украинцы, не имея собственной высшей школы, получили возможность учиться в европейских университетах, приобщаясь к общеевропейскому культурно-просветительному развитию. Во второй половине XIV — XV в. началась активная экспансия католической церкви, особенно в Галичине и на Подолье, которое превратило украинские земли в арену противостояния между католиками и православными. Православная церковь, которая теряла поддержку государства, могла опереться лишь на собственный народ, на его творческие силы.... |
На протяжении XIV — XV в. в хозяйственной жизни население украинских земель продолжало оставаться доминирующим сельское хозяйство, которое мало преимущественно натуральный характер. Традиционными его видами были: земледелие, животноводство и подсобные промыслы — рыболовство и бортництво. Однако в это время состоялись его заметное поднесение: вводится новая техника, в частности колесный плуг, соха с лемехом и сошником. Благодаря этому распахиваются новые земли. Неутомимым трудом крестьяне повышали урожайность земли. Продолжали сеять ячмень, рожь, пшеницу. Значительное распространение получило огородничество и садоводство. Бортництво заступило приусадебное пчеловодство. Продолжали развиваться промыслы, прежде всего те, которые переделывали сельскохозяйственные продукты: мельничный (изготовление разных сортов муки, круп), винокуренный (изготовление водки) и связанный с ним корчмарський. Важным промыслом было рыболовство. Оно процветало не только на больших реках. Феодалы и даже крестьяне сооружали пруды на реках, ручьях и заболоченных местностях. Солеварінням занимались в Карпатах и на соленых озерах Северного Причерноморья. В период феодализма охота была привилегией феодалов. Однако на Поднепровье к нему прибегнули местные крестьяне и мещане, что приносило им достаточно большой доход. Изменения состоялись и в правовом положении крестьян. В целом оно зависело от правового уклада сел: русского (украинского), валашского или немецкого. Подавляющее большинство сельского населения проживало в селах русского (украинского) права. В XIV в. большинство крестьян на украинских землях были свободными и лишь платили дань за пользование землей, которая распределялась ланами (волоками) по 16,8-21,4 гектар между крестьянскими двориками. Дворик состоял из 5-10 хат (дымил), в которых жило большое крестьянское семейство. Налог — подимне — платили из каждого дыма. Несколько двориков образовывали сельскую общину (село), которую возглавлял атаман. Несколько сел объединялись в волость — копну, которую возглавлял староста («старец»). На собраниях копны рассматривались все важные дела. Также действовал копний суд.... |
По своей сути тогдашнее общество было феодальным. Для него характерным было разделение на состояния. Для сословной организации общества, которое обычно содержит несколько состояний, является характерным иерархическое строение (подчиненности одних состояний другим), выраженное в неравенстве положения (правах и обязанностях) и привилегиях. Социальная структура украинского общества XIV — XV в. была достаточно разнообразной. Основными состояниями были шляхта (князья, господа, зем’яни, бояре), духовенство («церковные люди»), мещане (патрициат, бюргерство, плебс) и крестьянство (слуги, данники, тягловые). Наивысшим состоянием общества была шляхта. Ее складывали князья — самая состоятельная титулованная знать, которые разделялись на «княжат главных» и «княжат-повітовників». Первые не подлежали местной власти, входили в великокняжеский совет, а в военные походы шли со своими отрядами под родовыми гербами. Вторые наоборот, подчинялись местной власти, не входили в великокняжеский совет, а в военные походы шли в составе уездного ополчения. Шляхту также складывали господа — состоятельная знать, которая не имела княжеских титулов, но выделялась давностью рода, вотчинным (наследственным) землевладением и определенными привилегиями. Самые богатые господа вместе с князьями представляли группу магнатов — наибольших землевладельцев.... |
Племена угрей, которые переселились в конце IX, — в начале X в. к Паннонії (современная Венгрия) — Придунайской низменности, столкнулись здесь с местным славянским населением, которое проживало преимущественно в предгорьях Карпат. Как повествует венгерский хронист начала XII в. Аноним в своем произведении «О деянии мадьяров», когда венгерские племена во главе с вождем (ханом) Алмошем (Арпадом) прошли через Верецький перевал и разрушали дальше на запад, то под городом Гунгом (Ужгород) встретили сопротивление славянского князя Лаборця, который зависел от болгарского царя. После четырехдневной осады города князь был вынужден отступить к крепости Земплін, однако во время отступления его войско догнали венгры. После кровавой битвы раненный князь попал в плен и был повешен на берегу реки, что впоследствии начала называться Лаборець. Образ князя крепко укоренился в народном творчестве населения Закарпатья. Он стал национальным символом, подтверждением славянского характера населения края. Борьба венгров за подчинение славянского населения Закарпатья растянулась на длинные века. Во времена расцвета Руси-Украины и Галицко-волынского княжества край неоднократно входил в их состав. С ослаблением Галицко-волынского государства Закарпатье окончательно вошло в состав Венгрии, где было разделено на отдельные территориально-административные единицы — комитаты. Их возглавляли назначенные королем среди венгерских господ наместники — ішпани (жупаны), что осуществляли административную, военную и судебную власти. Земли, особенно в низинных районах Закарпатья, щедро раздавались венгерским землевладельцам, а в города переселялись венгры, немцы, евреи. Славянское население вытеснялось в горы или поддавалось мадяризации.... |
В то время как большинство русских княжеств попали под монгольское господство, на северо-западных границах бывшего Киевского государства появилось Литовское государство. Название «Литва», по мнению некоторых ученых, происходит от славянского слова «лить». Сначала слово «литья» могло помечать слияние трех рек, тем более, что на территории современной Литвы в реку Неман впадают Вілія, Ганча, Меречанка и другие. Современные литовские ученые связывают название своей страны с межайтським (межайти — одно из литовских племен) словом «летува», что значит «свобода», «свободный край». Ее начало было положено в первой четверти XIII в. князем Рінгольдом, который объединил под своей властью несколько литовских племен. Сын Рингольда Міндовг продолжил политику отца из расширения своих владений. Именно с его правлением и связывают основание Великого княжества Литовского. Столицей своих владений Міндовг избрал город Новогрудок (Новгородок). Состоянием на середину XIII в. Міндовг покорил своей власти земли Черной Руси (Гродно, Слонов и др.) и часть Белой, а также заставил признать свою власть полоцких, витебских и минских князей. В 1242 и 1249 гг. Міндовг нанес поражения монголам, что подняло и укрепило его авторитет. Важным шагом князя стало его крещение в 1246 г. за православным обрядом. На этот шаг князя побуждало то, что основу экономического и военного могущества государства складывали бывшие русские княжества (белорусские земли).... |
Культура Галицко-волынского княжества является составной частью культуры Русые. При том она ощутимо отличается от культуры других земель, имея собственные самобутні черты и оригинальность. Даже после монгольского нашествия на протяжении века Галицко-волынская Русь не отставала в своем культурном развитии от соседних государств, а в ряде случаев стала родиной творческих достижений, которые обогатили всю тогдашнюю восточноевропейскую культуру. Культура Галицко-волынского княжества была открытой для влияний западной и восточной культур, но при этом не теряла свою восточнославянскую специфику. Большое влияние на культуру региона имела православная церковь, которая, невзирая на политические неурядицы, хранила основные культурные традиции. Культура Галицко-волынского княжества стала одной из составных частей формирования украинской культуры. Невзирая на то, что черты культуры галицких и волынских земель имеют отличия, их развитие происходило одновременно, а процессы были тождественными. Это дает возможность ученым рассматривать культуру Галицко-волынского государства как целостный феномен. 2. Образование Для потребностей государства и распространения и утверждения христианской веры были нужны грамотные и образованные люди. Образование на галицких и волынских землях продолжало традиции Киевского государства. При церквях, особенно при монастырях, епископских кафедрах существовали школы. К ним принимали мальчиков из семи лет. Пройдя курс учебы, они работали писарями в княжеской или епископской канцелярии, становились священниками или продолжали дело родителей.... |
Поскольку Данила управляла государством вместе с братом, то после его смерти правителем Галицко-волынского государства стал Василько (1264-1270 гг.). Но владения, которые находились под непосредственным правлением Данилы, были разделены между тремя его сыновьями — Львом, Мстиславом и Шварном. Лев Данилович получил Галич и Перемишль, Мстислав — Теребовлянщину, Шварно — Белз, Холм, Дорогичин, Черную Русь и Червенські города. После смерти Василька Волынь унаследовал его сын Владимир Василькович. Однако обе ветки Романовичів вели общую внешнюю политику, особенно относительно Литвы, Польши и Золотой Орды. Среди всех Романовичів наиболее энергичным и решительным правителем был князь Лев (1264-1308). Он был одним из самых заметных политиков тогдашней Восточной Европы, однако не всегда действовал взвешенно, последовательно и в интересах государства, из-за чего достал прозвище «Безумный». Наиболее бессмысленным поступком Льва, который имел далекоидущие последствия, стало отравление им 1267 г. через зависть бывшего литовского князя Войшелка, который постригся в монахи и передал литовский великий княжеский престол Шварну. Этим поступком он нанес вред себе, потерял возможность занять литовский престол и сделал неуверенным положение Шварна. После смерти Шварна литовская знать повернула к власти в Литве литовскую династию. Лев же подчинил владение брата себе, став самым могучим среди братьев.... |
... |
Тем временем тесть галицкого князя Мстислава Удатного половецкий хан Котян обратился за помощью к русским князьям: «Если не поможете нам, будем мы сегодня изрублены, а вас завтра изрубят». Мстислав приложил много усилий, чтобы объединить русских князей для противодействия монголам. На съезде князей в Киеве было решено дать монголам бой в половецких степях. В поход против кочевников выступили киевский, галицкий, волынский, черниговский, смоленский, курский, трубчевський и путивльський князья. Лишь володимиро-суздальський князь отказался от участия в нем. В середине апреля 1223 г. объединенное войско русских князей и половцев, что насчитывало 50-60 тыс. воинов, собралось на острове Хортица, что на Днепре. Монголы, узнав об этом, направили к русским князьям послов с предложением отказаться от похода, поскольку им были нужны лишь половцы. Но князья отклонили это, к тому же убив монгольских послов. 31 мая (по другим сведениям — 16 июня) 1223 г. главные силы русско-половецкого войска и монголов встретились на реке Калка (сейчас Кальчик, приток реки Кальмиус, которая впадает в Азовское море). Сначала русско-половецкое войско заставило монголов отойти на левый берег реки. В решающий момент битвы между князьями вспыхнуло несогласие. Мстистелил Удатний не захотел не с кем делиться славой и вступил в бой без согласования с другими князьями. Да, его полки под руководством Данилы Романовича (Галицкого) и половцы переправились через Калку и атаковали монголов, которые под ударом трудновооруженных дружинников начали отступать. Но половцы не выдержали монгольского контрудара и ринулись наутек, внося смятение в ряды русских жен. Во время битвы Данила была ранена в грудь, но все-таки продолжал руководить своими полками. Князь смог организовано вывести войско из боя, избежав монголов, которые преследовали три дня, и с незначительными потерями вернуться домой.... |