Культура Галицко-Волынского государства
- 27-10-2022, 21:09
- 308
7 Клас , История Украины 7 класс Гисем
§ 20. Культура Галицко-Волынского государства
1. Особенности развития культуры Галицко-волынского княжества
Культура Галицко-волынского княжества является составной частью культуры Русые. При том она ощутимо отличается от культуры других земель, имея собственные самобутні черты и оригинальность. Даже после монгольского нашествия на протяжении века Галицко-волынская Русь не отставала в своем культурном развитии от соседних государств, а в ряде случаев стала родиной творческих достижений, которые обогатили всю тогдашнюю восточноевропейскую культуру.
Культура Галицко-волынского княжества была открытой для влияний западной и восточной культур, но при этом не теряла свою восточнославянскую специфику.
Большое влияние на культуру региона имела православная церковь, которая, невзирая на политические неурядицы, хранила основные культурные традиции.
Культура Галицко-волынского княжества стала одной из составных частей формирования украинской культуры.
Невзирая на то, что черты культуры галицких и волынских земель имеют отличия, их развитие происходило одновременно, а процессы были тождественными. Это дает возможность ученым рассматривать культуру Галицко-волынского государства как целостный феномен.
2. Образование
Для потребностей государства и распространения и утверждения христианской веры были нужны грамотные и образованные люди. Образование на галицких и волынских землях продолжало традиции Киевского государства. При церквях, особенно при монастырях, епископских кафедрах существовали школы. К ним принимали мальчиков из семи лет. Пройдя курс учебы, они работали писарями в княжеской или епископской канцелярии, становились священниками или продолжали дело родителей.
Распространенным было и учеба на дому, особенно для детей бояр, которые проживали в загородных усадьбах.
На галицких и волынских землях также существовали библиотеки при монастырях и княжеских палатах, где можно было углубить свои знания. Есть сведения о большом книгосборнике князя Владимира Васильковича.
Граффити на стенах церкви Св. Пантелеймона
Берестяная грамота из писалами
Найденные предметы для письма, надписи на стенах церквей, бересте, вещах, оружии и орудиях труда (метки) удостоверяют, что среди ремесленников, купцов, бояр и дружинников была распространенная грамотность. Бронзовые и костяные писала для писания на восковых таблицах археологи нашли в Звенигороде, Перемишле, Галичьи, Бересте (Бресте), берестяные грамоты — в Звенигород! и Бересте. Сохранились и пергаментные грамоты князей.
О значительном распространении образования, по крайней мере среди состоятельных кругов населения Галицко-волынского княжества, опосредствовано свидетельствуют достопримечательности древнерусской письменности XII-XIII в. Ни в одной летописи, кроме Галицко-волынского, невозможно найти такое количество упоминаний о писців, княжеские канцелярии, архивы, грамоты, завещания, купчие и тому подобное.
- Что является свидетельством уровня грамотности населения в Галицко-волынском княжестве?
3. Литература и летописание
До нашего времени не сохранились достопримечательности светской литературы Галицко-волынской Руси, хотя их существование — несомненно. К таким произведениям некоторые исследователи засчитывают «Повесть про ослепление Василька».
Летописание в Галицко-волынском княжестве имело свои особенности. Одни исследователи считают, что оно было продолжением традиций киевских летописцев, другие утверждают, что здесь существовала совсем другая традиция: написание отдельных повестей, своеобразных светских житей князя, которые впоследствии были объединены в единственное произведение.
Самой ранней летописной памяткой края является «Повесть о ослеплении Василька», написанная 1097 г. неизвестным автором. В ней рассказывается о трагической судьбе теребовлянського князя Василька Растиславича, которого ослепил волынский князь.
Укажите, какой герб Галицкой земли, а который — Волынской.
Самой яркой достопримечательностью летописания Галицко-волынского княжества является «Галицко-Волынская летопись». Она была найдена в 1809 г. историком М. Карамзиным.
Особенностью летописи является то, что он сначала был литературным произведением без разделения на годы. Хронологию в нем проставили впоследствии переписчики, но с большими ошибками. Кроме художественной самобытности, он выделяется глубоким содержанием. Летописцы, которых, по мнению ученых, были не менее пяти, умело передают черты тогдашней эпохи, детали беспокойного времени.
Летопись состоит из двух основных, разных по объему и характеру частей: Летописи Данилы Галицкого (повествует о событиях 1205-1258 гг.) и Волынской летописи (1258-1290 гг.). Летопись создана из отдельных повестей, которые были объединены более поздними составителями.
Центральной частью произведения является жизнь князя Данилы Галицкой.
Летопись дает широкую картину событий и соседних земель: других русских княжеств Венгрии, Польши, Литвы, Орды. Сведения летописи — почти единственный источник, который дает возможность в основном воссоздать события в Мазовецькому княжестве и Литве того периода.
Волынская часть летописи отмечается особенно высоким литературным совершенством, эмоциональностью и лиризмом изложения. Здесь много внимания уделено развитию культуры на землях Галичины и Волыни.
Идейно летопись была направлена против боярского своеволия и прославлял русское оружие и Русскую землю.
Летопись также является ценным источником для изучения давнеукраинского языка, ведь содержит много характерных для него слов, оборотов, пословиц.
- Какие особенности летописания в Галицко-волынском государстве?
4. Архитектура
Наличие каменных зданий является весомым свидетельством развития того или того региона. Галицкие и волынские города богаты на каменные сооружения: храмы, княжеские дворцы, замки, укрепленные дворы бояр.
Сначала каменными были лишь храмы и княжеские палаты.
Первые каменные храмы в Галичине и Волыни появляются достаточно рано — из конца IX — начала X в., что было предопределенно влиянием чешской архитектуры. Но, к сожалению, подавляющее большинство храмов конца IX-XIII в. навсегда потеряно.
Успенский собор в Владимире-Волынскому (современный вид)
Руины Успенского собора в Галиче (современный вид)
Церковь Св. Пантелеймона (современный вид)
У XII-XIII в. сформировались волынская и галицкая архитектурные школы. На волынских строителей ощутимое влияние оказала Киевская школа, а галицкие архитекторы использовали как традиции Руси-Украины, так и приобретения западноевропейских мастеров.
Среди сохраненных временем монументальных сооружений есть Успенский собор в Владимире-Волынском. Он построен в 1160 г. киевскими мастерами по приказу князя Мстислава Изяславовича. Эта шестистовпна однокупольна здание имеет простой, но в то же время величественный вид.
Его современник — Успенский собор в Галиче, построен Ярославом Осмомислом (1157 г.), — сохранился до нашего времени лишь в виде руин. Это был чотиристовпний однокупольний храм, окруженный галереями и украшен белокаменной резьбой. Он является ярким выразителем Галицкой архитектурной школы, которая много заимствовала из распространенного в Европе романского стиля.
Описание церкви Иоанна Златоуста в Холме (за «Галицко-волынской летописью»)
«Построил он церковь святого Иоанна, хорошую и нарядную. Здание ее было устроено так: четыре свода; в каждом кутье — арка, которая стояла на четырех человеческих головах, вырезанных каким-то мастером. Три окна были украшены римским стеклом [витражами. — Авт.]; при входе к алтарю стояли два столба из целого камня, а над ними свод и купол, украшенный золотыми звездами на лазури. Пол в середине был отлитым из меди и чистого олова, и блестела она, словно зеркало.. Узоры, разноцветные и золотые, сделанные умельцем Овдієм... Скульптурные украшения были окрашены всеми цветами и золотом. Внешние фрески были чрезвычайно хорошие.. Иконы удивительны.. Он [Данила. — Авт.] украсил иконы, что привез из Киева, драгоценными камнями и золотым бисером... Звоны он привез из Киева, а другие были отлитыми здесь.»...
Руины крепости в Кременці (современный вид)
В Галиче строили не из кирпича, а из местного камня, используя разные породы алебастра и известняка. На территории города археологи нашли около тридцати каменных зданий. К особенностям галицкой архитектуры принадлежит также способ облицовки стен керамическими рельефными плитками с изображением грифонов, орлов, воинов, с растительными и геометрическими орнаментами.
На месте давнего Галича (теперь здесь расположенное село Крилос) до нашего времени сохранился храм Св. Пантелеймона (XII-XIII в.), который также является ярким представителем галицкой архитектурной школы.
Кременецкая крепость (рисунок XIX в.)
О богатствах и архитектурных особенностях галицко-волынских храмов дает представление описание церкви Иоанна Златоуста в Холме (XIII в.).
В Галиче, Звенигороде, Луцке и некоторых других городах археологи нашли руины княжеских дворцов.
В XIII в. в Галицко-волынском княжестве велось активное строительство городов и крепостей. Да, на Волыни рядом с Холмом были построены укрепленные города Данилов, Кременець, Угровськ, в Галичине — Ярослав, Сяник. Все они имели оборонные сооружения, которые не по силам было преодолеть даже монголо-татарам с их осадной техникой.
Башня в селе Стовпье вблизи города Холм (современный вид)
От конца XIII в. на Волыни под воздействием западноевропейской оборонной архитектуры начинается строительство нового типа оборонных сооружений — каменные «башни-столбы». На настоящее время такие сооружения сохранились в околицах города Холм (село Стовпье) и в городе Белая Башня (бывший Кам’янець). Эти «столбы» были вежами-донжонами. В XIV в. развернулось строительство каменных замков, первым среди которых был замок в Луцке, который начали возводить в конце XIII в.
- Які пам’ятки архітектури Галицько-волинської держави збереглися до наших часів? Які особливості архітектури Галицько-волинської держави?
Армянский собор во Львове и его росписи (современный вид)
5. Образотворче мистецтво
Живописи принадлежала ведущая роль в художественной культуре Галицко-волынского княжества. Она представлена фресками и иконами.
Фресковая живопись продолжала киевские традиции. Ими были расписаны главные храмы Волыни и Галичины. Однако он не получил значительного распространения — из последней четверти XII в. строятся храмы, в которых не было фресок. К таким сооружениям, например, принадлежит собор в Луцке.
В то же время фрески находят распространение в княжеских палатах. Существуют летописные свидетельства, что ими было разрисованные палаты Ярослава Осмомисла. Все они имели светские мотивы.
В XIII — в начале XIV в. на Волыни ведется интенсивное храмное строительство, которое сопровождается возобновлением традиций создания фресок, но ими укрывают лишь алтарную часть храмов.
Однако до нашего времени почти не сохранилось значительных фрагментов фресок, за исключением росписи Армянского собора во Львове, которые датируются XIV — XV в.
Высокий уровень монументальной живописи времен Галицко-волынского княжества удостоверяет то, что в XIV — XV в. мастера выполняли монументальные росписи в Польше, которые сохранились в Сандомирі (30-ые гг. XIII в.), Кракове — часовня Св. Креста на Вавелі (1470 г.), Вислиці — костел (XIV в.). Фрески замковой капеллы в Люблине на заказ короля Ягайла выполняла группа живописцев, которую возглавлял мастер Андрей из Волыни.
В оформлении храмов в Галичине и на Волыни акцент делался на иконах, которые образовывали целые ансамбли.
Сначала храмы украшались двумя большими за размерами иконами, которые напоминали фресковую роспись. Впоследствии их количество увеличивается. Образуется иконостас.
Иконостас — особенная перегородка, которая закрывает алтарную часть и состоит из нескольких рядов икон.
Дорогобусская икона Богоматери
Волынская Богоматерь
Ченстоховська икона Богоматери
Иконы, которые распространялись в Галичине и на Волыни, имели византийское или киевское происхождение. Впоследствии на Волыни и в Галичине появились собственные школы иконописи. Его расцвет приходится на вторую половину XIII-XIV в. Особенностью иконописи этого периода является то, что он развивался без жесткого контроля со стороны церкви или власти. Художники, соответственно, пытались отыскать выражение сюжета, иногда в нарушение канонов.
Изображения на иконах имеют легкую объемность, чем существенно отличаются от византийских образцов.
Самой старой иконой, которая сохранилась в Галичине, является фрагмент византийской иконы «Менологія» (конец XII — начало XIII в.). Она была найдена 1930 г. в церкви Св. Николая в Тур’ї вблизи Старого Самбора, но к научным работникам попала лишь в 1983 г. На ней изображены фигуры святых подчеркнуто удлиненных пропорций с малыми председателями. Одел святых изображено в темных тонах. Среди них выделяется великомученик Георгий.
К наилучшим образцам галицко-волынской живописи этого периода принадлежит чудодейственная икона Волынской Богоматери («Богородиця Одигитрія» из Покровської церкви в Луцке, начало XIV в.). Она поражает зрителя особенной строгостью образов Богоматери и малого Иисуса, которой не было в иконах предыдущего периода. Свидетельством проникновения элементов народного искусства является рубашка Иисуса, украшенная вышитыми цветочками.
Еще одним шедевром иконописи того времени является уважаемая в Польше Ченстоховська икона Богоматери (XIV в.), которая была написана в Галичине.
Во Львовском музее украинского искусства хранится одна из жемчужин галицкой иконописи — «Юрий Змієборець» из села Станилов, что вблизи Дрогобыча. Ее автор был талантливым мастером композиции и колорита, который смог соединить ощущение общей гармоничной уравновешенности с ритмичным движением, а форму — с цветом.
Известны и другие достопримечательности Галицкой живописи XIV в., каким присущи высокое мастерство живописцев, выразительная индивидуальность, сочетание византийских традиций, древнерусского наследства и струи местного народного искусства. Чрезвычайно популярными были иконы с изображением Св. Николая и святых мучеников Дмитрія, Фрола и Лавра, Бориса и Глеба.
Еще одним видом искусства, который получил распространение в Галицко-волынском княжестве, была скульптура. Этот вид искусства развивался в форме рельефа, которым украшались храмы. Ярким образцом скульптуры в те сутки является шиферный рельеф XIII в., какой изображает Св. Дмитрія. Сейчас он хранится в Каменец-подольском музее.
Во время раскопок руин Успенского собора в Галичьих было найдено рельефное изображение дракона, из пасти которого вырастает пышная ветка. Украшены многочисленными рельефами также церкви Св. Пантелеймона в Галиче и Иоанна Златоуста в Холме. Их творцом был «большой хитрець Авдий». Это — первое имя мастера скульптуры, которое знает история украинского искусства.
Искусство Галицко-волынского княжества представлено также и книжной миниатюрой, расцвет которой приходится на XIII в. Немногочисленные сохраненные миниатюры рукописей принадлежат исключительно к высокопрофессиональным образцам. Самой давней иллюстрированной рукописью галицко-волынской традиции, которая сохранилась до нашего времени, является Добрилове Евангелие (1164 г.), в котором содержатся четыре миниатюры евангелистов на фоне оборудования книгописной мастерской.
Архиерейский Служебник из Перемишля (начало XIII в.) украшено тремя миниатюрами (сохранились две) святых Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Как и предыдущие миниатюры, эти обиды являются удлиненными, с малыми председателями — в соответствии с канонами византийского искусства.
Юрий Змієборець. Икона
Миниатюра из Добрилового Евангелия
Женские украшения из сокровища, найденного в Божську (Болохівська земля)
Значительная часть миниатюр XIII в. являются копиями фресок храмов, из которых происходили рукописные книги.
Ярко выделяются миниатюры Евангелия XIII в. (неизвестное происхождение). Они много декорированы прочерченными мелкими деталями. Но подавляющее большинство сохраненных рукописей имеют значительно более скромную отделку в виде заставок, конечностей, инициалов, организации листов, орнаментирования.
На территории Галицко-Волынского княжества археологи выявили много сокровищ со всяческими ювелирными украшениями. Чаще всего находят сережки, колти, привески, браслети-наручі, подвески. Эти находки свидетельствуют о высоком уровне мастерства галицко-волынских ювелиров, которые хорошо знали разные технические способы: литье, ковку, чеканку, позолоту, инкрустацию и тому подобное.
ВЫВОДЫ
Культура Галицко-волынского княжества имела значительные достижения. Она оставила по себе образцы, которые поражают мастерством и совершенством. Будучи составляющей культуры Русые, она имела значительные отличия, вызванные местными условиями и культурными влияниями соседей.
ЗАКРЕПИМ ЗНАНИЯ
- 1. Какие особенности развития культуры Галицко-Волынского княжества?
- 2. Где в Галицко-Волынском княжестве можно было получить образование?
- 3. События какого периода истории охватывает Галицко-волынская летопись? Какие особенности летописания?
- 4. Назовите самые известные архитектурные достопримечательности Галицко-волынского княжества. Какие из них сохранились до наших дней? Определите черты
- 5. архитектуры Галицко-волынского княжества.
- 6. Какие жанры изобразительного искусства приобрели развитие в Галицко-волынском княжестве? Назовите самые известные образцы достопримечательностей изобразительного искусства Галицко-волынского княжества.
- 7. В чем оказывалась самобытность культуры Галицко-волынского княжества?
ВОПРОС И ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ ГОСУДАРСТВО»
1. Сложите перечень князей Галицко-волынского княжества с указанием лет их правления.
2. Определите хронологическую последовательность главных событий истории Галицко-волынского княжества.
3. Объясните значение понятий и сроков: «боярское своеволие», «монголы», «Золотая Орда», «золотоординське иго», «орда», «ярлик», «баскак», «улус».
4. Сложите исторический портрет князей: Романа Мстиславича, Данилы Галицкой, Льва Даниловича, Юрия И Львовича (за выбором).
5. Можно ли утверждать, что правление Данилы Галицкого было временем расцвета Галицко-волынского княжества? Свой ответ обоснуйте.
6. Кто из галицко-волынских князей принял титул короля? С какой целью они это сделали? Достигли ли они своей цели?
7. Выполните задание за исторической картой:
- Покажите государств-соседей Галицко-Волынского княжества.
- Покажите на карте пределы княжества: а) в период его наивысшего поднесения; б) после нашествия Батыя.
- Определите города, которые в разные времена были главными резиденциями (столицами) галицко-волынских князей.
- Отметьте города, в которых состоялись решающие битвы в истории Галицко-волынского княжества.
- Проведите предел, за которым были разделены земли Галицко-волынского княжества между Польшей и Литвой.
8. Почему между странами-соседями велась такая острая борьба за галицко-волынское наследство?
9. Заполните таблицу «Объективные и субъективные причины гибели Галицко-волынского княжества». Сделайте соответствующие выводы.
10. Дайте подробное описание одной из достопримечательностей культуры Галицко-Волынского княжества.
11. Заполните таблицу «Культура Галицко-Волынского княжества».
12. Считается, что Галицко-Волынское княжество стало наследником Руси-Украины. Попробуйте аргументировать эту мысль.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ №4 «ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ ГОСУДАРСТВО»
1. Галицкое и Волынское княжества были объединены в единое государство в ... .
- А 1111 г.
- Б 1185 г.
- В 1199 г.
- Г 1240 г.
2. Какой город был захвачен и разорен монголами в 1240 г.?
- А Чернигов
- Б Переяслав
- В Киев
- Г Галич
3. Что стало предпосылкой временной потери в 1205 г. государственного единства Галицко-Волынского княжества?
- А агрессия Венгерского и Польского королевств
- Б монгольское нашествие на земле Юго-западной Руси
- В заговор галицких бояр во главе с боярином В. Кормильчичем
- Г гибель князя Романа Мстиславича в битве под Завихвостом
4. Вследствие Ярославской битвы (1245 г.) князь Данила Романович .. .
- А избавился от политической зависимости от ханов Золотой Орды
- Б сломал сопротивление галицкого боярства и окончательно утвердился при власти
- В остановил продвижение тевтонских рыцарей-крестоносцев на русские земли
- Г распространил свою власть на Волынь и возобновил единство государства своего отца
5. В период правления какого князя Галицко-Волынское государство попало в зависимость от Золотой Орды?
- А Романа Мстиславыча
- Б Данила Романовича
- В Ярослава Осмомысла
- Г Мстислава Владимировича
6. Чем было предопределено разрушение Данилой Галицкой укреплений части городов в Галичине и на Волыни?
- А поражением в борьбе с монголами
- Б борьбой с боярской оппозицией
- В успехами в борьбе с Венгрией и Польшей
- Г укреплениям королевской власти
7. В битве на г. Калка в 1223 г. союзниками русских князей были ... .
- А монголы
- Б печенеги
- В половци
- Г хозары
8. Какой князь «И отдал он Киев в руки [воеводе] Дмитрии, [чтобы] удержать [город] против народов иноплеменных, безбожных татар (монголов). ..» ?
- А Роман Мстиславыч
- Б Ярослав Осмомысл
- В Данило Галицкий
- Г Владимир Мономах
9. В каком году случилось событие, описанное в отрывке источника? «Данила вышла с войском из Холма и на третий день стал в Галичьих. ..вошел в свой город.. и принял стол своего отца, и провозгласил победу...»
- А 1199 г.
- Б 1205 г.
- В 1238 г.
- Г 1245 г.
10. Какой киевский храм стал последним центром сопротивления киевлян во время осады города монгольскими войсками хана Батыя в 1240 г.?
- А Софийский собор
- Б Десятинная церковь
- В Успенский собор
- Г Михайловский Золотоверхий собор
11. Установите соответствие между событиями и именами князей.
- 1 инициировал Любецький съезд князей
- 2 образовал Галицко-волынское государство
- 3 признал пренебрежительность Золотой Орды
- 4 учредил Галицкую православную митрополию
- А Владимир Мономах
- Б Ярослав Осмомысл
- В Роман Мстиславыч
- Г Данило Романович
- Ґ Юрий I Львовыч
12. Установите последовательность событий.
- А первое упоминание названия «Украина» в письменных источниках
- Б захвата Киева монголами во главе с ханом Батыем
- В Любецький съезд князей
- Г коронация Данилы Галицкой
Коментарі (0)