Войти
Закрыть

Культура украинских земель во второй половине ХІV–ХV в.

7 Клас , История Украины 7 класс Гисем

 

§ 26. Культура украинских земель во второй половине ХІV–ХV в.

1. Особенности развития культуры украинских земель во второй половине XIV-XV в.

Развитие культуры украинских земель во второй половине XIV — XV в. происходил в противоречивых условиях. Непосредственное влияние на него имели политические, общественные и хозяйственные отношения.

Да, украинские земли попали под власть других государств: Польши, Венгрии, Литвы, империи Османа и Московского государства. Условия развития культуры в этих государствах были разными. Невзирая на негативность этого процесса, он имел и позитивный момент: культура украинских земель стала открытой для внешнего влияния. Да, через Польшу сюда проникли западноевропейские формы — идеи гуманизма, Возрождения и тому подобное. Впрочем, украинская культура полностью не заимствовала какие-то идеи, а сочетала разные элементы культурных влияний на основе древнерусского наследства, в результате чего появлялись настоящие шедевры мирового уровня, которые имели четко определенную национальную расцветку. Также украинцы, не имея собственной высшей школы, получили возможность учиться в европейских университетах, приобщаясь к общеевропейскому культурно-просветительному развитию.

Во второй половине XIV — XV в. началась активная экспансия католической церкви, особенно в Галичине и на Подолье, которое превратило украинские земли в арену противостояния между католиками и православными. Православная церковь, которая теряла поддержку государства, могла опереться лишь на собственный народ, на его творческие силы.

Кроме того, через Украину пролегал предел между христианской и мусульманской цивилизациями, что тоже влияло на культурные процессы.

Иногда новые правители прибегали к открытому ограблению культурных ценностей. В частности, в 1382 г. князь Владислав Опольський вывез из города Белз икону Божьей Матери и подарил ее монастырю в Ясной Горе под Ченстоховою. Впоследствии эта икона стала главной святыней Польши.

Разрушительными для украинских культурных приобретений были набеги татар и турков, которые уничтожали архитектурные достопримечательности, книги, а главное — людей, что их создавали. В то же время опасность и рьяная борьба вдохновляли новых художников на творчество. Совершенствовались оборонные сооружения, развивалось военное искусство, создавались литературные произведения, складывались думы и песни. Был кристаллизующимся национальный характер.

В Украину переселялось немало иностранцев — поляков, немцев, евреев, армян, отдельные из которых сделали весомый вклад в развитие культуры своей новой родины.

Следовательно, даже при общих неблагоприятных условиях происходил процесс становления и развития украинской культуры, которая все больше приобретала самобытных черт.

  • В каких условиях развивалась культура на украинских землях во второй половине XIV-XV в.?

2. Образование. Юрий из Дрогобыча

У XIV-XV в. на украинских землях продолжало развиваться образование, которое, опираясь на древнерусскую традицию, активно заимствовало западноевропейский опыт. В тот период учителями продолжало оставаться духовенство, которое учило детей при церквях, монастырях, епископских палатах. Состоятельные люди нанимали дьяков для домашней учебы. Богослужебные книги (особенно «Псалтырь» — книга религиозных песен и молитв) использовались в качестве учебники. Детей учили чтения, письма и церковного пения. Дальнейшее образование желающие получали самостоятельно. В первую очередь изучали греческий и латинский языки. Из XIV в., при отсутствии собственных высших учебных заведений, украинцы активно начинают получать образование в европейских университетах: Краковскому (на протяжении XV — XVI в. его закончили 800 выходцев из украинских земель), Парижскому, Падуанському, Болонському, Гейдельберзькому, Пражскому и др.

В тот период заметно активизировалась деятельность украинских ученых на территории европейской культуры. Самым выдающимся среди них считался ученый-астроном (астролог), первый из известных докторов медицины и философии, ректор Болонського университету Юрий Котермак (прибл. 1450-1494). Он был автором печатной книги «Прогностическая оценка проходящего 1483 года» объемом в 10 страниц, что являет собой астрологический прогноз на 1483 г., написал семь трактатов, ряд стихотворных речей и посланий к Папе Римскому. Все они написаны латынью, но неизменной оставалась подпись: «Юрий из Дрогобыча, русин».

Юрий Дрогобич

Будущий ученый родился около 1450 г. в городе Дрогобыч в семействе мещан. Сначала он получал образование в Дрогобыче и Львове. Для продолжения учебы Юрий поехал к Ягеллонського университета, что в Кракове. В 1470 г. получил степень бакалавра, а через два года — магистра. После этого продолжил учебу в Болонському университете (первый университет в Европе). Здесь он получил ученые степени доктора свободных искусств и доктора медицины. В 1481-1482 гг. его избрали ректором университета «медиков и артистов». В 1487 г. Юрий Дрогобич переехал в Краков, где начал выкладывать астрономию (астрологию) и медицину. Тогда эти предметы изучал будущий славный астроном Николай Коперник. Параллельно с преподаванием и научным трудом Юрий имел медицинскую практику и даже получил титул «королевского врача». Умер ученый в Кракове 4 февраля 1494 г. После смерти Юрия его дом стал своеобразным общежитием для преподавателей медицины.

  • Где получали высшее образование украинцы во второй половине XIV — XV в.? Чем прослыл Юрий Дрогобич?

3. Литература. Летописание. Начало книгопечатания

В XIV — XV в. продолжает развиваться светская и церковная литература. Книги, как и раньше, были рукописными. Основным центром книгописання оставался Киев.

Из произведений светской литературы привлекает внимание сборник «Измарагд» (XIV — XV в.), который содержит около ста «слов» (наставлений) на разную тематику: книжную мудрость, уважение к учителям, богатство и бедность, благотворительность и грехи и тому подобное. Достаточно большого распространения получили переводные повести о Троянской войне, Александра Македонского.

Церковная литература представлена переработками более давних Євангелій, житій святых, проповедницких произведений. Самой известной книгой этого периода является Киевский Псалтырь (переписан в 1397 г. протодьяконом Спиридоном на заказ смоленского епископа Михаїла), который много иллюстрированный. Приметной чертой книг того периода является то, что живой народный язык играет значительно больше роли, чем раньше. Особенно заметные ее элементы в Королевском Евангелии 1401 г., переписанному Станиславом «Граматиком многогрішним» в селе Королеве на Закарпатье. Книга оформлена с большим для своего времени художественным вкусом, содержат много выполненных яркими красками заставок и орнаментов. Влияние народного языка достаточно заметно и в редакции 1489 г. сборники житій святых Четьї-мінеї, созданной на западноукраинских землях.

В то же время продолжаются и традиции летописания. К старым центрам добавляются новые: Холм, Луцк, Каменец-Подольский, Острог, Львов и др. самыми выдающимися летописями того времени были: Короткая Киевская летопись, которая повествует о событиях 1491-1515 гг., но «литовские» или «западнорусские» летописи, которые известны во многих редакциях.

Послесловие к изданиям Швайпольта Фіоля «Октоїха» и «Часослова» (1491 г.)

От середины XV в. после изобретения Гутенберга в Европе начало быстро распространяться книгопечатание. На украинские земли стали попадать печатные латиномовные книги из типографий Лейпцига, Нюрнберга и других городов.

В конце XV в. началось печатание книг церковнословянским языком. Первопечатником стал немец Швайпольт Фиоль, который в 1491 г. в Кракове напечатал кириллицей четыре книги для церковной службы в православных церквях: «Октоих», Часослов, «Тріодь Постна», «Тріодь Квітна». За это Фіоль испытал преследования со стороны католической церкви и даже попал за решетку. После освобождения выехал из Польши.

В 1517-1519 гг. белорусский ученый Франциск Скорина напечатал кириллицей в Праге Псалтырь и Библию. Они имели значительное распространение на украинских землях даже в рукописных копиях.

  • Когда началось украинское книгопечатание? Кто был первопечатником?

Франциск Скорина (гравюра)

4. Устное народное творчество

Устное народное творчество продолжало развиваться на основе давних традиций, которые достигают времен до київських и Руси-Украины, Галицко-волынского княжества. Наибольшее распространение получила обрядовая поэзия, которая была тесно связана с народным бытом и несла в себе магические культовые мотивы. Невзирая на преследование со стороны церкви, хранились давние дохристианские обряды, например, празднования Ивана Купайла. Особенно жизнеутверждающими были обряды новогоднего цикла: колядование и щедрування. Кроме того, популярность имели веснушки, русальные песни и обряды. Однако в давних сюжетах начинают появляться новые герои и отображаться тогдашние события.

Мария Богуславка (худ. М. Дерегус)

В сказках любимыми героями были богатыри, которые бились с змеями.

В XV в. зарождается эпическая поэзия — исторические песни, баллады и думы. Исторические песни прославляли борьбу героев с татарами и турками.

Новым оригинальным жанром устного народного творчества стали думы. Они возникли в казацкой среде. К самым старым произведениям этого жанра принадлежат «Плач невольников», «Маруся Богуславка», «Побег трех братьев из города Азова» и др.

Главная идея дум — любовь к Родине, необходимость ее защиты от врагов. Думы выполнялись под музыкальное сопровождение на кобзе или бандуре. Они имели своеобразный поэтический язык. В текстах часто употреблялись метафоры, сравнения, нередко — средства гиперболизации, обиды-символы. Музыкальный стиль тоже оригинален: речитативная мелодия всегда подчинялась тексту. Исполнители дум часто прибегали к импровизациям, то есть неизменными оставались лишь тема и главные элементы сюжета, а все другое выдумывалось во время выполнения произведения. Думы являются важным историческим источником истории и культуры Украины, ведь нередко они с документальной точностью и конкретностью отображают события нашего прошлого.

  • Какие новые жанры украинского народного творчества возникли в период XIV-XV в.?

5. Архитектура и градостроение

Застройка большинства городов на украинских землях сложилась под воздействием традиций Руси-Украины. Один из польских путешественников, что побывал в Киеве в начале XVI в., отметил, «что город застроен не так, как это в нашей родине Польши». В то же время гость говорил, что Киев был хорошо застроен, хотя и деревянными сооружениями. Кроме того, он писал: «..идешь между деревянными зданиями и заборами вроде бы в многолюдном селе.. Каждый двор имеет большой садик, огород и много зданий для скота и людей».

С распространением магдебургского права в планировании украинских городов появляются новые черты, которые были типичными для городов Западной Европы. В центральной части города в соответствии с нормами магдебургского права располагалась прямоугольная торговая (рыночная) площадь. В XIV — XV в. середину рынка плотно застраивали. Здесь были ратуша, торговые скамьи, городской вес, иногда мастерские ремесленников и жилые дома. В городах, которые были основаны позже, рыночную площадь оставляли незастроенной. Ее окаймили узкие фасады каменных домов, что должны были иметь в ряд лишь три окна. В городах формировалась прямоугольная сеть улиц, главные из которых шли к рыночной площади. Рядом с площадью были расположены главные храмы.

По дополнительным источникам определите, в каких городах Украины еще сохранились ратуши.

На протяжении XIV — XV в. на украинских землях активно продолжается строительство оборонных сооружений. Да, строятся деревянные замки в Киеве, Житомире, Виннице, Черкассах и тому подобное. Киевский замок, возведенный за княжество Владимира Ольгердовича, выдержал осаду войск монголо-татарського хана Эдыгея в 1416 г. В то же время росли количество каменных оборонных замков и крепостей. Это — одна из ведущих черт развития культуры этого периода. Огнестрельное оружие и новые способы ведения военных действий повлекли необходимость строить укрепление из камня или кирпича. Такие оборонные сооружения строятся в Луцке, Львове, Хотине, Кременце, Каменке, Олеську, Белгороде-Днестровском и других городах. От начала XV в. в результате постоянных татарских нападений оборонное строительство становится ведущим. Самая густая сеть замков появляется на Подолье и Волыни.

В строительстве храмов и монастырей также появляется тенденция возводить их в то же время как культу и оборонные сооружения, обмуровуючи крепкими стенами. К наиболее совершенным принадлежит церковь Покрови в селе Сутковцы: центральное помещение церкви окружено четырьмя башнями, которые имеют по два ряды бойниц. Монастыри тоже обмуровываются каменными стенами, превращаясь на крепости.

Под воздействием западноевропейской архитектуры сооружаются католические костелы: кафедральные во Львове и Каменке, Святого Николая в Рогатине и др.

Также немало было построено церквей армянского общества, еврейских синагог и караимских кенафов, которые тоже имели оборонное назначение.

  • Определите новые черты градостроения. Почему среди достопримечательностей архитектуры XIV — XV в. доминируют оборонные сооружения?

6. Занятие живописью и книжная миниатюра

Изобразительное искусство этих суток продолжало развиваться на традициях Руси-Украины и Галицко-волынского государства. Но в нем появилось новое явление: маляры начали отходить от традиционных византийских канонов иконографии, пытаясь передать реальные чувства человека. Общая тенденция — глубже передать душевное состояние человека, предоставить позам и лицам выразительности и индивидуальности. Мастера начали овладевать техникой светотеневого моделирования, которое свидетельствовало о влиянии западноевропейского гуманизма. Занятие живописью было широко представлено фресками и иконописью.

Фресковые росписи имели значительное распространение к середине XVI в. Наиболее известными являются фресковые росписи ротонды в Горцах под Ужгородом (фрески «Благовещения», «Тайна ужин», «Побег в Египет», «Св. Екатерина»), Армянской церкви во Львове, Бокатского монастыря на Подолье. Известны также росписи украинскими мастерами храмов и дворцов в Польше. Да, росписи часовни

Святой Троицы в Люблине (1418 г.), что их сделала группа мастеров во главе с Андреем, являются большими по объему и имеют интересную схему — разрисованы в три яруса. Не менее поражающими являются росписи часовни святого Креста Вавельського замку в Кракове (1470 г.). В целом сравнительно с предыдущими сутками нам известно много тогдашних мастеров росписи: Гайль и Тимофей Дробиш из Перемишля, Иоанн, Андрей Русин, Максим Воробей из Львова, Герман из Самбора и др.

Гайль был священником в Перемишлі. За королевским приказом в 20-х годах XV в. он расписал много костелов в Сандомирской, Краковской и Середской землях. В 1426 г. король Ягайло «за многочисленные заслуги» подарил Гайлеві и его потомкам парохію на предместье Перемишля, установил повинности на его пользу, а также освободил Гайла от всех повинностей и налогов.

Фреска «Дары волхвов» из ротонды в Горцах

Самая давняя икона «Страшный Суд» из с. Вановцы

В писании икон продолжают развиваться три центра: Киев, Волынь и Львов. Иконы, как и фрески, приобретают новые черты под воздействием идей гуманизма. В иконах также появляются изображения растений, архитектурного окружения, предметов быта. Иконописцы для более реалистичного изображения начинают использовать светотень и прямую перспективу. Из XV в. распространяются иконы, нарисованные на дошках. Лучшими образцами иконописания является икона Богородиці Одигитрии из села Красів, иконы Оплакивания Христа из села Трушевичі, Сень Богородиці из села Речицы, Святой Николай из Радружі и тому подобное. В конце XV — в начале XVI в. получают распространение иконы на сюжеты Страшного Суда, в которых воплощены народные представления о Рае и Аду.

В XIV — XV в. с развитием рукописных книг продолжаются традиции книжной миниатюры. Наиболее ярко книжная миниатюра в те сутки представлена в Киевском Псалтыре, созданном в 1397 г., где вмещено 301 иллюстрация. Она характеризуется сюжетной разнообразностью (от библейских к бытовым), выразительностью и індивідуалізованістю рис лица, свежестью цветов. Изображение и колорит чрезвычайно изысканы. Замечательные иллюстрации содержат также Киевское Евангелие (1393 г.), Луцкое Евангелие (XVI в.) и тому подобное.

ВЫВОДЫ

В культурном развитии Украины XIV — XV в. происходили неоднозначные противоречивые процессы, обусловленные разными историческими факторами. Сдерживающими, дестабилизирующими культурный процесс факторами были: падение Византийской империи, которое лишило православие внешней опоры, отсутствие собственной государственности, наступление католической церкви, татарские нападения. Однако исчезновение византийского влияния повлекло начало активного усвоения на почве києво-руської духовности приобретений западноевропейской культуры. Поднесению украинской культуры способствовали технический прогресс, возникновение книгопечатания, развитие в Украине гуманистической мысли под воздействием европейского Возрождения.

ЗАКРЕПИМ ЗНАНИЯ

  • 1. Как иностранное господство повлияло на развитие культуры украинских земель во второй половине XIV — XV в.?
  • 2. Какая главная идея народных дум? Как они выполнялись?
  • 3. Определите черты культуры украинских земель XIV — XV в., что сформировались под воздействием культуры стран Запада.
  • 4. Почему достопримечательности письменности средневековья являются в то же время достопримечательностями изобразительного искусства? Назовите достопримечательности украинской рукописной книги.
  • 5. Используя дополнительный материал, подготовьте рассказ по теме «Замки и крепости Украины».
  • 6. Какие традиции Киевского государства и Галицко-волынского княжества отобразились в культуре украинских земель XIV — XV в.?
скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "История Украины 7 класс Гисем", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація