Социальная структура населения украинских земель во второй половине ХІV—ХV в.
- 27-10-2022, 21:11
- 281
7 Клас , История Украины 7 класс Гисем
§ 24. Социальная структура населения украинских земель во второй половине ХІV—ХV в.
1. Социальная структура общества
По своей сути тогдашнее общество было феодальным. Для него характерным было разделение на состояния. Для сословной организации общества, которое обычно содержит несколько состояний, является характерным иерархическое строение (подчиненности одних состояний другим), выраженное в неравенстве положения (правах и обязанностях) и привилегиях. Социальная структура украинского общества XIV — XV в. была достаточно разнообразной. Основными состояниями были шляхта (князья, господа, зем’яни, бояре), духовенство («церковные люди»), мещане (патрициат, бюргерство, плебс) и крестьянство (слуги, данники, тягловые).
Наивысшим состоянием общества была шляхта. Ее складывали князья — самая состоятельная титулованная знать, которые разделялись на «княжат главных» и «княжат-повітовників». Первые не подлежали местной власти, входили в великокняжеский совет, а в военные походы шли со своими отрядами под родовыми гербами. Вторые наоборот, подчинялись местной власти, не входили в великокняжеский совет, а в военные походы шли в составе уездного ополчения.
Шляхту также складывали господа — состоятельная знать, которая не имела княжеских титулов, но выделялась давностью рода, вотчинным (наследственным) землевладением и определенными привилегиями. Самые богатые господа вместе с князьями представляли группу магнатов — наибольших землевладельцев.
Средняя служила шляхта называлась земянами. Она была зависимой от князей и господ, а благородный статус и наследственное землевладение получила за военную (боярскую) службу. Зем’яни выполняли личную конную службу и выставляли во время похода определенное количество конных воинов.
Бояре были мелкими шляхтичами-служащими, которые выполняли разнообразные поручения, и «панцирными слугами», которые лично отбывали военную службу. Бояре происходили от крестьян-слуг, владели землями уделов, пользуясь ими при условии выполнения своей службы.
Станы — большие социальноправовые группы людей, которые отличались между собой наследственным, закрепленным в законах положением в обществе, определенными правами, привилегиями и обязанностями.
Шляхта — привилегированное господствующее состояние в Польше, Венгрии, Литве, на украинских и белорусских землях, что в XIV — XVIII в. входили в состав Польского королевства, Великого княжества Литовского, а из 1569 г. — кстати Посполитой. Принадлежность к шляхте обеспечивала широкие корпоративные права и привилегии, которые отделяли от других слоев общества.
Второе состояние общества — духовенство складывали «церковные люди» — отдельное привилегированное состояние украинского общества. Они не подлежали светскому суду, а в случае потребности попадали под суд епископов. Духовенство разделялось на верхушку (митрополит, епископы, архиепископы и др.) и рядовых священнослужителей. Наибольшую часть складывали парафиальные священники.
К мещанам входили патрициат — самая состоятельная часть мещанства, которая состояла из самых богатых и самых влиятельных купцов, ремесленников-мастеров, бюргерство — средняя часть мещанства, которую складывали цеховые мастера и торговцы среднего достатка, и плебс — мелкие ремесленники, торговцы и другие жители городов.
К самому бесправному состоянию общества — крестьянам принадлежали слуги — лично свободные крестьяне, которые находились на службах, получая за это земельные наделы и освобождения от повинностей, данники — лично свободные и экономически независимые крестьяне-общинники, которые платили государству дань (чинш) натурой или деньгами, и тягловые — крестьяне, которые не имели собственной земли и вели хозяйство на земельных участках, которые принадлежали государству или землевладельцам. За пользование землей они отрабатывали трудовую повинность со своим тяглом (рабочим скотом). Были как лично свободные, так и закрепленные к своим наделам тягловые крестьяне.
- Какие основные состояния общества существовали на украинских землях в XIV-XV в.?
2. Господствующие слои населения и их жизнь
В Польском королевстве и Великом княжестве Литовскому социальная структура населения имела определенные отличия. Да, в Польше все господствующие прослойки общества, то есть феодалы, назывались шляхтой. Сначала это были рыцари, которые состояли на государственной военной службе, получая в пользование земельную собственность. В 1374 г. король Людовик Анжуйський, что одновременно был королем Польши и Венгрии, принял привилегию, за которой их землевладения стали наследственными. Постепенно шляхта стала господствующим слоем в Польше. Через свои представительские органы (местные сеймики и общий сейм) она определяла политику государства.
В Великом княжестве Литовскому господствующий слой был разнообразнее. Здесь сочетали элементы собственно Литвы, Руси-Украины и Польши. Во второй половине XIV — в начале XVI в. происходит формирование единственного господствующего слоя с единственными правами, привилегиями и обязанностями, которая стала называться шляхтой.
Главной обязанностью шляхты была военная служба за собственные средства и уплата небольшого денежного сбора. За несение службы в войске шляхта получала разные привилегии.
Шляхтич входил в благородную корпорацию, которая решала разные вопросы жизни уезда, мог быть избранным к уездным органам власти и сейма. Его жизнь ценилась дороже кого-либо. Винному в образе шляхтича крестьянину или мещанину отрубали руку. Шляхта имела широкие привилегии в торговле и землепользовании. Был выработан своеобразный кодекс благородной чести. В суде слово шляхтича не требовало доказательств. Шляхтич, который совершил преступление, подлежал благородному суду и избавлялся привилегий.
Благородные привилегии были официально утверждены местной властью.
За Кошицком привилегией (1374 г.) польская шляхта была освобождена от всех повинностей за исключением уплаты поземельного налога, а землевладение шляхтичей становилось наследственным.
Городельский привилегия (1413 г.) предусматривала, что все шляхтичи в Великом княжестве Литовскому должны иметь гербы, быть католиками и женить дочерей только с мужчинами того же вероисповедания.
Червінський привилегия (1422 г.) гарантировала польской шляхте неприкосновенность ее землевладений.
Едлінсько-краковская привилегия (1430-1433 гг.) давала гарантию личной неприкосновенности польской шляхты, запрет арестовывать ее представителей по решению суда и на основании закона.
За Виленской привилегией (1447 г.) Казимира IV Ягеллончика права и вольности польской шляхты распространялись на русскую шляхту всех земель Великого княжества Литовского.
Цереквицкая привилегия (1454 г.) обязывала польского короля обсуждать вместе с шляхтой законодательные вопросы и не позволял начинать войну без ее ведома.
Нешавские уставы (1454 г.) подтвердили все предыдущие привилегии, что их получила шляхта отдельных польских земель, а также запретили принимать любые новые законы без согласия шляхты.
Пйотркувський устав (1496 г.) узаконил прикрепление крестьян к земле, уравнял западноукраинских бояр — потомков знати бывшего Галицко-волынского княжества — в правах с польской шляхтой.
Литовский устав
Исключительные политические и личные права произвели у шляхты высокое чувство собственного достоинства, а еще пренебрежительное отношение к представителям низших слоев общества.
Одновременно с предоставлением привилегий вводились и определенные ограничения на рост количества шляхты за счет перехода из других состояний.
Чтобы очистить благородное от «случайных людей», великокняжеская власть Литвы в 1522 г. приняла специальное постановление о «выводе благородного». За ней к благородному состоянию были отнесены потомки тех лиц, которые стали боярами за правление князей Витовта, Сигизмунда и Казимира. В 1528 г. был составлен список шляхты, утвержденный сеймом. В то же время понятие «боярин» и «зем’янин» заменили на единственный — «шляхтич». В следующем году в Литовском уставе — сборнике законов Великого княжества Литовский был записан, что иммунитетные грамоты шляхтичей не нужно ежегодно подтверждать, они являются постоянным документом. Также устав гарантировал шляхте, что ее нельзя карать бессудного.
В 40-50-ые годы XVI в. были уточнены списки шляхты и их слуг. В соответствии с «Уставом на волоки» (1557 г.) шляхтичами признавались лишь «бояре древние», остальные возвращались к состояниям крестьянства или мещанства.
В 1563 г. согласно грамоте Великого князя Литовского отменялись все ограничения относительно православной шляхты, в частности и на украинских землях (некоторые историки применяют относительно нее название «украинская шляхта»). Да, состоянием на середину XVI в. правящая верхушка была консолидирована в одном благородном состоянии, которое почти потеряло национальные особенности в пределах единого Литовского государства, а в дальнейшем и в пределах Вещи Посполитой.
Невзирая на это шляхта была неоднородной за своим имущественным положением. Условно ее можно разделить на три основных группы — мелкую шляхту, среднюю шляхту и магнатов. Мелкие шляхтичи имели от 1 до 50 крестьянских дворов, магнатов — несколько или и десятки тысяч.
Польская и литовская шляхта
К господствующему слою населения также принадлежала часть духовенства — высшие иерархи (митрополит, епископы, игумены и тому подобное), образ жизни и доходы которых не уступали благородный. Кроме того, большинство из них были выходцами из благородного состояния.
- Как назывался сборник законов Великого княжества Литовского? Кого называли шляхтичом?
3. Князь Константин Острозький
Особенное положение в тогдашнем обществе и даже среди господствующего слоя уселись князья. Это были потомки княжеских родов Рюриковичей, Гедиминовичей, Ольгердовичей. Благодаря своему происхождению и богатству они претендовали на наивысшие должности в государстве. В их владениях действовало княжеское право с собственными налогами и судом, было свое войско. Однако централизация государства в Литве и формирования единственного благородного состояния ослабили власть и влияние князей.
Самым могучим княжеским родом были Острозькі. По родовым преданиям, они были потомками князя Романа, сына Данилы Галицкой. Самым известным представителем семейства Острозьких был Константин Иванович (приблизительно 1463-1530 гг.) — великий гетман литовский (главнокомандующий литовских войск на протяжении 26 лет), кастелян Виленский. На протяжении своей службы он получил города, такие как Полонне, Луцк, Здолбунів, Красилів, Чуднів и др. В целом во владении гетмана находилось свыше 30 городов и городков, а также больше чем 500 сел, ему принадлежало свыше 40 тыс. крестьян-мужчин. Когда однажды было принято решение выставить в войско по одному всаднику от восьми «служб» (то есть «служебних» наделов), Острозький выставил 426 всадников. До самой смерти он защищал православную церковь от наступления католицизма, организовал защиту украинских земель системой городов и замков, осуществлял походы против татар. Как писал о нем известный русский историк М. Карамзин, он был «братом россиян в церкви, но страшным врагом на поле битвы».
Князь Константин Острозький
Из серии рисунков «Битва под Оршей»
Самой известной победой князя была битва под Оршей 8 сентября 1514 г. во время литовско-московской войны 1512-1522 гг. Тогда он разгромил московское войско, которое вдвое превышало литовское. В плен были взяты больше полторы тысячи знатных московитов, погибло около 30 тысяч.
Его сын Константин и внук Василий тоже настойчиво отстаивали православие. При содействии Константина в Остроге открыта типография и школа, которая считается первым учебным заведением высшего типа на украинских землях. Только последний из Острозьких Януш Константинович отступился от родительской веры и в начале XVII в. покатоличився.
4. Церковная жизнь во второй половине XIV-XV в.
Важную роль в жизни украинского общества XIV — XV в. играло духовенство, которое складывало почти десятую часть населения. Православное духовенство разделялось на две категории: белое (парафиальные священники) и черное (монахи, черницы, высшие иерархи).
Ситуация, что сложилась на украинских землях в религиозной сфере, была крайне сложной. После того как киевский митрополит в 1299 г. переехал к Володимира-Залеського, благодаря домогательствам галицко-волынского князя Юрия И Львовича была основана Галицкая митрополия (1303 г.), которая просуществовала до 1347 г.
Присоединение Галичины к Польше привело к насильственному насаждению католицизма. Пользуясь поддержкой польской власти, сюда тронулись католические миссионеры — доминиканцы и францисканцы, закладывая в крае густую сеть своих монастырей. Рядом с существующими православными епископствами относились католические для еще несуществующей парафин. В 1375 г. Папа Римский удовлетворил просьбу польского правительства об основании в Галичине католической митрополии (архиепископства). Ему были подчинены Перемишльське, Холмське, Владимирско-луцкое, Камянецкое и Молдавское Епископства, хотя католиков в крае на то время почти не было.
К пожару 1718 г. в Успенском соборе Киево-печерской лавры можно было увидеть могильную плиту с такой надписью: «Москву с татарами положил, одержав 63 победы над ними. Вспомни кровавые воды Роси, Днепра, Ольшанки, вспомни церкви, замки, монастыри, построенные им в Остроге и Свободные, вспомни больницы и школы, которые он учредил, Марсовую академию для людей рыцарского звания и поклонись Константину Ивановичу Острозькому, наивысшему гетману Великого княжества Литовского».
- 1. Какие заслуги князя отмечались в надписи? 2. Назовите главных противников Литвы в конце XV — в начале XVI в.
Киевская митрополия и ее разделение
На склоне жизни своего польский король Казимир III добился от константинопольского патриарха согласия на возобновление отдельной Галицкой православной митрополии (1371 г.). Однако она просуществовала лишь до 1410 г., когда была подчинена киевскому митрополиту.
Проблема православной церкви тревожила и правителей Великого княжества Литовского. После Кревської унии в Литве начал распространяться католицизм. Это вызывало сопротивление православной церкви и русских князей. Они поддержали Витовта в борьбе из пропольськи настроенным Ягайлом. Укрепив свою власть, Витовт осуществил попытки вывести православную церковь на своих землях из подчинения Московской митрополии. Первая в 1406 г. оказалась неудачной. Вторая попытка была осуществлена в 1415 г., когда по настоянию Витовта в городе Новогрудка собор православных епископов украинских и белорусских земель избрал отдельного киевского («литовского») митрополита Григория Цамблака. Однако после его смерти в 1420 г. Витовт был вынужден признать пренебрежительность над православными московского митрополита Фотия.
В XV в. была сделана попытка объединить католическую и православную церкви. В 1439 г. на Вселенском соборе в Флоренции была заключена уния между Вселенским (константинопольским) патриархом и Папой Римским. Эту унию не признали в московских и украинско-белорусских землях. Московское духовенство избрало своим митрополитом Иону, что положило начало автокефалии московской митрополии. С увлечением турками в 1453 г. Константинополя влияние московского митрополита усилилось. Литовские правители, не желая оставлять своих многочисленных православных подданных под влиянием и верховенством московского митрополита, 1458 г. возобновили Киевскую («Литовскую») митрополию, которая окончательно отделилась от Московской и непосредственно была подчинена константинопольскому патриарху. Киевская митрополия руководила деятельностью десяти епископств, расположенных на украинских и белорусских землях: Киевского, Черниговского, Смоленского, Полоцкого, Луцкого, Владимирского, Турово-пінського, Галицкого, Холмського и Перемишльського. Митрополитом был избран Григорий Болгарина.
Положение православного духовенства в Польском королевстве и Великом княжестве Литовскому мало как общие, так и отличные черты. В украинских епархиях Польши православное духовенство, в отличие от католического, облагалось налогами. Православных епископов не допускали к сенату (верхней палаты польского сейма). Происходила откровенная торговля церковными должностями. Делались религиозные притеснения православного населения.
В Литве отношение к православным было терпимым, но католикам предоставлялось преимущество. Митрополичою и епископскими кафедрами распоряжался Великий князь Литовский. На государственных землях он определял, кто будет архимандритом или игуменом в православном монастыре, а на частных землях это делали князья и господа. Православная церковь в составе Польши и Литвы находилась в положении второстепенной и очень сильно зависела от светской власти.
- Какие события способствовали распространению католицизма на украинских землях? В каком году состоялось разделение православной митрополии на Киевскую и Московскую?
ВЫВОДЫ
В XIV — XV в. состоялись изменения в социальной структуре общества: одни слои исчезают или теряют свое бывшее положение, появляются новые. Состоянием на середину XVI в. завершилось становление шляхты как господствующего состояния общества на украинских землях. В этот период заметно ухудшается положение украинского крестьянства: растут повинности и налоги, происходит постепенный процесс закрепощения.
В отмеченный период сложной была религиозная ситуация на украинских землях. Православная церковь, которая теряла поддержку государства, начала приходить в упадок. Разворачивалась экспансия католической церкви, которая поддерживалась правителями Польши и Литвы. Это предопределяло сложную религиозную ситуацию.
ЗАКРЕПИМ ЗНАНИЯ
- 1. Назовите основные состояния общества на украинских землях в XIV — первой половине XVI в.
- 2. Кто принадлежал к господствующему слою населения?
- 3. Какие права и обязанности имели шляхтичи? По каким признакам из благородного состояния Литвы и Польши можно выделить украинскую шляхту?
- 4. Какое название имели сборники законов Великого княжества Литовского? Что было основой для их создания?
- 5. Чем была предопределена сложная церковная ситуация на украинских землях в XIV — первой половине XVI в.?
- 6. Как осуществлялось наступление католической церкви в укране?
Коментарі (0)