Войти
Закрыть

Занятия и образ жизни первобытных людей

6 Клас , Всемирная история 6 класс Бандровский, Власов

 

§ 5. ЗАНЯТИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

• Рассмотрите иллюстрации. О каких занятиях людей свидетельствуют художественные реконструкции? Какие орудия труда используют изображенные на картинах люди? • Отличаются ли занятия и образ жизни людей на картинах? Чем именно? • Попробуйте растолковать понятия присваивающий и производящий способ ведения хозяйства людей.

Занятия первобытных людей. Художественная реконструкция 3. Буриана.

1. Что определяло образ жизни пралюдей и первых людей в период палеолита?

Для палеолита характерно господство присваивающих форм хозяйства - охота, собирательство, впоследствии рыболовство.

Питекантропы постоянно передвигались в поисках еды, останавливаясь на более-менее длительное время в местах, богатых добычей. Древние жители нынешних европейских земель питались плодами, побегами, корешками теплолюбивых растений, которых в те времена было множество. Употребляли питекантропы также мясо. Археологические находки свидетельствуют, что они охотились на оленей, антилоп, лошадей и даже слонов. Питекантропы использовали огонь, хотя и не умели добывать его.

1. Рассмотрите иллюстрацию. Чем заняты питекантропы? 2. Какие орудия они используют?

Питекантропы. Художественная реконструкция 3. Буриана.

Неандертальцы вследствие изменения окружающей среды были вынуждены приспосабливаться к новым условиям жизни. Они научились сами добывать огонь, применять ловчие ямы, загонять табуны лошадей, стада быков и оленей в болота и другие естественные ловушки, устраивать засады. Кости животных использовали в качестве строительного материала. Из шкур изготавливали одежду.

1. Рассмотрите иллюстрацию. Чем заняты неандертальцы? 2. Какие предметы они используют?

Неандертальцы. Художественная реконструкция 3. Буриана.

Люди современного типа, расселившись в Европе, Азии, Америке и Австралии, охотились на мамонтов, шерстистых носорогов или громадных кенгуру, которые по завершении ледникового периода вымерли.

На северных территориях Украины простиралась при ледниковая лесостепь, где жили мамонты. На юге лежали бескрайние холодные степи с многочисленными стадами бизонов. В долинах рек, вдоль которых проживали животные, общины охотников обустраивали свои поселения. Близ поселения ожидали мамонтов, которые осенью переходили южнее. Охотились с помощью копий, устраивая для животных ловушки-ямы.

Охотники на бизонов добывали не только еду, но и материал для одежды, обуви и покрытия жилья (шкуры), а также для изготовления орудий (кости). Из рогов делали посуду, из полосок кожи и шерсти плели бечевки.

1. Рассмотрите иллюстрацию. Где охотники устроили засаду на животное? Была ли такая охота безопасной? Почему? 2. Поразмышляйте, по каким находкам ученые узнают, что основным занятием кроманьонцев была охота.

3. Что определяло образ жизни кроманьонцев?

Охота на мамонтов. Художественная реконструкция 3. Буриана.

Почему, снимая фантастические фильмы о жизни первобытных людей, кинематографисты ориентируются на представления об образе жизни кроманьонцев?

2. Как изменилась жизнь людей при мезолите?

Около 10 тыс. лет тому назад завершился ледниковый период, именно тогда в Европе установился климат, подобный современному. Похожим на современный стал и животный мир. В сосновых и березовых лесах поселились лоси, благородные олени, туры, дикие кабаны. Охота превратилась в кропотливое и нудное дело: часами, а порой и днями охотнику приходилось выслеживать добычу, однако еды хватало ненадолго. От голодной смерти лесных охотников часто спасали съедобные ягоды и грибы.

В послеледниковый период изменились не только способы охоты, но и охотничьи орудия. Был изобретен лук и стрелы. К снаряжениям охотников зимой добавились лыжи. Люди времен мезолита пользовались также лодками. Исследователи считают, что именно тогда была приручена собака - незаменимый помощник во время охоты.

Лесные охотники проживали в северной части Украины. На юге жизнь людей немного отличалась, что было обусловлено распространением других животных и растений. Важную роль играло собирательство, а также рыболовство. Вдоль Днепра, вблизи порогов, природа была настолько богатой, что люди могли там жить постоянно. В Крыму, о чем свидетельствуют археологические находки, люди охотно обживали пещеры и гроты.

С завершением ледникового периода связывают начало новых периодов по археологической периодизации - мезолита. На землях Украины этот период длился с 10 тыс. лет до 7 тыс. лет тому назад.

1. Рассмотрите иллюстрацию. Какие знания по истории использовал художник, работая над картиной - реконструкцией времен мезолита? 2. Почему изобретение лука и стрел, лодки, лыж предопределено изменениями климата?

Охотники на оленей. Художественная реконструкция 3. Буриана.

3. Когда, где и как возникло земледелие и скотоводство?

Стремясь иметь более надежный и более предсказуемый, чем охота и сбор диких ягод или грибов, способ добычи пищи, люди попробовали сами выращивать нужные им растения, разводить животных. Они заметили, что зерно, брошенное в землю, прорастает. Из растения, которое выросло, можно собирать такие же зерна. Люди научились обрабатывать землю так, чтобы она становилась пригодной к посеву растений. О том, в каком направлении развивалось собирательство, свидетельствуют многочисленные роговые и костяные мотыги - инструменты для обработки почвы и выкапывания корешков, жатвенные ножи (прообраз будущих серпов), предназначенные для срезания колосков и побегов, и терки, которые применяли, чтобы перетирать зерна и плоды и т. п. Так из собирательства около 11-9 тысяч лет назад в землях Юго-Западной Азии возникло земледелие. Появление домашнего скота (козы и овцы) около 9 тыс. лет тому назад связывают с Юго-Западной Азией. Так возникло скотоводство.

Новые формы ведения хозяйства - земледелие и скотоводство — возникли в последний период каменного века, который называют неолитом.

Период нового каменного века в Западной Азии длился от 9 до 6 тыс. лет до н. э., а в Европе - несколько позднее.

1. Прообраз мотыги - палка с сучком. Впоследствии мотыга стала комбинированным орудием труда. К деревянной палке присоединяли рабочую часть - из рога или кости. На протяжении тысячелетий мотыга оставалась основным орудием для обрабатывания земли. На смену ручной мотыге пришло рало, которое тянули волы или лошади (в Европе известно с бронзового века).

2. Зернотерка.

3. Реконструкция мотыги с рабочей частью, изготовленной из камня.

Поселение неолитического периода, типичное для Восточной и Центральной Европы. Реконструкция.

Скотоводы, постоянно передвигаясь вместе со стадами и отарами на новые земли в поисках пастбищ, вели кочевой образ жизни. Земледельцы и животноводы, которые могли длительное время оставаться на месте, перешли к оседлому проживанию. Скотоводы оказывали предпочтение овальному и круглому жилью, а земледельцы - четырехугольным зданиям, к которым можно было пристраивать хозяйственные помещения.

Почему охоту и собирательство называют присваивающими формами ведения хозяйства, а земледелие и скотоводство - производящими?

4. Что такое ремесло?

При неолите в жизни людей произошли и другие важные изменения: люди научились сверлить и шлифовать камень и древесину, из глины делать посуду, прясть и ткать, шить одежду из тканей.

Исключительное значение имело изобретение глиняной посуды. Исследователи допускают, что изготовление глиняной посуды, или гончарство, изобрели, обмазывая глиной плетеные сосуды. Впоследствии научились складывать горшки из глиняных валиков и выжигать их в специальных печах. Посуда становилась крепкой и долго служила. В ней можно было не только хранить зерно, но и готовить еду. С изобретением гончарного круга - деревянного станка с вращающимся кругом - посуда приобрела правильную округлую форму. Готовые изделия украшали рисованным или прочерченным орнаментом. Изготовление удобной и хорошей посуды требовало незаурядной ловкости и отнимало много времени. Поэтому мастер полностью посвящал себя гончарству, обменивая изготовленные им вещи на еду и зарабатывая этим умением на жизнь.

1. Современная реконструкция прибора для сверления.

2. Изготовление посуды из глиняных валиков.

1. Рассмотрите иллюстрации. Какие горшки более совершенны по форме, какие было делать легче и быстрее? 2. Почему только с изобретением гончарного круга стало возможно изготавливать тонкостенные, высокие кувшины, большие сосуды? 3. Как использовали изделия гончаров в хозяйстве в то время?

Горшки, вылепленные руками и сделанные на гончарном круге.

Кропотливым трудом было и изготовление тканей. На деревянную раму вертикально натягивали ровный ряд пряжи (нитей). Чтобы нити не путались, к их концам снизу привязывали камешки. Через ряд поперек пропускали другие нити - так ткали первые ткани.

1. Прядение - изготовление пряжи (ниток), из которых делают ткань на ткацком станке или с помощью вязания.

2. Современная реконструкция древнего ткацкого станка.

Ремесло - вид деятельности, заключающийся в изготовлении орудий труда и бытовых предметов, одежды для обмена или продажи.

Из упомянутых умений зарождались ремесла - гончарство и ткачество. Ремесло - еще одна, кроме земледелия и скотоводства, отрасль воспроизводительной деятельности. К древним ремеслам принадлежат также плавка и кузнечество. Развитие этих ремесел связано с открытием человеком свойств металлов, из которых начали изготавливать орудия труда.

Как вы думаете, почему гончарство, литейное дело, кузнечество было по большей части делом мужчин, а прядение, ткачество, вязание - женщин?

Первым металлом, который люди научились обрабатывать, стала медь. Сначала изделия из нее выковывали, а впоследствии научились выплавлять из руды. Впервые медь использовали жители Западной Азии. Открытие меди и бронзы - сплава меди и олова - ознаменовало завершение каменного века и начало века металлов. Длительное время люди пользовались и каменными, и металлическими орудиями. Поэтому этот переходный век называют энеолитом - медно-каменным веком.

Постепенно люди узнали и о свойствах железа. В Западной Азии были найдены изделия из метеоритного железа, которое древние люди считали «подарком небес» и носили как украшения. Железо научились обрабатывать в 2—1 тыс. до н. э., когда из него стали изготавливать орудия труда и оружие.

1. Медный самородок (Волынь).

2. Медный топор-молот времен энеолита (Тернопольщина).

• Подумайте, какие преимущества имели металлические орудия труда по сравнению с каменными.

Те общины, которые достигали успехов в развитии ремесла, имели преимущество над другими. Они обменивали изделия ремесленников (посуда, орудия труда и т. п.) на продукты питания. Так возник обмен изделиями и первые «деньги». Сначала в качестве денег использовали скот, бронзовые мечи, раковины, бусы из кварца, посуду, каменные топоры, куски соли. Потребность в специальных местах для обмена изделиями и развитие ремесла повлекли появление новых поселений - будущих городов.

Рассмотрите картины в начале параграфа. На какой из них изображено поселение неолитического периода? Ответ обоснуйте.

Оцените себя

1. Что определяло образ жизни и занятия пралюдей и первых людей при палеолите? С чем это было связано?

2. Когда возникло земледелие, скотоводство, ремесло? Какие территории были ячейками возникновения земледелия и скотоводства?

3. Обобщите изменения в жизни человека, случившиеся за период мезолита и неолита.

4. Объясните понятия: земледелие, скотоводство, ремесло, мотыга, гончарный круг, ткацкий станок, кочевники, оседлость.

Возникновение воспроизводительного хозяйства считают важнейшим достижением в истории человечества, которое определило его будущее. Докажите это на примере современного транспорта и средств связи. Представьте, как жили бы люди, если бы не научились обрабатывать землю и разводить скот. Какие угрозы для человечества скрывали в себе новые формы ведения хозяйства?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 6 класс Бандровский, Власов", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація