Войти
Закрыть

Древнегреческая мифология и религия. Практическое занятие 6

6 Клас , Всемирная история 6 класс Бандровский, Власов

 

§ 25. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6

1. Как древние греки объясняли происхождение мира и богов, явления природы?

В греческом мифе о сотворении мира идет речь о периоде, когда существовала бездна Хаос. В ней родился Эрос (сила любви), который появился из мирового яйца. Он привел Вселенную в движение. Богиня земли Гея родила Урана (небо) и Понта (море). Впоследствии она родила одноглазых великанов - циклопов и двенадцать титанов. Главным среди них был Кронос. Впоследствии его сын - Зевс - сбросил титанов и стал верховным богом, царем и отцом богов и людей. Бог неба, покровитель грома и молний Зевс, сидя на высоком троне, разделял власть над миром с братьями и сестрами. Его брат Посейдон стал правителем моря, покровителем мореходства. Он поднимал или сдерживал на море бурю, вызывал землетрясения. Своим трезубцем Посейдон поднимал корабли, которые сели на мель, а тем, кто попал в кораблекрушение, посылал быстрые течения, которые несли их к безопасным берегам.

Другой брат Зевса, Аид, стал владыкой в подземном мире. Согласно верованиям греков, ворота в царство Аида охранял трехглавый пес Цербер. Когда душа человека проходила сквозь врата царства мертвых, она попадала на суд Аида, где взвешивали ее поступки за время земной жизни. Души праведников попадали в страну вечного счастья и вечной весны. Грешников - в Тартар, окруженный огненной рекой. Здесь каждого из них ожидала судьба в соответствии с его виной.

Из греческих мифов узнаем, что Аид, договорившись с Зевсом, похитил дочь Деметры и Зевса - Персефону, сделав ее своей женой. Разгневанная Деметра наслала на землю неурожай, поэтому Зевс, чтобы спасти жизнь на Земле, приказал Аиду отпустить Персефону к матери на три четверти года. Именно на это время природа ежегодно оживает. На земле расцветают и плодоносят деревья, травы. Когда Персефона возвращается к Аиду, жизнь замирает. Так древние греки объясняли смену времен года.

Персефона и Аид. Древнегреческий рельеф.

1. Как древние эллины представляли сотворение мира? 2. Какие боги разделили между собой власть над природой и людьми? В чем проявлялась их власть? 3. Как греки объясняли смену времен года?

Работаем самостоятельно. Задание 1. Рассмотрите иллюстрации и выполните задания.

1. Определите, какие боги изображены.

2. Были ли среди египетских богов такие, которые олицетворяли те же стихии или заботились о тех же сферах жизни, что и греческие? С чем это было связано?

3. Почему греки поклонялись именно таким богам?

2. Как в греческих мифах воплощен образ жизни и занятия греков?

Эллины верили, что их самые главные боги во главе с громовержцем Зевсом живут на горе Олимп. Боги в воображении греков имели человеческое подобие, человеческие желания, мысли, чувства, человеческие изъяны. Древнегреческие боги ссорились, влюблялись, завидовали друг другу и даже испытывали поражения от людей.

Важная роль среди богов-олимпийцев принадлежала сестрам Зевса и Посейдона: богиням Гестии, Деметре и Гере. Гестию чествовали как покровительницу домашнего очага; Деметра, богиня земледелия, олицетворяла плодородие и земледелие; Гера - покровительница замужних женщин и детей, семейной жизни, супружеской верности.

Чествовали греки и детей Зевса. Так, Арес был богом войны, Гефест - огня и кузнечества; Артемида - богиня охоты и покровительница животных. Ее изображали в длинном женском наряде или в короткой, удобной для быстрого бега одежде. За плечами у нее был сагайдак, а в руках - лук со стрелами. Рядом с Артемидой изображали лань - ее священное животное.

Особенно уважали греки Афину - богиню мудрости, покровительницу науки и искусства, женского труда (ткачества). Мифы рассказывают о рождении Афины из головы Зевса в полном военном снаряжении. Поэтому изображали ее в доспехах, с копьем, щитом и в шлеме. По легенде, именно Афина подарила афинянам оливковое дерево.

Аполлону, богу солнечного света, покровителю искусств, богу целительства, были подвластны девять муз, олицетворявших разные виды искусства. Греческие художники изображали Аполлона в образе красивого стройного юноши, с лирой в руках.

Уважали греки также Гермеса - вестника богов, опекуна пастухов, торговцев, плутов и воров. Чтобы успевать выполнять все поручения, Гермес вынужден был сделать себе на ногах маленькие крылья. Изображали его юношей в плоской шляпе, в руке он держит волшебный жезл.

Одним из самых популярных богов был Дионис - бог виноградарства и виноделия. Именно он научил людей выращивать виноградную лозу и делать вино. Изображали этого бога молодым, в венке из плюща или виноградных листьев, с кистью винограда.

Богиня любви и красоты Афродита, по легенде, родилась из морской пены, и везде, где ступала ее нога, вырастали цветы.

Греки считали, что некоторые боги вмешивались в человеческие дела, помогая или вредя человеку. Это, например, богиня правосудия Фемида, богини мести Эринии, бог сна Гипнос, бог брака Гименей.

1. Подумайте, о чем свидетельствует тот факт, что греки изображали богов похожими на людей. 2. Объясните, как связано появление богов с образом жизни и занятиями древних греков. 3. Кто из богов олицетворял явления природы?

Работаем самостоятельно. Задание 2. Рассмотрите изображения с греческой посуды и выполните задания.

1. Какие боги изображены на фрагментах древнегреческой посуды?

2. Укажите, покровителями каких занятий или явлений природы они были. Какие человеческие качества олицетворяли?

3. Подберите слова или словосочетания к характеристике каждого из богов.

3. Кого в Греции называли героями?

Не меньше греки уважали героев - полубогов, рожденных от богов и смертных женщин или от богинь и смертных мужчин. Герои помогали людям, учили их новому, а также укрощали или уничтожали страшных чудовищ. Самым любимым из греческих героев-полубогов был Геракл. Он убил громадного льва, уничтожил гидру - чудовище с телом змеи и девятью головами дракона, поймал дикого кабана, который имел удивительную силу и наводил ужас на людей. Геракла уважали и за то, что он навел порядок в конюшнях царя Авгия (которые никто не чистил 30 лет). Герой вычистил конюшни от навоза за один день, направив туда воды двух рек. В целом Геракл прославился 12 подвигами, за которые Зевс сделал героя бессмертным, взяв его на Олимп.

В мифах о Геракле рассказывается, что во время своих странствий герой встретил титана Прометея, прикованного, по приказу Зевса, к скале за то, что похитил огонь с Олимпа и принес его людям. Тело титана не переставал клевать орел. Геракл стрелой убил орла, разорвал цепи и освободил Прометея.

Не менее уважаемым героем был Персей. Он уничтожил страшную Медузу Горгону. Гермес подарил юному герою всепобеждающий меч, который легко разрубал даже железо, Афина вручила Персею блестящий, словно зеркало, щит. Герой знал, что тот, кто посмотрит на Медузу, немедленно превратится в камень, потому смотрел на отражение на щите. Отрубив голову Медузе Горгоне, Персей запихнул ее в волшебную сумку и поднялся на летучих сандалиях в воздух, убегая от других Горгон. По дороге домой Персей спас от морского чудовища красавицу Андромеду и взял ее в жены.

Почему греки уважали героев не меньше олимпийских богов? Кого в наше время называют героями? Объясните происхождение и значение высказываний «геркулесов труд», «прометеев огонь», «очистить авгиевы конюшни».

Работаем самостоятельно. Задание 3. Рассмотрите иллюстрации и выполните задания.

1. Какие сюжеты мифов о героях положены в основу изображенных скульптур?

2. Почему Геракл был любимейшим героем греков?

3. Олицетворением каких добродетелей были герои? Почему именно эти качества ценили греки?

Оцените себя, поставив за разные этапы работы соответствующие баллы: за каждое из заданий (задания 1-3) - от 1 до 3 баллов; так же от 1 до 3 баллов оцените свое участие в обсуждении в парах (максимальная оценка за урок - 12 баллов).

Подумайте, почему некоторых своих богов эллины изображали старыми, а некоторых - юными. В чем заключается отличие греческой религии от религий народов Востока? Связано ли с представлениями греков о внешности богов развитие скульптуры и живописи?

скачать dle 11.0фильмы бесплатно
 
Даний матеріал відноситься до підручника "Всемирная история 6 класс Бандровский, Власов", створено завдяки МІНІСТЕРСТУ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ (МОН)

Коментарі (0)

Додавання коментаря

  • оновити, якщо не видно коду

Навігація